единый исполнительный комитет – координация всех органов СНГ; 3. единый
бюджет СНГ.
9. Архипелажные воды
Согласно III Конвенции ООН по морскоми праву от 1982 - это воды гос-ва
архипелага, расположенные в пределах прямых архипелажных исходных линий (не
более 100 миль), соединяющих наиболее выдающиеся в море точкинаиболее
отделенных остравов и осыпающих рифов архипелага. Гос-во-архипела – состоит
полностью из архипелпага (ов) и может включать др. острава. Архипелаг –
группа остравов, влючая части остравов, соединяющие их воды и др. природные
образования. Арх.-гос-во составляет коридор прахода судов по водам шириной
в 50 миль и утверждает его в международной морской организации (ММО).
10. Вспомогательные средства для определения правовых норм
Вспомогательные источники представляют собой лишь результат определенных
стадий процесса создания, развития, изменения, уяснения или толкования того
или иного принципа и ли нормы международного права; они выступают как
“вспомогательное средство для определения правовых норм” (ст.38 Статуса
Международного Суда). Такими источниками могут быть:1. постановления
межправительственных организаций; 2. решения международных и арбитражных
судов; 3. нормы национального законодательства и решения национальных
судов, 4. доктрины юристов-международников. Как закреплено в статуте
Международного Суда (ст.38, п.1), Международный суд в качестве
вспомогательных средств для определения правовых норм применяет “судебные
решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному
праву различных наций”. Решения Международного Суда и арбитражных
судов — это акт толкования или применения той или иной нормы международного
права; они не имеют нормообразующей силы, так как не являются результатом
согласования воль суверенных государств и не имеют универсального
характера, ибо они “обязательны лишь для участвующих в деле сторон и лишь
по данному вопросу” (ст.59 статута). Международный Суд только применяет
действующие нормы международного права к конкретным случаям. Национальные
законодательные акты выступают в качестве “вспомогательного средства для
определения правовых норм”. Решения национальных судов имеют большое
практическое значение при определении и толковании нормы международного
права в данном государстве. Доктрины ученых МП - личное мнение отдельных
лиц. Но с ее помощью можно установить содержание конкретных принципов или
норм МП, и сформулировать позицию, которая может оказать влияние на
формирование норм МП путем заключения международного договора.
В межгосударственных отношениях кроме правовых норм действуют и другие
социальные нормы. Прежде всего, о нормах международной морали. Мораль, как
особая форма общественного сознания, отлична от права, как продукта
согласования воль государств. Но мораль и право постоянно взаимодействуют
друг с другом, иногда нормы морали превращаются (становятся) в нормы права.
Например, категория “мир” (“международный мир”) пронизывает ныне весь Устав
ООН.
11. Международно-правовой обычай как источник МП
Согласно п. 1 ст. 38 Статута МС ООН – докозательство всеобщей практики,
признаной (кадефикация) в качестве правовой нормы. Ранее опеделялос
продолжительность повторяющихся однородных действий – от 50 до 100 лет,
хотя в настоящее время, с учетом прогресса транспорта и связи фактор
времени сейчас не имеет значения. Пример – запуск в 57 спутника –
иследование космического пространсва. Важно признание гос-вом обычая как
правовая норма.
12.Правовой режим Международного района морского дна
Описан в части XI Конвенции ООН 1982. Морское дно за пределами
континентального шлейфа и его недра, или Район (ст. 1), имеют особый
правовой режим, который установлен Кон. ООН 1982 и Соглашением (1994) об
осуществлении части XI Кон. (вступило в силу 1997). Соглашение изменило в
Кон.: 1. прямое финансирование деятельности в Районе в интересах
развивающихся гос-ств, обязательства по обеспечению передачи технологии и
оказание иной помощи этим странам. Принципы правового режима Района: 1.
