• с целью участия в семинарах, конгрессах (научных, дипломатических,
религиозных, административных, атлетических и т. д.);
• с деловыми целями;
• в морском круизе, даже если они остаются на судне менее 24 ч.
К категории международных туристов не относятся и не учитываются в
статистике туризма:
• иностранные рабочие;
• мигранты, включая иждивенцев и сопровождающих;
• лица, следующие в целях обучения сроком более шести месяцев;
• военнослужащие, их иждивенцы и члены семей, за исключением
следования в целях туризма;
• работники дипломатических служб, а также иждивенцы, члены семей,
прислуга работников дипломатических служб;
• кочевники и беженцы, вынужденные переселенцы;
• регулярно мигрирующие в целях поиска работы граждане приграничных
районов;
• транзитные путешественники;
• участники групповых поездок на туристских поездах, ночующие в
вагонах поезда;
• участники групповых поездок на спальных автобусах, ночующие в
салонах этих автобусов;
• члены экипажей морских судов, железнодорожных поездов, ночующие на
судне или в вагоне поезда;
• члены экипажей воздушных судов, которые не проводят ночь в месте
посещения;
• путешественники, проезжающие через страну без остановки, даже если
их путешествие длится более 24 ч.
Такие ограничения адекватно соответствуют принципам, опубликованным в
документе ООН - Временном руководстве по международному туризму (1978 г.).
Внутренний турист. Ночующий временный посетитель, то есть совершающий
в посещаемом месте как минимум одну ночевку, постоянно проживающий в
определенной местности и путешествующий в целях туризма в иную местность в
пределах своей страны, но вне пределов его обычного обитания на срок, не
превышающий 12 мес и не занимающийся оплачиваемой деятельностью в месте
временного пребывания.
В публикациях Национального комитета США по анализу туристских
ресурсов (1973 г.) дано следующее определение внутреннего туриста: лицо,
путешествующее вне своего места жительства, при условии перемещения более
чем на 50 миль (в один конец) с деловыми, познавательными, личными и
другими целями, кроме занятий оплачиваемой деятельностью, и совершающий
одну ночевку или возвращающийся в тот же день'.
К категории внутренних туристов не относятся и не учитываются в
статистике внутреннего туризма:
• постоянные жители, которые перемещаются в другое место или местность
в пределах страны в целях организации своего обычного места жительства,
например переселенцы, лица, по каким-либо мотивам меняющие свое
местожительство;
• лица, перемещающиеся в другое место в пределах страны для занятия
деятельностью, оплачиваемой из источника в посещаемом месте, например
временные или сезонные, вахтовые рабочие;
• лица, перемещающиеся в связи и в целях временной работы в
учреждениях в пределах страны;
• лица, регулярно перемещающиеся между местностями в целях
оплачиваемой работы или учебы;
• военнослужащие, находящиеся при исполнении служебных обязанностей
или на маневрах, а также иждивенцы, сопровождающие и члены их семей;
• кочевники и беженцы, а также вынужденные переселенцы;
• транзитные пассажиры;
• участники групповых поездок на туристских поездах, ночующие в
вагонах поезда;
• участники групповых поездок на спальных автобусах, ночующие в
салонах этих автобусов;
• члены экипажей морских судов, железнодорожных поездов, ночующие на
судне или в вагоне поезда;
• члены экипажей воздушных судов, которые не проводят ночь в месте
посещения.
Экскурсант. Временный (однодневный) посетитель местности, населенного
пункта или страны, независимо от его гражданства, пола, языка и религии,
находящийся в данной местности в целях туризма менее чем 24 ч.
К категории экскурсантов относятся пассажиры яхт и других круизных
судов, участники туристских железнодорожных маршрутов. Экскурсанты не
учитываются в статистике туризма.
Посетитель. В 1963 г. Конференция Организации Объединенных Наций по
международному туризму, проходившая в Риме, рекомендовала для изучения
Статистической комиссией ООН полное определение термина «посетитель»: это
лицо, посещающее страну, вне своего места жительства, с любой целью, кроме
занятий оплачиваемой деятельностью. Это определение включало:
1. Туристов как временных посетителей, остающихся в стране как минимум
24 часа и имеющих целью путешествия следующие направления:
• отдых, лечение, обучение, паломничество, спорт и т. д.;
• деловые поездки, посещение родственников, участие в конгрессах.
2. Экскурсантов как временных посетителей, находящихся в стране менее
24 часов.
Экспертная статистическая группа, созванная Комиссией ООН в 1967 г.,
рекомендовала странам использовать определение «посетитель», предложенное в
1963 г. в Риме, выделив в нем особый класс посетителей, который можно
определить как «однодневных посетителей» или «экскурсантов», которые, в
свою очередь, разделяются на однодневных экскурсантов и людей, пересекающих
границу с рабочими целями, пассажиров круизов и транзитных пассажиров,
которые не останавливаются на ночь в гостиницах.
Глава 3. ВЛИЯНИЕ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА НА ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ
В наши дни невозможно представить себе крупный город без иностранных
туристов. Их сегодня можно встретить повсюду - в Париже, Лондоне, Риме, Нью-
Йорке, Москве и других городах мира.
Сегодня туристская индустрия охватила не только Европу, которая
является традиционным туристским центром, но и страны Америки, Африки, Азии
и Австралии.
Туристская индустрия - это совокупность средств размещения;
транспортных средств; объектов питания, развлекательного, познавательного,
делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения; организаций,
осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также
организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-
переводчиков.
