законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан,
лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не
предусмотрено федеральным законом».
В свете указанного становится ясно, что, помимо определения правового
режима, которым пользуются в РФ иностранные юридические (а также и
физические лица-предприниматели), российский правопорядок должен
располагать, если не дефинициями, то хотя бы критериями отнесения
правосубъектных образований к иностранным юридическим лицам. В настоящее
время действующее право РФ оперирует несколькими понятиями в этом плане.
Например, существует категория «российские лица» - т. е. лица, созданные в
соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющие постоянное
местонахождение на ее территории, а также физические лица, имеющие
постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской
Федерации и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей,
с одной стороны, и понятие «иностранные лица», т. е. «юридические лица и
организации в иной правовой форме, гражданская правоспособность которых
определяются по праву иностранного государства, в котором они учреждены», -
с другой. Об этом говорит ст. 2 Федерального закона «О государственном
регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г.[3]. Вместе
с тем в ряде актов в валютном, банковском, налоговом и др. законодательстве
России весьма активно используются категории «резидентов» и «нерезидентов».
Так, для целей валютного регулирования и валютного контроля под
«резидентами» понимаются юридические лица, созданные в соответствии с
законодательством РФ, с местонахождением в Российской Федерации,
предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в
соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ, а также
находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства видов резидентов,
указанных выше. В свою очередь «нерезидентами» являются юридические лица,
созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с
местонахождением за пределами Российской Федерации, предприятия и
организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с
законодательством иностранных государств с местопребыванием за пределами
РФ, а также находящиеся в РФ филиалы и представительства вышеупомянутых
нерезидентов.
Сопоставление содержания приведенных понятий позволяет заключить, что все
лица, которые, во-первых, организованы в соответствии с законами иного,
нежели Российская Федерация, государства, и, во-вторых, имеющие свое
местонахождение вне ее территории, должны квалифицироваться как
иностранные. Установление «местонахождения» осуществляется в соответствии с
требованиями имеющихся правовых актов.
Таковы, в частности, формулировки Закона «О государственном регулировании
внешнеторговой деятельности» 1995 г., который предусматривает, что
российскими участниками внешнеторговой деятельности (российскими лицами)
являются наряду с другими категориями «юридические лица, созданные в
соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие
местонахождение на ее территории» (ст. 2).
Итак, если установлено, что данное юридическое лицо является на
территории РФ иностранным, что же оно вправе совершать в гражданско-
правовой сфере? И, коль скоро основой правового положения «иностранцев» в
России является уравнивание их в правах с национальными лицами за
некоторыми изъятиями, устанавливаемые законодательством, на чем прежде
всего акцентировалось внимание в настоящем разделе, то каковы же исключения
из правил и ограничения, составляющие эти изъятия?
Здесь важное значение имеет, во-первых, то различие, которое проводится,
скажем, в налоговом законодательстве, между иностранным юридическим лицом,
действующим через представительство, учрежденное в пределах РФ, и таковым,
осуществляющим бизнес в России без открытия в ней представительства или
филиала. В этом смысле детальное регулирование содержится в Инструкции
Государственной налоговой службы Российской Федерации № 34 от 16 мая 1995
г.
В общеправовом же плане все иностранные юридические лица могут вести на
территории РФ хозяйственную деятельность, заключать сделки, создавать с
участием российских юридических и физических лиц либо юридических и
физических лиц третьих государств или без таковых новые образования в
соответствии с предусмотренным законодательством Российской Федерации
организационно-правовыми формами, открывать и закрывать представительства
или учреждать филиалы, в том числе для ведения внешнеторговой деятельности
от имени иностранного юридического лица, совершать связанные с такими и
другими сделками расчеты, страховые, транспортные, кредитно-финансовые и
другие операции. При этом предусматривается, что иностранное юридическое
лицо при совершении сделок на территории РФ не вправе ссылаться на
ограничение полномочий его органа или представителя, не известное
российскому праву (п. 2 ст. 161 Основ гражданского законодательства). Хотя
действующие гражданско-правовые нормы РФ и требуют в силу тех же Основ,
чтобы, в частности, форма внешнеэкономических сделок, заключенных на
территории России, подчинялась отечественному праву, в то же время это не
должно, разумеется, означать, что при этом нельзя стремиться к соблюдению и
императивных предписаний, установленных иностранным законом, т. е.
правоположениями того государства, где данное юридическое лицо считается
национальным. Однако, как представляется, в аспекте данного изложения все
же больший интерес представляет отбор и анализ соответствующих норм
российского права, предназначенных для регулирования отношений, в которых
участвуют иностранные юридические лица.
