реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Международная миграция рабочей силы

реферат

Международная миграция рабочей силы

1.МЕЖСТРАНОВОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ.

Одним из проявлений интернационализации и демократизации

хозяйственной и социально-культурной жизни человечества, а также

последствий острых межнациональных противоречий, прямых столкновений между

народами и странами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий являются

крупномасштабные внутристрановые и межстрановые перемещения населения и

трудовых ресурсов в разных формах. Это и добровольные мигранты,

пользующиеся правами и возможностями, предоставленными им мировой

цивилизацией и международными рынками труда для выбора места жительства и

работы, беженцы и вынужденные мигранты, покидающие отчий кров не по своей

воле, а под давлением обстоятельств. Масштабы потоков и драматизм положения

таких мигрантов в отдельные исторические периоды, и годы превращаются в

глобальные проблемы. Их разрешение требует широкого международного

сотрудничества.

Мировое сообщество, еще недавно не ощущавшее непосредственно размеров,

особенностей и последствий миграционных процессов на международном уровне,

столкнулось с необходимостью координации усилий многих стран по разрешению

острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков.

Организационно-институциональные, нормативно-правовые и финансовые

механизмы регулирования, созданные в прошлые годы на глобальном (в рамках

ООН и других организаций), региональном (региональные экономические

организации) и национальном (в основном промышленно развитыми странами)

уровнях, позволяют мировому сообществу постепенно ослаблять остроту в сфере

международной миграции населения и нормализовать миграционные потоки.

Последнее десятилетие нашего столетия характеризуется тем, что страны-

импортеры и страны-экспортеры трудовых ресурсов вносят существенные

коррективы в свою миграционную политику.

Межстрановая миграция населения и трудовых ресурсов возникает при

наличии значительного контраста в уровнях экономического и социального

развития и темпах естественного демографического прироста стран,

принимающих и отдающих рабочую силу. Географическими центрами иммиграции

являются наиболее развитые страны, такие, как США, Канада, Австралия,

большинство западноевропейских стран, а также страны с высокими доходами от

продажи нефти и бурным экономическим ростом (Саудовская Аравия, Бахрейн,

Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и т.д.).

Внешняя трудовая миграция относится к одному из видов международной

миграции населения, который характеризуется перемещением рабочей силы, как

правило, из менее развитых в экономически более развитые страны на

временную работу с последующим возвращением на родину.

Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обеспечивает

несомненные преимущества как принимающим рабочую силу странам, так и

поставляющим ее. Но она способна породить и острые социально-экономические

проблемы.

Сегодня признаются и используются следующие положительные последствия

трудовой миграции.

Прежде всего учитывается, что процессы трудовой миграции способствуют

смягчению условий безработицы, появлению для страны—экспортера рабочей силы

дополнительного источника валютного дохода в форме поступлений от

эмигрантов, а также приобретению ими знаний и опыта. По возвращении домой

они, как правило, пополняют ряды среднего класса, вкладывая заработанные

средства в собственное дело, создавая дополнительные рабочие места.

К отрицательным последствиям трудовой миграции следует отнести

тенденции роста потребления заработанных за границей средств, желание

скрыть получаемые доходы, «утечку умов», иногда и понижение квалификации

работающих мигрантов и т.п.

Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного

эффекта, получаемого страной в результате трудовой миграции, используют

средства государственной политики. Просчеты в выборе ориентиров

миграционной политики вызывают нежелательную реакцию в виде роста

нелегальной миграции и последующей социальной активности возвращающихся

мигрантов и др. В этой области особенно очевидны неэффективность жестких,

директивных мер и необходимость косвенных, координирующих воздействий со

стороны государств и правительств.

2.МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖСТРАНОВОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ.

Правительство каждой страны суверенно в своем праве определять

направления и цели миграционной политики, при разработке комплекса мер,

регулирующих процессы внешней трудовой миграции, признано целесообразным и

необходимым условием придерживаться определенных правовых норм и

стандартов, закрепленных в документах международных организаций.

Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс

трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над

национальным законодательством, что имеет важное значение как для самой

страны с точки зрения ее интеграции в мировое сообщество, так и для

мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются и нуждаются в

защите.

Важная особенность международной миграции рабочей силы состоит в том,

что регулирование данного процесса осуществляется двумя (или более)

субъектами, воздействующими на разные стадии перемещения населения и

преследующими зачастую несовпадающие интересы. Если страна—импортер рабочей

силы в большей степени отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в

функции страны—экспортера рабочей силы в большей степени входит

регулирование оттока и защита интересов мигрантов за рубежом.

Во многих аспектах интересы стран—экспортеров и импортеров рабочей

силы оказываются тесно переплетенными. Правовое выражение взаимной

заинтересованности стран, принимающих и направляющих мигрантов,

осуществляется в форме двух- или многосторонних международных соглашений по

вопросам миграции.

В настоящее время значительное число учреждений и организаций, прежде

всего в рамках ООН, а также региональных группировок занимаются проблемами,

связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов.

