28. скидка традиционному партнеру (или бонусная), как правило,
предоставляется импортеру, длительное время работающему на
рынке с одним и тем же экспортером. В данном случае экспортер
уверен в своем партнере покупателе с точки зрения правильного
и своевременного выполнения контрактных обязательств; скидка
предоставляется, как правило, на годовой объем продаж товара.
Характерна, в первую очередь, для рынка совершенной
конкуренции;
29. скидки за покупку внесезонного товара, как правило,
предоставляется на рынках сельхозпродукции, одежды, обуви и
др.
30. дилерская скидка, предоставляется оптовым и розничным
торговцам, агентам и посредникам. Эта скидка должна покрывать
расходы дилеров на продажу и сервис и обеспечивать им
определенный размер прибыли.
Размеры скидок определяются отдельно для каждого конкретного
случая. Как правило, размеры скидок варьируются между 2 и 10% от
первоначально предлагаемой цены. Безусловно, достигаются и более
существенные скидки.
4. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ, СВЯЗАННЫЕ
С ВЭД
В период существования в СССР, в России централизованной плановой
экономики проблемы ценообразования на мировом рынке сравнительно
мало интересовали конкретного производителя. Все операции -
торговые и платежные - производились специализированными
учреждениями внешнеторговыми объединениями и Внешторгбанком. Сразу
после появления соответствующих законодательных актов о выходе
предприятий самостоятельно на международный рынок появилось большое
число новых субъектов рынка, как мощных крупных поставщиков,
например, Магнитка или Газпром и его структуры, так и маломощных,
но многочисленных «челноков».
Приблизительно до 1992-93 гг. внутренние цены на производимую в
России продукцию были ниже мировых в расчетах на конвертируемую
валюту. Кроме того, другие составляющие цены товара, как-то:
транспортные расходы, портовые услуги, расходы на энергозатраты и
некоторые другие, - в общей структуре цены не занимали значительную
долю, о чем было хорошо известно зарубежным покупателям. А вкупе с
отсутствием в тот период квалифицированного персонала для
внешнеторговой деятельности приводило к выбросу товара на мировой
рынок по ценам, гораздо ниже мировых. В этой связи не случайно
против России только ЕС открыл 15 антидемпинговых процедур
расследований, ввел ограничительные квоты на поставку в эти страны
на большое количество товарных позиций.
В настоящее время в России внутренние цены на многие экспортируемые
товары (нефть, зерно и др.) выше мировых. Причин для этого много.
Кризис в российской экономике привел к падению объемов
производства, что незамедлительно сказалось на себестоимости
продукции. Ежегодное сокращение инвестиций обусловило обветшание
производственных фондов, отсутствию новых технологий. Большое и,
вероятно, негативное влияние оказывает наличие в России нескольких
крупнейших монополистов, в руках которых сосредоточены практически
все рычаги по установлению цен и тарифов на услуги, и от которых в
условиях нашей страны зависят все. Речь идет о РАО «Газпром», РАО
«ЕЭС», о транспортниках (не случайно, именно транспортные тарифы
выросли беспрецедентно).
В настоящее время крупные фирмы и предприятия России,
экспортирующие и импортирующие продукцию, как правило, имеют в
своем составе специализированные компании, работающие
преимущественно в сфере внешней торговли. Хотя их немного, но они
достаточно четко отслеживают ситуацию на товарных и финансовых
рынках, не допускают грубых ошибок. Ими четко избраны рынки и
каналы, по которым они работают, заведена своя клиентура, и попасть
в число поставщиков или покупателей, например, «Норильского
никеля», в условиях мощной конкуренции новичкам практически
невозможно. Здесь явная тенденция к монополизации.
Что касается системы ценообразования, то российские компании
придерживаются общепринятых правил игры, присущих современному
мировому рынку. Однако следует отметить одну очень существенную
деталь. Сегодня, если подходить к вопросу с чисто экономической
точки зрения, многим российским компаниям экспорт не выгоден, что в
свою очередь, ограничивает импорт. Цены внутреннего рынка гораздо
выше мировых по многим товарным позициям. Отсутствие же на
российском рынке финансовых средств приводит к неплатежам или к
примитивным бартерным сделкам или к появлению различных финансовых
суррогатов в виде векселей, либо других «ценных» бумаг.
Предприятие, не получая за уже поставленную продукцию деньги от
покупателя, вынуждено искать покупателя на внешнем рынке.
Отрицательная разница в ценах затем «перебрасывается» на внутреннюю
цену товара, который еще более дорожает, хотя само предприятие
после экспортной сделки имеет денежные поступления на свой
банковский счет.
