реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Российско-Украинские отношения

реферат

газопроводную систему. На территории Украины расположена значительная часть

подземных хранилищ природного газа бывшего СССР. Кроме того, от

распавшегося Союза Украина унаследовала 20% запасов урана, составляющего

ресурсную базу для атомной энергетики РФ. Украина традиционно выступает в

качестве одного из основных поставщиков продовольственных товаров на

российский рынок, что немаловажно, если учесть значительное увеличение

импорта продуктов питания в современной России. И Украина и Россия обладают

высокоинтегрированными производственными комплексами, способными эффективно

функционировать лишь в режиме кооперации, в таких ключевых секторах

экономики, как машиностроение, электроника и приборостроение, ВПК, а также

в области науки и научного обеспечения. Наши страны имеют развитую систему

инфраструктурных коммуникаций, созданных в расчете на обслуживание единого

экономического комплекса бывшего Союза и представляющих собой сеть

объединенных энергосистем, трубопроводов, морских транспортных терминалов,

железнодорожного транспорта и т.д. Акцентируя внимание на гиперзависимости

России от украинских трубопроводов, не следует, однако, забывать, что

газотранспортные мощности Украины могут служить в основном для транзита

именно российского газа, ибо самые важные из разрабатывающихся сейчас

проектов транспортировки нефти и газа из Азербайджана, Казахстана,

Туркменистана в Европу практически не предусматривают использование для

этой цели территории Украины в обход России. Существенно сократились объемы

получения Украиной основных энергоносителей, сырья и материалов из России.

Такое сокращение, первоначально вызванное неспособностью Украины полностью

оплачивать эти поставки по ценам, приближающимся к мировым, стало одной из

главных причин погружения значительной части энерго- и материалоемких

производств страны в пучину глубокого структурного кризиса со свойственными

ему прогрессирующим падением конкурентоспособности.

Огромное значение российского фактора для социально-экономического

развития Украины, для процесса ее рыночной трансформации признается

практически всеми более или менее значительными политическими движениями в

Украине. Однако если в украинском обществе сложился консенсус относительно

весомости этого фактора, то до сих пор нет согласия по поводу того, как к

нему следует относиться: положительно или отрицательно. Проблема

взаимоотношений – предмет острых политических дискуссий, в которых, как это

ни прискорбно, априорные политико-идеологические предпочтения доминируют

над прагматическим анализом сложившихся экономических связей.

К сожалению, чрезмерные политизация и идеологизация экономических

проблем не только мешают правильному определению их истоков и возможных

способов разрешения, но зачастую приводят к отрицанию любых инициатив по их

оптимизации. Это неудивительно, если учесть, что политики как национал-

радикального толка, так и национал-демократы делают однозначный выбор в

пользу «европейского вектора» интеграции Украины. Для них любые попытки

восстановления каких бы то ни было связей с Россией ассоциируются с отказом

от выхода из «гравитационного поля» Москвы. Необходимо, тем не менее,

признать, что национальные интересы Украины, стратегия ее суверенного

экономического и политического развития требуют не «лозунгового»

патриотизма, а иделогически непредвзятого анализа всего комплекса украинско-

российских отношений и их влияния на процессы социально-экономической

трансформации в Украине. Такой анализ должен учитывать следующие факторы:

1) сохраняющиеся влияние прежних экономических структур обоих государств,

объективную инерцию их почти нераздельного функционирования, преодоление

которой требует значительных ресурсов времени и материальных благ. 2)

реальный экономический потенциал страны, который определяет степень

заинтересованности государств, являющихся ее торговыми партнерами, в

укреплении и развитии экономических связей с Украиной. 3) возможности

замещения существующих связей альтернативными отношениями с другими

странами или их группами с учетом структурных приоритетов экономики

украинского государства, его социокультурных особенностей, характера

существующих общественных ценностей, геополитического положения.[3]

При отсутствии продуманной стратегии возобладала политика сугубо

ситуативная, нацеленная на достижение исключительно краткосрочных

политических соглашений между основными кланами (корпорациями),

формирующими социально-политическую структуру общества.