Район и его ресурсы является наследием чел-ва; 2. Никто не претиндует на
северинитет и суверенные права в Районе; 3. Все права в Районе преданлежат
чел-ву от имени которого действует Междунар. Орган по морскому дну (Орган);
4. Гос-ва, физ. и юр. лица могут претендовать на права Района и его
ресурсов; 5. Гос-ва несут ответственность за невыполнение обязательств в
Районе; 6. Используется в мирных целях; 7. Иследования только в мирных
целях и на бляго человечества. Архиологические и исторические находки
принадлежат человечеству. Гос-во осуществляет работу в Районе согласно
плану, утвержденному Органом, который создан в соответствии Кон. ООН 1982 и
начал деятельность 1996 г. Штабквартира Кингстон (Ямайка). Члены – все гос-
ва участники Кон 1982. Наделен правосубъектностью. Его органы: 1. Ассамблея
– состоит из все членов органа. Собирается 1 раз в год и избирает членов
Совета, ген. Секретаря, ген директора и членов правления Предприятия,
учреждает вспомогательные органы, устанавливает взносы и бюджет. 2. Совет –
из 36членов, избирается Ассамблеей, 18 членов по географическому принципу,
остальные в зависимости от потребления ресурсов добываемые в Районе и т. д.
Собирается 3 раза в год. Функция в контроле положений Конвенции 1982 –
исполнительный орган. 3. Секретариат – ген.сек. (избирается 4 года, может
переизбраться) и персонал. Предприятие - международное промышленное и
коммерческое подразделение Органа, функция – разведка, разработка,
транспорт, переработка и сбыт ресурсов Района.
13. Процесс создания норм международного права
Нормы МП создаются как соглашение между субъектами МП. Паритет – основной
принцип, корреспондировать обязанность уважать аналогичное право партнера.
Нормообразование в МП началось с образованием обычаев – правило поведение,
за которым субъекты признают юридически обязательный характер. В случи
разногласия используется труды ученных, решения судов и резолюции ООН т. д.
Бывает обычай универсальный и локальный (рег.). Формирование обычаев в виде
письменных правил – кодификация – систематизация международно-правовых
норм, осуществляемая субъектами МП. Официальная – межд. договора и т. д.
Неофициальная – работа ученых. Коллективов, межд. НГО (Институт МП). ООН
имеет право не только кодифицировать но и создавать новые нормы. Не путать
с международным обыкновением – международная практика, за которой не
признается юридически обязательной нормой (обмен визитами). В н. в.
Развивается «мягкое право» - международные акты не имеющие характера
договора, но обладающие морально-полит. силой (резолюции, декларации).
14. Правовой режим Арктики
К артическому бассейну относятся Россия, Канада, Норвегия США, Швеция,
Финляндия и Исландия (последние 3 незначительные сухопутные пространства).
В начале 19 века Канада (1925), Россия (1916) объявили о своих правах на
арктическиесектора до самого полюся. Сухопутные образования в Арктике
подчинены власти – суверенитету гос-тв, граничащих с Северным Ледовитым
океаном. Юр.статус морских пространств Арктики в целом определяется
принципами и нормами МП, относящимися к Мировому океану и закреплен в
Женвских конвенциях по ММП (1958г) и конвенции ООН по ММП 1982. Характерны
для мор.внтур.вод приполярных стран статус исторических вод (к ним
относятся заливы, ширина входа в которые привышает двойную ширину тер.моря
– 24 мор.мили (РФ, Канада, Норвегия). Особыми правами наделены МП
прибрежные гос-ва в области управления различными видами морепользования
(предотвращение, сокращение и сохранение под контролем загрязнения
окр.среды с судов (ст.234 Конвенции 1982)). Дания актическое гос-во
благодаря – Гренландии, Норвегия - Шпицбергенскому архипелагу (все члены
могут заниматься рыболовством 1920). Но данные сектора не считаются гос.
