реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Основные формы международных интеграционных объединений

реферат

потоки товаров, услуг, капиталов дают основание в пользу вывода, что в XXI

в. АТЭС станет стержнем экономического роста мира.

2.2.4 Интеграционные процессы в Южной Америке.

К крупнейшим и наиболее динамичным торгово-политическим союзам Латинской

Америки следует отнести Южноамериканский общий рынок в составе Аргентины,

Бразилии, Парагвая и Уругвая (МЕРКОСУР) с населением 200 млн. человек и

более 1 трлн. долл. ВНП. В нем сосредоточено 45% населения этого

континента, свыше 50% совокупного ВВП, 40% прямых иностранных инвестиций,

более 60% совокупного объема товарооборота и 33% объема внешней торговли

стран Латинской Америки.

Договором о создании МЕРКОСУР, заключенным в 1991 г., предусматривалась

отмена в перспективе всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной

торговле между четырьмя странами установление единого таможенного тарифа в

отношении третьих стран, свободное движение капитала и рабочей силы,

координация политики в области промышленности, сельского хозяйства,

транспорта и связи, согласование стратегии в валютно-финансовой сфере.

В январе 1994 г. страны — участницы МЕРКОСУР приняли программу продвижения

к таможенному союзу и наметили срок (до 2000 г.), когда 85% взаимного

внешнеторгового оборота будут полностью освобождены от любых тарифных

барьеров. Договор о создании МЕРКОСУР также предусматривает до 2000 г.

отмену нетарифных ограничений на подавляющее большинство товаров (за

исключением торговли вооружением и боевой техникой, радиоактивными

материалами, драгоценными металлами, предметами национального культурного

достояния).

Для руководства процессом интеграции были созданы наднациональные органы

управления: Совет общего рынка в составе министров иностранных дел;

исполнительный орган — Группа общего рынка, функционирующая постоянно, со

штаб-квартирой в Монтевидео; 10 технических комиссий, подчиняющихся Группе

общего рынка, в функции которых входят вопросы внешней торговли, таможенное

регулирование, технические нормы, валютно-финансовая и макроэкономическая

политика, наземный и морской транспорт, промышленные технологии, сельское

хозяйство и энергетика. Предпринимаются меры по созданию специального

трибунала для разрешения торговых конфликтов между странами-участницами.

Итоги функционирования МЕРКОСУР свидетельствуют об определенных успехах

интеграционной группировки, несмотря на незавершенность становления

таможенного союза. Объем внутри блокового экспорта в 1991-1997 гг.

увеличился почти в четыре Раза, в то время как суммарный экспорт государств

— участников итерационной группировки в третьи страны за этот период возрос

немногим более, чем на 30%. При этом доля внутри блокового экспорта в общем

объеме вывоза товаров из МЕРКОСУР за этот же период возросла с 9 до 20%.

Расширение взаимных внешнеэкономических связей в рамках МЕРКОСУР

распространяется и на иностранные инвестиции из третьих стран. Например,

японская корпорация «Тойота моторз», вложившая в сооружение

автомобилестроительного завода в Аргентине около 100 млн. долл., намерена

выпускать в этой стране 20 тыс. легких грузовиков-пикапов в год. Половину

этих автомобилей намечено вывозить в Бразилию в обмен на комплектующие

изделия, производимые бразильскими предприятиями.

К Если в середине 90-х гг. считалось, что латиноамериканские страны больше

тянутся к блоку НАФТА, то сейчас эта ситуация изменилась. К МЕРКОСУР на

основе соглашения о свободной торговле присоединились Чили и Боливия (как

ассоциированные члены). Продвигаются вперед переговоры о сотрудничестве

между МЕРКОСУР и Андской группой, куда помимо Боливии входят Венесуэла,

Колумбия, Перу, Эквадор. В плане МЕРКОСУР — создание в недалекой

перспективе южноамериканской зоны свободной торговли — САФТА,

простирающейся от Панамского канала до Магелланова пролива.

