вознаграждение за пользование кредитом.
Международный кредит начал складываться еще в докапиталистическую эпоху в
форме личных отношений глав государств (королей, князей)[6]. Понятие
национального кредита, представление о государстве как должника
складывается в период антифеодальных буржуазных революций.
Кредиты это форма экспорта избытка капитала и средство облегчения сбыта
залежалых товаров. Объект кредитных соглашений выступают не только
финансовые ресурсы государства, а также еще и другие материальные ценности.
Страны предоставляют кредиты с целью извлечения коммерческой выгоды, хотя
предоставление кредита одним государством другому нередко зависит от
политической обстановки и от политических целей обоих государств.
Кредитные соглашения имеют много общего с соглашениями о поставках
товаров.
- Товары, подлежащие поставке в кредит и товары, поставляемые в
погашение кредита, определяются по взаимному согласию договаривающихся
правительств (или в самом кредитном соглашении, иди в дополнительном
соглашении).
- Соглашения, по которым социалистические государства предоставляют
кредит, устанавливают дополнительно обязательство обеспечить поставку
товаров, что дает гарантию действительного использования кредита. Такие
гарантии отсутствуют в соглашениях о кредитах, предоставляемых
капиталистическими правительствами.
- Как и по соглашениям о взаимных поставках товаров, поставки по
кредитным соглашениям социалистических государств осуществляются
соответствующими внешнеторговыми организациями, подписывающими контракты на
основе кредитных соглашений.
Соглашения о поставках товаров в кредит имеют и свои специфические
особенности: I) кредит предоставляется на определенную сумму. Сумма кредита
- это предел, до которого одна сторона соглашается кредитовать другую
сторону, а последняя соглашается принять на себя долг, поэтому сумма
кредита имеет строго ограничительный характер; 2) поставки товаров одной
стороны (кредитора) по сроку предшествуют поставкам товаров другой стороны
(заемщика); 3) за пользование кредитом правительство-заемщик уплачивает
правительству-кредитору определенный процент от суммы кредита. Размер
процента по кредиту называется стоимостью кредита.
С международно-правовой точки зрения само межправительственное кредитное
соглашение есть обязательство о погашении долга. В мире, где международные
обязательства систематически нарушаются, возникает необходимость прибегать
к дополнительным гарантиям. В настоящее время наиболее распространенными
формами обеспечения погашения кредита в международной практике,
предоставляемого по международному соглашению, являются следующие:
ратификация кредитного соглашения (чтобы избежать ссылки на непризнание
соглашения определенными органами государства); выдача заемщиком
правительственных долговых обязательств; выдача заемщиком долговых
обязательств казначейства или векселей национального банка.
Двусторонние и многосторонние межгосударственные соглашения активно
используются странами для оформления их взаимоотношений в области
международного кредита. В то же время государства исходят из того, что
внешние кредиты не должны являться главным средством экономического
развития. Кредитный механизм служит инструментом привлечения дополнительных
источников к собственным капиталовложениям, обеспечивая необходимее для
интеграционного процесса дополнительные валютные ресурсы.
Получили распространение как двусторонние, так и многосторонние
соглашения, предусматривавшие предоставление кредитов на межгосударственном
уровне. Договорная практика показывает, что этими соглашениями
устанавливаются различные методы и формы кредитования. Широкое
распространение получили кредиты, предоставляемые друг другу государствами
на основании специальных межгосударственных кредитах соглашений, в
соответствии с которыми поставляются товары и оказывается техническое
содействие в кредит либо предоставляются в кредит денежные суммы в
конвертируемой валюте. Другой разновидностью соглашений о кредитах являются
соглашения, предусматривающие кредитование при применении клирингового
режима межгосударственных расчетов. Наряду с соглашениями, предметом
которых является только предоставление кредита, во многих случаях
предоставление кредита не является главным содержанием соглашений, которыми
в целом регулируется широкий круг вопросов экономического сотрудничества.
Таковы, например, соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве.
Соглашения о международных расчетах
В условиях развития международных экономических связей (торговых,
производственных, научно-технических, инвестиционных и др.) все большее
значение приобретает правовое регулирование в валютной области.
Многообразные валютные отношения, возникающие в процессе осуществления
экономических связей, выражают объективную закономерность развития, как
мировой системы социализма, так и системы мирового хозяйства. Поэтому
зарождение, развитие и совершенствование различных методов и форм
международных валютных отношений определяются задачами, стоящими перед
государствами на определенных этапах их экономического сотрудничества.
По вопросам о порядке осуществления расчетов за товары, предоставленные
услуги и прочие торговые и неторговые операции в международных
экономических отношениях государства заключают специальные
межгосударственные соглашения. Соглашения о международных расчетах не
обязательно оформляются в качестве самостоятельного документа. Условия о
порядке осуществления платежей часто включаются в другие соглашения,
например, в соглашения о товарообороте. В таких случаях характерно название
договора «соглашение о товарообороте и платежах».
