реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Основные формы международных интеграционных объединений

реферат

кругов». Что касается концепции «Европы разных скоростей», то

интеграционные процессы в Европе движутся по крайней мере на пяти

скоростях. Самая быстрая — это 11 членов валютного союза. Затем идут

Великобритания, Швеция, Дания, Греция, которые на первом этапе воздержатся

от введения евро. За ними следуют «пять плюс один» самых достойных из 11

претендентов, последним из которых является Турция.

2.3.2 Европейская ассоциация свободной торговли.

Экономическая интеграция в Западной Европе не ограничивается только

территорией ЕС: с начала 60-х гг. существует Европейская ассоциация

свободной торговли (ЕАСТ). ЕАСТ в отличие от ЕС не имеет наднациональных

функций и межгосударственных координирующих институтов. ЕАСТ во главу угла

ставит экономическое сотрудничество. В первую очередь она содействовала

либерализации торговли и устранению таможенных барьеров. Страны — члены

ЕАСТ (в 80-х гг. их было семь, в середине 90-х гг. — четыре — Норвегия,

Исландия, Лихтенштейн, Швейцария) добровольно присоединяются к тому или

иному торгово-экономическому соглашению с третьими странами, причем каждый

из участников ЕАСТ вправе устанавливать в отношении этих стран любые

таможенные тарифы. В торговле между странами — членами ЕАСТ режим

свободного беспошлинного торгового оборота действует только в отношении

промышленных товаров, так как действие конвенции ЕАСТ не распространяется

на сельскохозяйственную продукцию. В 1972 г. каждое государство, входящее в

ЕАСТ, подписало соглашение с ЕЭС/ЕС, в соответствии с которым постепенно

были снижены пошлины и количественные ограничения на промышленные товары.

Беспошлинная торговля между этими странами базируется на системе сложных

правил, разработанных в зависимости от происхождения товара. Из-за

отсутствия единого таможенного тарифа внутри ЕАСТ свобода беспошлинной

торговли существует только для товаров, произведенных в странах-членах. В

1994 г. ЕАСТ и ЕС подписали соглашение об образовании «единого

экономического пространства» (ЕЭП), в которое из западноевропейских стран

не вошла только Швейцария. Основополагающий принцип соглашения — свободное

перемещение капиталов, товаров, услуг и физических лиц. Следует

подчеркнуть, что ЕЭП не является таможенным союзом. Входящие в него

государства в рамках структур ЕС и ЕАСТ не имеют ни единой торговой

политики, ни общих таможенных тарифов по отношению к третьим странам. ЕЭП

возглавляет Совет, состоящий из министров государств — участников

соглашения. Несмотря на высокий уровень развития входящих в нее государств

и взаимных экономических связей между ними, ЕАСТ не стала полноценной

интеграционной группировкой. Фактически она явилась своеобразным

«подготовительным классом» для новых членов ЕЭС/ЕС. В настоящее время

многие члены ЕАСТ рассматривают ее как потенциальную зону свободной

торговли между восточноевропейскими и западноевропейскими странами.

ЕАСТ приветствовала создание в начале 1996 г. центрально-европейской зоны

свободной торговли из 12 стран. Не исключено, что со временем эти

государства пополнят ряды ЕАСТ, членство в которой станет для них первым

шагом на пути в ЕС. Экономическая мощь ЕС, динамичность его расширения и

сильная зависимость отдельных стран Западной Европы от торговли с ним, в

ближайшем будущем поставят перед остальными странами альтернативу: либо

вступить в ЕС и частично отказаться от своего суверенитета, но зато

воспользоваться всеми возможностями крупнейших рынков мира, либо оставаться

в стороне, отрезать себе путь к участию в процессе объединения Запад ной

Европы со всеми отрицательными последствиями для собственной экономики.

2.3.3 Центральноевропейское соглашение о свободной торговле.

После прекращения деятельности интеграционной группировки бывших

социалистических государств — Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ)

бывшие члены этой организации не отказались от углубленного сотрудничества.

В 1990 г. они образовали свою интеграционную группировку — «Вышеградскую

тройку», в которую вошли Венгрия, Польша и Чехословакия. После распада

Чехословакии эта группировка преобразовалась в «Вышеградскую четверку». С 1

марта 1993 г. в рамках этой группировки вступило в силу

Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (СЕФТА),

предусматривающее постепенное взаимное снижение пошлин. Этот шаг был

продиктован тем, что, несмотря на специальные «европейские соглашения» с ЕС

каждой из стран «Вышеградской четверки», их торгово-экономические отношения

развиваются в целом малоудовлетворительно. Поэтому для сохранения и

приумножения наработанных за последние десятилетия торгово-экономических

связей Центральной Европы и была создана эта интеграционная группировка.

При подписании договора в 1992 г. предполагалось ликвидировать все

таможенные барьеры между участвующими странами к 2001 г. Однако позднее

было принято решение ускорить этот процесс. Уже шесть государств

(дополнительно к учредителям присоединились Румыния и Словения) намерены

активизировать торговлю в регионе. С сентября 1995 г. СЕФТА приобрела

статус открытой организации. Важным принципом деятельности СЕФТА стало то,

что «внутренние рынки открываются не для конкуренции, а чтобы дополнять

друга друга». К договору может присоединиться любое государство при условии

его членства в ВТО и наличии у него договоров о свободной торговле с ЕС и

каждым из участников СЕФТА. По прогнозам экспертов, к началу XXI в. в СЕФТА

могут войти Болгария, Литва, Латвия, Эстония, Украина. Население,

проживающее в этой зоне, составит свыше 120 млн. человек. При этом только

30% товаров, циркулирующих в рамках СЕФТА, будет облагаться налогами. Уже

сейчас большая часть торговли промышленными товарами в рамках СЕФТА носит

свободный характер. Сложнее обстоит дело в сельскохозяйственном секторе. В

той или иной степени все страны «шестерки» пытаются защитить национальные

рынки от иностранных конкурентов. Помимо либерализации товарных рынков

(«видимых» товаров) стороны решают вопросы либерализации рынков услуг и

капитала.