Обнаружилась поразительная повторяемость в Украине многих ранее

проявившихся в России социально- экономических тенденций, сходство основных

макроэкономических и структурных проблем. Как и Россия, Украина испытала

ряд деструктивных для экономики явлений: хронические неплатежи и

бартеризацию коммерческого оборота, острый бюджетный кризис,

прогрессирующую деиндустриализацию и сворачивание сфер науки и наукоемких

производств. И в Украине, и в России в равной мере наблюдается

возникновение не столь экономического, сколько политического (и при этом

полукриминального) рынка, на котором люди, соединяющие власть и

собственность, ведут торг по их распределению и перераспределению, стремясь

к фактической приватизации самого государства.

Сделанные наблюдения свидетельствуют о значительном совпадении

трансформационных парадигм Украины и России. Эта зависимость, впрочем,

имеет отнюдь не односторонний характер, уходя своими корнями в

унаследованную от бывшего Союза структурную взаимосвязанность двух стран,

которая, несмотря на существенные изменения, произошедшие после распада

СССР, продолжает сохраняться. Высокая степень свободы внешней торговли в

обоих государствах и одновременно возникновение вполне ощутимых

административных и экономических барьеров для торговых контактов между ними

(процедуры таможенного контроля и оформления, требования предоплаты либо

гарантий оплаты поставок, новых налогов по отношению к товарам другой

страны и др.) привели к стремительному падению конкурентоспособности

украинских товаров на российском рынке, равно как и российский на

украинском. Для Украины это падение, ускоренное ростом энерго- и

материалоемкости производства, отозвалось более тяжелыми последствиями.

Реальное экономическое положение как в России, так и в Украине

характеризуется высокой степенью государственного вмешательства,

корпоративным слиянием политических и экономических управленческих элит.

Внешнеэкономический аспект современной политической ситуации на

Украине обусловливается существованием и воздействием трех мощных факторов:

финансовой зависимости страны от западных международных организаций,

энергетической зависимости от России и стран СНГ, а также

заинтересованности в продвижении украинских вооружений на рынки зарубежных

стран, в том числе и стран «третьего мира», а также стран СНГ.

Следует специально отметить, что в связи с неблагоприятно

складывающейся для Украины конъюнктурой мирового рынка, а также с в связи с

разрушением производственного потенциала украинской топливно-добывающей и

металло-перерабатывающей промышленности, традиционно формировавшаяся

заинтересованность этой страны в продвижении на внешние рынки товаров

продовольственной группы, а также продуктов производства черной и цветной

металлургии и угольной и химической промышленности имеет явную тенденцию к

снижению.

Так, скажем, финансовая зависимость официального Киева от западных

международных организаций, толкает руководство этой страны на поиск путей

внедрения в про- западные бюрократические структуры, включая военные

организации и ЕС. Однако, как отмечают известные российский аналитики,

«объективные пределы ориентации Киева на ЕС и НАТО существуют и проявляют

себя все более жестко. По признанию первого вице-премьера украинского

Правительства А. Кинаха: «из 200 деловых проектов, предложенных

украинскими партнерами, только 10-15% были поддержаны западными

инвесторами. Конечно, НАТО проявляет большой интерес к использованию

Яворовского полигона и других военных объектов на территории Украины,

однако столь явный перекос в военную сторону в украинско-западных связях не

создает стабильной основы для встраивания страны в евро-атлантическое

сообщество».

