реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЮРИДИЕСКИХ ЛИЦ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ

реферат

законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан,

лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не

предусмотрено федеральным законом».

В свете указанного становится ясно, что, помимо определения правового

режима, которым пользуются в РФ иностранные юридические (а также и

физические лица-предприниматели), российский правопорядок должен

располагать, если не дефинициями, то хотя бы критериями отнесения

правосубъектных образований к иностранным юридическим лицам. В настоящее

время действующее право РФ оперирует несколькими понятиями в этом плане.

Например, существует категория «российские лица» - т. е. лица, созданные в

соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющие постоянное

местонахождение на ее территории, а также физические лица, имеющие

постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской

Федерации и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей,

с одной стороны, и понятие «иностранные лица», т. е. «юридические лица и

организации в иной правовой форме, гражданская правоспособность которых

определяются по праву иностранного государства, в котором они учреждены», -

с другой. Об этом говорит ст. 2 Федерального закона «О государственном

регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г.[3]. Вместе

с тем в ряде актов в валютном, банковском, налоговом и др. законодательстве

России весьма активно используются категории «резидентов» и «нерезидентов».

Так, для целей валютного регулирования и валютного контроля под

«резидентами» понимаются юридические лица, созданные в соответствии с

законодательством РФ, с местонахождением в Российской Федерации,

предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в

соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ, а также

находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства видов резидентов,

указанных выше. В свою очередь «нерезидентами» являются юридические лица,

созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с

местонахождением за пределами Российской Федерации, предприятия и

организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с

законодательством иностранных государств с местопребыванием за пределами

РФ, а также находящиеся в РФ филиалы и представительства вышеупомянутых

нерезидентов.

Сопоставление содержания приведенных понятий позволяет заключить, что все

лица, которые, во-первых, организованы в соответствии с законами иного,

нежели Российская Федерация, государства, и, во-вторых, имеющие свое

местонахождение вне ее территории, должны квалифицироваться как

иностранные. Установление «местонахождения» осуществляется в соответствии с

требованиями имеющихся правовых актов.

Таковы, в частности, формулировки Закона «О государственном регулировании

внешнеторговой деятельности» 1995 г., который предусматривает, что

российскими участниками внешнеторговой деятельности (российскими лицами)

являются наряду с другими категориями «юридические лица, созданные в

соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие

местонахождение на ее территории» (ст. 2).

Итак, если установлено, что данное юридическое лицо является на

территории РФ иностранным, что же оно вправе совершать в гражданско-

правовой сфере? И, коль скоро основой правового положения «иностранцев» в

России является уравнивание их в правах с национальными лицами за

некоторыми изъятиями, устанавливаемые законодательством, на чем прежде

всего акцентировалось внимание в настоящем разделе, то каковы же исключения

из правил и ограничения, составляющие эти изъятия?

Здесь важное значение имеет, во-первых, то различие, которое проводится,

скажем, в налоговом законодательстве, между иностранным юридическим лицом,

действующим через представительство, учрежденное в пределах РФ, и таковым,

осуществляющим бизнес в России без открытия в ней представительства или

филиала. В этом смысле детальное регулирование содержится в Инструкции

Государственной налоговой службы Российской Федерации № 34 от 16 мая 1995

г.

В общеправовом же плане все иностранные юридические лица могут вести на

территории РФ хозяйственную деятельность, заключать сделки, создавать с

участием российских юридических и физических лиц либо юридических и

физических лиц третьих государств или без таковых новые образования в

соответствии с предусмотренным законодательством Российской Федерации

организационно-правовыми формами, открывать и закрывать представительства

или учреждать филиалы, в том числе для ведения внешнеторговой деятельности

от имени иностранного юридического лица, совершать связанные с такими и

другими сделками расчеты, страховые, транспортные, кредитно-финансовые и

другие операции. При этом предусматривается, что иностранное юридическое

лицо при совершении сделок на территории РФ не вправе ссылаться на

ограничение полномочий его органа или представителя, не известное

российскому праву (п. 2 ст. 161 Основ гражданского законодательства). Хотя

действующие гражданско-правовые нормы РФ и требуют в силу тех же Основ,

чтобы, в частности, форма внешнеэкономических сделок, заключенных на

территории России, подчинялась отечественному праву, в то же время это не

должно, разумеется, означать, что при этом нельзя стремиться к соблюдению и

императивных предписаний, установленных иностранным законом, т. е.

правоположениями того государства, где данное юридическое лицо считается

национальным. Однако, как представляется, в аспекте данного изложения все

же больший интерес представляет отбор и анализ соответствующих норм

российского права, предназначенных для регулирования отношений, в которых

участвуют иностранные юридические лица.

