Помощь Фонда государствам – членам не приводит к уменьшению совокупной
величины авуаров Фонда в СДР и различных валютах, а только изменяет их
структуру.
МВФ поддерживает значительный фонд ресурсов, предназначенный для
оказания помощи государствам – членам в финансировании временных
диспропорций в их платежных балансах. Эти ресурсы носят возобновляемый
характер и складываются. Главным образом, из валюты, вносимой государствами
– членами в качестве взносов в счет своей квоты. МВФ может также пополнять
эти ресурсы путем заимствования.
Для использования ресурсов Фонда государство-член должно предоставить
Фонду сведения о том, что потребность в этих ресурсах обусловлена
состоянием платежного баланса, резервной позицией или изменениями в
резервах данной страны. Использование ресурсов Фонда осуществляется на
основе равенства и отсутствия дискриминации государств – членов, а также с
учетом их внутренних социально-политических целей. Политика Фонда
направлена на то, чтобы государства – члены обращались к использованию его
механизмов финансирования уже на ранней стадии возникновения проблем в
области платежного баланса. Финансовая помощь, предоставляемая Фондом,
позволяет государствам-членам исправлять диспропорции платежного баланса
без необходимости применения торговых и платежных ограничений. Фонд
выступает в качестве финансового посредника, поскольку он обеспечивает
перераспределение средств из тех стран, где имеется их избыток, в страны,
где существует их дефицит.
Использование ресурсов МВФ, как правило, осуществляется в рамках так
называемой «договоренности» Фонда, то есть принимаемого Фондом решения о
том, что Фонд гарантирует тому или иному государству-члену свою готовность
предоставлять ему иностранную валюту по условиям соответствующего решения и
в пределах установленного срока. Договоренность Фонда (не являющаяся
правовым договором) утверждается Исполнительным советом в целях поддержки
экономической программы, в рамках которой государство-член предпринимает
комплекс мер политики по сокращению внешне и внутриэкономических
диспропорций.
Распределение кредитов МВФ (%).
|Страны |1947-1976 |1977-1991 |
|Промышленно развитые |60,6 |7,9 |
|Развивающиеся |39,4 |92,1 |
В Статьях Соглашения четко указано, что сделки государства-члена с
Фондом в рамках СОР осуществляются исключительно «по инициативе государства-
члена», а не самого Фонда (Статья V, раздел 2а). Поэтому государства-члены
не обязаны обращаться к МВФ с запросом об использовании ресурсов Фонда лишь
в какой-либо определенный момент времени. Разумеется, данное положение
служит признанием суверенных прерогатив стран-членов в отношении их
внешнеэкономической политики. Вместе с тем, это ограничение не означает,
что Фонд не может приступить с тем или иным государством-членом к
обсуждению желательности запроса о возможном использовании ресурса Фонда.
С течением лет было признано, что эффективность сочетания политики,
стабилизации и финансирования в значительной мере зависит от
заблаговременного принятия странами-членами коррективных мер.
После того, как Фонд установит наличие потребности в финансировании
платежного баланса того или иного государства-члена, а также его право
использовать ресурсы Фонда в рамках одного или нескольких механизмов
финансирования, Фонд должен убедиться в том, что данная страна сможет
выполнить перед ним свои обязательства [9] по погашению задолженности.
Поэтому Фонд предоставляет финансовые ресурсы государствам-членам на
определенных условиях, которые имеют целью способствовать проведению
необходимой перестройки экономики и обеспечить временный характер
использования кредитов МВФ. Эти условия призваны привести к сокращению
дефицита платежного баланса государства-члена до поддающегося управлению
уровня при одновременном стимулировании экономического роста, занятости и
финансовой стабильности, а также устранении ограничений в области
международной торговли и расчетов.
В соответствии с периодически пересматриваемыми установками МВФ в
отношении предъявляемых условий, при разработке программ стабилизации Фонд
должен надлежащим образом учитывать внутренние социально-политические
задачи стран-членов, а также их экономические приоритеты и специфику.
В зависимости от разных программ могут предъявляться и разные условия,
так как они не являются жестким и неизменным набором рабочих правил. В
соответствии с установками в отношении условий, предъявляемых МВФ,
«критерии реализации» должны ограничиваться только теми экономическими
переменными, которые необходимы для достижения целей программ,
поддерживаемых Фондом. В число «критериев реализации», как правило, входят
определенные макроэкономические переменные, а также критерии, необходимые
для выполнения конкретных положений Статей соглашения МВФ или политики,
принятой в соответствии с ними. В исключительных случаях «критерии
реализации» могут охватывать другие микроэкономические переменные, если
влияние последних на макроэкономическое положение сказывается на
результативности программ стабилизации государств-членов.
Общей целью политики стабилизации платежного баланса, лежащей в основе
поддерживаемых МВФ программ, является достижение такой позиции по счету
текущих операций, которую можно поддерживать за счет нормальных потоков
капитала, не прибегая к ограничениям в области торговли и расчетов или к
неплатежам.
В течение всего срока действия договоренностей с МВФ о
финансировании, ресурсы МВФ предоставляются по частям (поэтапно – обычно
ежеквартально) в зависимости от соблюдения «критериев реализации», от
проведения анализа хода реализации программы совместно с Фондом, либо с
учетом обоих этих факторов. Подобно «критериям реализации», поэтапность
покупок призвана обеспечивать эффективность условий, предъявляемых Фондом,
и оба эти фактора не только гарантируют надлежащее использование ресурсов
Фонда, но и дают государству-члену возможность продемонстрировать другим
кредиторам, что дальнейшая поддержка с их стороны оправдана, так как страна
реально проводит программу стабилизации.
