въезд в страну выше у более молодых претендентов.
К числу требований, предъявляемых к качеству рабочей силы,
относят:
• требование хорошего состояния здоровья у прибывающего мигранта;
• дополнительные профессиональные требования, относящиеся к ряду
специальностей или профессий (в США, например, иностранный программист
должен владеть принятыми в стране программными средствами, быть знакомым с
соответствующими компьютерными системами);
• ограничения личностного и психологического плана. Так, например,
претендент на получение гражданства ЮАР должен иметь «добрый характер». В
США издавна ограничен въезд для представителей любой из партий
тоталитарного типа.
Значение того или иного качественного признака при отборе
иммигрантов не является постоянным и может меняться в пользу других
приоритетов. Вместе с тем по ряду важнейших характеристик, таких, как
возрастной ценз, наличие трудового сертификата, обладание определенной
профессией и профессиональной подготовкой, требования достаточно устойчивы
во времени.
Селективность миграционной политики стран-импортеров выражается также
в предоставлении льгот отдельным категориям мигрантов с целью их
привлечения в страну. Так, приоритетным правом получения разрешения на
иммиграцию пользуются бизнесмены, предполагающие открыть дело в стране
пребывания.
Одной из целей иммиграционной политики является защита национального
рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы. Для
осуществления этой цели государства-импортеры применяют меры, направленные
на сокращение или предотвращение иммиграции, а также на сокращение
иностранной рабочей силы в стране пребывания.
4.ЭМИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА СТРАН-ЭКСПОРТЁРОВ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ.
Международная организация труда так определила цели эмиграционной
политики стран-экспортеров: эмиграция трудовых ресурсов должна
способствовать сокращению безработицы, поступлению от трудящихся-эмигрантов
валютных средств, которые используются для сбалансированности экспортно-
импортных операций; эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен
соответствующий жизненный уровень; требование возвращения на родину
эмигрантов сочетается с приобретением последними в зарубежных странах
профессий и образования.
Современная международная трудовая миграция характеризуется
активизацией и ростом влияния стран — экспортеров рабочей силы, которые
применяют различные методы и средства для достижения целей эмиграции, а
именно:
• методы и средства защиты интересов государства-экспортера трудовых
ресурсов путем регулирования масштабов эмиграции и качественного состава
эмигрантов, выезжающих за пределы страны. Большинство государств
демонстрируют своей эмиграционной политикой уважение прав своих граждан на
свободное перемещение. Некоторые страны проводят политику сдерживания
эмиграции, особенно в отношении высококвалифицированных специалистов и при
нехватке квалифицированной рабочей силы, а также при неблагоприятной
демографической ситуации;
• методы использования эмиграции в целях обеспечения ресурсами
экономики страны путем привлечения валютных средств трудящихся-мигрантов.
Для этого в национальных банках открывают эмигрантам валютные счета под
более высокую процентную ставку, создают им выгодные условия использования
своих валютных средств для приобретения товаров и производственного
оборудования и т.д. Ряд государств прямо обязывает трудящихся-эмигрантов
переводить в страну происхождения значительную, долю полученной за границей
заработной платы. Государство привлекает также средства частных
посреднических организаций, занимающихся трудоустройством граждан за
границей путем введения обязательных вкладов и страховок;
• методы и средства по защите прав трудящихся-эмигрантов путем
использования двусторонних соглашений и контрактной формы найма рабочей
силы для работы за границей, которая призвана обеспечить определенные
экономические и социальные гарантии (по заработной плате, оплате проезда,
жилью, продовольственному обеспечению и медицинскому обслуживанию и т.д.),
а также путем организации учреждений, фондов, представительств, назначения
специальных должностных лиц и т.п. в целях контроля за выполнением условий
международных соглашений по трудовой миграции, решения спорных вопросов в
стране пребывания мигрантов и соблюдения их основных прав.
В посольствах и представительствах некоторых стран за рубежом
назначаются атташе по труду, которые призваны обеспечивать защиту прав
трудящихся-мигрантов, в том числе разрешение спорных вопросов при их
размещении, ведение переговоров с работодателями.
