Шпаргалка по международному праву
1.Понятие и система современного МП. МП- это система юр.норм, регулирующих
межгос.отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества.
Межгос.отношения – отношения с участие гос-тв, межгос.организаций и
гос.образований (нации, борющиеся за создание собственного гос-тва, вольные
города). Система МП представляет собой комплекс юр.норм, подразделяющихся
на самост. части (отрасли, подотрасли, институты). Структура: внутренняя
организация системы, расположение и соединение ее элементов, характер их
взаимосвязи. Нормы МП: юридически обязательные к исполнению правила
поведения гос-тв и др.субъектов МП, устанавливаемые самими субъектами.
Нормы: договорные и обычные международно-правовоые (неписанные правила);
универсальные (для большинства субъектов МП) и локальные (для субъектов
одного региона, ограниченного курга субъектов); имеративные (jus cogens
признается всеми субъектами и обязательна для всех, отклонение от нее
недопутсимо) диспозитивные (предоставляют субъектов возможность определять
свое поведение); материальые (устанавливают права и обязанности по
конкретным правоотношениям) и процессуальные (устанавливают порядок
реализации матер.норм); регулятивные (устанавливают конкретные права и
обяханности) и охранительные (гарантируют раелизацию регулятивных норм);
обязывающие, разещающие, управомоч-щие. Система МП делится на отрасли -
крупные блоки международно-правовых институтов и норм, регламентирующих
обособленные межд. отношения, отличающиеся качественным своеобразием.
Каждая отрасль помимо того, что руководствуется общими принципами МПП,
имеет и свои “собственные” принципы. Например, в космическом праве
действует принцип запрещения национального присвоения космического
пространства и т.п. Помимо этих отраслей существуют право М безопасности; М
гуманитарное право; дипломатическое и консульское право; М морское право и
т.д.. Отрасли МП, в свою очередь, состоят из более простых образований -
подотраслей и институтов. Подотрасль регулирует обычно либо конкретные
отношения в специфической ситуации, либо отношения двух или нескольких
отраслей МП. Международно-правовой институт - группа межд.норм,
регламентирующих однородные отношения. Пример: институт гражданства в
гуманитарном праве, институт признания или правопреемства и т.д.
2. Международно-правовые средства борьбы с массовыми нарушениями прав и
свободчеловека
Принцип уважения прав чел-ка и основных свобод получил признание в качестве
основного принципа общего МП с принятием У. ООН. Была признана неразрывная
связь между поддержанием и сохранением международного мира и безопасности и
свобод человека. Принципы в Уставе ООН: основополагающее значение
достоинства и ценности человеческой личности, равноправие народов,
равноправие мужчин и женщин. Недопустимость дискриминации по признпкам
расы, пола, языка и религии. Во Всеобщей деклорация прав человека – 1948
г., Международ. пакт об экономических, социальных и культурных правах и М-
ном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. Более подробно
описаны права человека. Но возможно ограничение для гос безопасности и т.
д. В 1975 г принят акт и борьба за права потвердила Всемирная Конференция
по правам 1993 г. Был заключен ряд конвенций по конкретным аспектам: о
предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948), о
ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966), о ликвидации всех форм
дискриминации в отношении женщин (1979), о правах ребенка (1989) и др.
4. Понятие права международной безопасности и его источники. ПМБ –
совокупность межденародных принципов и норм, направленных на поддержание
международных принципов и норм, направленных на поддержание международного
мира и обеспечение б/ов самых различных областях – военной, политической,
экономической, финансовой, гуманитарной,экологической и др. Основные
принципы: 1) неприменение сылы и угрозы силы; 2) невмешательство во
внутренние дела; 3) мирное разрешение споров 3) принцип разоружения 4)
ответственность гос-ств за агрессию 5) принцип поддержание мира и б/о; 6)
неделимость б/о – одна и одинакова для всех; 7) принцип равной б/о- для
всех в равной мере. Средства обеспечения МБ делятся на стредства: 1)
укрепления мира – разоружение, меры доверия, создания безядерных зон; 2)
поддержания мира – мирные средства разрешения конфликтов и операции по
поддержанию мира; 3) востановление мира – принудительные действия ОНН.