При этом, западные кредиторы пытаются активно влиять не только на

внешнюю, так и на внутреннюю политику Украины, требуя от последней

выполнения, в некоторых случаях, заведомо невыполнимых решений. Так,

скажем, по материалам осеннего номера «Известий», МВФ осенью 1999 года

угрожал Киеву задержкой в предоставлении очередного транша кредита в

размере 90 млн. долл. из-за намерения украинских властей ввести налог на

экспорт семян. Кроме того, Фонд продолжает настаивать на том, чтобы Украина

увеличила тарифы на коммунальные услуги и жилье на 100% реальной стоимости,

что вряд ли возможно из-за несогласия Верховной Рады принять

соответствующий закон (Кстати, резкое сокращение состава, прав и

возможностей украинского Верховного Совета, которое обусловило решение

только что состоявшегося на Украине референдума, на самом деле,

продиктовано именно указанными мотивами).

Иными словами, заокеанские займы Украины стимулировали развитие в

экономике этой страны скорее негативных, нежели позитивных процессов. Между

тем, финансовая зависимость Украины от стран Западного мира имеет

долгосрочный характер, и будет обусловливать позицию политического

руководства этой страны при решении, как внутриполитических, так и

внешнеполитических проблем еще долгие годы.

Энергетическая зависимость Украины от России проявляется в двух

объективных экономических составляющих: хронической задолженности Украины

перед российскими компаниями-экспортерами нефте- и газопродуктов и

электроэнергии, и несанкционированного забора нефти и газа из российских

экспортных трубопроводов, включая реэкспорт Киевом части отобранного газа.

Актуальными показателями энергетической зависимости явились, в частности,

«газовый конфликт» 10 декабря 1999 года, когда Россия полностью прекратила

поставки на Украину нефти и электроэнергии в связи с систематическим

подворовыванием последней российского газа, «бензиновый кризис» лета 1999

года, перманентный энергетический голод на промышленных предприятиях

Восточной Украины.

Украинские власти всячески стимулируют приобретение иностранными

(включая российские) фирмами и промышленными группами украинских

предприятий различного профиля, в частности, в счет уплаты долгов за

энергоносители. И есть все основания предполагать, что проблема долгов,

еще недавно наиболее болезненная, будет постепенно утрачивать остроту.

Украина, пытаясь – в том числе и за счет западных кредитов – оплачивать

хотя бы текущие поставки, доказывает свое желание избежать возврата

конфронтационной модели в этой сфере. Россия, со своей стороны, осознала

бесперспективность использования «долгового» козыря в попытках получения

каких-то политических дивидендов. Российской ориентированной на рынок

экономике будет очень сложно вновь приспосабливаться к украинским условиям,

где отсутствует рыночная инфраструктура, которая может быть создана в

лучшем случае через несколько лет.

Попытки компенсировать отсутствие или недостаточный уровень

принципиально новых экономических связей за счет восстановления старых

технологических цепочек, на что, собственно и ориентирована концепция

промышленно-финансовых групп – единственно признаваемая в Украине форма

широкомасштабного экономического сотрудничества. Эти попытки вряд ли

способны серьезно повысить заинтересованность крепнущего российского

капитала в ведении дел на Украине. Уже к 1995 году осталось не так много

сфер, где Россия была бы заинтересована в сотрудничестве. Когда-то мощный

военно-промышленный комплекс Украины стал не слишком привлекателен для

России, которая начала переориентировать свои экономические связи, а самое

главное, наша страна не обладает достаточным капиталом для финансирования

даже собственного военного производства и конверсии.

Кроме того, в настоящее время, принимая во внимание различающиеся

подходы к безопасности, Россия не может полагаться на Украину в военном

производстве, предоставляя ей дополнительную карту в игре. Единственной

сферой, где потенциал сотрудничества ещё достаточно высок, являются

коммуникации. Россия нуждается в украинских портах, так же как и в

трубопроводах. Но эта зависимость будет уменьшаться по мере того, как

Россия построит два новых газопровода через Беларусь и Польшу и морской

порт в Ленинградской области.

Как мы видим, Россия перестает «цепляться» за Украину так, как она

делала это раньше. Переориентация нашей страны в другие области социальной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.