расторгнуть заключенный договор) ввиду того, что он признавал
несправедливым применение в подобного рода случаях общих норм права.
Постановление о таком восстановлении прежнего положения или реституции
претор выносил после предварительного выяснения обстоятельств дела(causa
cognita)”.[17] Причем в продолжении определения указывает, что реституцию
может получить и лицо,терпящее значительный ущерб от сделки, заключенной
под влиянием угроз и обмана.
В гражданском праве под реституцией понимается возврат сторонами,
заключившими сделку, всего полученного или по сделке в случае признания ее
недействительной. Причем выделяют двусторонюю реституцию - когда возврат
всего полученного по сделке производится обеими сторонами, например ст. 50
ГК РМ[18], и односторонюю реституцию - когда возврат всего переданного по
сделке производится
стороне, действующей надлежащим образом, а стороне, действующей
ненадлежащим образом(с умыслом) возврат не производится,например ст. 51 ГК
РМ. При невозможности возвратить полученное по сделке в натуре, сторона
возмещает его стоимость в деньгах (ст. 58 ГК РМ).
Из всего вышеперечисленного видно, что институт реституции является
сложным правовым механизмом, он не существует отдельно, а является
составной частью правовой отрасли и взаимосвязан с другими правовыми
институтами. Более того наступление реституции предшествует возникновение
правовой ситуации, требующей разрешение именно с помощью этого института.
Этот механизм не может применяться автономно, он является логическим
следствием возникшей правовой ситуации и требует подробного рассмотрения
обстоятельств, явившихся причиной возникшего.
В следующих двух пунктах этой главы мы рассмотрим как был адаптирован
институт реституции к нормам международного права, а также рассмотрим его
механизм с точки зрения международного публичного права. В то же время, не
стоит забывать все вышеперечисленные особенности реституции, как института
римского и гражданского права, т.к. они пересекаются с механизмом
реституции международного права.
а.) Развитие и становление института реституции
культурных ценностей.
Процессу реституции культурных ценностей в международном праве
неизменно предшествует незаконное перемещение этих ценностей из одного
государства в другое. Под незаконным перемещением понимаются самые
различные действия, носящий противоправный характер: хищение, кражи,
контрабандная перевозка, незаконный вывоз и т.д.
В основном эти действия сопутствуют вооруженным конфликтам. Война
стала неотъемлемой частью истории человечества. На протяжении веков не было
и дня, чтобы в каком-либо уголке земного шара не велось боевых действий,
которые влекут разрушение, смерть, пожары и разграбление.
Одной из основных целей ведения войны, особенно в древности, являлось
обогащение. За счет разграбление завоеванных стран крепли и возвышались
победители. Оставляя порабощенный народ в нищете, они убивали “двух
зайцев”: обогащались сами и обкрадывая побежденных, не давали им
восстановить свои силы, тем самым сохраняли свою власть на долгие года и
века. Среди имущества, которое завоеватели вывозили в качестве “Трофея”
особым уважением у высшего сословия пользовались культурные ценности. Если
простому люду было все равно, что привезти из военного похода: коня,
повозку, пару мешков пшеницы или золотой сосуд тонкой работы, то знать
стремилась пополнить свои трофеи за счет именно культурных ценностей
порабощенного народа, делала это осознанно. А затем украшала свои имения,
дома и виллы вывезенными военными трофеями.
В древности в этом особенно преуспел Рим, ведя активную
колонизаторскую политику в эпоху своего рассвета. Так, завоевав Древнюю
Грецию, римляне полностью разграбили эту страну, славившуюся своим
культурным развитием. Добычей римских завоевателей стали великие творения
Поликлета, Праксителя, Фидия.[19]
Лишь один полководец Фульвий Нобилиор привез в Рим 280 медных и 230
мраморных статуй. Во времена императора Нерона, из Дельф были вывезены 500
скульптур, которые затем пошли на украшение дворцов и парков. Всего же за
эту компанию из Греции вывезли около 100000 ценных предметов искусства.
Такое варварское поведение вынудило более 2000 лет назад греческого
летописца Полибия написать такие слова: ” Я надеюсь, что будущие
завоеватели научаться не разорять покоряемые ими города, что они будут
воздерживаться от украшений своих стран за счет бед и несчастий других
народов”.
Но подвергалось разграблению не только одна Греция. Вся
завоевательная политика Древнего Рима сопровождалась военными походами,
разграблением порабощенных народов, вывозом культурных ценностей. Таким
образом, еще в древности был выработан один из основных законов войны,
дававший право победителю на разграбление побежденного народа и вывоз
военных “трофеев” из порабощенной страны. Закона или правила,
противодействующего этим действиям тогда не было и быть не могло. Вывоз
культурных ценностей из завоеванных стран был верхом доблести, знаком
унижения и порабощения народа, а потому не мог быть признан неправомерным,
т.к. в то время действовал “закон сильного”.
Однако завоеватель не долго ликовал, т.к. он в свою очередь
подвергался набегам со стороны других народов и культурные ценности,
завоеванные им, в любой момент могли перекочевать к другим захватчикам,
ничем от первых не отличающихся. В этой связи я хочу привести один пример,
свидетельствующий с одной стороны именно о такого рода перемещениях
культурной ценности, а с другой - о сложности дальнейшего рассмотрения
вопроса о реституции этой культурной ценности. В XII веке новгородцы,
направляясь в древнюю столицу Швеции Сигтуну, повстречались ладьями эстов
(древних предков эстонцев) и узнали, что те ограбили и сожгли Сигтуну.
