ему средства в СДР или иностранных валютах. Помимо того, страна-заемщик
обязана досрочно производить выкуп своей излишней для Фонда валюты по мере
улучшения ее платежного баланса и увеличения валютных резервов. Если
находящаяся в МВФ национальная валюта страны-должника покупается другим
государством- членом, то тем самым погашается ее задолженность Фонду.
Приобретаемая страной-членом в МВФ первая порция иностранной валюты в
размере до 25% квоты (до Ямайского соглашения бывшая золотая доля) с 1978
г. называется резервной долей. Она определяется как превышение величины
квоты страны-члена над суммой находящегося в распоряжении Фонда запаса
национальной валюты данной страны.
Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-
членом сверх резервной доли (100% величины квоты), делятся на четыре
кредитные доли (транши) по 25% квоты. Предельная сумма кредита, которую
страна может приобрести у МВФ в результате полного использования резервной
и кредитных долей, составляет 125% размера ее квоты. Обязательства страны -
заемщицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-
экономических мероприятий, фиксируются в “письме о намерениях”,
направляемом в МВФ. Если Фонд сочтет, что страна использует кредит “в
противоречии с целями Фонда” или не выполняет его предписаний, он может
ограничить или полностью прекратить кредитование страны. Использование
первой кредитной доли может быть осуществлено как в форме прямой покупки
иностранной валюты, при которой страна получает всю испрашиваемую сумму
немедленно после одобрения Фондом ее запроса, так и путем заключения с МВФ
соглашения о резервном кредите.
Соглашения о резервном кредите, или соглашения “стэнд-бай” (Stand-by
Arrangements), обеспечивают стране-члену гарантию того, что она сможет
получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную в соответствии с
договоренностью в любое время при соблюдении страной оговоренных условий.
Подобная практика предоставления кредитов аналогична открытию кредитной
линии.
Главным назначением кредитов “стэнд-бай” является в настоящее время
кредитование макроэкономических стабилизационных программ стран-членов МВФ.
Валюта, предоставляемая Фондом в виде резервного кредита в рамках верхних
кредитных долей, выдается определенными порциями (траншами) через
установленные промежутки времени в течение срока соглашения.
Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита
в рамках системы расширенного кредитования может быть серьезное нарушение
равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в
области производства, торговли или ценового механизма. Соглашения о
расширенных кредитах обычно ограничены сроком в три года; при необходимости
и по просьбе стран-членов — до четырех лет. С ноября 1992 г. действуют
следующие лимиты доступа стран-членов к ресурсам МВФ в рамках резервных и
расширенных кредитных соглашений (вместе или раздельно): предоставление
кредитов на протяжении года до 68 "и квоты страны-члена: кумулятивная,
включающая задолженность страны но ранее полученным кредитам, предельная
величина - 300"/о квоты (в чистом исчислении, т. е. за вычетом суммы
предстоящего выкупа страной ее национальной валюты в течение срока
кредитного соглашения).
МВФ И ПЛАТЕЖНЫЕ БАЛАНСЫ УЧАСТВУЮЩИХ В НЕМ СТРАН
МВФ создан для того, чтобы посредством частичной интернационализации
золотых и валютных резервов участвующих в нем стран создать пул
международных ликвидных ресурсов, который должен служить источником
временного покрытия пассивного сальдо платежных балансов стран, не
располагающих необходимыми для этого собственными ликвидными ресурсами и не
имеющих возможности получить обычный банковский кредит за границей.
Фонд предоставляет свои ресурсы участвующим в нем странам в форме
продажи необходимой им иностранной валюты на национальную валюту.
Годы существования МВФ показали, что путем частичной
интернационализации золотых и валютных резервов нельзя разрешить проблему
международной ликвидности. Ресурсы фонда оказались явно не достаточными для
того, чтобы урегулировать пассивное сальдо платежных балансов состоящих в
нем государств. Однако ресурсы фонда широко использовались США и другими
странами в качестве одного из средств давления на менее могущественных и
развивающихся стран. Ниже приведена шкала процентных ставок, начисляемых
МВФ с мая 1963 года.
|Время | |
|Пользования |Сумма кредитов в процентах и квоте |
|Кредитом | |
| |от 0% до 50% |от 51% до 100% |от 100% и более |
|До 3 месяцев |Проценты |не |взимаются |
|От 3 до 6 мес. |2,0 |2,0 |2,0 |
|От 6 мес. до 1г. |2,0 |2,0 |2,5 |
|От 1 до 1,5 лет |2,0 |2,5 |3,0 |
|От 1,5 до 2 лет |2,5 |3,0 |3,5 |
|От 2 до 2,5 лет |3,0 |3,5 |4,0 |
|От 2,5 до 3 лет |3,5 |4,0 |4,5 |
|От 3 до 3,5 лет |4,0 |4,5 |5,0 |
|От 3,5 до 4 лет |4,5 |5,0 |-- |
|От 4 до 4,5 лет |5,0 |-- |-- |
Кредитные операции МВФ можно разделить на два периода: первый период- с
1947 по 1956 и второй- с 1957 по 1966 год.
В 1947 году МВФ предоставил кредиты 8 странам на общую сумму 467,7
млн. долларов, в том числе Англии- 240 млн. долларов, Франции- 125,
Голландии- 52 млн.
Однако уже в 1948 году кредитный механизм фонда, на который
возлагались большие надежды, начал работать с перебоями. Платежные балансы
Западной Европы оказались пассивными. Поэтому они не только не могли
погасить задолженность, но и нуждались в новых кредитах.
Руководители МВФ уже в 1948 году были вынуждены признать, что фонд не
может справиться с поставленными задачами, так как кризис валютно-
финансовых отношений оказался значительно глубже, чем это ожидалось при
создании фонда.