Комиссия ООН по народонаселению располагает соответствующим фондом,

часть которого используется на субсидирование национальных программ в

области миграции населения. Деятельность МОТ в качестве одной из целей

предусматривает регулирование миграции населения. Ряд международных

договоров, принятых ВОЗ (Всемирной организацией здравоохранения), содержит

специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся-

мигрантов. В конвенциях ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение

образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Возрастает роль

Международной организации по миграции (MOM), целью которой является

обеспечение упорядоченной и плановой международной миграции, ее

организация, обмен опытом и информацией по указанным вопросам. В Западной

Европе деятельностью, связанной с обеспечением и защитой прав трудящихся

мигрантов, занимается Межправительственный комитет по вопросам ми-фации

(СИМЕ).

Одной из основных идей Конвенции МОТ о трудящихся-мигрантах является

признание государствами, ратифицирующими данный документ, равенства в

отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой

принадлежности, религии, пола и т.п. Конвенция содержит статьи,

направленные на регулирование условий, при которых трудящиеся-мигранты

будут иметь равные с гражданами принимающего государства права в вопросах,

определенных Конвенцией. Защита прав трудящихся-мигрантов обеспечивается:

• организацией бесплатных служб для помощи мигрантам и обеспечения их

необходимой информацией (ст. 2);

• принятием мер против недостоверной информации и пропаганды в

отношении вопросов, касающихся иммиграции и эмиграции граждан (ст. 3);

• принятием мер, облегчающих все стадии миграции: отъезд, перемещение

и прием мигрантов (ст. 4);

• организацией соответствующих медицинских служб (ст. 5);

• разрешением переводить на родину заработок и сбережения трудящихся-

мигрантов (ст. 9).

Два приложения к Конвенции касаются найма, размещения и условий труда

мигрантов, еще одно — вопросов ввоза мигрантами личного имущества, рабочих

инструментов и оборудования. Посреднической деятельностью по

трудоустройству мигрантов могут заниматься:

• наниматель или лицо, находящееся у него на службе и действующее от

его имени, при наличии разрешения от компетентных властей и под их

контролем;

• частное агентство, получившее на это предварительное разрешение

компетентных властей территории, на которой данные операции будут

производиться, при соблюдении условий и в тех случаях, которые могут быть

предусмотрены либо законодательством данной территории, либо соглашением

между компетентными органами принимающей и направляющей стран.

В данной Конвенции также указывается, что лицо или организация,

способствующие незаконной миграции, подлежат соответствующему наказанию. В

ней подчеркивается также необходимость письменного оформления трудовых

контрактов и соблюдения права трудящихся-мигрантов на получение данных

документов с указанием сроков найма, условий и содержания труда и уровня

его оплаты.

Документы МОТ провозглашают равенство мигрантов с гражданами страны

пребывания также и в уровне минимальной заработной платы, а в тех странах,

где это предусмотрено национальными законодательствами, — возможность

участвовать в процедурах по установлению размера заработной платы. При этом

оговаривается, что заработная плата трудящимся-мигрантам должна

выплачиваться регулярно и наличными деньгами.

Международными стандартами предусматривается также возможность для

трудящихся-мигрантов получить образование или повысить квалификацию в

стране пребывания.

Конвенция МОТ, принятая в 1962 г., гарантирует равноправие граждан

стран пребывания и иностранцев или лиц без гражданства в области

социального обеспечения. Государства, принявшие настоящую Конвенцию,

обязуются соблюдать по отношению к гражданам любого другого государства,

подписавшего данную Конвенцию, равенство в социальном обеспечении

независимо от срока пребывания в стране. При этом принятые обязательства по

желанию сторон могут предусматривать одну или более социальных гарантий:

медицинское обслуживание, пособие по инвалидности в случае потери

трудоспособности, пенсионное обеспечение, пособие по временной

нетрудоспособности, пособие по безработице и т.п.

Согласно Конвенции МОТ 1975 г., государства должны выявлять на своей

территории нелегальную миграцию и принимать необходимые меры по ее

сокращению. Конвенция содержит требования, предъявляемые государствам в

отношении равенства в образовании, занятости, социального обеспечения,

участия в профсоюзах и прочих гражданских прав и социальных гарантий для

лиц, находящихся на территории государства на законном основании в качестве

трудящихся-мигрантов или членов их семей.

Ратификация заинтересованными государствами международных конвенций,

регламентирующих процесс трудовой миграции, является необходимым условием

для их осуществления.

3.МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА СТРАН-ИМПОРТЁРОВ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ.

Страны—импортеры трудовых ресурсов, которые постоянно испытывают

потребности в привлечении рабочей силы, свою иммиграционную политику

основывают прежде всего на мерах регулирования численности и качественного

состава прибывающих трудящихся-мигрантов.

В качестве инструмента регулирования численности используется

показатель иммиграционной квоты, который ежегодно рассчитывается и

утверждается в стране-импортере.

О высоких требованиях к качеству прибывающей рабочей силы

свидетельствует необходимость прохождения процедуры признания имеющихся у

мигранта документов об образовании или профессиональной подготовке, а также

имеющегося опыта работы по специальности. Возрастной ценз является одним из

распространенных критериев отбора иммигрантов. Шансы получить разрешение на

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.