деятельности которого входят все проблемы и дела межгосударственного
сотрудничества. Перегрузки, которые испытывает СНГ – это не следствие его
многофункциональности, а отсутствие налаженного рабочего механизма.
Необходимость анализа европейских сообществ обусловлена не только
интересами организации сотрудничества и взаимодействия государств на
территории бывшего СССР. Европейский Союз играет все более заметную роль в
жизни государств СНГ. История этих взаимоотношений уходит корнями в еще
советскую эпоху, в конце 80-х годов между СССР и Сообществами были
установлены официальные отношения. Широкомасштабное соглашение о торговле
и сотрудничестве между Европейским Сообществами и СССР было подписано 18
декабря 1989 года в Брюсселе. Вскоре стороны обменялись миссиями,
руководители которых получили ранг посла. Это была основа, на которой в
порядке правопреемства стали строиться отношения между Сообществами и
государствами, которые составили затем СНГ.
Самой высокой оценки и внимания заслуживает помощь со стороны Сообществ в
форме различных программ, наиболее значимыми из которых являются ТАСИС.
Субсидии направляются, прежде всего, для оказания технической помощи,
передачи ноу-хау, консультаций, идущих на подготовку кадров в управлении,
бизнесе, энергетике, транспорте и финансовой службе.
В.Поздняков, С.Ганжа «Новые страны на пороге Европейского
союза».Международная жизнь № 3 1999 г.
Программы Европейского союза для стран СНГ.
ТАСИС.
В июле Комиссия передала в Европарламент доклад о промежуточных итогах
реализации программы ТАСИС. Это первое полномасштабное исследование
подобного рода за весь период существования ТАСИС, т.е. с 1991 г. по
настоящее время. Основная цель доклада - информировать. Европейский
Парламент и государства-члены об эффективности программы, различных ее
механизмах и воздействии на ход реформ в странах партнерах.
Для подготовки доклада была сформирована специальная рабочая группа,
которая собирала, обрабатывала и анализировала огромное количество данных.
Информацией служили отчеты независимых экспертов по мониторингу программы
ТАСИС. Доклад насчитывает более 70 страниц текста и около 1000 страниц
различных приложений. При подготовке доклада авторы стремились выяснить,
отвечает ли программа ТАСИС установленным критериям, т.е. актуальность,
эффективность, воздействие на ход рыночных реформ и политических
преобразований в странах партнерах, открытость и проч. Эксперты пришли к
следующим выводам:
1. Форма технического содействия программы ТАСИС была и есть единственно
разумной и реальной формой оказания поддержки новым государствам. Эти
страны продолжают нуждаться в широких инвестициях, и приоритеты в
реализации финансирования лежат в сфере создания рыночной инфраструктуры и
формирования демократического общества. Одним из новых направлений
программы стали так называемые «проекты ВТО», призванные содействовать
интеграции новых независимых государств в мировую экономическую систему.
2. Неудачи и препятствия на пути реализации ТАСИС объясняются низкой
скоростью реагирования на потребности стран-партнеров, отсутствием
стратегического планирования, отсутствием опыта работы экспертов и
консультантов в странах переходного периода, языковой барьер долгое время
тормозили процесс полномасштабной деятельности ТАСИС. В свою очередь бюро
ТАСИС жалуется на слабую информационную поддержку со стороны руководящих
структур стран-партнеров. "
3. На основе проведенных исследований и многочисленных опросов
представителей правительственных структур и других сфер, влияющих на
принятие политических решений в странах-партнерах, авторы доклада пришли к
заключению, что воздействие ТАСИС на процесс принятия решений в СНГ было
особенно ощутимо на начальном тапе реализации программы. В последние годы
оно снизилось, что объясняется следующими причинами: отсутствием активного
диалога между руководством ЕС и правительствами СНГ, а также сложностью
доступа к материалам и документам, отражающим процесс принятия решений в
странах-партнерах.
4. Исследование показало, что наибольшая отдача наблюдалась при реализации
проектов с участием новых институтов, рассчитывающих на приобретение новых
навыков и опыта в таких областях как миграционная политика" таможенная
служба, развитие центров поддержки малых и средних предприятий,
коммерческие и центральные банки, служба занятость и др.
