газопроводную систему. На территории Украины расположена значительная часть
подземных хранилищ природного газа бывшего СССР. Кроме того, от
распавшегося Союза Украина унаследовала 20% запасов урана, составляющего
ресурсную базу для атомной энергетики РФ. Украина традиционно выступает в
качестве одного из основных поставщиков продовольственных товаров на
российский рынок, что немаловажно, если учесть значительное увеличение
импорта продуктов питания в современной России. И Украина и Россия обладают
высокоинтегрированными производственными комплексами, способными эффективно
функционировать лишь в режиме кооперации, в таких ключевых секторах
экономики, как машиностроение, электроника и приборостроение, ВПК, а также
в области науки и научного обеспечения. Наши страны имеют развитую систему
инфраструктурных коммуникаций, созданных в расчете на обслуживание единого
экономического комплекса бывшего Союза и представляющих собой сеть
объединенных энергосистем, трубопроводов, морских транспортных терминалов,
железнодорожного транспорта и т.д. Акцентируя внимание на гиперзависимости
России от украинских трубопроводов, не следует, однако, забывать, что
газотранспортные мощности Украины могут служить в основном для транзита
именно российского газа, ибо самые важные из разрабатывающихся сейчас
проектов транспортировки нефти и газа из Азербайджана, Казахстана,
Туркменистана в Европу практически не предусматривают использование для
этой цели территории Украины в обход России. Существенно сократились объемы
получения Украиной основных энергоносителей, сырья и материалов из России.
Такое сокращение, первоначально вызванное неспособностью Украины полностью
оплачивать эти поставки по ценам, приближающимся к мировым, стало одной из
главных причин погружения значительной части энерго- и материалоемких
производств страны в пучину глубокого структурного кризиса со свойственными
ему прогрессирующим падением конкурентоспособности.
Огромное значение российского фактора для социально-экономического
развития Украины, для процесса ее рыночной трансформации признается
практически всеми более или менее значительными политическими движениями в
Украине. Однако если в украинском обществе сложился консенсус относительно
весомости этого фактора, то до сих пор нет согласия по поводу того, как к
нему следует относиться: положительно или отрицательно. Проблема
взаимоотношений – предмет острых политических дискуссий, в которых, как это
ни прискорбно, априорные политико-идеологические предпочтения доминируют
над прагматическим анализом сложившихся экономических связей.
К сожалению, чрезмерные политизация и идеологизация экономических
проблем не только мешают правильному определению их истоков и возможных
способов разрешения, но зачастую приводят к отрицанию любых инициатив по их
оптимизации. Это неудивительно, если учесть, что политики как национал-
радикального толка, так и национал-демократы делают однозначный выбор в
пользу «европейского вектора» интеграции Украины. Для них любые попытки
восстановления каких бы то ни было связей с Россией ассоциируются с отказом
от выхода из «гравитационного поля» Москвы. Необходимо, тем не менее,
признать, что национальные интересы Украины, стратегия ее суверенного
экономического и политического развития требуют не «лозунгового»
патриотизма, а иделогически непредвзятого анализа всего комплекса украинско-
российских отношений и их влияния на процессы социально-экономической
трансформации в Украине. Такой анализ должен учитывать следующие факторы:
1) сохраняющиеся влияние прежних экономических структур обоих государств,
объективную инерцию их почти нераздельного функционирования, преодоление
которой требует значительных ресурсов времени и материальных благ. 2)
реальный экономический потенциал страны, который определяет степень
заинтересованности государств, являющихся ее торговыми партнерами, в
укреплении и развитии экономических связей с Украиной. 3) возможности
замещения существующих связей альтернативными отношениями с другими
странами или их группами с учетом структурных приоритетов экономики
украинского государства, его социокультурных особенностей, характера
существующих общественных ценностей, геополитического положения.[3]
При отсутствии продуманной стратегии возобладала политика сугубо
ситуативная, нацеленная на достижение исключительно краткосрочных
политических соглашений между основными кланами (корпорациями),
формирующими социально-политическую структуру общества.
