Соглашение об общих условиях поставок международным организациям
государствам-участникам СНГ 1992 г., Соглашение об общих условиях
производственной кооперации 1993 г.
На двустороннем уровне заключаются договора о торгово-экономическом
сотрудничестве. Эти договора могут именоваться по-разному: «О торговле и
мореплавании», «О торговле и экономическом сотрудничестве», «О торговом
сотрудничестве». Общим для этих договоров является то, что в основном
тексте договора содержатся общие обязательства сторон по осуществлению
сотрудничества. Обычно к таким договорам заключается протоколы, которые
содержат конкретные экономические программы, например, условие встречных
поставок. В качестве протоколов заключаются внешнеэкономические контракты
по межгосударственным поставкам.
28.02.02 www.miripravo.ru
Вторичная квалификация заключается в уяснении содержания норм
иностранного права, их толковании и применении. В части 3-й ГК указано,
что суд устанавливает содержание иностранного права в соответствии с
официальным толкованием, практикой применения и доктриной существующей в
соответствующем государстве. Для уточнения норм иностранного права суд
может обращаться в МЮ, другие органы в РФ и за рубежом. Стороны могут
предоставить иностранные нормативно-правовые акты в подтверждение своих
требований и возражений и иным образом содействовать суду в установлении
норм иностранного права. По спорам, возникающим из предпринимательских
отношений, суд может возложить обязанность по доказыванию норм иностранного
права на стороны. (Т.е. если обращаются в арбитраж, суд может обязать
искать нормы иностранного права и обосновывать их. Искать нужно в
специальных правовых изданиях иностранных государств). В случае, если
содержание иностранного права установить невозможно, применяется российское
право. В других государствах существует различная практика доказывания
содержания норм иностранного права.
1. В США такие нормы рассматриваются как фактические обстоятельства и
доказываются сторонами наряду с другими фактами;
2. В Германии, Австрии и Венгрии содержание норм иностранного права
устанавливает суд;
3. В Швейцарии доказывание норм иностранного права возложено на суд. Но
по имущественным спорам суд может возложить бремя доказывания на
стороны;
4. Во Франции содержание иностранного права доказывают стороны, но суд
может сам применить иностранное право, если содержание норм ему
известно.
Наиболее сложным при вторичной квалификации является получение информации
об иностранном праве. С целью обмена правовой информацией заключается
договоры о правовой помощи и договоры об обмене правовой информацией.
Например, Конвенция о правовой помощи и правовым отношениям по
гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. предусматривает обмен
информацией между МЮ. Киевское соглашение 1992 г.( « О порядке разрешения
споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности»)
предусматривает обмен информацией между высшими судебными органами и МЮ.
Россия заключила ряд двусторонних соглашений об обмене правовой
информацией и государствами СНГ (Украиной, Белоруссией, Арменией,
Грузией, Казахстаном и Киргизией), т.о. при вторичной квалификации
основная проблема – где найти и как истолковать правовой акт.
(«Право Нидерландов»)
Взаимность – предоставление одним государством гражданам и юр. Лицам
другого государства тех же прав, которыми пользуются граждане первого
государства в другом государстве. Существует два вида взаимности:
1. Материальная, когда гражданам и юр. лицам предоставляются те же
права, которые они имеют у себя на родине. Она фактически не
распространена, т.к. суверенные государства избегают предоставления
тех же прав, которые предоставляет другое государство, и каждое
государство предоставляет индивидуальный комплекс прав.
2. Формальная взаимность, когда граждане и юр. лица другого
государства приравниваются по своему статусу к гражданам и юр.
лицам первого государства, т.е. на них распространяется такой же
правовой режим, как и на собственных граждан. В ч. 3-ей ГК
взаимность применяется в случае применения иностранного права.
Указано, что по общему правилу применение иностранного права носит
безусловный характер и не зависит от того, применяется ли в
иностранном государстве российское право. Однако федеральные законы
могут предусматривать применение иностранного права на началах
взаимности. В РФ взаимность предусмотрена отдельными федеральными
законами. Например:
. Патентный закон, который предоставляет права иностранным
физ./юр. лицам только на основании международного договора
или на началах взаимности;
. Закон о ТЗ, ЗО и НМПТ содержит аналогичное положение. При
этом зарегистрировать наименование мест происхождения товаров
иностранцы в РФ могут только в том случае, если
соответствующее государство предоставляет аналогичное право
российским юр. /физ. Лицам;
. Закон о правовой охране интегральных микросхем.
