лицензирование и квотирование импорта, антидемпинговые и
компенсационные пошлины, импортные депозиты, так называемые
«добровольные» ограничения экспорта, компенсационные сборы, система
минимальных импортных цен и т. д. Первый вид - самый многочисленный
и охватывает более половины всех.
Второй вид включает методы, непосредственно не направленные на
ограничение внешней торговли и относящиеся больше к
административным бюрократическим процедурам, действие которых, тем
не менее, ограничивает торговлю: таможенные формальности,
технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы,
требования к упаковке и маркировке, розливу и т. п.
К третьему виду относятся методы, непосредственно не направленные
на ограничение импорта или стимулирование экспорта, но действие
которых зачастую ведет именно к этому результату.
К числу наиболее распространенных инструментов прямого
регулирования импорта (а иногда и экспорта) относят лицензии и
квоты. Практически все промышленно развитые страны применяют эти
нетарифные методы. Лицензионная система предполагает, что
государство через специально уполномоченное ведомство (в России -
Министерство внешнеэкономических связей) выдает разрешения на
внешнеторговые операции определенными включенными в списки
лицензируемых по импорту и по экспорту товарами. Применяемые
странами системы лицензирования характеризуются значительным
разнообразием форм и процедур. Основные виды лицензий можно свести
к следующим двум типам: генеральной лицензии, разрешающей
беспрепятственный ввоз или вывоз товара, включенного в списки, в
течение определенного периода времени; и разовой лицензии,
разрешающей импорт (или экспорт) определенного товара определенному
импортеру (экспортеру) с указанием количества товара, его
стоимости, страны его происхождения (или назначения), а в ряде
случаев также и таможенного пункта, через который должен быть
осуществлен ввоз (или вывоз) товара.
Использование лицензионных систем регулирования внешней торговли
опирается на ряд согласованных на международном уровне норм. К ним,
в частности, относятся некоторые положения Генерального соглашения
по тарифам и торговле, а также Соглашение по процедурам
лицензирования импорта, заключенное в рамках ГАТТ. (с 1996г. -
Всемирная торговая организация - ВТО) .
Лицензирование внешнеторговых операций тесно взаимодействует с
количественными ограничениями - квотами на импорт и экспорт
отдельных товаров. Квоты - это ограничения в стоимостном или
физическом выражении, вводимые на импорт и экспорт определенных
товаров на определенный период времени. В эту категорию входят
квоты глобальные, действующие в отношении отдельных стран, сезонные
и так называемые «добровольные» ограничения экспорта.
Количественное регулирование внешнеторговых операций осуществляется
через разовые лицензии.
Количественные ограничения импорта и экспорта - прямая
административная форма государственного регулирования внешней
торговли. Лицензии и квоты ограничивают самостоятельность
предприятий в отношении выхода на внешний рынок, сужают круг стран,
с которыми могут быть заключены сделки по определенным товарам,
регламентируют количество и номенклатуру товаров, разрешенных к
ввозу и вывозу. Вместе с тем система лицензирования и квотирования
импорта и экспорта, устанавливая жесткий контроль над внешней
торговлей некоторыми товарами, во многих случаях оказывается более
гибкой и эффективной, чем экономические рычаги внешнеторгового
регулирования. Этим в значительной мере и объясняется тот факт, что
лицензирование и квотирование заняло прочное место в арсенале
средств торгового регулирования подавляющего большинства стран
мира.
В настоящее время международная практика идет по пути устранения
административных инструментов регулирования внешнеторговой
деятельности. Нетарифное регулирование, как правило, применяется
лишь в исключительных случаях, в основном в целях защиты
национальной экономики, а также в целях выполнения международных
обязательств. Подобную тенденцию можно наблюдать и у нас в России.
Так, в Федеральном законе от 13 октября 1995 г. «О государственном
регулировании внешнеторговой деятельности /2/ установлено, что
количественные ограничения могут вводится в исключительных случаях
Правительством Российской Федерации. К ним относятся: обеспечение
национальной безопасности РФ, выполнение международных
обязательств. РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке,
защита внутреннего рынка РФ и др.
Товары, на экспорт и импорт которых необходимо наличие лицензии,
можно разделить на следующие группы:
34. товары, лицензии на экспорт которых выдаются в пределах
установленных квот (в основном, товары, экспортируемые в
связи с выполнением Россией международных обязательств);
35. товары, имеющий специфический характер (товары
стратегического назначения: вооружение, товары двойного
применения, лекарственное сырье и др.).