В том, что касается ведения операций внешнеэкономического характера на
российской территории, что является, как правило, в случаях с иностранными
юридическими лицами ключевым, то главным началом выступает отсутствие каких-
либо формальных разрешений для их осуществления. Тем не менее, нужно
обратить внимание на известное противоречие между формальным и фактическим
моментами в вышеприведенных констатациях. Действительно, строго юридически
специального разрешения на осуществление внешнеэкономической
(внешнеторговой) деятельности не требуется. С другой стороны, без получения
карточки ВЭД (кода участника внешнеэкономической деятельности) ни один
субъект права на территории РФ не может ничего реально осуществить в рамках
центрального звена такой деятельности - обеспечения таможенной очистки
товаров, совершения формальностей при ввозе или вывозе грузов. При таком
положении вещей становится принципиальной задача получения соответствующей
регистрации, следовательно, разрешений не формального характера, а по
существу. Помимо этого, скажем, согласно ст. 172 Таможенного кодекса РФ от
16 июня 1993 г. декларантом при ввозе на таможенную территорию товаров
может быть только российское юридическое или физическое лицо. В результате
осуществление иностранными юридическими лицами в РФ операций по ввозу и
вывозу товаров также сопряжено с определенными препятствиями юридического
характера. Требование относительно необходимости соблюдения императивных
материально-правовых норм, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, -
в свою очередь является одним из главных составляющих, характеризующих
правовое положение иностранного юридического лица в рассматриваемой сфере.
Например, рассматриваемые субъекты обязаны обеспечивать соответствие
стандартам, сертификации, безопасности и безвредности товаров, ввозимых на
территорию РФ по таким сделкам, удовлетворять формальным требованиям
определенного порядка по ввозу и вывозу товаров и услуг, предоставлять
статистическую отчетность по своей внешнеторговой деятельности в связи с
операциями на территории РФ и т. д.
Так, если в соответствии с Указом Президента РФ № 1209 «О государственном
регулировании внешнеторговых бартерных сделок», вступившим в силу 1 ноября
1996 г., необходимо впредь оформление паспорта бартерной сделки, то это
распространяется и на иностранные юридические лица. В связи с этим
необходимо иметь в виду, что вывоз товаров, работ и услуг, результатов
интеллектуальной деятельности должен сопровождаться обязательным ввозом на
таможенную территорию РФ товаров, работ и услуг, эквивалентным по стоимости
экспортированным товарам либо зачислениям на счетах в уполномоченных банках
валютной выручки от экспорта товаров в установленном порядке.
Другой сферой, в правовом и экономическом отношении наиболее значимой
для иностранных юридических лиц, как упоминалось выше, является
инвестирование с их стороны капиталов в российскую экономику (подробнее см.
об этом в гл. 10). Возникающая вследствие этого соответствующая
хозяйственная деятельность может проходить в рамках вновь создаваемых
структур или привлечения иностранных капиталовложений в уже существующие
российские предприятия в установленных законодательством формах, т. е. в
качестве предприятий с иностранным участием (ранее именуемых «совместными
предприятиями») либо на основе только иностранного учредительства. В
подавляющем большинстве случаев - это хозяйственные общества и
товарищества: товарищества, акционерные общества и общества с ограниченной
ответственностью. Новый закон о регулировании иностранных инвестиций,
принятый в Российской Федерации, устанавливает «количественные» параметры
для того, чтобы создаваемые на его основе предприятия могли претендовать на
пользование льготами и преимуществами, установленными указанным актом (ст.
4).
4. Деятельность российских юридических лиц за рубежом.
Преобразования в экономической жизни России обусловили расширение
российских юридических лиц за рубежом. Еще в июне 1991 г. Закон РСФСР[4]
предусмотрел, что граждане и юридические лица РСФСР вправе осуществлять
инвестиционную деятельность за рубежом в соответствии с этим законом,
законодательством иностранных государств и международными соглашениями. Но
предписаний Закона 1991 г. оказалось недостаточно для обеспечения защиты
интересов российских юридических лиц за границей и предупреждения нарушений
в этой области. К сожалению, и поныне правовая база, определяющая условия
участия российских инвесторов в деятельности за рубежом, далека от
совершенства и состоит в основном из подзаконных актов.
Вывоз российскими инвесторами капитала за границу может осуществляться
не иначе как в разрешительном (лицензионном) порядке. Указом Президента РФ
от 15 ноября 1991 г. №213 «О либеризации внешнеэкономической деятельности
на территории РСФСР»[5] было установлено (п.9), что «осуществление
инвестиций за рубежом, включая покупку ценных бумаг, юридическими лицами,
зарегистрированными на территории РСФСР, и советскими гражданами
производится по лицензиям в порядке, определяемом Правительством РСФСР».
Сохраняет юридическое значение ряд положений постановления Совета
Министров СССР от 18 мая 1989г. №412 «О развитии хозяйственной деятельности
советских организаций за рубежом»[6], но как это очевидно, связь их с
настоящим всё более ослабевает.
В средствах массовой информации публиковались рекламные объявления,
призывающие российских граждан и предприятия приобретать находящуюся на
территории иностранных государств недвижимость или права на неё,
регистрировать компании в странах с льготным налогообложением, в том числе
в так называемых оффшорных зонах, покупать акции и делать взносы в уставные
капиталы иностранных предприятий, открывать счета в банках за пределами РФ.
В связи с такими публикациями Центральный банк России в информационном
письме от 25 октября 1994 г.[7] обратил внимание предприятий и граждан,
рассматривающих возможность совершения упомянутых действий, на требования
законодательства РФ в этой сфере. В информационном письме отмечалось, что в
соответствии с п.10 ст.1 и п.2 ст.5 Закона РФ «О валютном регулировании и
валютном контроле» эти операции относятся к операциям, связанным с
Страницы: 1, 2, 3, 4
|