Международная миграция рабочей силы
1.МЕЖСТРАНОВОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ.
Одним из проявлений интернационализации и демократизации
хозяйственной и социально-культурной жизни человечества, а также
последствий острых межнациональных противоречий, прямых столкновений между
народами и странами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий являются
крупномасштабные внутристрановые и межстрановые перемещения населения и
трудовых ресурсов в разных формах. Это и добровольные мигранты,
пользующиеся правами и возможностями, предоставленными им мировой
цивилизацией и международными рынками труда для выбора места жительства и
работы, беженцы и вынужденные мигранты, покидающие отчий кров не по своей
воле, а под давлением обстоятельств. Масштабы потоков и драматизм положения
таких мигрантов в отдельные исторические периоды, и годы превращаются в
глобальные проблемы. Их разрешение требует широкого международного
сотрудничества.
Мировое сообщество, еще недавно не ощущавшее непосредственно размеров,
особенностей и последствий миграционных процессов на международном уровне,
столкнулось с необходимостью координации усилий многих стран по разрешению
острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков.
Организационно-институциональные, нормативно-правовые и финансовые
механизмы регулирования, созданные в прошлые годы на глобальном (в рамках
ООН и других организаций), региональном (региональные экономические
организации) и национальном (в основном промышленно развитыми странами)
уровнях, позволяют мировому сообществу постепенно ослаблять остроту в сфере
международной миграции населения и нормализовать миграционные потоки.
Последнее десятилетие нашего столетия характеризуется тем, что страны-
импортеры и страны-экспортеры трудовых ресурсов вносят существенные
коррективы в свою миграционную политику.
Межстрановая миграция населения и трудовых ресурсов возникает при
наличии значительного контраста в уровнях экономического и социального
развития и темпах естественного демографического прироста стран,
принимающих и отдающих рабочую силу. Географическими центрами иммиграции
являются наиболее развитые страны, такие, как США, Канада, Австралия,
большинство западноевропейских стран, а также страны с высокими доходами от
продажи нефти и бурным экономическим ростом (Саудовская Аравия, Бахрейн,
Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и т.д.).
Внешняя трудовая миграция относится к одному из видов международной
миграции населения, который характеризуется перемещением рабочей силы, как
правило, из менее развитых в экономически более развитые страны на
временную работу с последующим возвращением на родину.
Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обеспечивает
несомненные преимущества как принимающим рабочую силу странам, так и
поставляющим ее. Но она способна породить и острые социально-экономические
проблемы.
Сегодня признаются и используются следующие положительные последствия
трудовой миграции.
Прежде всего учитывается, что процессы трудовой миграции способствуют
смягчению условий безработицы, появлению для страны—экспортера рабочей силы
дополнительного источника валютного дохода в форме поступлений от
эмигрантов, а также приобретению ими знаний и опыта. По возвращении домой
они, как правило, пополняют ряды среднего класса, вкладывая заработанные
средства в собственное дело, создавая дополнительные рабочие места.
К отрицательным последствиям трудовой миграции следует отнести
тенденции роста потребления заработанных за границей средств, желание
скрыть получаемые доходы, «утечку умов», иногда и понижение квалификации
работающих мигрантов и т.п.
Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного
эффекта, получаемого страной в результате трудовой миграции, используют
средства государственной политики. Просчеты в выборе ориентиров
миграционной политики вызывают нежелательную реакцию в виде роста
нелегальной миграции и последующей социальной активности возвращающихся
мигрантов и др. В этой области особенно очевидны неэффективность жестких,
директивных мер и необходимость косвенных, координирующих воздействий со
стороны государств и правительств.
2.МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖСТРАНОВОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ.
Правительство каждой страны суверенно в своем праве определять
направления и цели миграционной политики, при разработке комплекса мер,
регулирующих процессы внешней трудовой миграции, признано целесообразным и
необходимым условием придерживаться определенных правовых норм и
стандартов, закрепленных в документах международных организаций.
Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс
трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над
национальным законодательством, что имеет важное значение как для самой
страны с точки зрения ее интеграции в мировое сообщество, так и для
мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются и нуждаются в
защите.
Важная особенность международной миграции рабочей силы состоит в том,
что регулирование данного процесса осуществляется двумя (или более)
субъектами, воздействующими на разные стадии перемещения населения и
преследующими зачастую несовпадающие интересы. Если страна—импортер рабочей
силы в большей степени отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в
функции страны—экспортера рабочей силы в большей степени входит
регулирование оттока и защита интересов мигрантов за рубежом.
Во многих аспектах интересы стран—экспортеров и импортеров рабочей
силы оказываются тесно переплетенными. Правовое выражение взаимной
заинтересованности стран, принимающих и направляющих мигрантов,
осуществляется в форме двух- или многосторонних международных соглашений по
вопросам миграции.
В настоящее время значительное число учреждений и организаций, прежде
всего в рамках ООН, а также региональных группировок занимаются проблемами,
связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов.