Управленческая структура МВФ – Совет управляющих, в котором каждая
страна-член представлена управляющим и его заместителем, назначаемыми на
пять лет. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков.
МВФ устроен по образцу акционерного предприятия. Поэтому возможность
каждого участника оказывать воздействие на его деятельность с помощью
голосования определяется долей в капитале. Наибольшим количеством голосов в
МВФ обладают:
“США- 17,7%
Германия- 5,5%
Япония- 5,5%
Великобритания- 4,9%
Саудовская Аравия- 3,4%
Италия- 3,1%
Россия- 2,9%
Доля стран ЕС- 26,2%
24 промышленно развитых государств имеют 59,6% голосов в МВФ. На долю
остальных стран, составляющих почти 86% количества членов Фонда, приходится
лишь 40,4 голосов”.
Директор-распорядитель ( с 1987 г. )- Мишель Камдессю ( Франция ), его
заместители ( с 1994 г. )- Стэнли Фишер и другие ( США ).
На первых порах МВФ как кредитор играл скромную роль. Однако в 70-х и
особенно в 80-х годах произошло значительное расширение его кредитной
деятельности.
Наименее развитым странам предоставлялись льготные кредиты за счет
специальных фондов.
МВФ не только непосредственно кредитует страны-члены, но и помогает им
получить кредиты у правительства промышленно развитых стран, центральных
банков, группы МБРР, Банка Международных Расчетов, а также у частных
коммерческих банков. Даже небольшой кредит МВФ облегчает доступ стране на
частный мировой рынок ссудных капиталов. Предоставляя кредит, МВФ как бы
удостоверяет платежеспособность данной страны, выступает в качестве ее
гаранта. Расширение в 70-80-е годы кредитования Фондом развивающихся стран
было связано с существенным ухудшением их валютного положения в результате
двух раундов повышения мировых цен на жидкое топливо. В 1977-1991 гг.
развивающиеся страны-импортеры нефти получили 85,7% кредитов МВФ. Впервые
посла 1985 года сумма кредитов превысила погашение задолженности.
Расширение кредитной деятельности Фонда обусловлено тремя основными
факторами.
1. События на Ближнем Востоке, война в Персидском заливе привели к
сокращению поставок нефти на мировой рынок и росту цен на нее, что ухудшило
платежные балансы ряда стран.
2. МВФ активизировал финансовую поддержку развивающимся странам,
приступившим к макроэкономическим и структурным реформам, а также включился
в урегулирование внешнего долга этих стран.
3. С 90-х возросли кредиты МВФ странам Восточной Европы и бывшего СССР
в связи с глубокими социально-экономическими преобразованиями и переходом к
рыночной экономике.
Всем ясно, что стабильность национальной валюты обеспечивает и
стабильность на мировом рынке. Доллар является такой валютой в течение
многих лет.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ
В целях расширения своих кредитных возможностей МВФ практикует создание
специальных фондов (англ. facility - устройство, механизм, фонд). Они
различаются по целям, условиям и стоимости кредита.
1. Фонд компенсационного и непредвиденного кредитования предназначен для
кредитования стран-членов МВФ, у которых дефицит платежного баланса
обусловлен внешними, не зависящими от них факторами. В их числе: стихийные
бедствия, непредвиденное падение мировых цен, промышленный спад и введение
протекционистских ограничений в странах-импортерах. появление товаров-
заменителей и т. п. Этот фонд включает три компонента:
1) с 1963 г. кредитование (в настоящее время до 30% квоты) стран,
особенно экспортеров сырья, валютные поступления которых сокращаются в
результате падения мировых цен на сырье;
2) с 1981 г. кредитование (до 15"/о квоты) стран-импортеров зерна,
испытывающих трудности в связи с ростом мировых цен на зерно: с декабря
1990 г. по июнь 1992 г. кредитование стран-импортеров нефти, нефтепродуктов
и природного газа:
3) с 1988 г. компенсационное финансирование непредвиденных потерь для
помощи странам, испытывающим влияние непредсказуемых внешних факторов (до
30% квоты).
Кроме того, страна имеет возможность обратиться к МВФ с просьбой о
выделении средств в счет особой кредитной доли (до 20% квоты), которая
может быть использована по выбору в дополнение к любому из перечисленных
трех видов кредитования. Если трудности платежного баланса вызваны лишь
снижением экспортной выручки либо увеличением расходов на импорт зерновых,
лимит компенсационных кредитов ограничивается 65% квоты страны. При
использовании странами кредитов Фонда для возмещения убытков, связанных
одновременно с падением экспортной выручки и увеличением расходов на импорт
зерна, а также в случае одновременного применения двух из трех компонентов
механизма компенсационного кредитования устанавливается комбинированный
лимит в размере 80% квоты. Общий лимит доступа к кредитам Фонда
компенсационного и непредвиденного кредитования с учетом всех его
компонентов составляет 9 5 "/о квоты страны.
2. В июне 1969 г. создан Фонд кредитования буферных (резервных) запасов
для оказания помощи странам, участвующим в создании подобных запасов
сырьевых товаров в соответствии с международными соглашениями, если это
ухудшает их платежный баланс. Лимит — 30% квоты.
3. С 1989 г. функционирует Фонд финансовой поддержки операций по
сокращению и обслуживанию внешнего долга. Это объясняется активной ролью
МВФ в урегулировании долгового кризиса развивающихся стран в 80-х годах.
При предоставлении резервных или расширенных кредитов странам-должникам
часть суммы этих кредитов (до 25%) может быть зарезервирована в целях
сокращения основного долга. Кроме того, в целях частичной компенсации
процентных платежей либо дополнительного обеспечения основного долга при
обмене по паритетной стоимости долговых обязательств на облигации с более
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|