Интеграционные процессы в МЕРКОСУР развиваются не без трудностей и

противоречий между странами-участницами. Так, они не сумели прийти к

согласию о полной отмене тарифов во внутрирегиональной торговле к

первоначально намеченному сроку — 1 января 1995 г. Не удалось им также

согласовать в установленные сроки единые внешние тарифы на импорт товаров

из третьих стран. Аргентина и Бразилия, на долю которых приходится 90%

общего ВНП стран — членов МЕРКОСУР, уделяют особое внимание защите от

иностранных конкурентов создаваемых у себя высокотехнологичных отраслей

промышленности — производства компьютеров и телекоммуникационного

оборудования. В частности, в середине 90-х гг. Бразилия выступала за

введение импортных пошлин в торговле с третьими странами на продукцию

электронной, нефтехимической промышленности и тяжелого машиностроения на

уровне 35%, Аргентина — на уровне 12%, а Уругвай и Парагвай, опасающиеся

технологической зависимости от Бразилии и Аргентины, были за минимальные

пошлины.

Перспективы МЕРКОСУР южноамериканские аналитики оценивают как

благоприятные. На пути дальнейшего развития странам — участницам этой

группировки предстоит преодолеть существующие противоречия, значительную

разницу в экономических потенциалах, найти оптимальные сочетания рыночных

механизмов с регулирующей ролью государства в условиях специфики

латиноамериканского региона, еще недавно находившегося под властью

авторитарных режимов и под сильным влиянием корпораций США.

Из числа других интеграционных объединений континента можно выделить:

• Андский пакт (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу и Эквадор).

Предусматривается в 1997 г. трансформировать эту организацию в Андскую

систему интеграции и дать экономическим взаимоотношениям импульс к «более

высокой степени интеграции»;

• Центральноамериканский общий рынок (Гватемала, Гондурас, Коста-Рика,

Никарагуа и Сальвадор). Сформирована зона свободной торговли,

предусматривается ликвидация пошлин внутри блока и введение ОТТ в отношении

третьих стран;

• КАРИКОМ, или Карибское сообщество (14 англоязычных стран Карибского

бассейна) — достаточно развитая интеграционная группировка, имеет ряд

единых внешних тарифов.

2.2.5 Интеграционное сотрудничество в Африке, в арабских странах.

Рассмотрим деятельность некоторых, наиболее успешно функционирующих (по

африканским меркам) интеграционных группировок.

С учетом приоритетных потребностей все больше внимания уделяется реализации

Договора о поэтапном создании Африканского экономического сообщества

(АфЭС), соглашение о котором вступило в силу в мае 1994 г. План

постепенного — в шесть этапов — создания АфЭС должен быть реализован в

течение 34 лет. При этом, поскольку главными элементами АфЭС являются уже

существующие субрегиональные группировки, в частности, ЭКОВАС, КОМЕСА,

САДК, САМЭСГЦА, ЮДЕАК, в первые 20 лет первоочередное внимание планируется

уделить именно им, их всемерному укреплению и усилению скоординированности

их деятельности. Создание АфЭС объективно зависит от дальнейшего

«самочувствия» субрегиональных африканских группировок, которое пока

оставляет желать лучшего.

В Западной Африке наиболее заметна некоторая активизация деятельности

Экономического - сообщества западно-африканских государств (ЭКОВАС),

ставящего своей целью поэтапное создание общего рынка в регионе. ЭКОВАС

создано в 1975 г., в состав входят 16 государств. В июле 1995 г. в ходе 18-

го саммита ЭКОВАС было объявлено об официальном вступлении в силу

обновленного Договора о Сообществе (подписан в г. Котону в 1993 г.), с

которым ряд государств этого субрегиона связывают надежды на дальнейшую

активизацию сотрудничества и углубление интеграции, в частности, путем

реализации договоренностей о свободном перемещении людей и товаров,

развитии торговли и транспортной сети, создании единого Парламента и

совместного Трибунала, введении к 2006 г. единой валюты. Осуществление

планов Сообщества наталкивается на значительные трудности, обусловленные

различием в уровнях экономического развития государств, их неодинаковыми

подходами к использованию властных и рыночных рычагов для решения

экономических, финансовых, торговых и иных задач. Повышению эффективности

ЭКОВАС в немалой степени препятствуют соперничество между франко- и

англоязычными странами субрегиона и их более тесная, чем в других регионах,

привязанность к бывшим метрополиям, а также внутренние проблемы в Нигерии,

являющейся, по мнению ряда государств, «локомотивом» интеграционных

процессов в Западной Африке.