Взаимность существует не только в области патентного права, но и
переводе наследственных сумм за границу, взыскивании алиментов,
исполнении судебных поручений. Т.о. взаимность существует в отдельных
сферах и неверным является утверждение Богуславского и Извекова о
том, что взаимность (принцип) существует, а также наличие взаимности
на основе международных договоров. ( Если есть договор, то
действует принцип «pacta sum servanta» - договор (обязательство)
должен исполниться).
Реторсии – ограничения, установленные государством в отношении
иностранцев, если такие ограничения установлены этим государством в
отношении российских юр./физ. лиц. Правомерное с т.з. международного
права ответное действие государства в ответ на дискриминацию другим
государством юр./физ. лиц 1-го государства. Применение реторсий должно
быть соразмерным и адекватным. Реторсии не нарушают принцип неприменения
силы и угрозы ее применения. В ч. 3 ГК указано, что Правительство РФ
вправе вводить ответные ограничения имущественных и личных
неимущественных прав юр. лиц и граждан тех государств, которые ввели
специальные ограничения тех прав российских граждан и юр. лиц. О введении
реторсий говорится в следующих законах: «О правовом положении иностранных
граждан в СССР» 1981 г. (действует), АПК РФ, ГПК РФ, где указано, что в
ответ на нарушение процессуальных прав российских граждан и организаций
могут вводиться ответные ограничения. Кроме того, такие ограничения имеют
место, если российскому государству и его представителям не
обеспечивается должная процессуальная неприкосновенность.
В законе «О государственном регулировании внешне торговой
деятельности» 1995 г., где говорится, что при нарушении прав РФ, ее
субъектов, муниципальных образований и российских лиц на
внешнеторговом рынке, Правительство вправе вводить ответные
ограничения. Правительство принимает федеральные программы
внешнеторговой деятельности, в которых отражаются дискриминационные
меры в отношении в отношении РФ и российских лиц и меры, которые
приняты и которые следует принять по фактам дискриминации.
Правительство может ввести количественное ограничение либо повысить
таможенные пошлины. ( В практике РФ нет реторсий, а их следовало бы
вводить, например в случае, когда в отношении российских граждан в
Прибалтике была дискриминация в языке).
Правовой режим – это совокупность прав и обязанностей, предоставленных
гражданам и юр. лицам на основании международного договора и
национального законодательства. Существует три вида правового режима
1. Наибольшего благоприятствования;
2. Национальный;
3. Специальный.
Режим наибольшего благоприятствования
Режим №1 предоставляется на основании договоров о торговле и
мореплавании, а также договоров о торгово-экономическом
сотрудничестве. Он представляет собой оговорку в договоре, которая
звучит следующим образом: «Государства предоставляют гражданам и юр.
лицам другого государства те же права, что и гражданам и юр. лицам
третьего государства, рассматриваемого как наиболее благоприятствуемая
нация». Юридическая фикция возникает, когда был принят первый договор
о торговле и мореплавании. Режим № 1 уравнивает в правилах всех
иностранцев, с государствами которых заключены договоры о торгово-
экономическом сотрудничестве. В заключительном акте СБСЕ 1975 г.
подчеркивалось огромное значение этой оговорки для установления
торгово-экономических связей.
Пример
Россия-США. США недавно отменила поправку Джексона – Венина ( ограничение
количества товаров на экспорт), в связи с запретом СССР на въезд евреев
1937-1951 г.г. – прекращает существующий режим наибольшего
благоприятствования, т.к. СССР – страна с переходной экономикой.
1972 г. – договор о торгово-экономическом сотрудничестве, не вступил в
силу (США не ратифицировали, т.к. в 1974 был принят торговый закон о
количественном ограничении.
1990 г. – поправка о режиме наибольшего благоприятствования, новый
торгово-экономический договор с США.
Примером оговорки о режиме № 1 может быть соглашение о партнерстве и
сотрудничестве между европейским сообществом и их государствами-
членами, с одной стороны, и РФ, с другой стороны, заключенный на о-ве
Конфу в 1994 г.. В этом соглашении режим наибольшего
благоприятствования предоставляется в отношении доступа товаров на
рынки , а также в таможенной сфере, сфере иностранных инвестиций,
режиме представительств, обществ на территории одного государства на
территории другого. Оговорка о режиме № 1 конкретна всегда. Она не
касается общего правового режима и охватывает отдельные сферы ее
действия. Например, соглашение о торговле и экономическом
сотрудничестве между РФ и Польшей 1993 г. указывает, что стороны
предоставляют друг другу режим № 1 в следующих сферах при торговле
товарами:
1. Таможенного регулирования, включая взимание таможенных пошлин,
таможенную очистку, транзит, перегрузку и хранение.
