это положение приобрело ужасающую тенденцию. Так, в ходе первой мировой
войны 95% потерь составляли военнослужащие и лишь 5% - гражданские лица. Во
время второй мировой войны картина оказалась совершенно иной: 75% потерь
составили гражданские лица и 25% - военнослужащие. В некоторых современных
вооруженных конфликтах свыше 90% потерь составляют гражданские лица. Можно
с уверенностью сказать, что в ходе третьей мировой войны, которая
закончится ядерной катастрофой, 100% потерь составит гражданское население.
Приведенные цифры со всей очевидностью свидетельствуют о необходимости
защиты отдельных гражданских лиц и гражданского населения в целом от
последствий войны. Излишне говорить о том, что принципы защиты всех
покровительствуемых лиц, изложенные мною выше, характерны и для
гражданского населения. Впервые попытка дать определения “гражданское лицо”
и “гражданское население” была предпринята авторами IV Женевской конвенции
о защите гражданского населения во время войны. Согласно ст. 4 под
покровительство данной Конвенции подпадают лица, которые в какой-либо
момент и каким-либо образом находятся в случае конфликта или оккупации во
власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей Державы,
гражданами которой они не являются. Исключение составляют:
а) граждане какого-либо государства, не связанного положениями указанной
конвенции;
б) граждане какого-либо нейтрального государства, находящиеся на территории
одного из воюющих государств, пока государство, гражданами которого они
являются, имеет нормальное дипломатическое представительство при
государстве, во власти которого они находятся;
в) граждане какого-либо совоюющего государства (при том же условии);
г) лица, состоящие под защитой трех других Женевских конвенций: раненые,
больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, а также военнопленные.
Дополнительный протокол I выработал более удачную формулировку
понятий гражданского лица и гражданского населения, отразившую суть их
правового положения в период вооруженных конфликтов. П. 1 ст. 50 гласит:
“Гражданским лицом является любое лицо, не принадлежащее ни к одной из
категорий лиц, указанных в ст. 4 III Конвенции и ст. 43 настоящего
Протокола”. Иными словами, гражданское лицо - это любое лицо, не
принадлежащее к категории комбатантов. Важно добавить, что в случае
сомнения относительно того, является ли лицо гражданским, оно считается
таковым. Согласно Протоколу I гражданское население состоит из всех лиц,
являющихся гражданскими лицами. При этом устанавливается, что гражданское
население и отдельные гражданские лица пользуются общей защитой от
опасностей, возникающих в связи с военными операциями. В соответствии с п.
3 ст. 50 вышеупомянутого Протокола присутствие среди гражданского населения
отдельных лиц, не подпадающих под определение гражданских лиц, не лишает
это население его гражданского характера. Отсюда вытекает, что гражданское
население лишается своего статуса и права на защиту, если среди него
находятся военные подразделения и формирования. Что касается гражданских
лиц, то они пользуются защитой, предусмотренной нормами международного
права, “за исключением случаев и на такой период, пока они принимают
непосредственное участие в военных действиях” (п. 3 ст. 51). Современное
международное право, применяемое в период вооруженных конфликтов,
предусматривает предоставление гражданскому населению и отдельным
гражданским лицам как общей, так и специальной защиты от последствий
военных действий. Различие заключается в том, что общая защита
предоставляется всему гражданскому населению и отдельным гражданским лицам
независимо от из пола, возраста, расовой и национальной принадлежности,
политических или религиозных убеждений. Специальная защита предоставляется
отдельным категориям гражданского населения и обусловлена либо их
повышенной уязвимостью в условиях боевых действий (раненые, больные,
женщины, дети и т.д.), либо особенностями профессиональных функций,
выполняемых ими в период вооруженного конфликта (персонал медицинских
формирований и организаций гражданской обороны, журналисты и т.д.).
Специальная защита гражданского населения не входит в сферу моего
исследования. В настоящей работе будут рассмотрены вопросы общей защиты
мирного населения от опасностей, возникающих в связи с военными операциями.
В целях ее осуществления устанавливается, что гражданское население как
таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектом
нападения1 . Кроме этого, при всех обстоятельствах запрещаются:
- акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать
гражданское население;
- нападения неизбирательного характера, подробно регламентируемые п. 4 и п.
5 ст. 51 Протокола I;
- нападения на гражданское население или отдельных гражданских лиц в
порядке репрессалий[2];
- использование присутствия или передвижения гражданского населения или
отдельных гражданских лиц для защиты отдельных пунктов или районов от
военных действий, в частности, в попытках защитить военные объекты от
нападения или прикрыть военные действия, содействовать или препятствовать
им.
Безусловно, запрещается использовать голод среди гражданского
населения в качестве метода ведения войны (ст. 54). Любое нарушение этих
запрещений, говорится в заключительном положении ст. 51, не освобождает
стороны, находящиеся в конфликте, от их правовых обязательств по отношению
к гражданскому населению и гражданским лицам, в том числе от обязательства
принимать меры предосторожности, предусмотренные в ст. 57 Протокола I. В
ней указываются следующие меры предосторожности, которые должны приниматься
воюющими сторонами при планировании или осуществлении нападения:
а) делать все практически возможное, чтобы удостовериться в том, что
объекты нападения не являются ни гражданским лицами, ни гражданскими
объектами и не подлежат особой защите;
б) принимать все практически возможные меры предосторожности при выборе
средств и методов нападения с тем, чтобы избежать случайных потерь среди
гражданского населения, ранения гражданских лиц, во всяком случае свести их
к минимуму;
в) отменять или приостанавливать нападение, если становится очевидным, что
оно, как можно ожидать, вызовет случайные потери среди гражданского
населения, ранения гражданских лиц и нанесет случайный ущерб гражданским
объектам;
г) делать эффективное заблаговременное предупреждение о нападениях, которые
могут затронуть гражданское население, за исключением тех случаев, когда
обстоятельства этого не позволяют.