Если МВФ заимствует средства для пополнения свободно используемых
обыкновенных ресурсов, и такие заемные средства привлекаются для
финансирования стран-членов. То Фонд проводит различие между покупками за
счет заемных средств и покупками за счет обыкновенных ресурсов. Данное
обстоятельство получило название «политика совмещения ресурсов»
Проводимая МВФ политика «совмещения» ресурсов имеет отношение к
пропорции. В которой заемные ресурсы добавляются к обыкновенным ресурсам
для финансирования покупок в рамках кредитных долей или механизмов
расширенного кредитования. В периоды использования заемных ресурсов,
Исполнительный совет периодически пересматривает соответствующую структуру
ресурсов с учетом разнообразных факторов, включая уровень имеющихся у фонда
ресурсов и предполагаемый спрос на эти ресурсы.
Продолжительность использования общих ресурсов МВФ определяется
задачами сохранения возобновляемого характера ресурсов Фонда и обеспечения
его ликвидности. Сроки выкупа валюты государства-члена и количество
выкупов, производимых в течение каждого года, различаются в зависимости от
соответствующей политики и механизма финансирования.
При покупке валюты у МВФ, устанавливается график с указанием
фиксированных максимально допустимых сроков выкупа. Вместе с тем, Статьями
соглашения предусмотрен порядок, согласно которому в случае улучшения
состояния платежного баланса и резервной позиции того или иного государства-
члена использование ресурсов Фонда данным государством должно быть
прекращено, как правило. До установления сроков погашения. Фонд обладает
правом и полномочиями принимать решение большинством поданных голосов о
продлении срока выкупа национальной валюты, при условии. Что такая отсрочка
не приводит к превышению максимального срока выкупа. Возможность продления
срока выкупа сверх установленного максимума рассматривается лишь в том
случае, если фонд определит, что выкуп в установленный срок приведет к
исключительным трудностям соответствующего государства-члена, а также, если
более длительный срок выкупа не противоречит возобновляемому характеру
использования ресурсов Фонда.
Таким образом. Страна-член может сократить авуары Фонда в своей
валюте, соответствующие ранее произведенным покупкам, и тем самым уменьшить
или ликвидировать всоси обязательства по уплате сборов Фонду. По усмотрению
государства-члена. Производящего выкуп национальной валюты, соответствующий
платеж может осуществляться в СДР или в валютах, выбранных фондом согласно
политике и порядку использования и получения валют в рамках квартального
операционного бюджета фонда. Принятые МВФ установки относительно досрочного
выкупа в равной степени относятся ко всем членам Фонда. Эти установки
основаны на положении Статьи V, раздел 7b.
3.2. Политика и механизмы финансирования.
Политика.
Финансовые ресурсы МВФ предоставляются государствам-членам в рамках
разнообразных политик финансирования, зависящих главным образом от
характера проблем платежного баланса, на решение которых они направлены, и
также от специфики и степени жесткости, связанных с ними условий,
предъявляемых МВФ. Размеры предоставляемых ресурсов определяются, прежде
всего, лимитами доступа к финансированию. Которые устанавливаются в
зависимости от квоты государства-члена, степенью эффективности проводимой
государством-членом политики стабилизации, потребностью в финансировании
его платежного баланса, а также его способностью погасить задолженность
перед Фондом.
Резервная доля
Резервная доля государства-члена является частью его собственных
резервов, и, следовательно, покупка ресурсов у МВФ из резервной доли не
представляет собой использование кредита МВФ. Объем покупок средств из
резервной доли не может превышать позиции государства-члена по его
резервной доле в фонде (до принятия Второй поправки к Статьям соглашения,
называвшейся «золотой долей»). Эта позиция равна сумме, на которую квота
государства-члена превышает величину авуаров Фонда в валюте данного
государства – члена, за вычетом авуаров, отражающих использование кредитов
Фонда государством-членом (а также авуаров на счете МВФ № 2), не
превышающих 1/10 процента от соответствующей квоты. Позиции по резервной
доле представляют собой ликвидные обязательства Фонда перед государствами-
членами, которые возникают отчасти в результате выплаты взносов в счет
квоты, вносимых в виде резервных активов, а отчасти – за счет продажи
Фондом валют государств-членов с устойчивым состояние платежного баланса
для удовлетворения спроса на ресурсы Фонда со стороны других государств-
членов, испытывающих потребность в финансировании своего платежного
баланса. Смысл исключения валютных авуаров. Отражающих использование
кредитов Фонда, при вычислении позиций по резервной доле, состоит в том,
чтобы предоставить странам-членам возможность производить покупки в рамках
той или иной политики кредитования, не вынуждая их использовать свои
позиции по резервной доле, которые, являясь не столько источником
кредитования, сколько резервными активами, могут использоваться в любой
момент по усмотрению самого государства-члена.
Покупки в рамках резервной доли могут производиться лишь при наличии
потребности в финансировании платежного баланса. Вместе с тем, Фонд не
имеет права требовать от государства-члена обоснования потребности в
использовании средств своей резервной доли. Более того, на покупку средств
из резервной доли не распространяются условия, предъявляемые МВФ, сборы, а
также ожидания или обязательства по выкупу национальной валюты. Вместе с
тем, уменьшение позиции государства члена по резервной доле в Фонде
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|