Заслуживает внимания опыт создания специальных фондов, в задачи
которых помимо контроля за соблюдением прав трудящихся-мигрантов и членов
их семей входит накопление средств (фонда благосостояния), предназначенных
для обеспечения медицинского обслуживания, жилищного строительства,
расширения сети школ и т.п. возвращающихся на родину мигрантов;
• меры, способствующие как защите государственных интересов, так и
прав и свобод трудящихся-мигрантов.
Государство стремится выработать такой механизм регулирования
миграции, который позволял бы совмещать защиту государственных интересов и
его граждан. Одним из инструментов реализации данной задачи является
введение порядка обязательного государственного лицензирования деятельности
по найму граждан для работы за границей. Цель лицензирования — наделение
правом посредничества при трудоустройстве за границей только тех
организаций, которые обладают достаточными знаниями, опытом работы,
располагают надежными международными связями и способны нести материальную
и юридическую ответственность за результаты своей деятельности;
• меры, направленные на взаимную защиту интересов стран—экспортеров и
стран - импортеров трудовых ресурсов.
5.МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Россия не осталась в стороне от миграционных процессов. Распад СССР,
переход к рыночным отношениям, экономические и политические перемены и
неурядицы, межэтнические столкновения и войны привели к тому, что на
территории России оказалось в середине 90-х годов около трех миллионов
беженцев. Эти потоки беженцев, прежде всего из стран СНГ и Балтии, не
прекращаются.
Рост безработицы подтолкнул сотни тысяч российских граждан, в том
числе высококвалифицированных специалистов, трудоустраиваться за рубежом.
Это один из крупнейших исходов населения в последние десятилетия нынешнего
столетия. На Конференции стран СНГ в Женеве по проблемам беженцев и
эмигрантов была признана безотлагательная необходимость международной
помощи. На территории России оказались сотни тысяч перемещенных лиц не
только из стран СНГ и Балтии, но и из других регионов.
Правительство Российской Федерации вынуждено в этих условиях
формировать и осуществлять активную миграционную политику, искать поддержки
— материальной и финансовой — у международных организаций, развивать
сотрудничество с другими странами на двусторонней и многосторонней основе
по проблемам миграции населения и трудовых ресурсов.
Выход России на внешние рынки труда предполагает формирование
полноценной, обоснованной миграционной политики. В России уже сложилась
правовая база регулирования миграционных процессов, основанная на
Конституции Российской Федерации, законах и законодательных актах,
постановлениях Правительства РФ, определяющих порядок выезда и въезда в
страну, трудоустройство российских граждан за рубежом, меры по
миграционному контролю и т.д.
Разработана федеральная миграционная программа. Правительство РФ
наметило меры по выполнению задач в области миграционной политики страны,
первоочередными из которых являются регулирование миграционных потоков,
преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов в этой
области, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов.
Практическому претворению в жизнь конституционных и законодательных
норм, обеспечивающих права российских граждан на трудоустройство за
границей, способствуют заключенные международные соглашения РФ с Германией,
Китаем, Польшей, Словакией, Финляндией и рядом других стран.
Федеральной миграционной службой России предоставлены лицензии почти
150 организациям, занимающимся оформлением трудоустройства российских
граждан за рубежом. Введение системы лицензирования позволило пресечь
недобросовестную деятельность со стороны ряда фирм и агентств. В то же
время многие вопросы, в том числе связанные с возвращением мигрантов,
требуют дальнейшей доработки и детализации. Формирование правовой и
организационной базы регулирования миграционных процессов в РФ
продолжается.
Наиболее важные аспекты российской миграционной политики:
• реализация гражданами РФ прав на свободу перемещения;
• гарантия защиты и поддержки трудящихся-мигрантов за рубежом;
• обеспечение беспрепятственного возвращения на родину и помощь в
адаптации мигрантов.
Поскольку Россия в международной миграции является одновременно
принимающей и направляющей стороной, при разработке российской миграционной
политики приходится ориентироваться на реализацию многоцелевых направлений.
