реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Защита прав человека в период вооруженных конфликтов

реферат

это положение приобрело ужасающую тенденцию. Так, в ходе первой мировой

войны 95% потерь составляли военнослужащие и лишь 5% - гражданские лица. Во

время второй мировой войны картина оказалась совершенно иной: 75% потерь

составили гражданские лица и 25% - военнослужащие. В некоторых современных

вооруженных конфликтах свыше 90% потерь составляют гражданские лица. Можно

с уверенностью сказать, что в ходе третьей мировой войны, которая

закончится ядерной катастрофой, 100% потерь составит гражданское население.

Приведенные цифры со всей очевидностью свидетельствуют о необходимости

защиты отдельных гражданских лиц и гражданского населения в целом от

последствий войны. Излишне говорить о том, что принципы защиты всех

покровительствуемых лиц, изложенные мною выше, характерны и для

гражданского населения. Впервые попытка дать определения “гражданское лицо”

и “гражданское население” была предпринята авторами IV Женевской конвенции

о защите гражданского населения во время войны. Согласно ст. 4 под

покровительство данной Конвенции подпадают лица, которые в какой-либо

момент и каким-либо образом находятся в случае конфликта или оккупации во

власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей Державы,

гражданами которой они не являются. Исключение составляют:

а) граждане какого-либо государства, не связанного положениями указанной

конвенции;

б) граждане какого-либо нейтрального государства, находящиеся на территории

одного из воюющих государств, пока государство, гражданами которого они

являются, имеет нормальное дипломатическое представительство при

государстве, во власти которого они находятся;

в) граждане какого-либо совоюющего государства (при том же условии);

г) лица, состоящие под защитой трех других Женевских конвенций: раненые,

больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, а также военнопленные.

Дополнительный протокол I выработал более удачную формулировку

понятий гражданского лица и гражданского населения, отразившую суть их

правового положения в период вооруженных конфликтов. П. 1 ст. 50 гласит:

“Гражданским лицом является любое лицо, не принадлежащее ни к одной из

категорий лиц, указанных в ст. 4 III Конвенции и ст. 43 настоящего

Протокола”. Иными словами, гражданское лицо - это любое лицо, не

принадлежащее к категории комбатантов. Важно добавить, что в случае

сомнения относительно того, является ли лицо гражданским, оно считается

таковым. Согласно Протоколу I гражданское население состоит из всех лиц,

являющихся гражданскими лицами. При этом устанавливается, что гражданское

население и отдельные гражданские лица пользуются общей защитой от

опасностей, возникающих в связи с военными операциями. В соответствии с п.

3 ст. 50 вышеупомянутого Протокола присутствие среди гражданского населения

отдельных лиц, не подпадающих под определение гражданских лиц, не лишает

это население его гражданского характера. Отсюда вытекает, что гражданское

население лишается своего статуса и права на защиту, если среди него

находятся военные подразделения и формирования. Что касается гражданских

лиц, то они пользуются защитой, предусмотренной нормами международного

права, “за исключением случаев и на такой период, пока они принимают

непосредственное участие в военных действиях” (п. 3 ст. 51). Современное

международное право, применяемое в период вооруженных конфликтов,

предусматривает предоставление гражданскому населению и отдельным

гражданским лицам как общей, так и специальной защиты от последствий

военных действий. Различие заключается в том, что общая защита

предоставляется всему гражданскому населению и отдельным гражданским лицам

независимо от из пола, возраста, расовой и национальной принадлежности,

политических или религиозных убеждений. Специальная защита предоставляется

отдельным категориям гражданского населения и обусловлена либо их

повышенной уязвимостью в условиях боевых действий (раненые, больные,

женщины, дети и т.д.), либо особенностями профессиональных функций,

выполняемых ими в период вооруженного конфликта (персонал медицинских

формирований и организаций гражданской обороны, журналисты и т.д.).

Специальная защита гражданского населения не входит в сферу моего

исследования. В настоящей работе будут рассмотрены вопросы общей защиты

мирного населения от опасностей, возникающих в связи с военными операциями.

В целях ее осуществления устанавливается, что гражданское население как

таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектом

нападения1 . Кроме этого, при всех обстоятельствах запрещаются:

- акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать

гражданское население;

- нападения неизбирательного характера, подробно регламентируемые п. 4 и п.

5 ст. 51 Протокола I;

- нападения на гражданское население или отдельных гражданских лиц в

порядке репрессалий[2];

- использование присутствия или передвижения гражданского населения или

отдельных гражданских лиц для защиты отдельных пунктов или районов от

военных действий, в частности, в попытках защитить военные объекты от

нападения или прикрыть военные действия, содействовать или препятствовать

им.

Безусловно, запрещается использовать голод среди гражданского

населения в качестве метода ведения войны (ст. 54). Любое нарушение этих

запрещений, говорится в заключительном положении ст. 51, не освобождает

стороны, находящиеся в конфликте, от их правовых обязательств по отношению

к гражданскому населению и гражданским лицам, в том числе от обязательства

принимать меры предосторожности, предусмотренные в ст. 57 Протокола I. В

ней указываются следующие меры предосторожности, которые должны приниматься

воюющими сторонами при планировании или осуществлении нападения:

а) делать все практически возможное, чтобы удостовериться в том, что

объекты нападения не являются ни гражданским лицами, ни гражданскими

объектами и не подлежат особой защите;

б) принимать все практически возможные меры предосторожности при выборе

средств и методов нападения с тем, чтобы избежать случайных потерь среди

гражданского населения, ранения гражданских лиц, во всяком случае свести их

к минимуму;

в) отменять или приостанавливать нападение, если становится очевидным, что

оно, как можно ожидать, вызовет случайные потери среди гражданского

населения, ранения гражданских лиц и нанесет случайный ущерб гражданским

объектам;

г) делать эффективное заблаговременное предупреждение о нападениях, которые

могут затронуть гражданское население, за исключением тех случаев, когда

обстоятельства этого не позволяют.