Обнаружилась поразительная повторяемость в Украине многих ранее
проявившихся в России социально- экономических тенденций, сходство основных
макроэкономических и структурных проблем. Как и Россия, Украина испытала
ряд деструктивных для экономики явлений: хронические неплатежи и
бартеризацию коммерческого оборота, острый бюджетный кризис,
прогрессирующую деиндустриализацию и сворачивание сфер науки и наукоемких
производств. И в Украине, и в России в равной мере наблюдается
возникновение не столь экономического, сколько политического (и при этом
полукриминального) рынка, на котором люди, соединяющие власть и
собственность, ведут торг по их распределению и перераспределению, стремясь
к фактической приватизации самого государства.
Сделанные наблюдения свидетельствуют о значительном совпадении
трансформационных парадигм Украины и России. Эта зависимость, впрочем,
имеет отнюдь не односторонний характер, уходя своими корнями в
унаследованную от бывшего Союза структурную взаимосвязанность двух стран,
которая, несмотря на существенные изменения, произошедшие после распада
СССР, продолжает сохраняться. Высокая степень свободы внешней торговли в
обоих государствах и одновременно возникновение вполне ощутимых
административных и экономических барьеров для торговых контактов между ними
(процедуры таможенного контроля и оформления, требования предоплаты либо
гарантий оплаты поставок, новых налогов по отношению к товарам другой
страны и др.) привели к стремительному падению конкурентоспособности
украинских товаров на российском рынке, равно как и российский на
украинском. Для Украины это падение, ускоренное ростом энерго- и
материалоемкости производства, отозвалось более тяжелыми последствиями.
Реальное экономическое положение как в России, так и в Украине
характеризуется высокой степенью государственного вмешательства,
корпоративным слиянием политических и экономических управленческих элит.
Внешнеэкономический аспект современной политической ситуации на
Украине обусловливается существованием и воздействием трех мощных факторов:
финансовой зависимости страны от западных международных организаций,
энергетической зависимости от России и стран СНГ, а также
заинтересованности в продвижении украинских вооружений на рынки зарубежных
стран, в том числе и стран «третьего мира», а также стран СНГ.
Следует специально отметить, что в связи с неблагоприятно
складывающейся для Украины конъюнктурой мирового рынка, а также с в связи с
разрушением производственного потенциала украинской топливно-добывающей и
металло-перерабатывающей промышленности, традиционно формировавшаяся
заинтересованность этой страны в продвижении на внешние рынки товаров
продовольственной группы, а также продуктов производства черной и цветной
металлургии и угольной и химической промышленности имеет явную тенденцию к
снижению.
Так, скажем, финансовая зависимость официального Киева от западных
международных организаций, толкает руководство этой страны на поиск путей
внедрения в про- западные бюрократические структуры, включая военные
организации и ЕС. Однако, как отмечают известные российский аналитики,
«объективные пределы ориентации Киева на ЕС и НАТО существуют и проявляют
себя все более жестко. По признанию первого вице-премьера украинского
Правительства А. Кинаха: «из 200 деловых проектов, предложенных
украинскими партнерами, только 10-15% были поддержаны западными
инвесторами. Конечно, НАТО проявляет большой интерес к использованию
Яворовского полигона и других военных объектов на территории Украины,
однако столь явный перекос в военную сторону в украинско-западных связях не
создает стабильной основы для встраивания страны в евро-атлантическое
сообщество».
