реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Сознание

реферат

немногое, что животные имеют сообщить друг другу, может быть сообщено и без

речи. Многие животные обладают голосовыми органами , мимико -

жестикулярными методами сигнализации, однако все эти средства имеют

принципиальное отличие от человеческой речи: они служат выражением

субъективного состояния, вызываемого голодом, жаждой, страхом и т.д., либо

простым указанием, либо призывом к совместным действиям или

предупреждением об опасности и т.п. Язык животных никогда не достигает в

своей функции акта полагания некоторого абстрактного смысла в качестве

предмета общения. Содержанием общения животных всегда является наличная в

данный момент ситуация. Человеческая же речь оторвалась от своей

ситуативности, и это была “революция”, породившая человеческое сознание и

сделавшая содержанием речи идеальное, опосредованно воспроизводящее

объективную реальность.

Мимико - жестикулярные и звуковые средства взаимного общения прежде

всего высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования

человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов

общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу.

Потребность создала орган - соответствующее строение мозга и

периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования

речи - условно-рефлекторный : произносимые в той или иной ситуации звуки,

сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и

действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения

эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и

отношений.

Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством

общения и орудием мышления. Язык - это система содержательных значимых

форм. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они

предполагают друг друга как внутренне, логически оформленное идеальное

содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть

непосредственная действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе

мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не

только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием

и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга

не разрушая того и другого.

Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к

понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек

фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность

подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои

мысли и чувства человек отчетливее уясняет их сам. Он понимает себя только

испытав на других понятность своих слов. Язык и сознание едины. В этом

единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи

отражением действительности, оно “лепит” формы и диктует законы своего

языкового бытия. Через сознание и практику структура языка в конечном

счете выражает, хотя и в модифицированном виде, структуру бытия. Но

единство - это не тождество. Обе стороны этого единства отличаются друг от

друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает

в мысли. Речь - это не мышление, иначе величайшие болтуны должны были бы

быть величайшими мыслителями.

Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на

сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа,

в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость

мышления от языка не является абсолютной. Мышление детерминируется главным

образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично

модифицировать форму и стиль мышления.

Состояние проблемы соотношения мышления и языка еще далеко до

завершения, оно содержит еще множество интересных аспектов для

исследования.

4. Структура сознания.

Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют

в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком

уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или

рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем

самым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его

структурной организации.

В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не

просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму

отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано,

представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов,

находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания

наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание

вещей, а также переживание , то есть определенное отношение к содержанию

того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто

существует для него, это - знание. Развитие сознания предполагает прежде

всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке.

Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в

объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское,

эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и

рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия,

мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его

структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой

необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания

определенный круг объектов находится в фокусе сознания.

Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только

познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие

нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит и

ненавидеть. Познание и творчество - это не холодно-рассудочное, а страстное

искание истины.

Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может

человеческого искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни

человеческой личности включает в себя собственно чувства, представляющие

собой отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.),

настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и

аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).

В силу определенного отношения к объекту познания знания получают

различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое

выражение в убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А

это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его

жизненным ориентиром.

Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс

познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности,

интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе

как образное выражение, так и чувства.

Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными

на объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в

дело благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества

составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное

сложноструктурированное целое.

5. Сознание - свойство высокоорганизованной материи.

6. Сознание и мозг.

Человеческий мозг - поразительно сложное образование, тончайший

нервный аппарат. Это самостоятельная система и вместе с тем подсистема,

включенная в состав целостного организма и функционирующая в единстве с

ним, регулирующая его внутренние процессы и взаимоотношения с внешним

миром. Какие же факты неопровержимо доказывают, что именно мозг есть орган

сознания, а сознание - функция человеческого мозга?

Прежде всего тот факт, что от уровня сложности организации мозга

зависит и уровень отражательно-конструктивной способности сознания. Мозг

первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить органом лишь

примитивного сознания. Мозг современного человека, сформировавшийся в

результате длительной биосоциальной эволюции, представляет собой

сложноорганизованный орган. Зависимость уровня сознания от степени

организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка

формируется, как известно, в связи с развитием его мозга, а когда мозг

глубокого старца дряхлеет, угасают и функции сознания.

Нормальная психика невозможна вне нормально функционирующего мозга.

Как только нарушается и тем более разрушается утонченная структура

организации материи мозга, разрушаются и структуры сознания. Когда

повреждаются лобные доли, больные не могут продуцировать и осуществлять

сложные программы поведения; они не имеют устойчивых намерений и легко

возбуждаются побочными раздражителями. При поражении затылочно-теменных

отделов коры левого полушария нарушаются ориентировка в пространстве,

оперирование геометрическими отношениями и т.д. Известно, как деформируется

духовный мир личности, а нередко происходит ее полная деградация, если

человек систематически отравляет свой мозг алкоголем, наркотиками.

Экспериментальные данные различных наук, таких как психофизиология,

физиология высшей нервной деятельности и др., неопровержимо свидетельствуют

о том, что сознание неотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от материи,

которая мыслит. Мозг с его сложными биохимическими, физиологическими,

нервными процессами является материальным субстратом сознания. Сознание

всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами и не существует

помимо них. Но не они составляют сущность сознания.

5.2. Материальное и идеальное. Образ и предмет.

Физиологические механизмы психических явлений не тождественны

содержанию самой психики, представляющей собой отражение действительности в

виде субъективных образов. Диалектико-материалистическая концепция сознания

не совместима ни с идеалистическими воззрениями, отрывающими психические

явления от мозга, ни со взглядами так называемых вульгарных материалистов,

отрицающих специфику психического.

Отражение вещей, их свойств и отношений в мозгу, разумеется, не

означает их перемещения в мозг или образования их физических отпечатков в

нем наподобие отпечатков на воске. Мозг не деформируется, не синеет, не

холодеет, когда на него оказывают воздействие твердые, синие и холодные

предметы. Переживаемый образ внешней вещи есть нечто субъективное,

идеальное. Он не сводим ни к самому материальному объекту, находящемуся вне

мозга, ни к тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу и

порождают этот образ. Идеальное есть не что иное, как материальное,

“пересаженное” в человеческую голову и преобразованное в ней.

Духовный мир человека невозможно ни осязать, ни видеть, ни слышать, ни

обнаружить какими-либо приборами или химическими реактивами. В мозгу

человека никто еще не нашел непосредственно ни одной мысли: мысль,

идеальное не имеет существования в физическом и физиологическом смысле

этого слова. Вместе с тем, мысли, идеи реальны. Они существуют. Поэтому

нельзя считать идею чем-то “недействительным”. Однако, ее действительность,

реальность не материальна, а идеальна. Это наш внутренний мир, наше личное,

индивидуальное сознание, а также весь мир “надличной“ духовной культуры

человечества, то есть внешне объективированные идеальные явления. Поэтому

никак нельзя сказать, что реальнее - материя или сознание. Материя

-объективная, а сознание - субъективная реальность.

Сознание принадлежит человеку как субъекту, а не объективному миру. Не

существует “ничьих” ощущений, мыслей, чувств. Всякое ощущение, мысль, идея

есть ощущение, мысль, идея конкретного человека. Субъективность же образа -

это отнюдь не произвольное привнесение чего-то от субъекта: объективная

истина есть тоже субъективное явление. Вместе с тем, субъективное выступает

и в смысле неполной адекватности образа оригиналу.

Содержание мысленного образа предмета определяется не анатомо-

физиологической организацией человека и не тем, что познающий субъект

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.