Отдельным важным практическим вопросом в области внутреннего
ценообразования, связанным с ВЭД, является формирование цен на
импортируемые товары и услуги. Здесь на смену «изобретениям»
советских времен, жестко привязывавшим цены на импорт к ценам
соответствующей отечественной продукции, что нередко порождало
всякие несуразицы, теперь внедряется международный опыт,
оправданная мировая практика. Это тем более важно, что, как
отмечалось выше, значение импорта для экономики России в настоящее
время исключительно, в том числе и для рядового потребителя. С
учетом мирового опыта и международных рекомендаций внутренние цены
на импортные товары определяются исходя из их таможенной стоимости,
т.е. совокупности валютных затрат на импорт на момент пересечения
таможенной границы, фиксируемых в декларации таможенной стоимости
ввозимого товара, или рассчитываемых определенными способами,
предусмотренными в разделе IV Закона Российской Федерации «О
таможенном тарифе». Он предписывает последовательное применение
шести следующих методов, если предшествующий невозможен:
4. по цене сделки с ввозимыми товарами;
5. по цене сделки с идентичными товарами;
6. по цене сделки с однородными товарами;
7. вычитание стоимости;
8. сложение стоимости и, наконец, резервный. Эта величина
пересчитывается в рубли по валютному курсу и после добавления
налогов (НДС, акцизов, сборов, расходов по перевозке, хранению
т.д.) и с учетом прибыли формируют внутреннюю цену.
В России принимаются меры по рационализации импортного тарифа.
Основные его положения сводятся к устранению ставок выше 30%. На
сегодняшний день средний уровень ставок составляет 14% , а средний
уровень на подавляющее большинство товаров находится в пределах от
5 до 30%. Сейчас импортный тариф России в среднем почти в три раза
выше, чем в промышленно развитых странах-членах ГАТТ/ВТО, но по
многим позициям он ниже. В целом же протекционизм, особенно в
области тарифов, его искусственное поддержание ведет к развитию
монополизма, снижению эффективности производства и завышению
потребительских цен.
Безусловно, с восстановлением потенциала российской промышленности,
с укреплением финансового рынка, рынка услуг и капиталов, с ростом
управляемости и контроля за происходящими в экономике процессами
ценообразование будет более предсказуемым и будет отвечать общей
экономической логике.
5. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ПОНЯТИЕ ВАЛЮТЫ
Одной из наиболее динамичных форм международных экономических
отношений являются международные валютные отношения, которые
возникают при использовании денег в мирохозяйственных связях и
представляют собой особый вид экономических отношений. В
подавляющем большинстве случаев взаимный обмен результатами
хозяйственной деятельности и связанные с этим международные расчеты
осуществляются в денежной форме. Поэтому денежным единицам страны
противостоят денежные единицы других стран. Пока национальные
деньги остаются в пределах границ страны, в которой они имеют
хождение, они остаются национальными денежными единицами. Когда же
в силу различных обстоятельств они выходят за национальные границы,
то приобретают новое качество - становятся валютой. Использование
денежных единиц в различных сферах является причиной многозначности
термина «валюта», которым обозначаются:
31. денежные единицы данной страны;
32. денежные знаки иностранных государств;
33. международные счетные валютные единицы (европейская валютная
единица ЭКЮ).
Для российского гражданина понятие «валюта» психологически связано
не с рублем, а с денежными единицами других стран, такими, как
американский доллар, немецкая марка, японская иена и др. Между тем,
для жителей других государств рубль также является иностранной
валютой.
Хотя валютные отношения вызваны к жизни прежде всего развитием
международной торговли (перемещением через национальные границы
товаров и услуг), а также международным движением капитала, они
обладают относительной самостоятельностью, которая в условиях
глобальной экономики имеет тенденцию к возрастанию. Воздействие
валютных отношений на воспроизводство становится все более
осязаемым.
В значительной степени это является результатом дальнейшей
интернационализации хозяйственной жизни, углубления интеграционных
тенденций в различных регионах земного шара, существенного
повышения роли внешних факторов в национальном воспроизводственном
процессе, огромного увеличения объемов мировой торговли валютой,
появления и быстрого распространения новых финансовых инструментов.
Валютный курс. Национальные денежные единицы приравниваются друг к
другу в определенных пропорциях. Соотношение между двумя валютами,
своеобразная «цена» одной валюты, выраженная в денежных единицах
другой страны, которое устанавливается в законодательном порядке
или складывается на рынке под влиянием спроса и предложения,
называется валютным курсом.
Курс национальной валюты может выражаться в денежной единице другой
страны, том или ином наборе валют («валютной корзине») или в
международных счетных единицах.
Формирование валютного курса испытывает на себе воздействие
многочисленных факторов. Общей его основой является покупательная
способность валюты, в которой отражаются средние национальные
уровни цен на товары, услуги, инвестиции. Однако его конкретная
величина зависит также от темпа инфляции, разницы в уровнях
процентных ставок, состояния платежного баланса. Большое влияние на
валютный курс оказывает деятельность валютных спекулянтов и
валютные интервенции (вмешательство центрального банка в операции
на валютном рынке). В отдельные моменты резко возрастает значение
такого фактора, как степень доверия к национальной и иностранной
валюте. Весьма сильное воздействие нередко оказывают ожидания тех
или иных изменений в экономической политике страны. В условиях
переходной экономики России для формирования валютного курса имеет
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|