ежегодно вкладывать в восстановление экологических нарушений и
предотвращение тотальной деградации природной седы». Но даже эта мизерная
сумма, составляющая менее 1.3% от федерального бюджета, признается
практически нереальной.
Поэтому конференция ООН в Рио-де-Жанейро в документе «Повестка дня на
XXI век» в IV разделе, определяющем финансовые ресурсы и механизмы,
необходимые для осуществления экологической программы записала, что «все
страны должны определить, как претворить Повестку дня на XXI век в
национальную политику и программы». По оценкам Секретариата Конференции,
среднегодовые расходы только на осуществлени в развивающихся странах
мероприятий, содержащихся в Повестке дня на XXI век по решению
экологических проблем, должны составить свыше 600 млрд долларов США.
Программы обеспечения экологической безопасности. Главное направление
борьбы против стремительного ухудшения качества окружающей среды-это
разработка критериев экологической безопасности и массовое внедрение
экологически безопасных технологий. Конечно,такая переориетация с позиций
современного мышления вызывает неприятие из-за своей первоначальной
дороговизны. Однако надо осознать,что иного решения этой самой опасной для
человества проблемы нет. И здесь как нигде необходимо самое тесное
международное сотрудничество. Специфика этого сотрудничества состоит в том,
что оно предполагает использование практически всех существующих форм
международных экономических отношений: промышленно- производственного и
научно-технического сотрудничества, сотрудничества в области добычи,
распределения и использования сырья, топливных и энергетических ресурсов,
валютно-финансового сотрудничества и т.д.
Экологическое сотрудничество обьективно должно базироваться на
универсальной основе, отражать реальность самой проблемы. Возьмем проблему
Мирового океана-здесь нет политических границ, океан не подчиняется
мировоззренческим посылкам. Ветры, реки, грунтовые воды- все это части
единой природы,действующей по своим законам. Ясно, что человечество должно
обьединить свои усилия для того, чтобы, во-первых, ослабить разрушение этой
природы, во-вторых,в целях восстановления того,что еще можно восстановить
для нормальной жизни человека на Земле. Поэтому необходимо смещение зоны
интересов всех стран, национальных и международных организаций,
занимающихся Мировым океаном, с военно-стратегических и политических
позиций в сторону глобальных экологических задач цивилизации.
Значительную роль в международном экологическом сотрудничестве на
Европейском континенте может запланированное Итоговым документов Венского
Конгресса совещание по защите окружающей среды. В разделе «Окружающая
среда» Итогового документа,в частности, записано:
«Признавая необходимость предупредительных действий, государства-
участники будут укреплять сотрудничество и активизировать усилия,
направленные на защиту и улучшение окружающей среды, имея в виду
необходимость поддержания и восстановления экологического равновесия в
атмосфере, водах и почве. Они будут делать это,в частности, совершенствуя
свое внутреннее законодательство, свои международные обязательства и
применяя наилучшие доступные средства с учетом уровней развития, а также
сдерживающих факторов экономического и технического характера. Они
подчеркивают важность Региональной стратегии охраны окружающей среды и
рационального использования природных ресурсов в странах- членах ЕСК на
период до 2000г. и далее.
Государства-участники убеждены в необходимости своевременного и
эффективного сокращения выбросов серы или их трансграничных потоков. Они
призывают Договаривающиеся Стороны и страны, подписавшие Конвенцию,
присоединиться к Протоколу о сокращении выбросов серы или их трансграничных
потоков по меньшей мере на 30% . Они рекомендуют тем государствам, которые
еще не стали участниками Протокола, предпринять дальнейшие шаги по
сокращению выбросов серы в соответствии с целями Протокола.
Государства-участники полагают,что ограничение и сокращение выбросов
окислов азота или их трансграничных потоков заслуживают того,чтобы им было
уделено первоочередное внимание в их программах по уменьшению загрязнения.
Они приветствуют разработку и принятие Протокола об ограничении выбросов
окислов азота.
Государства-участники будут укреплять международное сотрудничество по
природным ресурсам, флоре и фауне. Они будут поощрять скорейшее
присоединение к соответствующим соглашениям и эффективное их выполнение.
