Association - PATA).
Ассоциация была основана в 1951 г. для развития, продвижения и
содействия Азиатско-Тихоокеанским направлениям. Эта Ассоциация представляет
34 страны Азиатско-Тихоокеанского региона, которые объединились для
достижения единой цели: добиться успехов в развитии туризма и путешествий в
этом огромном регионе. Работа, проводимая этой организацией, направлена на
продвижение туризма посредством программ по исследованиям, развитию,
образованию и маркетингу. PATA заработала репутацию лучшего исполнителя
среди подобных международных организаций.
Члены организации обмениваются идеями, ищут разрешение проблем,
принимают участие в работе над будущим туризма в Азиатском и Тихоокеанском
регионах. Членов в Ассоциации около 2 тыс. Со дня основания Ассоциация
стала важным источником точной и своевременной информации для своих членов
из области маркетинга, исследований, разработки, образования и других видов
деятельности, связанных с туризмом. Деятельность PATA и ее долгосрочные
планы проверяются и оцениваются на ежегодных конференциях Ассоциации.
Организационные комитеты по менеджменту, маркетингу, разработке и
исследованиям реализуют действующие программы Ассоциации. Издательское
отделение публикует множество отчетов, материалов исследований и
периодических изданий.
Основное издание - «Тихоокеанские туристские новости» - ежемесячный
журнал с тремя региональными изданиями, выходящий тиражом 58 тыс.
экземпляров. Среди печатного материала 80 % составляют аналитические
цифровые данные и фотографии.
Маркетинговые усилия PATA направлены на индивидуальных туристов,
путешествующих внутри региона. Комитет также старается расширить
маркетинговые навыки с точки зрения продажи привлекательных направлений.
Исследовательская работа PATA находит отражение на ежегодных
конференциях по исследованиям туризма, а также в публикациях ежегодных
статистических отчетов по Тихоокеанскому региону.
Секретариат PATA расположен в Сан-Франциско (Калифорния). Основные
офисы для обслуживания Азиатского региона - в Сингапуре; Тихоокеанского
региона - в Сиднее; Американско-Европейской части - в Сан-Франциско.
Современное состояние международной туристской деятельности
За послевоенные годы международный туризм приобрел широкие масштабы.
Международные туристские связи стали составной частью общего процесса
интернационализации социально-экономических отношений. К настоящему времени
во многих странах сформировалась и довольно стабильно развивается индустрия
туризма.
Индустрия туризма многогранна. Множество предприятий, фирм и
организаций участвует в обслуживании туристов. Среди туристских организаций
выделяются туроператоры, занимающиеся производством туристского продукта, а
затем реализующие его через туристские агентства, представляющие собой
обширную сеть розничной торговли.
Возникновение бизнеса туроператоров связано с тем, что при
увеличивающихся возможностях предложения гостинично-ресторанного
обслуживания, а также в связи со строительством новых крупных туристских и
курортных центров турист, купив тур, включающий только размещение и
питание, не имеет возможности отдохнуть полноценно. Очевидно, что более
значительные суммы денег расходуются туристами на досугово-раз-влекательные
мероприятия. Кроме того, туристы не прочь заняться спортом, получить
дополнительные курортные, бытовые и другие услуги. Вовлечение организаций,
предприятий и фирм, предоставляющих такие услуги, в сферу туристского
обслуживания, комплектация разнообразных тематических туров со специальным
набором услуг - одна из основных задач туристского предпринимательства.
В международном туризме действует множество туроператоров. В настоящее
время такие фирмы представлены на рынке в виде мелких, средних предприятий,
а также в виде крупных корпораций.
В настоящее время наблюдается активное проникновение капитала
отдельных компаний на зарубежные туристские рынки. А с введением единого
рынка Европы, предусматривающего свободное движение капиталов, этот процесс
пойдет еще интенсивнее. Особенно высок процент иностранного участия в
туристских фирмах Голландии, Бельгии, Австрии, Испании. Напротив,
французские, итальянские и английские компании демонстрируют нежелание
пускать на свой рынок «чужих».
Наиболее широко распространили свое влияние немецкие туроператоры,
контролируя ряд крупнейших фирм за пределами своей страны. К примеру,
концерн «ТУИ» имеет дочерние компании «Терра райзен» в Австрии и «Амбасадор
туре» в Испании, совместное предприятие с австрийской национальной
авиакомпанией - бюро путешествий «Туропа». Концерну принадлежит 40 % акций
в компании «Арке райцеп» (Нидерланды) и 46 % во французской «Хорус туре».
Оборот «ТУИ» в настоящее время достиг свыше 5 млрд. немецких марок.
Второй крупнейший концерн Германии - «НУР-туристик» (оборот свыше 3
млрд. немецких марок) - владеет одноименными дочерними фирмами в Голландии,
Австрии, Бельгии и имеет 25 % акций испанской фирмы «Ибероджет».
Среди других известнейших туроператоров можно назвать: «Америкэн
Экспресс», «Карлсон» (США); «Томсон туропе-рейшн», «Оунерс эброад групп»,
«Айртурс», Туристское агентство Кука (Великобритания); «Нувель Фронтьерз»,
«Клуб Медиттеран», «Вояж» (Франция); скандинавские компании: «Спайс»,
«Нордиск»; швейцарские: «Интерхоум», «Куони» и многие другие.
Наравне с туроператорами в развитых туристских странах действует
множество турагентств, охватывая большой потребительский рынок, составляя
друг другу рыночную конкуренцию.
В настоящее время среднее соотношение количества турагентств к
количеству жителей в наиболее развитых туристских странах колеблется в
районе показателя 1/10000. Это довольно высокий показатель: на 1 тыс.