Вместе с тем шесть государств СЕФТА отказались от принятого ранее

обязательства о взаимной поддержке в переговорах о вступлении в ЕС.

3. Направления и проблемы интеграционного развития на пространстве СНГ.

Экономика СССР развивалась как высокоинтегрированный комплекс, где взаимные

части были очень тесно связаны друг с другом, хотя внутрисоюзное разделение

труда отнюдь не всегда было оправданным с точки зрения развития

производительных сил. Разрыв сложившихся связей в результате распада СССР

был очень болезненным (по оценке, от 1/3 до 1/2 падения ВВП в

странах—членах СНГ в 1992-1995 гг. приходилось на последствия от разрушения

этих связей).

Сразу же после распада Советского Союза возникли интеграционные тенденции

среди бывших советских республик. На первом этапе они проявлялись в

попытках оградить, хотя бы частично прежнее единое экономическое

пространство от дезинтеграционных процессов. Эти попытки в первую очередь

затрагивали области, где прекращение связей оказывало особенно

неблагоприятное воздействие на состояние народного хозяйства (транспорт,

связь, поставки энергоносителей и т.п.). В дальнейшем, примерно с 1996—1997

гг. усилились стремления к интеграции на новых основах с учетом возникших

реалий.

Россия — естественное ядро СНГ. Из всех постсоветских республик на нее

приходится свыше 3/4 территории, почти 1/2 населения и около 2/3 ВВП.

2.4.1 Факторы экономической интеграции бывших советских республик

Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве порождаются

следующими основными факторами:

o разделением труда, которое невозможно было изменить целиком за короткий

промежуток времени. Во многих случаях это вообще нецелесообразно,

поскольку сложившееся разделение труда в значительной степени

соответствовало природно-климатическим и историческим условиям развития;

o желанием широких масс населения в странах — членах СНГ поддерживать

достаточно тесные связи из-за смешанного населения, смешанных браков,

элементов общего культурного пространства, отсутствия языкового барьера,

заинтересованности в свободном перемещении людей и т.п.;

o технологической взаимозависимостью, едиными техническими нормами.

Однако интеграционные процессы наталкивались и на противоположные

тенденции, определявшиеся прежде всего стремлением правящих кругов в бывших

советских республиках упрочить недавно полученный суверенитет, укрепить

свою государственность. Это рассматривалось ими как безусловный приоритет,

и соображения экономической целесообразности отступали на второй план, если

интеграционные меры воспринимались как ограничение суверенитета. Однако

всякая интеграция, даже самая умеренная, предполагает передачу каких-то

прав единым органам интеграционного объединения, т.е. добровольное

ограничение суверенитета в определенных областях. Запад, с неодобрением

встречавший любые интеграционные процессы на постсоветском пространстве и

рассматривавший их как попытки «воссоздания СССР», сначала скрыто, а затем

и открыто начал активно противодействовать интеграции во всех ее формах.

Учитывая расту финансовую и политическую зависимость стран — членов СНГ от

Запада, это не могло не препятствовать интеграционным процессам.

Готовность бывших советских республик к интеграции была различной, что

определялось не столько экономическими, сколько политическими и даже

этническими факторами. С самого начала прибалтийские страны были против

участия в каких-либо структурах СНГ. Для них стремление дистанцироваться от

России и своего прошлого возможно дальше с целью упрочить свой суверенитет

и «войти в Европу» было доминирующим, несмотря на высокую

заинтересованность в поддержании и развитии экономических связей со

странами — членами СНГ. Сдержанное отношение к интеграции в рамках СНГ

отмечалось со стороны Украины, Грузии, Туркменистана и Узбекистана, более

положительно — со стороны Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана.

Поэтому многие из них рассматривали СНГ прежде всего как механизм

«цивилизованного развода», стремясь осуществить его и укрепить собственную

государственность таким образом, чтобы минимизировать неизбежные потери от

нарушения сложившихся связей и избежать эксцессов. Задача реального

сближения стран отодвигалась на второй план. Отсюда и хроническое

неудовлетворительное выполнение принятых решений. Ряд стран пытались

использовать механизм интеграционной группировки для Достижения своих

политических задач. В частности, Грузия для борьбы с абхазским сепаратизмом

стремилась через СНГ установить экономическую и политическую блокаду

Абхазии.

Решение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) было принято

президентами России, Белоруссии и Украины одновременно с подписанием

Беловежских соглашений о роспуске СССР в конце 1991 г. В дальнейшем к СНГ

присоединились все бывшие советские республики, кроме прибалтийских. В

Уставе определены цели Содружества: способствовать интеграции членов СНГ в

экономической, политической и гуманитарной областях, поддерживать и

развивать контакты и сотрудничество между людьми, государственными

институтами и предприятиями стран Содружества. СНГ — открытая организация

для присоединения других стран.

2.4.2 Структура органов СНГ

В соответствии с Уставом СНГ возникла разветвленная структура органов

Содружества:

Совет глав государств, в функции которого входит принятие основополагающих

принципиальных решений на уровне президентов;

Совет глав правительств, координирующий интеграционную политику на уровне

правительств в соответствии с указаниями президентов;

Совет министров иностранных дел. В его функции входит согласование позиции

стран — членов СНГ в отношениях с третьими странами в случае, если

правительства пришли к выводу о целесообразности такого согласования.

Министры иностранных дел также обсуждают вопросы налаживания механизма

дипломатических отношений в рамках Содружества;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.