Они также разработают дальнейшие эффективные меры по борьбе с деградацией
почв,по защите флоры, фауны и среды их обитания на основе Декларации по
этому вопросу, принятой Европейской экономической комиссией. Они будут
активизировать обмен мнениями и опытом относительно путей и средств
достижения более рационального использования природных ресурсов.
Они признают необходимость разработки в рамках Конвенции положений о
снижении выбросов других соответствующих загрязнителей воздуха, таких, как
углеводороды, и тех, которые приводят к образованию фотохимических
окислителей. Они будут соответствующим образом укреплять сотрудничество,в
том числе путем сбора и обработки необходимой информации.
Государства-участники предпримут все усилия,с тем чтобы как можно
скорее стать сторонам и Венской конвенции о защите озонного слоя.
Государства-участники соглашаются, что следует предпринять дальнейшие
шаги на национальном и международном уровнях по исследованию явления
глобального потепления климата и роли, которую играют в нем выбросы
токсичных, устойчивых и потенциально опасных вещств. Кроме того, они будут
уделять особое внимание разработке соответствующих методов, алтерьнативных
захоронению в море,с тем чтобы постепенно и существенным образом сокращать
дампинг опасных отходов и сжигание ядовитых жидких отходов в море с целью
скорейшего прекращения использования таких методов.
Надо иметь в виду,что Европа-наиболее кризисный в экологическом
отношении континент, вносящий наибольший «вклад» в мировое загрязнение
окружающей среды.И в то же время успешное международное сотрудничество на
этом континенте могло бы стать важным прорывом мирового сообщества к
решению этой глобальной проблемы.
Ясно,однако, и то обстоятельство,что международные усилия принесут
желаемый эффект лишь в том случае, если они будут базироваться на усилиях
каждой страны. Каждое новое техническое изобретение, новые технологии,
изделия, деятельность на земле, связанная с водными бассейнами, реками и
т.д. и т.п.-все это должно быть увязано в системе требований, среди которых
экологическую безопасность надо ставить на первое место. При таком подходе
международное сотрудничество по экологии будет эффективным, опираться на
необходимую финансовую базу и прежде всего исходить из вполне осознанного
экологического мышления как составной части нового международного
экономического мышления.
§3.3. Глобальное экономическое сотрудничество
и ООН и их программы.
а) Особенности и характер экономической
деятельности ООН и структура ее организаций.
Цели экономической деятельности ООН и ее специфика. Организация
Обьединенных Наций- эта самая крупная, универсальная и наиболее
авторитетная международная организация современности, призванная заниматься
главными политическими проблемами, волнующими человечество. Политическая
деятельность ООН находится в неразрывной связи с экономическими и
социальными задачами, непосредственно связанными с мировой политикой.
Преамбула Устава ООН гласит, что его цель- содействовать
экономическому и социальному прогрессу всех народов. В ней поставлены
конкретные задачи в области исследования и разработки рекомендаций,
создания специализированных учреждений, которые должны действовать в тесной
связи с ООН. В деятельности этой организации экономическая и социальная
сферы стали приоритетными. По некоторым данным,ими занимаются до 85% всего
персонала Секретариата ООН. Остановимся на работе основных организаций ООН,
непосредственно связанных с экономической деятельностью.
Значительное место в системе международных организаций ООН занимают
специальные программы. Это прежде всего: Программа развития ООН (ПРООН),
Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП),
Университет ООН и Институт ООН.
б) Подсистема ООН-ЮНЕП.
Программа по окружающей среде (ЮНЕП). Значение ЮНЕП быстро возрастает
в системе организаций ООН. ЮНЕП действует как автономный орган ООН,
координируемый ЭКОСОС. Он создан по рекомендации Стокгольмской
международной конференции, созванной в 1972 году ООН в целях установления
тесного международного сотрудничества по проблемам окружающей среды. Штаб-
квартира находится в Найроби , программой управляет Совет управляющих ЮНЕП
в составе около 60 человек, избираемых сроком на 3 года. Для финансирования
этой программы создан добровольный фонд ЮНЕП. В его функции входит
исследование широкого круга проблем, охрана почв и вод, растительного и
животного мира, социально-экономические аспекты энергетики,
градостроительные проблемы, сотрудничество в области образования и обмена
информацией по охране окружающей среды, организация международных
совещаний, симпозиумов и семинаров по рассматриваемой проблеме, разработка
и реализация проектов, обеспечивающих практическое претворение в жизнь
задач экологической безопасности. Одним из важных документов являющихся
основой деятельности ЮНЕП, явилась резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Об
исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для
нынешнего и будущего поколений».