жителей - одно туристское бюро. Например, в Великобритании этот показатель
составляет примерно 1:10 тыс., в США - 1:14 тыс., в Бельгии - 1:10 тыс., в
Нидерландах - 1:13,5 тыс. Такой показатель признан оптимальным, так как, с
одной стороны, достаточно широкая сеть турагенств делает рынок туристских
продаж рынком потребителей, а с другой стороны, конкуренция, достаточно
жесткая, все же не принимает слишком сложные формы.
Еще одной характерной особенностью туристского рынка на современном
этапе является концентрация производства путем укрупнения отдельных
производственных единиц и сосредоточения в рамках монополистического
объединения большого числа предприятий.
Примером концентрации производства в туризме является возникновение
гостиничных цепей. Образование гостиничных цепей играет свою определенную
роль, оно позволяет продвигать на мировой рынок гостиничных услуг высокие
стандарты обслуживания, а также способствует поддержке гостиничного
обслуживания туристов.
Большое количество международных гостиничных цепей принадлежит США.
Например, цепи класса люкс: «Hyatt», «Hilton», «West Inn», и цепи среднего
класса: «Holiday Inn», «Marriott», «Sheraton», «Ramada».
Кроме американских гостиничных цепей в мире известны такие цепи, как
«Ассог» (Франция), «Transthouse Fort» (Великобритания), «Club Meditrans»
(Франция), «Gionp Sol» (Испания).
Концентрация производства в туристской индустрии способствовала
применению электронно-вычислительной техники и внедрению автоматизации в
управление. Сегодня автоматизированные системы используются при
бронировании гостиничных номеров, авиационных и железнодорожных билетов,
прокате автомобилей и других услуг, необходимых во время путешествия.
Использование автоматизированных систем управления привело к снижению
себестоимости за счет сокращения административных и управленческих
расходов, а также упрощения процедуры бронирования.
За последние десятилетия наблюдались значительные изменения в
туристской отрасли мира. Так, например, в 1950 г. было отмечено 25,3 млн.
прибытий в мире, а в 1995 г. - уже 600 млн. прибытий. К настоящему времени
туризм получил значительное развитие во всем мире. Правда, в различных
регионах его рост был неодинаковым. Динамика развития мирового туризма по
регионам мира в 1996-1998 гг. представлена в табл. 1.2.
Несмотря на кризис, мировой туризм продолжает устойчиво развиваться. В
международном туризме существуют две тенденции: его подверженность влиянию
внешних экономических и политических факторов и способность к быстрому
восстановлению своих объемов в неблагоприятной обстановке.
Согласно данным за 1998 г., наиболее сильно экономический кризис
сказался на туризме в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе:
международные туристские прибытия здесь снизились на 1,2 %, а доходы
сократились на 4 %. Сократились потоки как делового туризма, так и туризма
с целью отдыха в связи с беспорядками на местных валютных биржах и
политическими проблемами, охватившими некоторые страны.
Нестабильность на мировых финансовых рынках привела к некоторым
изменениям в отпускных привычках туристов: увеличилось число поздних
бронирований, а расходы во время отдыха уменьшились.
По туристским прибытиям самым быстро развивающимся регионом мира стала
Африка, где рост числа прибытий составил 7,5 %. Резкое увеличение
туристских показателей преимущественно объясняется ростом потоков туристов
- любителей природы в Южную Африку и европейских посетителей в Северную
Африку. На Ближнем Востоке отмечен самый высокий рост поступлений от
туризма - 6,4 %.
Туристская индустрия Европы развивается в унисон с общей тенденцией
экономического роста в регионе. Здесь отмечен рост турприбытий на 3,6 %. На
туристские показатели повлияли некоторые события мирового масштаба, в
частности проведение чемпионата мира по футболу во Франции и выставка
Экспо'98 в Португалии.
Показатели туризма в регионе Северной и Южной Америки увеличились
только на 1,4 %. Это объясняется в первую очередь снижением туристского
потока в США, на долю которого приходится 3/4 всего объема туризма в
регионе.
Итак, в результате анализа современного состояния мировой туристской
индустрии можно сделать следующие выводы:
• несмотря на политический и экономический кризис, в туристском
секторе отмечается рост показателей туристской деятельности;
• наблюдается большая конкуренция среди регионов в привлечении
туристов;
• происходит активное продвижение капиталов отдельных туристских
компаний на зарубежные рынки;
• происходит концентрация товаров и производства услуг в туризме;
• в туризме активно используется компьютерная техника. В связи с этим
можно наметить основные черты развития туризма в предстоящее первое
десятилетие XXI века:
• дальнейший рост показателей международной туристской деятельности;
• постоянное влияние экономической и политической ситуации в мире на
туризм;
• определяющими факторами туризма станут социодемографические
изменения, электронная информация и коммуникационные системы;
• поляризация деятельности туристских операторов, занятых как
глобальным, так и средним и малым бизнесом;
• одним из самых популярных регионов пребывания, видимо, станет Южная
и Юго-Восточная Азия. В рамках этого потока будет усиливаться роль
международного туристского сектора России как центра транзитного
обслуживания туристов из Западной Европы, а также сегмента выездного
туризма из России в указанные регионы.
Глава 5. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ КАК СЕКТОР ЭКОНОМИКИ.
5.1. Положительные и отрицательные аспекты туристской деятельности
Туриндустрия имеет уникальную структуру. Она характеризуется наличием
целого ряда отдельных элементов, включающих различные отрасли обслуживания:
небольшие рестораны, мотели и отели, дома отдыха, прачечные, магазины,
торгующие изделиями местных ремесленников и предметами искусства, и т. п.
Таким образом, инвестиции правительства в инфраструктуру, а иногда и
дорогую материально-техническую базу туризма стимулируют инвестирование
многочисленных предприятий малого бизнеса. Исходные инвестиции в туризм
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|