Международные отношения
Национальная горная академия Украины
______________________________________________________
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ПРЕДМЕТУ:
международные экономические отношения
ТЕМА:
ценообразование в мировой торговле
Выполнил:
Группа ЭФ-96-2
Днепропетровск 1998г.
ПЛАН КУРСОВОЙ РАБОТЫ
1. Основы и особенности ценообразования на мировом рынке. 3
2. Ценообразование на различных типах мировых товарных рынков. 5
2.1 Рынок совершенной (чистой) конкуренции. 6
2.1 Рынок чистой монополии. 6
2.3 Монополистический рынок. 7
4 Рынок конкуренции немногих поставщиков - олигополия. 7
4 Влияние государства на внешнеторговые цены. 8
3. Практика и методы определения внешнеторговых цен. 9
3.1 Контрактная цена. 9
3.2 Биржевые цены. 10
3 Цены аукционов. 10
3 Статистические внешнеторговые цены. 11
4. Особенности ценообразования в России, связанные с ВЭД.
5. Международные валютные отношения. Понятие валюты. 13
1 Валютный курс. 14
2 Валютная система. 15
6. Эволюция мировой валютной системы. 15
7. Международные расчеты. 17
7.1 Формы международных расчетов. 18
7.2 Инкассовая форма расчетов. 19
7.3 Аккредитивная форма расчетов. 20
7.4 Расчеты, в форме аванса. 22
5 Расчеты по открытому счету. 22
5 Другие формы расчетов. 22
8. Валютный рынок. 23
8.1 Понятие валютного рынка. 24
8.2 Участники валютного рынка. 24
3 Функции валютного рынка. 24
3 Виды валютных рынков. 25
9. Модели валютного рынка. 26
9.1 Спрос и предложение валюты. 26
10. Место и роль международных валютно-финансовых и банковских
организаций в системе МЭО. 28
1 Значение региональных валютно-финансовых и кредитных организаций.
30
2 Россия в международных валютно-финансовых организациях. 32
11. Направления методы и формы регулирования МЭО и ВЭД. 34
11.1 Национальный механизм регулирования МЭО и ВЭД. 34
11.2 Нетарифные (административные) методы регулирования ВЭД.
34
11.3 Таможенно-тарифное регулирование МЭО и ВЭД. 38
11.4 Таможенно-тарифное регулирование в промышленно-развитых
странах. 39
5 Таможенные тарифы развивающихся стран. 40
12. Вывод. 41
12. Основные понятия. 43
12. Список литературы. 44
1. ОСНОВЫ И ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ
При анализе процессов, связанных с ценообразованием на мировых
товарных рынках необходимо внимательное изучение всех факторов,
оказывающих влияние на формирование цен, как общего порядка, так и
чисто прикладных. От цен зависит, какие издержки производителей
будут возмещены после продажи товара, какие нет, каков уровень
доходов, прибыли и куда будут, и будут ли в дальнейшем направлены
ресурсы, возникнут ли стимулы для дальнейшего расширения
внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
В условиях рыночной экономики ценообразование во внешней торговле,
также как и на внутреннем рынке, осуществляется под воздействием
конкретной рыночной ситуации. В принципиальном плане само понятие
цены сходно и для характеристики внутреннего рынка, и для
характеристики внешнего. Цена, в том числе в международной
торговле, - это денежная сумма, которую намерен получить продавец,
предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный
товар или услугу покупатель. Совпадение указанных двух требований
зависит от многих условий, получивших название «ценообразующих
факторов». По характеру, уровню и сфере действия они могут быть
разграничены на пять нижеперечисленных групп.
Общеэкономические, т.е. действующие независимо от вида продукции и
конкретных условий ее производства и реализации. К ним относятся:
1. экономический цикл;
2. состояние совокупного спроса и предложения;
3. инфляция.
Конкретно экономические, т.е. определяемые особенностями данной
продукции, условиями ее производства и реализации. К ним относятся:
4. издержки;
5. прибыль;
6. налоги и сборы;
7. предложение и спрос на этот товар или услугу с учетом
взаимозаменяемости;
8. потребительские свойства: качество, надежность, внешний вид,
престижность.
Специфические, т.е. действующие только в отношении некоторых видов
товаров и услуг:
9. сезонность;
10. эксплуатационные расходы;
11. комплектность;
12. гарантии и условия сервиса.
Специальные, т.е. связанные с действием особых механизмов и
экономических инструментов:
13. государственное регулирование;
14. валютный курс.
Внеэкономические, политические; военные.
Как отмечалось выше, цены определяются условиями конкуренции,
состоянием и соотношением спроса и предложения. Однако на
международном рынке процесс ценообразования имеет особенности. С
учетом этого следует рассматривать и действие перечисленных выше
групп ценообразующих факторов. Взять к примеру спрос и предложение.