В контексте упорядочения мер административного регулирования можно
рассматривать принятый в России в 1995г. согласно переговорам с
Секретариатом ВТО «Порядок проведения расследования,
предшествующего введению защитных мер». Он предусматривает
возможность ограничения ввоза в Россию товаров из-за рубежа по двум
направлениям: путем установления количественных ограничений в виде
импортных квот и за счет введения специальных, антидемпинговых и
компенсационных пошлин. Причем эти ограничения будут
распространятся не на всю импортируемую продукцию, а только на
товары, поставки которых могут существенно подорвать позиции
российских производителей на внутреннем рынке. Это, как правило,
происходит в случаях ввоза товаров по заниженным ценам или в таких
объемах, которые могут привести к необходимости сокращения
производства схожих по характеристикам товаров в России.
В последнее десятилетие широкое распространение получила практика
заключения соглашений о «добровольном» ограничении экспорта и об
установлении минимальных импортных цен, которые навязываются
ведущими западными государствами более слабым в экономическом или
политическом отношении экспортерам. Специфика этих видов
ограничений состоит в нетрадиционной технике их установления, когда
торговый барьер, защищающий страну-импортера, вводится на границе
экспортирующей, а не импортирующей страны. Так, соглашение о
«добровольном» ограничении экспорта представляет собой навязанное
экспортеру под угрозой санкций обязательство по ограничению
экспорта определенных товаров в импортирующую страну. Аналогичным
образом установление минимальной импортной цены должно строго
соблюдаться экспортирующими фирмами при заключении контрактов с
импортерами страны, установившей такие цены. В случае снижения
экспортной цены ниже минимального уровня, импортирующая страна
вводит антидемпинговую пошлину, применение которой может привести к
уходу с рынка.
К настоящему времени заключено свыше 100 соглашений о
«добровольном» ограничении экспорта и об установлении минимальных
импортных цен. Эти соглашения затрагивают торговлю продукцией
текстильной, швейной, обувной промышленности, черной металлургии,
молочными продуктами, бытовой электроникой, легковыми автомобилями,
металлообрабатывающими станками и т. д. Проблемы возникают, когда
квоты распределяются между странами, потому что необходимо
гарантировать, чтобы товары из одной страны не переправлялись с
нарушением установленной в ней квоты во вторую страну. Такая
ситуация имела место, когда США выдвинули обвинение, что одежда
китайского производства нелегально поступала на таможню США как
одежда, изготовленная в Макао.
Импортные квоты не обязательно предназначены для защиты
отечественных производителей. Япония, например, сохраняет
квотирование на многие сельскохозяйственные продукты, в ней не
производящиеся. Квотирование импорта является средством воздействия
при ведении переговоров по сбыту японской экспортной продукции, а
также позволяет избегать чрезмерной зависимости от любой иной
страны в отношении необходимых продуктов питания, запасы которых
могут сократиться в случае плохих климатических или политических
условий.
Экспортные квоты могут устанавливаться для обеспечения
отечественных потребителей достаточными запасами товаров по низким
ценам, для предупреждения истощения природных ресурсов, а также для
повышения цен на экспорт путем ограничения поставок на зарубежные
рынки. Подобные ограничения посредством соглашений по различным
видам товаров позволили квотировать странам-производителям такие
товары, как кофе и нефть, в результате чего цены на эти продукты
возросли в странах-импортерах.
Специфический тип квотирования, который полностью запрещает
торговлю, называется эмбарго. Аналогично квотам эмбарго может
вводиться в отношении импорта или экспорта определенного вида
товаров, независимо от места назначения, в отношении отдельных
видов товаров, поставляемых в конкретные страны, или в отношении
всех товаров, поставляемых в определенные страны. Хотя эмбарго
обычно вводятся в политических целях, последствия могут быть, по
существу, экономическими. Например, США ввели эмбарго на торговлю с
Никарагуа между 1984 и 1990 гг. из-за политической вражды с
сандинистской партией, находящейся у власти. Но для Никарагуа
последствия оказались экономическими: Никарагуа испытывала
трудности со снабжением, особенно с поставками запчастей для
техники, произведенной в США, и не могла сбывать урожай бананов в
США как раньше.
Особое место в ряду нетарифных методов регулирования занимают
стандарты. Страны обычно устанавливают стандарты по классификации,
маркировке и проведению испытаний продукции таким способом, чтобы
была возможность продажи отечественной продукции, но блокировался
сбыт продукции иностранного производства. Эти стандарты иногда
вводятся под предлогом защиты безопасности и здоровья местного
населения. Однако недавно автомобилестроительные фирмы «Большой
Тройки» предложили законопроект об экономии горючего, требующий от
каждого автомобилестроителя увеличения экономии, усредненной но
всем моделям, на одинаковую процентную долю. Такое предложение в
случае его принятия будет обременительным для японских
производителей, у которых средняя величина экономии горючего уже
сегодня намного превосходит показатели моделей «Большой Тройки».
Среди методов нетарифного регулирования следует упомянуть
административно-бюрократические проволочки при въезде,
увеличивающие неопределенность и расходы на содержание товарно-
материальных запасов. Например, во Франции ввели требование
пропускать все ввозимые видеомагнитофоны через один небольшой
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|