2. Налогов и сборов, взимаемых в отношении импортируемых товаров.
3. Методам платежей по внешнеэкономическим сделкам и переводов этих
платежей;
4. Продажи и закупки, а также транспортировки и хранения товаров на
внутреннем рынке.
Договоры всегда предусматривают изъятие из режима наибольшего
благоприятствования, что не является нарушением этого режима.
Изъятия из режима наибольшего благоприятствования:
1. Не распространяется на таможенные союзы и зоны свободной
торговли;
2. Не распространяется на приграничную торговлю;
3. Не касается отношений с развивающимися государствами.
Режим наибольшего благоприятствования отличается от режима
недискриминации:
1. Недискриминация существует без международного договора в силу
равенства государств.
2. Недискриминация уравнивает всех, а наибольшего
благоприятствования только иностранцев.
3. В договорах о торговле недискриминация касается только
ограничений и лицензий.
Национальный режим
Национальный режим обычно не имеет договорной основы. Исключение
составляют договоры о правовой помощи, в которых национальный режим
закреплен в виде доступа в суды и другие гос. Органы. Кроме того,
договоры в области авторского и патентного права предоставляют нац.
Режим, как и собственным гражданам. В Конституции почти всех государств
закреплен национальный режим для иностранцев. В РФ ст. 62 Конституции РФ
предоставляет иностранцам правовой режим такой же, как и собственным
гражданам. Однако во всех государствах существуют изъятия из-под режима
№2. Например, не предоставляется избирательное право. Национальный режим
нельзя рассматривать как общий режим для иностранцев. Он существует
только в отдельных сферах. Например, в отношениях собственности, брачно-
семейных отношениях, наследственных отношениях, авторском и патентном
праве.
Специальный режим
Во всех государствах существует ограничение прав иностранцев.
Например, в РФ иностранные инвесторы ограниченно допускаются в банковскую
и страховую сферу. Они могут пользоваться недрами только на основании
концессионных соглашений. Специальный режим является общим режимом для
иностранных граждан и юридических лиц. В доктрине было высказано мнение.
Что существует только специальный режим, т.к. режим наибольшего
благоприятствования представляет собой оговорку в договоре, а
национальный режим распространяется только на отдельные сферы.
Унификация – представляет собой процесс создания единообразных норм и
рекомендаций, действующих на территории 2-х и более государств.
Унификация осуществляется на универсальном уровне, региональном и
национальном уровнях.
Унификация на универсальном уровне привела к созданию международных
договоров универсального характера. Примером служит Венская конвенция
1980 г., конвенция УНИДРУА о лизинге, о факторинге. На региональном
уровне заключаются договора, в которых участвует ограниченное количество
государств. Унификация осуществляется только ан их территориях. Например,
кодекс Бустаманте принять в качестве единообразного акта по МЧП в странах
Латинской Америки. На национальном уровне осуществляется инплементация
норм международного права национальные акты. Например, Женевская
конвенция о векселе 1930 г. включена в Положение ЦИК СНК «О переводном и
простом векселе» 1937 г.
По своему содержанию унификация бывает трех видов:
1. Унификация материально-правовых норм, когда унифицируются права и
обязанности субъектов. Например, Венская конвенция 1980 г. унифицировала
порядок заключения договора, права и обязанности, сторон, а также их
ответственность.
2. Унификация процессуальных норм – унифицирует процедурные правила.
Например, Киевское соглашение 1992 г. унифицировало правила о
подсудности, исполнении судебных поручений, вручении документов,
исполнении судебных решений.
3. Унификация коллизионных норм. В результате создаются единообразные
коллизионные нормы. Обычно достигается в договорах о правовой помощи.
Кроме того, примером является Женевская конвенция о разрешении некоторых
коллизий в отношении векселей 1930 г. и Женевская конвенция о разрешении
некоторых коллизий в отношении чеков 1931 г..
В результате унификации создаются не только правовые нормы, но и
рекомендательные акты, например,
1. Согласительный регламент ЮНСИТРАЛ может использоваться сторонами
внешнеэкономических контрактов для разрешения споров. В контракте должна
быть ссылка на регламент.
2. Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном коммерческом арбитраже может
служить основой для включения в национальное законодательство.
В РФ закон о международном коммерческом арбитраже 1993 года основан на
типовом законе.
Тема: Источники международного частного права
1. Международные
. Международный договор
. Международный обычай
2. Национальные
. Национальное законодательство
. Судебная практика
. Внутренние обычаи
1. Международные договоры – соглашения между государствами, а также между
государствами и международными организациями независимо от их
наименования (Конвенция, пакт и др.). К источникам МЧП относятся только
те договора, которые регулируют поведение юридических и физических лиц.