границами, как объявил СССР в 1926, что вся территория в секторе является
его собственностью, и что сектор расматривается как зона своих особых
интересов, что дает право России принимать необходимые меры для обеспечения
б/о, вплоть до запрещения появления военных кораблей и самолетов др. гос-
ств. Северный морской путь – национ.транспортная коммуникаци РФ. Статус
регламентируется Правилами СССР 69 портов открыты для захода
иностр.грузовых судов.(данный путь – расположенный во внутренних морских
водах, тер-ном море или исключ.экономич.зоне СССР его национальная
транспортная коммуникация, включающая пригодные к ледовой проводке судов
трассы – Постановление министров СССР 1990). Не допускается плаванье судов
не имеющих на борту свид-тва о надлежащем фин.обеспечении гражд.ответ-сти
владельца судна за ущерб от загразнения морской среды). Решения по всем
вопросам касающихся «пути» в компитенции спец. гос. органа – Администрации
Северного морского пути. Интернационализация Арктики – имеет большие шансы
на успех, так как многим арктическим странам это выгодно. В частности США
в 1970 г. Пыталать созвать международную конференцию в целях выработки меж-
прав. режима Арктики, которая провалилась. С отдной стороны концепция
интернац. Считают, что на арктические водные пространства должны поностью
распростроняться универсальные нормы. Другие – региональное решение. Третьи
– частичная интернационализация – 200 миль исключительной экономической
зоны. Процессу интернац Арктики может способствовать Арктический Совет (г.
Оттава 1996) цели: 1. Сотрудничество Арктических стран; 2. охрана
окружающей среды; 3. Определение круга ведения программы устойчивого
развития, ее контроль и координация; Распространение информации по Арктике.
В настоящее время очень остро стоит вопрос Делимитаризации Арктики – США
против.
15. Взаимодествие международного и внутригосударственного права.
Национальная правовая система оказывает влияние на формирование МП –
двусторонние соглашения о режиме гос границы отражает нац. закон о гос.
границах данных стран. МП влияет на нац право, и это влияние все ростет –
обеспечения прав человека. Принимая на себя обязательство, гос-во обязуется
выполнение его на свей своей территории, всеми органами и лицами –
имплементация. Имплементация может производится поразному. Конституционно –
то есть п. ст. 4 Конст. РФ - МП часть нац. правовой системы РФ, МП
преимущественнней . Трансформация – если это не указанно в конституции
страны то обязательно указывается в законе. Гос-во не может сылаться на
свое нац. законодательство при международном споре. Существует 2 теории
соотношения МП и Нац.Пр.: 1. Монистическая – единство 2-х правовых систем;
2. Дуалистическая – 2 самостоятельные правовые системы, которые развиваются
на параллельных курсах, нигде не пересекаясь. Истина находится посередине.
В аспекте нормообразования – самостоятельные. В аспекте правоприменения –
неразрывно взаимосвязаны.
16. Виды территорий в МП и их правовой статус
Terra (лат.) – земля. Существует 3 теории прововой природы территории: 1.
Объективная теория – земля объект частной собственности, гос-во имеет
обладает публично-вещным правом собственности на землю, и оно
преимущественней права собственника. Изжила себя так как появились др. виды
тер. (вод. Воздушные тер.); 2. Теория компетенции (предела) – тер. Это
сфера валидарности (юрид. деятельности). Отвергается современным МП. 3.
Пространственная теория (укр. Юрист Назабитовский) – сфера гос.
властвования,тер-ного верховенства, суверенитета, осуществляемого в тех
приделах, которые образуются совокупностью земельных, водных и воздушных
участвов, данного гос-ва как страны в целом. Категории тер. по видам
правового режима: 1. Гос. тер. – принадлежность определенному гос-ву; 2.
Межд. тер. Общего пользования – открытое море, воздушное прастранство над
ним, международ. Район морского дна, Антарктика, космос (Луна и др.
небесные тела). 3. Тер. со смешанным режимом – находится за пределами гос.
территории. Но действуют как МП так и Нац. право. Делится: 1. Прилежащая –
таможня, фискальная, иммиграционная и санитарная. – зона морского района не
шире 24 миль. 2. Исключительная экономическая зона - прибрежное гос-во
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|