без дискриминации по признаку национальности, религии, пола, иммигрантам,
законно пребывающим на территории, условия не менее благоприятные, чем те,
которыми пользуются его собственные граждане в отношении нижеследующих
вопросов:
А/ поскольку такие вопросы регламентируются законодательством или
подлежат контролю административных органов;
1. заработная плата, включая семейные пособия в тех случаях, когда эти
пособия составляют часть заработной платы; рабочее время; сверхурочные
работы; оплачиваемые отпуска; ограничение надомного труда; возраст принятия
на работу; ученичество и профессиональное обучение; женский труд и труд
подростков;
2. принадлежность к профессиональным союзам и пользование
преимуществами, предоставляемыми коллективными договорами;
3. жилищный вопрос;
Б/ социальное обеспечение (под которым подразумевается постановления
закона в отношении: несчастных случаев на производстве, охраны материнства,
болезни, инвалидности, старости, смерти, безработицы и семейных
обязанностей, а также всех прочих случаев, которые согласно
законодательства страны охватываются системой социального обеспечения) при
соблюдении следующих условий:
1. могут существовать особые соглашения для сохранения уже
приобретённых прав или прав, находящихся в процессе приобретения;
2. законодательство страны иммиграции может предписывать особые
положения относительно пособий, покрываемых полностью из общественных
фондов, выплачиваемых лицам, не отвечающим условиям, необходимым для
получения нормальной пенсии;
В/ налоги, сборы или взносы, уплачиваемые за трудящегося;
Г/ судопроизводство по вопросам, упомянутым в Конвенции.[17]
Свобода труда охватывает и право каждого лица на справедливые и
благоприятные условия работы. Это право, согласно ст.7 Пакта об
экономических социальных и культурных правах, включает:
А. Вознаграждение, обеспечивающее, как минимум, всем работающим
справедливую заработную плату и равное вознаграждение за труд равной
ценности без какого бы то ни было различия, причём, в частности, женщинам
должны гарантироваться условия труда не хуже тех, которыми пользуются
мужчины с равной оплатой за равный труд, а также удовлетворительное
осуществление для них самих и их семей в соответствии с постановлениями
настоящего Пакта;
Б. условия работы, отвечающие требованияи безопасности и гигиены;
В. одинаковую для всех возможность продвижения в работе на
соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового
стажа и квалификации;
Г. отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый
периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни.
Наличие работы и гарантии занятости должны дополняться в соответствии
с Социальным Пактом обеспечением справедливых и благоприятных условий
труда.
Значительное число конвенций по конкретным аспектам права каждого на
справедливые и благоприятные условия труда было принято МОТ. В Конвенции
№26 и в рекомендации №30 1928 года о процедуре установления минимальной
заработной платы обращается внимание на необходимость установления
минимальной зарплаты в тех отраслях промышленности и торговли, где имелась
наиболее явная необходимость в гарантированном минимуме, ниже которого не
должны опускаться заработки. Эти же вопросы применительно к сельскому
хозяйству и его сложным отраслям регулируются в Конвенции МОТ №99 о
процедуре установления минимальной заработной платы в сельском хозяйстве и
его смежных отраслях регулируются в Конвенции МОТ №99 1951 года о процедуре
установления минимальной заработной платы в сельском хозяйстве и в
соответствующей рекомендации №89.
В этих документах МОТ не предусматривается установление какой-либо
определённой заработной платы. Рекомендации №30 и №89 устанавливают лишь
критерии для определения минимальных ставок заработной платы. Согласно
рекомендации №89, они должны устанавливаться с учётом таких факторов, как
стоимость жизни, разумная и справедливая стоимость оказываемых услуг,
заработная плата, предусматриваемая в сельскохозяйственных коллективных
договорах за аналогичный или сопоставимый вид труда, и общий уровень
заработной платы за качественно сопоставимый вид труда в иных имеющихся в
данном районе отраслях деятельности, в которых работники достаточно хорошо
организованы»[18].
Критерии определения минимальных ставок заработной платы перечисляются
и в Конвенции №131 1970 года об установлении минимальной заработной платы с
особым учётом развивающихся стран.
Ряд конвенций МОТ регулирует вопросы «равного вознаграждения за труд
равной ценности». Так, уже упоминавшаяся Конвенция №111 о дискриминации в
области труда и занятий, запрещает дискримирацию по признакам расы, пола,
политических убеждений или социальной принадлежности.
Принцип равного вознаграждения для мужчин и женщин за равноценую
работу установлен в Конвенции №100 1951 года о равном вознаграждении мужчин
и женщин за труд равной ценности[19]. Так в статье 2 говорится: «Каждый
член Организации при помощи средств, соответствующих действующим методам
установления ставок вознаграждения, поощряет и в той мере, в какой это
совместимо с указанными методами, обеспечивает применение в отношении всех
трудящихся принципа равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной
ценности. Этот принцип может применяться путём:
а) либо национального законодательства;
б) либо системы определения вознаграждения, установленной или
признанной законодательством;
в) либо коллективных договоров между предпринимателями и работниками;
г) либо сочетания этих различных споров».
В этой же конвенции даётся понятие термину «вознаграждение». Термин
«вознаграждение» включает в себя обычную или минимальную заработную плату
или обычное, основное или минимальное жалование и всякое другое
вознаграждение, представляемое прямо или косвенно, в деньгах или в натуре
предпринимателем работнику в силу выполнения последним какой-либо работы.