5. Авторы доклада отметили также то, что программа ТАСИС способствовала
росту «национальных кадров», т.е. развитию в странах-партнерах навыков и
опыта в области консалтинговой деятельности и передачи ноу-хау.
В целом были сделаны следующие выводы:
° ТАСИС внес существенный вклад в процесс создания демократических
институтов и формирования рыночных отношений в СНГ.
° Эффективность ТАСИС сдерживаются рядом недостатков планирования и
реализации, в частности, растущим требованиями к системе финансовой
отчетности последнее обьясняется необходимостью строго контролировать
расходование бюджетных средств ЕС.
° Вывод – проявлять больше «гибкости» в данном вопросе и решать вопрос
распределении средств по проектам сообразно конкретных условиям.
Специальная делегация, состоящая из членов Европарламента, посетившая
Москву и некоторые российские города с ознакомительным визитом, составила
следующий отчет о деятельности и эффективности бюро ТАСИС в России. В нем
были указаны слабые стороны деятельности ТАСИС, необходимые инновации в ее
работе, важность учитывания специфики региона, увеличения финансирования
непосредственно объектов проекта. Если подробнее, то были сделаны следующие
замечания:
° Организацию и управление программой ТАСИС следует рассредоточить и
упростить, а процесс утверждения проектов и выделения средств – ускорить.
° Больше привлекать местных партнеров к подготовке и реализации
проектов.
° Следует расширить круг полномочий местных бюро ТАСИС, которые могли
бы координировать работу европейских и российских партнеров ТАСИС,
осуществлять мониторинг по регионам и местным проектам.
° Местные бюро ТАСИС могли бы служить информационной базой, опорным
пунктом для представительства ЕС в Москве, представителей государств-членов
ЕС в России, западных кампаний, которые проявляют деловой интерес к
данному региону.
° Важно добиться параллельного взаимодействия проектов, что могло бы
способствовать реализации одновременно нескольких крупных проектов тем
самым, повысить концентрацию усилий и снять часть административных
расходов.
° Необходимо более четко определить круг обязанностей консультантов,
работа которых оплачивается из бюджета ТАСИС. А также в большей степени
привлекать к работе местных партнеров. По общему мнению, не менее важно
проводить мониторинг проектов и после их финансирования ТАСИС.
° Автор призывает пересмотреть одно из правил ТАСИС, согласно которому
лишь до 15 % финансирования направляются на оборудование. Что недостаточно
во многих случаях, поскольку региональная инфраструктура не развита и
требует больших технических мощностей."
Помимо программ коммерческого или образовательного толка. ЕС проводит ряд
программ гуманитарного направления, цель которых помочь людям, оказавшихся
в тяжелых условиях последствий войны или конфликтов. Среди них программа
оказания гуманитарной помощи беженцам бывшей Югославии. ЕС выделил 85 млн.
ЭКЮ (106,2 млн.$) для оказания гуманитарной помощи Боснии-Герцеговине.
Хорватии, Федеративной республике Югославии. (Как и раньше руководство
такого рода операций было поручено бюро ЕС по гуманитарной помощи ТЕСНО).
Выделенные средства предназначались в первую очередь для наиболее уязвимых
групп населения – беженцев и перемещенных лиц, положение которых
усугубилось с приходом зимы. Программа помощи включает доставку
продовольствия, медикаментов и средств гигиены, а также оказания социально-
психологической поддержки. Несмотря на усилия, как местных властей, так и
международных организаций, возвращение к нормальной жизни по-прежнему
затруднено, что объясняется сохранением напряженности между национальными
общинами, отсутствием экономической деятельности и огромным числом
беженцев. Самое тяжелое положение в Боснии-Герцеговине – около 2 млн.
беженцев. Чтобы способствовать скорейшему возвращению беженцев на родину,
часть средств ТЕСНО была направлена на целевую программу восстановления
жилья и социальной инфраструктуры в наиболее пострадавших районах. Всего с
начала этого конфликта с 1991 г. ЕС предоставил республикам бывшей
Югославии гуманитарную помощь на сумму 1 млрд. 367 млн. ЭКЮ.