Источники – это универсальные договора (Устав ООН, соглашения о
разоружении), региональные договора, двусторонние соглашения (о мире и
дружбе, о разоружении и др.).
5. Кардинальное отличие МП от внутрегосударственного права.
6. Порядок создания международных организаций и прекращение их
функционирование: основные признаки МО
МО учреждаются договорным путем между гос-ми или в решении уже существующей
орг-ции. Процесс проходит в 3 этапа: 1. Принятие учредительного документа
(устав); 2. создание материальной структуры организации, для этой цели
используется спец. подготовительные органы, создаваемые этими гос-ми.
Данный орган занимается такими вопросами как создание штаб-квартиры,
повестка и т.д). 3. Созыв главных органов. Прекрощение существования МО
происходит по волеизлеянию членов гос-ств. Подписывается протокол о
роспуске как ОВД, который должен ратифицироваться. Для урегулирования
споров можно создать ликвидационный комитет. Если в место ликвидируемой
организации создается новая – то возникает вопрос правоприемственности,
решаемый соглашениями между орг.
С появлением МО появляется предмемет правового регулирования отношений МО.
Право междкнародных организаций – отрасль современного международного
права, включающая принципы и нормы, регулирующие вопросы создания,
организации и деятельности МО. Приципы: 1. соответсвие создания и дея-ти МО
общепризнаным принципам МП; 2. ответственность МО за правонарушения; 3.
добровольное членство МО. Международные договора (МД) в контексте с МО - 3
группы: 1. между гос-ми (учреждение МО) 2. между гос-ми и МО
(местонахождение штаб-квартиры) 3. между МО и МО (сотрудничество).
Разновидности МО: межгос-ные (межправит-ные) (это объединение гос-тв,
учрежденное на основе межд.договора для достижения общих целей, имеющее
постоянные органы и действующее в общих интересах государств-членов при
уважении их суверенитетаи) неправительственные организации (созданы не на
основе международного договора и объединяют физ. и/или юр.лиц (например,
Ассоциация международного права и др.) основными признаками
межправительственных организаций являются: - членство трех и более
государств; - наличие учредительного межд.договора; - наличие постоянных
органов и штаб-квартиры; - уважение суверенитета гос-тв-членов; -
невмешательство во внутренние дела; - установление порядка принятия решений
и их юридической силы. МО классифицируются и по другим признакам. По кругу
участников меж.межгос.организации подразделяются на универсальные (напр.
ООН), региональные (О Афр. Един.) и межрегиональные (ОПЕК). По сфере
затрагиваемых в решениях вопросов МО подразделяются на организации общей
(эконом., научные) и специальной компетенции (Всемирный почтовый союз). По
характеру полномочий различают межгос-ные ( цель - расширение межгос-ного
сотрудничества) и наднациональные (надгос-ные) организации (цель –
интеграция). Их решения распространяются непосредственно на граждан и
юр.лица государств-членов (приближается к такому типу организаций
Европейский Союз). В соответствии с порядком вступления организации делятся
на открытые (свободный вход и выход) и закрытые (прием в члены производится
с согласия первоначальных учредителей).
Только международные межправительственные организации (ММО) относятся к
субъектам международного права. Имеют учредительный документ, который
наделяет их правом. Неправительственные МО этим правом не обладают.
7. Основные источники МП
Норма МП – правило поведения, которое признается государствами и другими
субъектами МП в качестве юридического обязательства.