Новгордцы атаковали ладьи эстов и отобрали большую часть их добычи, в том
числе и церковные литые врата. Последние были торжественно установлены в
Новгороде, в храме Святой Софии. Однако, самим шведам эти ворота достались
также в качестве трофея после ограбления города Аахена (Бремена).[20]
Средние века лишь продолжили и развили обычай разграбления
завоеванных стран. Крестовые походы христианских государств Европы против
“неверных” продолжающихся 174 года (1096-1270) принесли его участникам
богатую добычу, среди которой было много произведений искусства восточных
народов. В средние века ограбление дворцов и храмов в захваченных странах
рассматривалось как законное право победителя. Так было, например в 1527
году, когда войска императора Карла V варварски разграбили Рим. Это
разграбление вошло в историю под названием “Сакко ди Рома”.
Другой пример: накануне взятия Праги шведскими войсками, королева
Швеции Кристина напомнила своим полководцам, чтобы они непременно захватили
сокровища искусства, хранившиеся в Гродганах, близ Праги. Высочайшее
пожелание было выполнено. Вниз по Эльбе поплыло в Швецию несколько судов, в
трюмах которых лежало более 1000 картин, скульптур, древних рукописей.
Таким образом, единственным правилом, сформировавшимся за историю
войн, ведущихся в древнем мире и средние века, было: ”Победивший всегда
прав, а следовательно имеет право на все”. Однако с этим были согласны не
все. Один из основателей международно-правовой науки Альберико Джентили
первым ставит вопрос о правовой защите предметов искусства в своей работе “
О праве войны” (1598 г.). Он в частности, восстает против их разграбления в
ходе войны.[21]
Другой известный юрист Эмер де Ваттель в книге “Право народов” писал:
” По какой бы причине не разорялась страна, на ее территории должны быть
сохранены строения, которые делают честь
человечеству и не прибавляют ничего к мощи врага, а именно: храмы, могилы,
общественные строения и сооружения выдающейся красоты”.[22]
Великая Французская Революция выдвинула идею охрану памятников культуры и
произведений искусства. Декретом Конвента от 1791 года впервые в истории
исторические культурные памятники объявляются всенародным достоянием, а
частные коллекции - национализируются.[23] Однако в период наполеоновских
войн начинается массовое и систематическое разграбление крупнейших мировых
образцов искусства и их вывоз во Францию. Приказ, изданный в Париже 18 июля
1794 года гласил, что все значительные произведения искусства должны
находиться “ради чести и прогресса искусства в руках свободных людей и там,
где они живут”. Нечто подобное выскажут и главные нацистские преступники на
Нюрнбергском процессе, обвиненные в хищении культурных ценностей. Более
того, существует еще одна параллель между разграблениями культурных
ценностей наполеоновской армией и гитлеровской Германией. И те, и другие
делали это планомерно и методично. Обворовывая Италию, германские
государства, Испанию, Египет, французская армия создала специальный штаб по
сбору и учету добычи во главе с Домиником Виван Денон.[24]
Войны, которые вел Наполеон Бонапарт сопровождались беспрецедентным
дотоле ограблением побежденных в виде огромных контрибуций и реквизиций или
просто открытого грабежа, которым занимались от простого солдата до
маршала. Так, наполеоновский генерал Сульт, руководя войсками в Испании,
охотился за редкими картинами Эль Греко и Веласкеса. Однако он не был ни
ценителем, ни знатоком искусства, эти картины его привлекали их ценой,
послужив источником его обогащения.
После разгрома наполеоновской армии при Ватерлоо и проведении
Венского конгресса (сентябрь 1814 года - июнь 1815 года) часть награбленных
произведений искусств вернулась к прежним хозяевам. Мы уже говорили о
фигурах коней, снятых с собора на площади Святого Марка в Венеции. Трудные
переговоры вел итальянский скульптор Канова о возврате из Франции в Италию
таких шедевров как “Умирающий гладиатор”, “Аполон Бельведерский”, “Венера
Медичи”.
На протяжении всего XIX века начинает постепенно формироваться норма
обычного международного права о реституции имущества, незаконно изъятого и
вывезенного одним государством с оккупированной территории другого. принцип
реституции культурных ценностей (некоторых архивов и ценностей),
захваченных во время войны находит отражение в текстах ряда мирных
договоров. Этот принцип соблюдается в той или иной мере (либо официально
ставится вопрос о его соблюдении) в большинстве войн, ведущихся в XIX веке:
Крымская война 1855 - 1856 годов, русско-турецкая война 1877-1878 годов,
франко-прусская война 1870-1871 годов.
В 1899 году на мирной конференции в Гааге были кодифицированы обычные
нормы, регулирующие законы и обычаи войны. На 2-ой мирной конференции в
Гааге в 1907 году конвенции были доработаны и вошли в историю как Гаагские
конвенции о законах и обычаях войны. На институт реституции культурных
ценностей эти конвенции повлияли непосредственным образом, о чем мы
поговорим в следующей главе.
Правовое закрепление правила о реституции получили и в системе мирных
договоров, заключенных после окончания первой мировой войны. Эти правила
говорили о реституции имущества, но в некоторых случаях обговаривались и
конкретно-культурные ценности.
Так, ст.238 Версальского договора (1919 года) предусматривала возвращение
Германией “живого инвентаря, всякого рода предметов и забранных,
захваченных или секвестированных ценностей в тех случаях, когда будет
возможно опознать их на территории Германии или на территории ее
союзников”, а ст.126 Нейского договора обязывала Болгарию провести розыск и
возвратить все “документы и архивы, и все предметы, представляющие
археологический, исторический или художественный интерес, которые во время
войны были вывезены с территорий оккупированных стран” (Греция, Румыния,
Сербия).
Польский юрист С. Нахлик, анализируя нормы Парижских мирных договоров
1919 года, отмечал следующие особенности:
1) они не ограничиваются ликвидацией последствий только первой мировой
войны. Требования о возврате культурных ценностей касались претензий,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|