При этом, западные кредиторы пытаются активно влиять не только на
внешнюю, так и на внутреннюю политику Украины, требуя от последней
выполнения, в некоторых случаях, заведомо невыполнимых решений. Так,
скажем, по материалам осеннего номера «Известий», МВФ осенью 1999 года
угрожал Киеву задержкой в предоставлении очередного транша кредита в
размере 90 млн. долл. из-за намерения украинских властей ввести налог на
экспорт семян. Кроме того, Фонд продолжает настаивать на том, чтобы Украина
увеличила тарифы на коммунальные услуги и жилье на 100% реальной стоимости,
что вряд ли возможно из-за несогласия Верховной Рады принять
соответствующий закон (Кстати, резкое сокращение состава, прав и
возможностей украинского Верховного Совета, которое обусловило решение
только что состоявшегося на Украине референдума, на самом деле,
продиктовано именно указанными мотивами).
Иными словами, заокеанские займы Украины стимулировали развитие в
экономике этой страны скорее негативных, нежели позитивных процессов. Между
тем, финансовая зависимость Украины от стран Западного мира имеет
долгосрочный характер, и будет обусловливать позицию политического
руководства этой страны при решении, как внутриполитических, так и
внешнеполитических проблем еще долгие годы.
Энергетическая зависимость Украины от России проявляется в двух
объективных экономических составляющих: хронической задолженности Украины
перед российскими компаниями-экспортерами нефте- и газопродуктов и
электроэнергии, и несанкционированного забора нефти и газа из российских
экспортных трубопроводов, включая реэкспорт Киевом части отобранного газа.
Актуальными показателями энергетической зависимости явились, в частности,
«газовый конфликт» 10 декабря 1999 года, когда Россия полностью прекратила
поставки на Украину нефти и электроэнергии в связи с систематическим
подворовыванием последней российского газа, «бензиновый кризис» лета 1999
года, перманентный энергетический голод на промышленных предприятиях
Восточной Украины.
Украинские власти всячески стимулируют приобретение иностранными
(включая российские) фирмами и промышленными группами украинских
предприятий различного профиля, в частности, в счет уплаты долгов за
энергоносители. И есть все основания предполагать, что проблема долгов,
еще недавно наиболее болезненная, будет постепенно утрачивать остроту.
Украина, пытаясь – в том числе и за счет западных кредитов – оплачивать
хотя бы текущие поставки, доказывает свое желание избежать возврата
конфронтационной модели в этой сфере. Россия, со своей стороны, осознала
бесперспективность использования «долгового» козыря в попытках получения
каких-то политических дивидендов. Российской ориентированной на рынок
экономике будет очень сложно вновь приспосабливаться к украинским условиям,
где отсутствует рыночная инфраструктура, которая может быть создана в
лучшем случае через несколько лет.
Попытки компенсировать отсутствие или недостаточный уровень
принципиально новых экономических связей за счет восстановления старых
технологических цепочек, на что, собственно и ориентирована концепция
промышленно-финансовых групп – единственно признаваемая в Украине форма
широкомасштабного экономического сотрудничества. Эти попытки вряд ли
способны серьезно повысить заинтересованность крепнущего российского
капитала в ведении дел на Украине. Уже к 1995 году осталось не так много
сфер, где Россия была бы заинтересована в сотрудничестве. Когда-то мощный
военно-промышленный комплекс Украины стал не слишком привлекателен для
России, которая начала переориентировать свои экономические связи, а самое
главное, наша страна не обладает достаточным капиталом для финансирования
даже собственного военного производства и конверсии.
Кроме того, в настоящее время, принимая во внимание различающиеся
подходы к безопасности, Россия не может полагаться на Украину в военном
производстве, предоставляя ей дополнительную карту в игре. Единственной
сферой, где потенциал сотрудничества ещё достаточно высок, являются
коммуникации. Россия нуждается в украинских портах, так же как и в
трубопроводах. Но эта зависимость будет уменьшаться по мере того, как
Россия построит два новых газопровода через Беларусь и Польшу и морской
порт в Ленинградской области.
Как мы видим, Россия перестает «цепляться» за Украину так, как она
делала это раньше. Переориентация нашей страны в другие области социальной
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|