Известно, что соотношения спроса и предложения в условиях мирового
рынка ощущаются субъектами внешней торговли гораздо острее, нежели
поставщиками продукции на внутреннем рынке. Участник международной
торговли сталкивается на рынке с большим числом конкурентов, чем на
рынке внутреннем. Он обязан видеть перед собой мировой рынок,
постоянно сравнивать свои издержки производства не только с
внутренними рыночными ценами, но и с мировыми. Производитель-
продавец товара на внешнем рынке находится в режиме постоянного
«ценового стресса». Значительно больше на международном рынке и
покупателей. Во-вторых, в рамках мирового рынка факторы
производства менее мобильны. Никто не будет оспаривать тот факт,
что свобода передвижения товаров, капитала, услуг и рабочей силы
значительно ниже, чем в рамках одного конкретного государства. Их
перемещение сдерживается национальными границами, отношениями в
валютной сфере, что противодействует выравниванию затрат и прибыли.
Естественно, что все это не может не отражаться на формировании
мировых цен. Под мировыми ценами понимаются цены крупных экспортно-
импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в
основных центрах мировой торговли. Понятие «мировой товарный рынок»
означает совокупность устойчивых, повторяющихся операций по купле-
продаже данных товаров и услуг, имеющих организационные
международные формы (биржи, аукционы и т.д.), или выражающиеся в
систематических экспортно-импортных сделках крупных фирм-
поставщиков и покупателей. И в мировой торговле к факторам, под
воздействием которых складываются рыночные цены, прежде всего
естественно относится состояние спроса и предложения.
Практически на цену предлагаемого товара влияет:
15. платежеспособный спрос покупателя данного товара, т.е. попросту
говоря, наличие денег;
16. объем спроса - количество товара, которое способен приобрести
покупатель;
17. полезность товара и его потребительские свойства.
На стороне предложения составляющие ценообразующие факторы:
18. количество товара, предлагаемого продавцом на рынке;
19. издержки производства и обращения при реализации товара на рынке;
20. цены на ресурсы или на средства производства, используемые в
производстве соответствующего товара.
Общим фактором является замещаемость предлагаемого к реализации
товара другим, удовлетворяющим покупателя. На уровень мировых цен
воздействуют валюта платежа, условия расчета и некоторые другие,
как экономические, так и внеэкономические факторы.
На мировом рынке возможны случаи «искажения соотношения спроса и
предложения». В случае громадного спроса на товар может возникнуть
ситуация, при которой на рынок будет выброшен товар, произведенный
в наихудших условиях по национальной цене, которая по существу и
будет какое-то время определять мировую цену и которая наверняка
будет весьма высокой. И наоборот, нередко предложение значительно
превышает спрос. Тогда основной объем продаж приходится на те
субъекты международной торговли, условия производства в которых
наилучшие, а цены ниже. (В данном контексте нелишне отметить и
такой нюанс: даже если крупнейший производитель товара в какой-
либо стране является крупнейшим поставщиком этого продукта на
национальный рынок, то это не значит, что он займет лидирующее
положение и на мировом рынке. Зачастую на международном рынке
большую часть товаров реализуют страны, не являющиеся с
экономической точки зрения крупными и мощными державами.).
При работе с ценами рынка, в том числе внешнеторговыми, следует
учитывать различия в них с учетом позиций отдельных сторон и
рыночной ситуации. Во-первых, существуют понятия «цены продавца»,
т.е. предлагаемые продавцом, а значит, относительно более высокие,
и «цены покупателя», т.е. принимаемые и уплачиваемые покупателем, а
значит, относительно более низкие. Во-вторых, в зависимости от
рыночной конъюнктуры, «рынок продавца», на котором из-за
преобладания спроса коммерческие показатели и цены диктует продавец
и «рынок покупателя», на котором из-за преобладания предложения
господствует покупатель и ситуация в части цен противоположная. Но
эта рыночная ситуация все время изменяется, что находит отражение в
ценах. А это значит, что она должна быть предметом постоянного
наблюдения и изучения. В противном случае в определении цен
возможны очень серьезные ошибки.
В последние два-три десятилетия важную роль в ценообразовании на
товары, в особенности в мировой торговле, занимают сопутствующие
услуги, оказываемые производителем и поставщиком какого-либо товара
импортеру или конечному потребителю. Речь идет об общепринятых
условиях поставки:
техническое обслуживание, гарантийный ремонт, другие специфические
виды услуг, связанные с продвижением, реализацией и использованием
товара. Данный аспект особенно важен в современных условиях, в
период развития высоких технологий, усложнения машин и
оборудования. Известны примеры, когда стоимость услуг при экспорте
оборудования и машин составляла 60-процентную долю в цене поставки.
Развитие науки и технологии, оказывая влияние на совершенствование
качественных характеристик товара, с другой стороны воздействует на
мировые цены. Внедрение новых технологий повышает
производительность труда, эффективность производства, снижает
затраты труда. В условиях НТР в абсолютном выражении цена растет
практически для всех групп товаров. Однако с учетом т.н. полезного
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|