В последующем резолюция 44/228 Генеральной Ассамблеи Организации
Обьединенных Наций педоставила мандат Конференции ООН по окружающей среде и
развитию на разработку стратегии и мер, направленных на прекращение и
обращение вспять процесса ухудшения состояния окружающей среды в контексте
более широких национальных и международных усилий по содействию устойчивому
и экологически безопасному развитию. Отныне межправительственные
мероприятия, связанные с конференционным процессом, будут осуществляться в
рамках системы ООН. При этом главными, определяющим политику в этой области
форумом станет Генеральная Ассамблея, которая будет обеспечивать общее
руководство деятельностью правительств, системы ООН и соответствующих
договорных органов.
Р е з ю м е .
Масштабы взаимодействия современного общества с природой оказались
настолько велики, что возникла реальная угроза нарушения сбалансированности
обмена между ними, введение образование серьезных изменений в этот обмен с
нежелательными последствиями для человека и мирового развития.
Всевозростающая интенсивность воздействия человека на окружающую среду
и на структуру жизне-обеспчение нашей планеты вызывает к жизни такой риск,
короый в конечном счете может быть даже опасным и трудным, чем ядерная
угроза. И разрешения этой проблемы основывается на сдерживании и принятий
конкретных мер раньше чем дел зайдет слишком далеко, опираясь на
всечеловеческую экономическую базу решений экологического кризиса.
Проблема экономической безопасности тесно связано с достижением
экономической безопасности, утверждением равноправных экономических
отношений, исключающих химическую эксплуатацию природных ресурсов, эспорт
загрязняющих производств и опасных отходов и выбросов эти приоритетные
направления рассматривались на конференции ООН по окружающей среде и
развитию в Рио-де-Жанейро.
Главное направление борьбы против стремительного ухудшения качества
окружающей среды:
- это разработка критериев экологической безопасности и массовое
внедрение экологических безопасных технологий , то есть разработка
международного рынка экоиндустрии.
Ясно, однако, и то обстоятельство, что международные усилия принесут
желаемый эффект лишь в том случае, если они будут базироваться на усилиях
каждой страны каждое новое техническое изобритение, новые технологии,
изделия, деятельность на земле, связанные с водными бассейнами, реками и
т.д.
- все это должно быть увязано в системе требовании, среди которых
экологическую безопасность надо ставить на первое место. При таком подходе
международное сотрудничество по экологии будет эффективным, опираться на
необходимую финансовую, законодательную и политическую базу и прежде всего
исходить из вполне осознанного экологического мышления как составной части
нового международного экономического мышления. Конечно такая переориентирия
с позиций современного мышления вызывает неприятие из-за своей сложности и
дороговизны. Однако, надо осознать,что иного решения этой самой опасной для
человечества проблемы нет.
З а к л ю ч е н и е .
При росте экономических процессов мирового производства образуется
высокий уровень урбанизации и загрязнения окружающей среды. В разных
странах поставили перед собой необходимость изменения некоторых применяемых
ранее методов обеспечения эколгических условий экономического развития.
Отсюда следует,что перспективные вложения в разработку комплекса
природоохранных программ предотвращающих процессы загрязнения, чтов
значительной форме является выгодное инвестирование, так как в будущем-это
значительно уменьшит расходы материальных и духовных ресурсов.
Как известно основным источником экологической опасности для
окружающей среды является электростанции всех типов, цеметное производство
и т.д. В связи с этим многие развитые страны уже начали перестройку от
ресурсоемкого, высоко отходного производства к форме развития при которой
не было бы противоречия экономическим ростом, природопользованием и
сохранения целостности экосистем, также твердое образование природно-
экологической базы будущего. Сокращение сталилитейного производства и
расширение вторичной переработки металлов. И основная база является
«Экоиндустрия» , что касается зарубежных рынков и экоиндустрия то они уже
сформировались и имеют тенденцию быстрого роста. А на счет нашего
государства РК , то был принят закон от 15 июля 1997г. «Об охране
окружающей среды» который дает к образованию построения нормативно-
экномической базы для дальнейшего развития экономической индустрии в РК.