Основное регулирование расчетно-финансовых отношений между
государствами осуществляется двусторонними договорами. Нормы, относящиеся к
этой сфере, как правило, содержатся в договорах об экономическом
сотрудничестве общего характера. Так, правовой режим, устанавливаемый
торговыми договорами для всего комплекса торговых отношений сторон,
распространяется и на валютно-финансовые отношения государств
Глава 3 «Особенности некоторых международных
договоров»
«Генеральное соглашение о тарифах и торговле»(
Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей
действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле
(ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 года. Секретариат ВТО
находится в Женеве (Швейцария).
Всемирная торговая организация призвана регулировать торгово-политические
отношения участников организации в сфере международной торговли на основе
пакета соглашений т.н. Уругвайского раунда многосторонних торговых
переговоров (1986-1994 гг.).
Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации предусматривает
создание постоянно действующего форума государств-членов для урегулирования
проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, а
также для осуществления контроля для реализацией соглашений и
договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом также, как
и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром
торговых соглашений и имеет гораздо большие полномочия в связи с
усовершенствованием ряда процедур принятия решений.
Главной задачей ВТО является либерализация мировой торговли путем ее
регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном
сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении различных нетарифных
барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном
обмене товарами и услугами.
Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО, являются: предоставление
режима наибольшего благоприятствования в торговле на недискриминационной
основе; взаимное предоставление национального режима товарам и услугам
иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно
тарифными методами; отказ от использования количественных ограничений;
транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем
консультаций и переговоров и т. д.
Все страны-члены Всемирной торговой организации принимают
обязательство по выполнению порядка двадцати основных соглашений и
юридических инструментов, объединенных термином "многосторонние торговые
соглашения" (МТС). Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный
многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого
регулируется свыше 90% всей мировой торговли товарами и услугами.
Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет примерно 50 многосторонних
соглашений и других правовых документов, основными из которых являются
Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему МТС:
I. Многосторонние соглашения по торговле товарами:
- Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ-94);
- Соглашение по сельскому хозяйству;
- Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер;
- Соглашение по текстильным изделиям и одежде;
- Соглашение по техническим барьерам в торговле;
- Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМс);
- Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ-94 (Антидемпинговые процедуры);
- Соглашение по применению Статьи VII ГАТТ-94 (Оценка таможенной стоимости
товаров);
- Соглашение по предотгрузочной инспекции;
- Соглашение по правилам происхождения;
- Соглашение по процедурам импортного лицензирования;
- Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам;
- Соглашение по защитным мерам.
II. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).
III. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности
(ТРИПс).
IV. Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров;
V. Механизм обзора торговой политики.
VI.Плюрилатеральные соглашения (с ограниченным участием, т.е.
необязательные для всех членов ВТО): Соглашение по торговле гражданской
авиатехникой; Соглашение по правительственным закупкам. Существуют также
т.н. секторальные тарифные инициативы ("нулевой вариант", "гармонизация
торговли химическими товарами", "информационные технологии"), в которых на
добровольный основе участвуют лишь часть стран-членов ВТО.
Структура и функции. Высшим органом ВТО является Министерская
конференция, объединяющая представителей всех участников организации.
Сессии конференции собираются не реже одного раза в два года для обсуждения
и принятия решений по принципиальным вопросам, связанным с соглашениями
Уругвайского раунда. Первая конференция состоялась в декабре 1996 г. в
Сингапуре; вторая - в мае 1998 г. в Женеве, где подводились основные итоги
пятидесятилетней деятельности ГАТТ/ВТО. В Министерской декларации по итогам
этой конференции сформулировано поручение Генеральному Совету подготовить
решение по срокам проведения, повестке дня и параметрам нового раунда
многосторонних торговых переговоров ("раунд тысячелетия").
Следующий форум ВТО пройдет в конце 1999 г. и будет посвящен
обсуждению выполнения странами-членами организации действующих соглашений
Уругвайского раунда, а также формата нового раунда МТП: начало переговоров
по "встроенной повестке дня" (сельское хозяйство, услуги, обзор Соглашения
по ТРИПс), подготовка рекомендаций по перспективам деятельности организации
с учетом решений Сингапурской конференции, т. е. возможному включению в
будущие переговоры принципиально новых сфер - конкуренции, экологии,
трудовых стандартов, а также тарифов на промышленные товары.
Министерская конференция ВТО учреждает Комитет по торговле и развитию,
Комитет по ограничениям в целях обеспечения равновесия платежного баланса.
Комитет по бюджету, финансам и администрации, а также Комитет по торговле и
окружающей среде.
Министерская конференция назначает Генерального директора ВТО. В настоящее
время Гендиректором ВТО является Ренато Руджеро (Италия). Гендиректор
назначает сотрудников подразделений Секретариата ВТО и определяет их
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|