Договоры бывают:
. Универсальные – потенциально доступные для участия каждого государства.
Например, Бернская конвенция 1886 г., Всемирная конвенция об авторском
праве 1952 г., договор о патентной кооперации 1970 г., Парижская
конвенция об охране промышленной собственности 1883 г..
. Региональные – объединяют в определенные … государств определенного
региона. Например, кодекс Бустаманте принят для государств Латинской
Америки. (Кубинский юрист Антонио Бустаманте). Римская консвенция о
праве, применимом к договорным обязательствам, действует для
государств–членов ЕЭС; в рамках СНГ принято соглашение об общих условиях
поставок между организациями государств-участников СНГ 1992 г.,
Соглашение об общих условиях производственной кооперации 1993 г.,
Евразийская патентная конвенция.
. Двусторонние договоры заключаются в отдельных сферах сотрудничества,
касающихся МЧП, а именно:
1) О торговле и экономическом сотрудничестве;
2) О правовой помощи;
3) «О взаимной защите капиталовложений»;
4) Об избежании двойного налогообложения;
5) О неторговых платежах;
6) О социальном обеспечении;
7) О защите авторских прав.
2. Международный обычай – исторически сложившиеся правила поведения,
применяемые государством в качестве правовой нормы. Источником МЧП
являются только те обычаи, которые регулируют поведение юридических и
физических лиц. Например, международная торговая палата обобщает обычаи в
сфере торговли в сборнике ИНКОТЕРМС. Первый сборник издан в 1936 г.,
последняя редакция ИНКОТЕРМС 1990-2000. МТП в ИНКОТЕРМСе не только
обобщают обычаи в чистом виде, но и добавляет собственные правила.
Международные обычаи включены в Унифицированные правила и обычаи для
документарных аккредитивов 1993 г., которые так же издает МТП.
3. Национальное законодательство к источникам МЧП относит отдельные законы
в следующих сферах:
. Законы об МЧП, которые приняты в Австрии, Польше, Швейцарии и др.
государствах;
. Коллизионные нормы в Гражданских кодексах, например, вводный закон к ГГУ;
. Таможенные кодексы;
. Законы о государственном регулировании внешней торговли;
. Законы об иностранных инвестициях;
. Правила валютного регулирования;
В РФ к источникам МЧП относятся следующие законодательный акты:
1. ч.3 ГК (Международное право);
2. Раздел 7 СК РФ (коллизионные нормы);
3. Закон о валютном регулировании и валютном контроле 1993 г.
4. Закон о международном коммерческом арбитраже 1993 г.;
5. Закон о государственном регулировании внешнеторговой деятельности 1995;
6. Закон об иностранных инвестициях 1999 г.;
7. Закон о координации международных и внешнеэкономических связей субъектов
Федерации 1999 г.
4. Судебная практика в государствах Романо-Германской правовой системы не
является источником права. Следовательно, практика гос. судов не будет
являться источником МЧП. Источником МЧП не является практика
международных коммерческих арбитражей. Только судебная практика англо-
американской правовой семьи является источником МЧП и только в части
разрешения споров и участием иностранных граждан.
5. Внутренние обычаи существуют и применяются в пределах одного
государства. В принципах УНИДРУА говорится, что стороны связаны любым
обычаем, который они установили в своих взаимоотношениях, а также обычаи
в определенной сфере коммерческой деятельности. Внутренние обычаи
применяются субсидиарно к национальному законодательству. Пример – обычаи
портов.
Договоры о правовой помощи
РФ имеет договоры о правовой помощи с Венгрией, Польшей, Болгарией,
Румынией, Албанией, Китаем, КНДР, Кубой, Тунисом, Алжиром, Ираком,
Ираном, Кипром, Испанией, Грецией и др. государствами.
Примером договора о правовой помощи является Минская конвенция 1993
г.. Конвенция содержит три блока вопросов:
1. О правовой защите;
2. О правовой помощи;
3. О правовых отношениях;
Для правовой защиты устанавливаются следующие правила:
1. Граждане договаривающихся государств и лица, проживающие на их
территории пользуются на территориях других договаривающихся государств,
такой же правовой защитой своих прав, что и собственные граждане;
2. Они могут свободно и беспрепятственно обращаться в суды и прокуратуру,
другие учреждения, выступать в них, подавать иски, заявлять ходатайства и
осуществлять иные процессуальные действия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|