В том, что касается ведения операций внешнеэкономического характера на

российской территории, что является, как правило, в случаях с иностранными

юридическими лицами ключевым, то главным началом выступает отсутствие каких-

либо формальных разрешений для их осуществления. Тем не менее, нужно

обратить внимание на известное противоречие между формальным и фактическим

моментами в вышеприведенных констатациях. Действительно, строго юридически

специального разрешения на осуществление внешнеэкономической

(внешнеторговой) деятельности не требуется. С другой стороны, без получения

карточки ВЭД (кода участника внешнеэкономической деятельности) ни один

субъект права на территории РФ не может ничего реально осуществить в рамках

центрального звена такой деятельности - обеспечения таможенной очистки

товаров, совершения формальностей при ввозе или вывозе грузов. При таком

положении вещей становится принципиальной задача получения соответствующей

регистрации, следовательно, разрешений не формального характера, а по

существу. Помимо этого, скажем, согласно ст. 172 Таможенного кодекса РФ от

16 июня 1993 г. декларантом при ввозе на таможенную территорию товаров

может быть только российское юридическое или физическое лицо. В результате

осуществление иностранными юридическими лицами в РФ операций по ввозу и

вывозу товаров также сопряжено с определенными препятствиями юридического

характера. Требование относительно необходимости соблюдения императивных

материально-правовых норм, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, -

в свою очередь является одним из главных составляющих, характеризующих

правовое положение иностранного юридического лица в рассматриваемой сфере.

Например, рассматриваемые субъекты обязаны обеспечивать соответствие

стандартам, сертификации, безопасности и безвредности товаров, ввозимых на

территорию РФ по таким сделкам, удовлетворять формальным требованиям

определенного порядка по ввозу и вывозу товаров и услуг, предоставлять

статистическую отчетность по своей внешнеторговой деятельности в связи с

операциями на территории РФ и т. д.

Так, если в соответствии с Указом Президента РФ № 1209 «О государственном

регулировании внешнеторговых бартерных сделок», вступившим в силу 1 ноября

1996 г., необходимо впредь оформление паспорта бартерной сделки, то это

распространяется и на иностранные юридические лица. В связи с этим

необходимо иметь в виду, что вывоз товаров, работ и услуг, результатов

интеллектуальной деятельности должен сопровождаться обязательным ввозом на

таможенную территорию РФ товаров, работ и услуг, эквивалентным по стоимости

экспортированным товарам либо зачислениям на счетах в уполномоченных банках

валютной выручки от экспорта товаров в установленном порядке.

Другой сферой, в правовом и экономическом отношении наиболее значимой

для иностранных юридических лиц, как упоминалось выше, является

инвестирование с их стороны капиталов в российскую экономику (подробнее см.

об этом в гл. 10). Возникающая вследствие этого соответствующая

хозяйственная деятельность может проходить в рамках вновь создаваемых

структур или привлечения иностранных капиталовложений в уже существующие

российские предприятия в установленных законодательством формах, т. е. в

качестве предприятий с иностранным участием (ранее именуемых «совместными

предприятиями») либо на основе только иностранного учредительства. В

подавляющем большинстве случаев - это хозяйственные общества и

товарищества: товарищества, акционерные общества и общества с ограниченной

ответственностью. Новый закон о регулировании иностранных инвестиций,

принятый в Российской Федерации, устанавливает «количественные» параметры

для того, чтобы создаваемые на его основе предприятия могли претендовать на

пользование льготами и преимуществами, установленными указанным актом (ст.

4).

4. Деятельность российских юридических лиц за рубежом.

Преобразования в экономической жизни России обусловили расширение

российских юридических лиц за рубежом. Еще в июне 1991 г. Закон РСФСР[4]

предусмотрел, что граждане и юридические лица РСФСР вправе осуществлять

инвестиционную деятельность за рубежом в соответствии с этим законом,

законодательством иностранных государств и международными соглашениями. Но

предписаний Закона 1991 г. оказалось недостаточно для обеспечения защиты

интересов российских юридических лиц за границей и предупреждения нарушений

в этой области. К сожалению, и поныне правовая база, определяющая условия

участия российских инвесторов в деятельности за рубежом, далека от

совершенства и состоит в основном из подзаконных актов.

Вывоз российскими инвесторами капитала за границу может осуществляться

не иначе как в разрешительном (лицензионном) порядке. Указом Президента РФ

от 15 ноября 1991 г. №213 «О либеризации внешнеэкономической деятельности

на территории РСФСР»[5] было установлено (п.9), что «осуществление

инвестиций за рубежом, включая покупку ценных бумаг, юридическими лицами,

зарегистрированными на территории РСФСР, и советскими гражданами

производится по лицензиям в порядке, определяемом Правительством РСФСР».

Сохраняет юридическое значение ряд положений постановления Совета

Министров СССР от 18 мая 1989г. №412 «О развитии хозяйственной деятельности

советских организаций за рубежом»[6], но как это очевидно, связь их с

настоящим всё более ослабевает.

В средствах массовой информации публиковались рекламные объявления,

призывающие российских граждан и предприятия приобретать находящуюся на

территории иностранных государств недвижимость или права на неё,

регистрировать компании в странах с льготным налогообложением, в том числе

в так называемых оффшорных зонах, покупать акции и делать взносы в уставные

капиталы иностранных предприятий, открывать счета в банках за пределами РФ.

В связи с такими публикациями Центральный банк России в информационном

письме от 25 октября 1994 г.[7] обратил внимание предприятий и граждан,

рассматривающих возможность совершения упомянутых действий, на требования

законодательства РФ в этой сфере. В информационном письме отмечалось, что в

соответствии с п.10 ст.1 и п.2 ст.5 Закона РФ «О валютном регулировании и

валютном контроле» эти операции относятся к операциям, связанным с

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.