В ноябре 1993 г. в г. Кампале (Уганда) был подписан Договор о

преобразовании Зоны преференциальной торговли стран Восточной и Южной

Африки (ЗПТ) в Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), в планах

которого формирование Общего рынка к 2000 г., Валютного союза — к 2020 г.,

сотрудничество в экономической, юридической и административной сферах.

Идея создания Общего рынка предусматривала слияние Сообщества развития Юга

Африки (САДК) и ЗПТ в КОМЕСА. Однако в августе 1994 г. на саммите САДК в

г. Габороне (Ботсвана) было принято решение о раздельном существовании

двух организаций — в южной и восточной Африке соответственно. Вместе с тем

создание Общего рынка в этом африканском регионе затруднено тем, что между

странами отмечается значительный «дифферанс» в экономическом развитии, не

стабильны политическая обстановка и валютно-финансовая сфера.

Сообщество развития Юга Африки (САДК) — политико-экономический региональный

блок, созданный 1 в 1992 г. на базе Конференции по координации развития

стран Юга Африки (САДКК), существовавшей с 1980 г. В настоящее время в

САДК входят 12 государств. По замыслу учредителей САДК, развитие

сотрудничества должно идти по принципу «гибкой геометрии» и разнотемповости

интеграционных процессов как между отдельными странами, так и группами

стран 3 внутри Сообщества. В настоящее время в Сообществе предпринимаются

меры по постепенной унификации подходов к созданию приемлемого для всех

инвестиционного климата, налогового и таможенного законодательства.

Интеграционные процессы на Юге Африки идут весьма нелегко, наталкиваясь на

препятствия объективного и субъективного характера. Даже в этом регионе,

где расположены относительно благополучные страны, между ними сохраняются

серьезные различия в экономическом и социальном развитии, расстановке

внутренних и внешнеполитических приоритетов, на что часто накладываются и

личные амбиции некоторых государственных лидеров. Естественно, характер

субрегионального развития во многом определяется позицией ЮАР, экономически

самой сильной страны в регионе. Не будет ошибкой, если сказать, что

трансформация САДК в действительно крепкую интеграционную группировку

требует определенного времени.

В Центральной Африке в плане экономической интеграции более-менее динамично

развивался Таможенный и экономический союз ЦА (ЮДЕАК), который имеет в

своем составе 6 стран. За 30 лет существования внутрирегиональная торговля

возросла в 25 раз, введен единый внешний таможенный тариф, на основе

совместного участия стран ЮДЕАК в «зоне французского франка» создан

Валютный союз Центральной Африки, центральным институтом которого является

Банк государств Центральной Африки. Он выпускает единые для всех участников

платежные средства. В рамках ЮДЕАК действуют также органы кредитного

сотрудничества: Банк развития государств Центральной Африки и Фонд

солидарности.

К проблемам развития данной экономической группировки следует отнести

разный уровень экономического развития стран, однородность и слабую

диверсификацию национальных экономик, неразвитость инфраструктуры,

политическую нестабильность в ряде стран. Это отнюдь не способствует

решению важнейших задач, определенных в Договоре: свобода движения

капиталов (постепенной ликвидацией таможенных барьеров внутри ЮДЕАК к 2000

г.), налаживание промышленной кооперации, создание СП и др. В марте 1994 г.

члены Союза приняли решение о постепенной трансформации ЮДЕАК в

Экономическое и Валютное Сообщество (ЭВСЦА), т.е. выход на более высокий

уровень интеграции. Впрочем, предстоит решить еще много проблем.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.