Дополнительно, 600 тыс. ЭКЮ (780 тыс. $) Европейская Комиссия выделила на
экстренную расчистку минных полей. По оценкам специалистов на территории
Боснии-Герцеговины установлено более 3 млн. мин, что является основным
препятствием для мероприятий по восстановлению страны.
Программа Иногейт для стран СНГ.
14-16 МАЯ В Брюсселе состоялось 3-е по счету заседание рабочей группы по
программе Иногейт, Программа Иногейт - межгосударственная программа
поставки нефти и газа в Европу. Была разработана в рамках программы ТАСИС
для содействия странам СНГ, испытывающим последствия энергетического
кризиса. Она начала действовать в 1995 г., в соответствии с решением
Совета Министров ЕС, принятом на ноябрьской сессии в Брюсселе.
Программой предусматривается создание системы нефте- и газопроводов,
которая связывала бы между собой страны бывшего Союза и государства
Программа ТАСИС. Годовой отчет за 1995 г. Брюссель. 22.07.96
Западной Европы.
Одновременно будет решаться задача снабжения энергоресурсами стран СНГ,
кроме того, экспортеры из Закавказья и Средней Азии получают большие
возможности выхода на западные рынки. Программа Иногейт рассматривается
как подготовительный этап для перехода к широкомасштабным инвестициям со
стороны частных кампаний и международных финансовых организаций. В рабочую
группу вошли представители ведущих нефтяных кампаний. Среди проектов
Иногейт - подготовка строительства нефте- и газопроводов, которые напрямую
свяжут республики Средней Азии и с республиками Закавказья через
Каспийское море экспорт энергоресурсов из Средней Азии и Каспийского
бассейна в страны Западной Европы. Содействие по программе Иногейт будет
оказываться и странам-экспортерам, и транзитным странам, в том числе
Армении. Азербайджану, Белоруссии, Грузии, Казахстану. Кыргызстану,
Молдове, Таджикистану, Туркменистану, Узбекистану и Украине. В дополнении к
этому Болгарии, России, Румынии и Турции предоставлен статус обозревателя.
В заседании рабочей группы принимали участие, помимо указанных стран,
представители Всемирного Банка, ЕБРР, Международного агентства по
энергетике, Секретариата Европейской энергетической хартии и других
финансовых и межправительственных организаций.
ЕС и Кыргызстан.
После обретения независимости Кыргызская Республика стала самостоятельным
субъектом международных политических и экономических отношений, что
обусловило необходимость определения приоритетов внешнеполитического курса
страны. Безусловно, одним из таких приоритетов является двустороннее
взаимодействие по линии Кыргызстан – Европейский Союз.
Еще в начальный период существования СНГ один из лидеров подчеркивал, что
геополитическое положение Кыргызстана, этнический состав его населения
диктует необходимость многополюсной ориентации на Запад и Восток,
ближайших из отдельных соседей. Как и Россия, Кыргызстан также является
евроазиатской страной, т.е. занимает двойственное положение в системе
международных отношений. Принадлежность к тюрко-язычному миру, религиозная
общность с исламскими государствами, исторические корни и психологические
особенности национального духа, - обуславливают принадлежность к
Азии. Но было бы неверно считать, что в сочетании "евроазиатская" страна
его вторая часть абсолютно доминирует. Существование многонационального
русскоязычного населения, статус Кыргызстана как региональной страны - все
это предопределяет необходимость развития тесных связей и сотрудничества с
ведущими европейскими странами.
Континентальная интеграция - это путь к мировой интеграции, осознание
взаимозависимости интеграционных процессов поможет человечеству решить
мировые и региональные проблемы. Поэтому в проекте Евразийского союза
интеграционные процессы на территории СНГ проецируются в общемировой
интеграционный поток.
Европейский союз является самым крупным партнером стран СНГ. Вместе с тем
удельный вес государств СНГ и Восточной Европы сравнительно невысок в
общем объеме ЕС - 8% и, по оценкам специалистов. уровень торговли между
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|