Человечество сейчас переживает исторический переходный период, когда
буквально как взрыв наступило осознание, что образуется мощный конфликт
между человеческой деятельностью и непредсказуемый поведением окружающей
среды. Которая занимает одно из первых мест в глобализации проблемы ХХ-го
столетия нашей планеты.
Вся эта проблема очень сложна и требует своего комплексного ухудшения.
Ученые и политики в принципе сходятся в том,что современная цивилизация
способна решить глобальную проблему, хотя даже это требует огромных
ресурсов и время.
Масштабы взаимодействия современного общества с природой оказались
настолько велики, что возникла реальная угроза нарушения сбалансированности
обмена между ними, введение образование серьезных изменений в этот обмен с
нежелательными последствиями для человека и мирового развития.
Всевозростающая интенсивность воздействия человека на окружающую среду
и на структуру жизне-обеспчение нашей планеты вызывает к жизни такой риск,
короый в конечном счете может быть даже опасным и трудным, чем ядерная
угроза. И разрешения этой проблемы основывается на сдерживании и принятий
конкретных мер раньше чем дел зайдет слишком далеко, опираясь на
всечеловеческую экономическую базу решений экологического кризиса.
Проблема экономической безопасности тесно связано с достижением
экономической безопасности, утверждением равноправных экономических
отношений, исключающих химическую эксплуатацию природных ресурсов, эспорт
загрязняющих производств и опасных отходов и выбросов эти приоритетные
направления рассматривались на конференции ООН по окружающей среде и
развитию в Рио-де-Жанейро.
Главное направление борьбы против стремительного ухудшения качества
окружающей среды:
- это разработка критериев экологической безопасности и массовое
внедрение экологических безопасных технологий , то есть разработка
международного рынка экоиндустрии.
Ясно, однако, и то обстоятельство, что международные усилия принесут
желаемый эффект лишь в том случае, если они будут базироваться на усилиях
каждой страны каждое новое техническое изобритение, новые технологии,
изделия, деятельность на земле, связанные с водными бассейнами, реками и
т.д.
- все это должно быть увязано в системе требовании, среди которых
экологическую безопасность надо ставить на первое место. При таком подходе
международное сотрудничество по экологии будет эффективным, опираться на
необходимую финансовую, законодательную и политическую базу и прежде всего
исходить из вполне осознанного экологического мышления как составной части
нового международного экономического мышления. Конечно такая переориентирия
с позиций современного мышления вызывает неприятие из-за своей сложности и
дороговизны. Однако, надо осознать,что иного решения этой самой опасной для
человечества проблемы нет.
Список использованной литературы.
1. Авдокушин Е.В. и др. «Международные экономические отношения»:
Учебное пособие-М:. ИВЦ.Н-2.1996
2. Бронский В.Я., «Прикладная экология»-М:. 1996
3. Баладский В.А., «Природоохранная деятельность»-М:.1995
4. Выварить Р.М., «Экономика природопользования»: Учебное пособие для
вузов-М:.1993
5. Израиль Ю.А., «Экология и контроль состояния природной среды»-
М:.1984
6. Линдерт П.Х., «Экономика МХС»- М:. Прогресс, 1992г.
7. Лимишев М., «Экономика и экология: Роковой конфликт и пути
его разрешения»: Вопросы экономики-М:.1990 -N11 ст.68-73
8.Максимова Л.М.,Носкова И.Я., «Международные экономические
отношения»: Учебные пособие для вузов-М:. Банки и юиржи ЮНИТИ, 1995
9. Ниязбекова Р.К., «Экономика природопользования»-Ш-1995
10.Рыбалкин В.Е.,«МЭО»-М:. Бизнес школа,Интел-Синтез,1998
11.Суэтин А.А., «Долгосрочный прогноз экотехники», «Глобальная
экология и экономика»-М:.1991
12.Спиридонова И.А. «Мировая экономика»-М: Экономика, 1995
13. Щербанин Ю.А., Рожков К.Л., Рыбалкин В.Е., Фишер Г., «МЭО
интеграция»: Учебное пособие для вузов-М:. Банки и биржи ЮНИТИ,1997
14. Хасбулатов Р.И., «Мировая экономика»-М:.ИНСАН,1994
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|