Режим военной оккупации. Режим военной оккупации определяется нормами
Положения о законах и обычаях сухопутной войны, являющегося приложением к
IV Гаагской конвенции 1907 года, IV Женевской конвенции 1949 года, а также
нормами Дополнительного протокола I 1977 года. Под военной оккупацией
понимается временное занятие вооруженными силами одного государства
территории другого государства (или ее части) и установление власти военной
администрации на оккупированной территории. Согласно ст. 42 Положения о
законах и обычаях сухопутной войны, территория признается оккупированной,
если она действительно находится во власти неприятельской армии. Однако
власть оккупанта над населением не является неограниченной. Так, в
соответствии со ст. 23 и 44 Положения власти оккупирующей державы не должны
принуждать гражданское население принимать участие в военных действиях,
направленных против их страны, или давать сведения об ее армии или других
средствах обороны (кроме того, население оккупированной территории нельзя
принудить служить в вооруженных силах оккупанта; воспрещается пропаганда
добровольного вступления в его армию - ст. 51 IV Женевской конвенции).
Согласно ст. 46 Положения, “честь и права семейные, жизнь отдельных лиц и
частная собственность, равно как и религиозные убеждения должны быть
уважаемы”1. IV Женевская конвенция 1949 года существенно расширила круг
обязанностей властей оккупирующей державы в отношении гражданского
населения в целях предотвращения массовых и грубых нарушений прав человека
в условиях вооруженного конфликта. В части, посвященной оккупированным
территориям, сформулирован важный принцип: покровительствуемые лица,
находящиеся на оккупированной территории, не могут “ни в коем случае и
никаким образом” быть лишены преимуществ, предоставляемых Конвенцией, ни в
силу изменений в установлениях, действующих на данной территории, ни в силу
соглашения, заключенного между местными властями и оккупирующей державой,
ни в силу аннексии (принудительного присоединения) всей или части
оккупированной территории (ст. 47). К числу мер, запрещенных особо,
относятся насильственные перемещения как отдельных покровительствуемых лиц,
так и групп населения, а также депортация (принудительная высылка)
населения с оккупированных территорий в любую другую страну. В то же время
разрешается эвакуация данного оккупированного района, “если этого требует
безопасность населения или особо веские соображения военного характера”
(ст. 49). Защита основных прав гражданского населения и отдельных
гражданских лиц от произвола властей оккупирующей державы обеспечивается в
IV Женевской конвенции 1949 года путем нормативного закрепления
соответствующих обязательств государств как субъектов международного
права1. Наконец, хочется отметить, что военная оккупация по своей сути
является формой иностранного господства. Но и в этом случае международное
гуманитарное право, касающееся покровительствуемых лиц на оккупированной
территории, обладает одним несравненным достоинством: оно ограничивает
беспредельную власть оккупирующей державы, действия которой оказываются под
международным контролем. IV Женевская конвенция является как бы
конституцией или “билем о правах”, хотя и ограниченным, который вступает в
действие в момент, когда иностранная армия захватывает и оккупирует
территорию,- и притом без каких-либо усилий со стороны оккупанта или
оккупируемой стороны. Эта “конституция” защищает население от неправомерных
действий оккупирующей державы. Тем самым международное гуманитарное право
вносит существенный вклад в дело защиты достоинства человека в чрезвычайных
обстоятельствах2 .
Подводя итог рассмотрению очерченного мной круга вопросов, связанных
с защитой жертв вооруженных конфликтов, следует кратко остановиться на
одном важном моменте. Даже самый совершенный свод правил не мог бы
предвидеть всех возможных ситуаций. Чем детальнее перечень, тем больше
опасность что-либо в нем упустить. В совершенно непредсказуемых
обстоятельствах, когда нельзя привести ни одного, пусть даже самого общего
правила Конвенции, все же существует положение, на которое можно сослаться.
Появившееся еще в 1899 году в Гаагской Конвенции о законах и обычаях
сухопутной войны оно широко известно как “Оговорка Мартенса” (по имени ее
основного автора). Текст этой оговорки является своего рода заключением
обзора правил, посвященных защите жертв вооруженных конфликтов:
“В случаях, не предусмотренных настоящим Протоколом или другими
международными соглашениями, гражданские лица и комбатанты остаются под
защитой и действием принципов международного права, проистекающих из
установившихся обычаев, из принципов гуманности и из требований
общественного сознания” (п. 2 ст. 1 Дополнительного протокола I).
2. Защита прав человека в условиях вооруженных конфликтов
немеждународного характера.
Международное гуманитарное право признает две категории вооруженных
конфликтов. В самом общем виде различительным признаком служит здесь
государственная граница: война между двумя и большим числом государств
считается международным вооруженным конфликтом, а вооруженные столкновения,
происходящие в пределах территории одного государства, - немеждународными
(внутренними) вооруженными конфликтами (обычно их называют гражданскими
войнами). Исключением является ситуация, когда народ восстает против
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|