Туристская индустрия располагает солидной материально-технической
базой, обеспечивает занятость большого числа людей и взаимодействует со
всеми отраслями экономического комплекса.
В более широком плане туристскую индустрию можно определить как
межотраслевой комплекс, включающий:
а) пассажирский транспорт (воздушный, водный, автомобильный,
железнодорожный) с его разветвленной сетью технических служб;
б) различные специализированные туристские предприятия и предприятия
отраслей, не имеющих ярко выраженного туристского характера (в частности,
транспортного машиностроения и автомобилестроения, топливной
промышленности, капитального и дорожного строительства, местной
промышленности по изготовлению сувениров, пищевой промышленности, многих
отраслей сельского хозяйства и т.д.);
в) широкую сферу услуг, которыми пользуется турист.
Туристская индустрия опирается на материально-техническую базу (МТБ),
которая является основой развития организованного туризма.
К материально-технической базе туризма относятся: туристские фирмы
(туроператоры и турагенты), гостиницы, туристские базы, предприятия питания
и торговли, автотранспортные предприятия, пункты проката туристского
снаряжения и инвентаря, бюро реализации туристских путевок, контрольно-
спасательные службы (посты), туристские клубы, станции и т. п.
В основу классификации объектов МТБ туризма положены три основных
признака: виды предоставляемых услуг, экономические элементы, виды
собственности хозяйствующих субъектов.
В целом туристская индустрия опирается на базу природных ресурсов.
Такая база должна быть привлекательной для отдыхающих, предпочтительно
обладающей нетронутой природой. Природные территории должны быть:
а) соответствующих размеров для избежания перенаполнения туристами;
б) защищены от различных рисков, таких, как загрязнение, отравление
растениями, наличие опасных животных, насекомых. Развитие туризма должно
проходить в местностях, свободных от стихийных бедствий (наводнения,
засуха, оползни, землетрясения).
Туризм - это индустрия, включающая в себя множество видов
деятельности. Все сегменты индустрии туризма взаимосвязаны и зависят друг
от друга. Например, успех горнолыжного курорта зависит от доставки лыжников
на склоны, уровня размещения, питания и других услуг, предлагаемых туристам
во время отдыха на курорте. Небольшие предприятия, соединенные с
горнолыжными курортами, действуют как независимые предприятия, но на самом
деле они зависят друг от друга. Эта зависимость требует совместных усилий,
однако, их бизнес конкурирует и борется за потребительский рынок, что
затрудняет взаимодействие.
Туризм для мирового сообщества уже давно является одной из наиболее
доходных и интенсивно развивающихся отраслей, приносящей около 10% валового
дохода. О высоких темпах роста доходности туризма свидетельствуют следующие
данные: если в 1950 г. поступления от мирового туризма составляли 2,1 млрд
долл. США, то в 1998 г. - уже 444,7 млрд долл. США.
Во многих странах туризм входит в тройку ведущих отраслей страны,
развивается довольно быстрыми темпами и имеет важное социальное и
экономическое значение, так как:
• увеличивает местный доход;
• создает новые рабочие места;
• развивает все отрасли, связанные с производством туристских услуг;
• развивает социальную и производственную инфрастуктуру в туристских
центрах;
• активизирует деятельность центров народных промыслов и развитие
культуры;
• обеспечивает рост уровня жизни местного населения;
• увеличивает валютные поступления. Положительное влияние туризма на
экономику государства происходит лишь в том случае, когда туризм в стране
развивается всесторонне, т. е. не превращает экономику страны в экономику
услуг. Другими словами, экономическая эффективность туризма предполагает,
что туризм в стране должен развиваться параллельно и во взаимосвязи с
другими отраслями социально-экономического комплекса.
Интенсивный и стабильный рост международных туристских прибытий,
свидетельствует о том, что с тех пор, как туризм начал развиваться, он стал
доступен широким массам.
Диаграмма прибытий туристов и доход от туризма в 1980-90х гг.
представлена на рис. 1.2.
По данным ВТО, за 1998 г. ведущими странами, получившими наибольшее
количество доходов от туризма, стали:
|1 |США |74,2 |млрд. долл |
|2 |Италия |30,4 |« |
|3 |Франция |29,7 |« |
|4 |Испания |29,6 |« |
|5 |Великобритания |21,3 |« |
|6 |Германия |16,8 |« |
|7 |Китай |12,5 |« |
|8 |Австрия |12,2 |« |
|9 |Канада |9,1 |« |
|10 |Австралия |8,6 |« |
Глава 4. ВИДЫ ТУРИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИИ
4.1. Международные организации
Всемирная туристская организация - ВТО (World Tourism Organization - WTO).
Всемирная туристская организация на сегодняшний день - самая известная
и признанная в туристском мире. ВТО была основана 2 января 1975 г. путем
преобразования неправительственного Международного союза официальных
туристских организаций (МСОТО) в межправительственную организацию,
действующую под патронажем ООН. Сейчас ее действительными членами являются
более 105 государств, несколько ассоциированных и свыше 150
присоединившихся членов (туристские фирмы, авиакомпании, международные
организации и пр.).
Устав ВТО был принят 27 сентября 1975 г. Начиная с 1980 г. эта дата
отмечается как Всемирный день туризма. Ежегодно Всемирный день туризма
проводится под определенным девизом. Каждые 4 года ВТО созывает сессии
Генеральной ассамблеи, между которыми работает исполком Генеральной
ассамблеи ВТО. Штаб-квартира ВТО находится в Мадриде (Испания). ВТО
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|