Режим военной оккупации. Режим военной оккупации определяется нормами

Положения о законах и обычаях сухопутной войны, являющегося приложением к

IV Гаагской конвенции 1907 года, IV Женевской конвенции 1949 года, а также

нормами Дополнительного протокола I 1977 года. Под военной оккупацией

понимается временное занятие вооруженными силами одного государства

территории другого государства (или ее части) и установление власти военной

администрации на оккупированной территории. Согласно ст. 42 Положения о

законах и обычаях сухопутной войны, территория признается оккупированной,

если она действительно находится во власти неприятельской армии. Однако

власть оккупанта над населением не является неограниченной. Так, в

соответствии со ст. 23 и 44 Положения власти оккупирующей державы не должны

принуждать гражданское население принимать участие в военных действиях,

направленных против их страны, или давать сведения об ее армии или других

средствах обороны (кроме того, население оккупированной территории нельзя

принудить служить в вооруженных силах оккупанта; воспрещается пропаганда

добровольного вступления в его армию - ст. 51 IV Женевской конвенции).

Согласно ст. 46 Положения, “честь и права семейные, жизнь отдельных лиц и

частная собственность, равно как и религиозные убеждения должны быть

уважаемы”1. IV Женевская конвенция 1949 года существенно расширила круг

обязанностей властей оккупирующей державы в отношении гражданского

населения в целях предотвращения массовых и грубых нарушений прав человека

в условиях вооруженного конфликта. В части, посвященной оккупированным

территориям, сформулирован важный принцип: покровительствуемые лица,

находящиеся на оккупированной территории, не могут “ни в коем случае и

никаким образом” быть лишены преимуществ, предоставляемых Конвенцией, ни в

силу изменений в установлениях, действующих на данной территории, ни в силу

соглашения, заключенного между местными властями и оккупирующей державой,

ни в силу аннексии (принудительного присоединения) всей или части

оккупированной территории (ст. 47). К числу мер, запрещенных особо,

относятся насильственные перемещения как отдельных покровительствуемых лиц,

так и групп населения, а также депортация (принудительная высылка)

населения с оккупированных территорий в любую другую страну. В то же время

разрешается эвакуация данного оккупированного района, “если этого требует

безопасность населения или особо веские соображения военного характера”

(ст. 49). Защита основных прав гражданского населения и отдельных

гражданских лиц от произвола властей оккупирующей державы обеспечивается в

IV Женевской конвенции 1949 года путем нормативного закрепления

соответствующих обязательств государств как субъектов международного

права1. Наконец, хочется отметить, что военная оккупация по своей сути

является формой иностранного господства. Но и в этом случае международное

гуманитарное право, касающееся покровительствуемых лиц на оккупированной

территории, обладает одним несравненным достоинством: оно ограничивает

беспредельную власть оккупирующей державы, действия которой оказываются под

международным контролем. IV Женевская конвенция является как бы

конституцией или “билем о правах”, хотя и ограниченным, который вступает в

действие в момент, когда иностранная армия захватывает и оккупирует

территорию,- и притом без каких-либо усилий со стороны оккупанта или

оккупируемой стороны. Эта “конституция” защищает население от неправомерных

действий оккупирующей державы. Тем самым международное гуманитарное право

вносит существенный вклад в дело защиты достоинства человека в чрезвычайных

обстоятельствах2 .

Подводя итог рассмотрению очерченного мной круга вопросов, связанных

с защитой жертв вооруженных конфликтов, следует кратко остановиться на

одном важном моменте. Даже самый совершенный свод правил не мог бы

предвидеть всех возможных ситуаций. Чем детальнее перечень, тем больше

опасность что-либо в нем упустить. В совершенно непредсказуемых

обстоятельствах, когда нельзя привести ни одного, пусть даже самого общего

правила Конвенции, все же существует положение, на которое можно сослаться.

Появившееся еще в 1899 году в Гаагской Конвенции о законах и обычаях

сухопутной войны оно широко известно как “Оговорка Мартенса” (по имени ее

основного автора). Текст этой оговорки является своего рода заключением

обзора правил, посвященных защите жертв вооруженных конфликтов:

“В случаях, не предусмотренных настоящим Протоколом или другими

международными соглашениями, гражданские лица и комбатанты остаются под

защитой и действием принципов международного права, проистекающих из

установившихся обычаев, из принципов гуманности и из требований

общественного сознания” (п. 2 ст. 1 Дополнительного протокола I).

2. Защита прав человека в условиях вооруженных конфликтов

немеждународного характера.

Международное гуманитарное право признает две категории вооруженных

конфликтов. В самом общем виде различительным признаком служит здесь

государственная граница: война между двумя и большим числом государств

считается международным вооруженным конфликтом, а вооруженные столкновения,

происходящие в пределах территории одного государства, - немеждународными

(внутренними) вооруженными конфликтами (обычно их называют гражданскими

войнами). Исключением является ситуация, когда народ восстает против

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.