Значительное число конвенций МОТ регулирует вопросы безопасности и
гигиены труда. Наиболее общие международные стандарты и критерии,
действующие в данной сфере, устанавливаются Конвенцией 1981 года о
безопасности и гигиене труда.
Ряд конвенций МОТ посвящён вопросам рабочего времени и оплачиваемых
отпусков. В первую очередь здест предусматриваются меры к разумному
ограничению рабочего времени. В рекомендации МОТ №116 о сокращении
продолжительности рабочего времени, устанавливается максимальный предел –
48 рабочих часов в неделю и предлагается каждому государству-члену МОТ
выработать и проводить в жизнь политику постепенного сокращения рабочего
времени до 40 часов в неделю. В Конвенции №47 о сокращении рабочего времени
до 40 часов в неделю содержится специальная оговорка, что введение 40-
часовой рабочей недели не должно влечь за собой понижение уровня жизни
трудящихся. Среди установленных МОТ стандартов в области условий труда
важное место занимают конвенции по проблемам гарантий еженедельного отдыха
и ежегодных оплачиваемых отпусков (например, Конвенция №14 о еженедельном
отдыхе в промышленности, Конвенция №106 о еженедельном отдыхе в торговле и
учреждениях, пересмотренная Конвенция №132 об оплачиваемых отпусках и др.).
Право на труд и свободный выбор работы предполагает также запрет
принудительного труда. Конвенция МОТ №29 о принудительном или обязательном
труде определяет принудительный труд как всякую работу, для которой это
лицо не предложило добровольно своих услуг. В соответствии с
общепризнанными международными стандартами принудительным трудом не
считается служба в армии, работа в условиях чрезвычайных обстоятельств, а
также работа на основании вступившего в силу приговора суда.
2.2. Право на отдых.
Право на отдых – неотъемлемое право каждого человека. Важным условием
является осуществление этого права для стабильного и поступательного
развития всего человечества. От того, насколько реально и эффективно
осуществляется это право в стране, зависит экономическая, а зачастую и
политическая обстановка.
Во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года
говорится: «Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на
разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск».
Это положение нашло своё развитие в международном пакте об экономических,
социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 года, в ст.7 говорится:
«Участвующие в настоящем пакте государства признают право каждого на
справедливые и благоприятные условия труда, включая в частности отдых,
досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический
отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни».
Вопросы рабочего времени, отдыха и оплачиваемых отпусков
регламентирует целый ряд конвений МОТ. Ещё на 1-й сессии МОТ в 1919 году
была принята Конвенция №1 об ограничении рабочего времени на промышленных
предприятиях до 8 часов в день и 48 часов в неделю. 19-я сессия МОТ в 1935
году: «Принимая во внимание, что безработица приняла настолько широкие
масштабы и продолжается уже настолько длительное время, что в настоящее
время миллионы трудящихся в мире страдают от нищеты и лишений, за которые
они не ответственны и от которых они имеют законное право быть
избавленными; считая желательным, чтобы трудящиеся могли в практически
возможной мере пользоваться плодами технического прогресса…; считая, сто
для проведения в жизнь резолюций, принятых на восемнадцатой и девятнадцатой
сессиях международной конференции труда, необходимо предпринять усилия для
сокращения в возможно большей мере продолжительности рабочего времени для
всех категорий занятости; принимает 22 июня 1935 года нижеследующую
Конвенцию, которая может быть именоваться Конвенцией №47 1935 года о
сорокачасовой рабочей неделе».
В Конвенции специально подчёркивалось, что 40-часовая неделя должна
вводиться таким образом, чтобы «не повлечь понижения уровня жизни
работников». Рекомендация МОТ №116 о сокращении продолжительности рабочего
времени, принятая в 1962 году, устанавливает максимальный предел рабочего
времени – 48 часов в неделю. Эта рекомендация предлагает каждому
государству-члену МОТ выработать и проводить в жизнь политику постепенного
сокращения продолжительности рабочего времени до 40 часов в неделю[20]. В
настоящее время наиболее развитые страны установили 40-часовую рабочую
неделю, а отдельные фирмы и крупные предприятия для своих рабочих и
служащих установили 36-часовую рабочую неделю, что является важным
достижением в области прав и свобод человека.
Генеральная конференция МОТ, созванная в Женеве 6 июня 1979 года
приняла Конвенцию №153 о продолжительности рабочего времени и периода
отдыха на дорожном транспорте. Эта конвенция специально урегулировала
продолжительность рабочего времени водителей. Ни одному водителю не
разрешается без перерыва управлять транспортным средством более 4 часов, а
максимальная продолжительность вождения, включая сверхурочную работу, не
должна превышать девяти часов в день или сорока восьми часов в неделю.
Ежедневный отдых водителей должен составлять не менее десяти
последовательных часов в течение любого периода, считая с начала рабочего
времени[21].
Генеральная конференция МОТ 28 июня 1930 года приняла Конвенцию №30 о
регламентации рабочего времени в торговле и учреждениях. Эта конвенция
применяется к лицам, работающим в коммерческих или торговых предприятиях,
на телеграфных предприятиях, в учреждениях на которых работающие лица
заняты в основном канцелярской работой. Для этих лиц конвенция установила
продолжительность рабочего времени не более десяти часов ежедневно и сорока
восьми часов в неделю[22].
Международной Организацией Труда принят ряд конвенций о еженедельном
отдыхе и ежеодных оплачиваемых отпусках; Конвенция №14 1921 года о
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|