Единственным способом создаия международно-правовых норм – соглашение
субъектов МП. Юр.значение источников МП – формы, в которых выражается
согласованная форма субъектов МП (форма поведения – договор). Источники МП
делятся на 2 группы: 1 основные источники: договоры, обычаи; 2
вспомогательные: - общие принципы права, которые признаны цивилизованными
народами; - судебные решения; - доктрина (научная разработка); -
одностороннее действие гос-тв (пример: государство принимает закон об
иностранцах и определяет статус иностранца); - заявления глав гос-тв, глав
правительств; - совместные заявления гос-тв. Межд. обычай - сложившееся в
межд.практике правило поведения, за которым субъекты МП признают юридически
обязательный характер. Межд. договор - соглашение между субъектами МП
относительно установления, изменения или прекращения их взаимных прав и
обязанностей. Нормы бывают универсальные (для всех) и партикуляр (анг.
редкий) (для ограниченного круга – локальные). По методу воздействия бывают
диспозитивные (анг. регулирующие) и императивные jus coges (распоряжение).
Источник права бывает Материальный – международные отношения и Формальный –
форма, в которых находят свое выражение нормы права. В ст. 38 Статута МС
ООН перечень международных источников: 1. международные конвенции; 2.
международные обычаи; 3. общие принцыпы права; 4. указанные в ст 59 решения
и доктрины по публичному правуразличных наций, но вспомогательно.
Кадификация МП – систематизация М-П норм, осуществляемая субъектами МП. 1.
Бывает Официальная - реализуется в форме МД и неофициальная – учеными,
национальными институтами и т. д. (Ассоциация МП).
8. СНГ: правовой статус, компетенция, главные органы
СНГ (междунар. Межгосудар. Орг.) – объединение государств, основанное на
началах суверенного равенства всех его членов, являющихся самостоятельными
и равноправными субъектами МП. 8 дек 1991 – в Минске (БР, Росс,Укр)
Соглашение о создании СНГ которое подписали все остальные кроме прибалтов и
Грузии 21 дек 91 о присоединении. 22 января 1993г принят Устав СНГ и
вступил в силу через год. Цели: 1. сотрудничество в политической
экономической, экологической, гуманитарной, культурнойи иных облястях; 2.
общее экономическое пространство; 3. обеспечение прав человека; 4.
сотрудничество в сфере обеспечения мира и разоружения; 5. содействие в
передвижении гр-н по СНГ; 6. в др. сферах правовых отношений; 7. мирное
разрешение конфликтов между странами. Интересы: 1. Обеспечение прави
человека; 2. внешнеполит деятельность; 3. формирование ощеэкономического
пространства.общеевропейского и евразиатского рынков; 4. таможенная
политика; развитие транспорта и связи; 5. окружающая среда; 6. социальная
и миграционная политика; 7. борьба с орг. преступностью; 8. Оборонная
политика и охрана границ. Согласно Уставу есть гос-ва-учредители и гос-ва
члены. Украина и Туркменистан не ратифицировали и являются гос-ми-
участниками. Органы: 1.Совет глав гос-тв (СГГ) – предствлены все, 2 раза в
год; 2. Совет глав правительст (СГП) – координация сотрудничество
правительств в эконом., культур. сферах, 4 раза в год. Любой гос-во может
заявит о незаинтересованности в вопросе – не влияет на решение; 3. Совет
министров Иностранных Дел (СМИД) – координация внешних политик на основе
решений СГГ И СПГ. Координационно-консультативный комитет – действует
постоянно, 2 чел с каждого гос-ва и Координатор, назначаемый СГГ.
Вырабатывает и вносит предложения. Секритариат находится в Минске. СГГ-
состоит: 1. совет министров обороны; 2. предусматривается создание главное
командывание Объединенных В. С. И группу наблюдателей для обеспечения мира;
Совет командующих пограничными войсками. Экономический суд – обеспечение
выполнение эконом обязательствв СНГ. Коммисия по правам человека –
консультативный орган и наблюдает за обязательствами. Межпарламенская
ассамблея – состоит из парламент. делегаций, расматривает законодательные
вопросы и свои рекомендации направляет СГП. В феврале 99 на СМИД обсудили
вопрос расформирование и проект новой структуры: 1. Экономический союз. 2.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|