В области импорта рабочей силы наиболее важными задачами, как
показывают складывающаяся ситуация и опыт зарубежных стран, являются:
обеспечение защиты национальной экономики от избыточного притока трудящихся-
мигрантов из других стран; разработка мер по регулированию количественных и
качественных параметров потока иммиграции; обеспечение рационального
использования прибывающих трудящихся-мигрантов в экономических и
политических интересах России. Немаловажное значение, как показывает опыт
стран-импортеров, имеет выбор концепции иммиграционной политики.
В области экспорта рабочей силы при разработке эмиграционной политики
России особое внимание уделяется: улучшению ситуации на рынке труда за счет
сокращения безработицы; привлечению валютных поступлений в страну за счет
денежных переводов трудящихся-мигрантов из-за границы; защите прав и
обеспечению поддержки российских граждан, работающих за рубежом; получению
мигрантами профессий, предпринимательского опыта и образования.
Принципиальное значение для РФ имеет создание приоритетных условий
возвращающимся мигрантам для инвестирования в сферу экономики. С этой целью
намечено создать специальную структуру, занимающуюся консультированием,
информационным обеспечением возвращающихся мигрантов и оказывающую им
конкретную помощь. Возможно также предоставление различных налоговых льгот
и льготное кредитование. Как и в большинстве стран мира, возвращающиеся
мигранты должны иметь право беспошлинно ввозить средства производства для
последующей производственной деятельности.
С целью дополнительного привлечения в страну валютных средств,
заработанных мигрантами, и их адаптации к условиям российского рынка,
требуется, по опыту зарубежных стран, принятие ряда мер, например:
• введение специальных депозитных счетов;
• продажа земельных участков под строительство;
• выдача на льготных условиях ссуд на строительство домов под переводы,
хранимые в строго определенных банках;
• создание альтернативного жилого фонда для льготной реализации за
валюту среди возвращающихся мигрантов;
• открытие валютного счета для беспошлинного провоза машин, товаров
длительного пользования;
• создание специального пенсионного фонда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Подвижность населения и трудовых ресурсов — одна из важных
особенностей современных МЭО.
Страны—экспортеры и страны — импортеры трудовых ресурсов,
международные организации по миграции совершенствуют законодательство,
механизм регулирования миграционных процессов и потоков, руководствуясь
принципами свободы и демократии с учетом национальных интересов.
Международная организация труда являете уникальной среди всемирных
организаций в том отношении, что при разработке ее политики представители
трудящихся и предпринимателей обладают равным количеством голосов с
представителями правительств. Одна из ее наиболее важных функций состоит в
принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые
стандарты в таких областях, как свобода ассоциаций, заработная плата,
продолжительность рабочего дня, социальное страхование, оплачиваемый
отпуск, охрана труда, служба найма, рабочая инспекция.
Конвенции налагают обязательства — для государств-членов, которые их
ратифицировали, рекомендации обеспечивают ориентир для национальной
политики, законодательства, практики. Со времени основания МОТ принято
более 300 конвенций и рекомендаций. МОТ контролирует применение конвенций
ратифицировавшими их государствами.
В России создана правовая и организационная база эмиграции и
иммиграции трудовых ресурсов, разработана федеральная миграционная
программа, заключены двусторонние соглашения с рядом стран по миграции
населения и трудовых ресурсов. Важным направлением интегрирования России в
мировое сообщество должна стать ратификация международных конвенций,
регламентирующих процессы трудовой миграции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Мировой рынок труда. — М.: Наука, 1994, гл. 1—3.
2. МТБ. Конвенции и Рекомендации, принятые Международной конференцией
труда. 1919—1986. — Женева, 1988. - С. 1428-1446.
3. Неисповедимы пути иммиграции// «Российская газета», 8 октября 1996.,
с.3.
4. Федеральная миграционная программа //«Российская газета», 20 августа
1996., с. 4—6.
5. Федеральный закон Российской Федерации «О порядке выезда из Российской
Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996// «Российская
газета», 16 августа 1996 г.
ПЛАН
1.Межстрановое перемещение населения и трудовых ресурсов.
2.Международно-правовые основы межстрановой трудовой миграции.
3.Миграционная политика стран – импортёров трудовых ресурсов.
4.Эмиграционная политика стран – экспортёров трудовых ресурсов.
5.Миграционная политика Российской Федерации.
Заключение.
Список используемой литературы.
Страницы: 1, 2
|