Комиссия ООН по народонаселению располагает соответствующим фондом,
часть которого используется на субсидирование национальных программ в
области миграции населения. Деятельность МОТ в качестве одной из целей
предусматривает регулирование миграции населения. Ряд международных
договоров, принятых ВОЗ (Всемирной организацией здравоохранения), содержит
специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся-
мигрантов. В конвенциях ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение
образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Возрастает роль
Международной организации по миграции (MOM), целью которой является
обеспечение упорядоченной и плановой международной миграции, ее
организация, обмен опытом и информацией по указанным вопросам. В Западной
Европе деятельностью, связанной с обеспечением и защитой прав трудящихся
мигрантов, занимается Межправительственный комитет по вопросам ми-фации
(СИМЕ).
Одной из основных идей Конвенции МОТ о трудящихся-мигрантах является
признание государствами, ратифицирующими данный документ, равенства в
отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой
принадлежности, религии, пола и т.п. Конвенция содержит статьи,
направленные на регулирование условий, при которых трудящиеся-мигранты
будут иметь равные с гражданами принимающего государства права в вопросах,
определенных Конвенцией. Защита прав трудящихся-мигрантов обеспечивается:
• организацией бесплатных служб для помощи мигрантам и обеспечения их
необходимой информацией (ст. 2);
• принятием мер против недостоверной информации и пропаганды в
отношении вопросов, касающихся иммиграции и эмиграции граждан (ст. 3);
• принятием мер, облегчающих все стадии миграции: отъезд, перемещение
и прием мигрантов (ст. 4);
• организацией соответствующих медицинских служб (ст. 5);
• разрешением переводить на родину заработок и сбережения трудящихся-
мигрантов (ст. 9).
Два приложения к Конвенции касаются найма, размещения и условий труда
мигрантов, еще одно — вопросов ввоза мигрантами личного имущества, рабочих
инструментов и оборудования. Посреднической деятельностью по
трудоустройству мигрантов могут заниматься:
• наниматель или лицо, находящееся у него на службе и действующее от
его имени, при наличии разрешения от компетентных властей и под их
контролем;
• частное агентство, получившее на это предварительное разрешение
компетентных властей территории, на которой данные операции будут
производиться, при соблюдении условий и в тех случаях, которые могут быть
предусмотрены либо законодательством данной территории, либо соглашением
между компетентными органами принимающей и направляющей стран.
В данной Конвенции также указывается, что лицо или организация,
способствующие незаконной миграции, подлежат соответствующему наказанию. В
ней подчеркивается также необходимость письменного оформления трудовых
контрактов и соблюдения права трудящихся-мигрантов на получение данных
документов с указанием сроков найма, условий и содержания труда и уровня
его оплаты.
Документы МОТ провозглашают равенство мигрантов с гражданами страны
пребывания также и в уровне минимальной заработной платы, а в тех странах,
где это предусмотрено национальными законодательствами, — возможность
участвовать в процедурах по установлению размера заработной платы. При этом
оговаривается, что заработная плата трудящимся-мигрантам должна
выплачиваться регулярно и наличными деньгами.
Международными стандартами предусматривается также возможность для
трудящихся-мигрантов получить образование или повысить квалификацию в
стране пребывания.
Конвенция МОТ, принятая в 1962 г., гарантирует равноправие граждан
стран пребывания и иностранцев или лиц без гражданства в области
социального обеспечения. Государства, принявшие настоящую Конвенцию,
обязуются соблюдать по отношению к гражданам любого другого государства,
подписавшего данную Конвенцию, равенство в социальном обеспечении
независимо от срока пребывания в стране. При этом принятые обязательства по
желанию сторон могут предусматривать одну или более социальных гарантий:
медицинское обслуживание, пособие по инвалидности в случае потери
трудоспособности, пенсионное обеспечение, пособие по временной
нетрудоспособности, пособие по безработице и т.п.
Согласно Конвенции МОТ 1975 г., государства должны выявлять на своей
территории нелегальную миграцию и принимать необходимые меры по ее
сокращению. Конвенция содержит требования, предъявляемые государствам в
отношении равенства в образовании, занятости, социального обеспечения,
участия в профсоюзах и прочих гражданских прав и социальных гарантий для
лиц, находящихся на территории государства на законном основании в качестве
трудящихся-мигрантов или членов их семей.
Ратификация заинтересованными государствами международных конвенций,
регламентирующих процесс трудовой миграции, является необходимым условием
для их осуществления.
3.МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА СТРАН-ИМПОРТЁРОВ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ.
Страны—импортеры трудовых ресурсов, которые постоянно испытывают
потребности в привлечении рабочей силы, свою иммиграционную политику
основывают прежде всего на мерах регулирования численности и качественного
состава прибывающих трудящихся-мигрантов.
В качестве инструмента регулирования численности используется
показатель иммиграционной квоты, который ежегодно рассчитывается и
утверждается в стране-импортере.
О высоких требованиях к качеству прибывающей рабочей силы
свидетельствует необходимость прохождения процедуры признания имеющихся у
мигранта документов об образовании или профессиональной подготовке, а также
имеющегося опыта работы по специальности. Возрастной ценз является одним из
распространенных критериев отбора иммигрантов. Шансы получить разрешение на
Страницы: 1, 2
|