моря. Однако нередко в этот период английские законы предусматривали
осуществление власти Великобритании над морскими пространствами, выходящими
за пределы 3-мильного лимита. В 1878 году Великобритания приняла Закон о
юрисдикции над территориальными водами, согласно которому «часть моря,
примыкающая к берегам Соединенного Королевства или к берегам какой-либо
другой части её владений» шириной в пределах 3 морских миль, была объявлена
«находящейся под суверенитетом Её Величества».
США на протяжении более ста лет признавали 3-мильный лимит. Того же
лимита придерживались также в этот период Франция, Япония, Голландия и
некоторые другие государства. Но Скандинавские страны выступали за 4-
мильный лимит ширины территориального моря; Испания, Португалия, Греция и
другие страны — за 6-мильный, а ряд стран — за 10 и 12-мильный (Мексика и
Россия). Несмотря на такой разнобой в практике, начиная с последней
четверти XIX столетия, Великобритания и США упорно стали навязывать другим
странам 3-мильный лимит ширины территориального моря, который давал
возможность военно-морским силам США и Великобритании создавать угрозу
владениям других государств, а их рыболовным судам вести неограниченный
промысел рыбы в чужих водах.
Многие институты современного международного морского права начали
зарождаться лишь в период подъема капитализма и прошли потом сложный путь
развития. Правила, регулировавшие публично-правовые отношения государств на
морях и в океанах, создавались и накапливались на протяжении нескольких
столетий главным образом в качестве международных обычаев. Причиной этой
медлительности были проявлявшиеся на протяжении многих десятилетий острые
противоречия между государствами по таким кардинальным вопросам, как
свобода мореплавания и рыболовства, ширина и правовой режим
территориального моря и другие.
Лишь иногда и, как правило, по конкретным и сравнительно узким вопросам
мореплавания государства заключали международные соглашения. Эти соглашения
относились как к периодам мира, так и, в большей степени, к периодам, когда
происходили военные действия, поскольку война в то время считалась
допустимым состоянием международных отношений. Укажем для примера на такие
соглашения, как заключенные в XVIII веке соглашения России с другими
странами об отмене салюта в открытом море, Декларация о вооруженном
нейтралитете 1780 года, Декларация о морской войне 1856 года, Конвенция по
охране подводных телеграфных кабелей 1884 года, Конвенция о режиме Суэцкого
канала 1888 года.
Поскольку международные обычаи в области использования морей и океанов
создавались на протяжении длительного исторического периода и ввиду того,
что многие из них признавались лишь некоторыми государствами и не
признавались другими, между государствами возникали споры и разногласия по
вопросу о том, существует ли та или иная международно-правовая норма как
общеобязательная. Постепенно стала ощущаться большая нужда в кодификации
норм международного морского права.
Попытки такой кодификации предпринималось уже в XVIII — XIX веках. Но
они оканчивались или неудачей, или заключением в редких случаях таких
актов, как Декларация о морской войне 1856 года. Серьёзную неудачу
потерпела Гаагская конференция по кодификации международного права,
состоявшаяся в 1930 году и обсуждавшая, в частности, вопрос о
территориальном море. Одной из основных причин провала Гаагской конференции
1930 года и некоторых других конференций по кодификации норм международного
права было стремление некоторых государств навязать в качестве норм,
обязательных для всех государств, выгодные им положения, которые очень
многими государствами не признавались в качестве норм международного права.
Особенно много актов беззакония и насилия совершалось странами во время
войн. «Беззакония, умышленно совершенные Германией во время первой мировой
войны, — отмечал английский профессор Д. Коломбос, — с еще большей силой
повторились во второй мировой войне»[13]. Особенно свирепствовали
фашистские военные самолеты и корабли, когда они нападали в 1941 году на
беззащитные советские суда, перевозившие эвакуированное гражданское
население из Таллина, Одессы, Севастополя и других городов. Великобритания
и США вели себя также не лучшим образом. «В 1942-1945гг. Великобритания и
США, — писал Д. Коломбос,— в свою очередь в качестве репрессалии
использовали свои подводные лодки для уничтожения неприятельских торговых
судов»[14].
Как известно, США и Великобритания еще в 1941году в Атлантической
хартии заявили, что будущий мир «должен предоставить всем возможность
свободно, без всяких препятствий плавать по морям и океанам»[15]. Однако
это торжественное заявление нарушалось ими после второй мировой войны. Не
всегда следуют ему они и сейчас, хотя свобода использования морей и океанов
в мирных целях соответствует объективным потребностям этих стран в
осуществлении нормальных связей с другими государствами.
США и Великобритания совершали и совершают в последние годы такие
действия на морях, которые несовместимы с общими принципами международного
права, а также с принципом свободы открытого моря. Они многие годы
проводили в Мировом океане испытание ядерного оружия. Эти испытания вызвали
уничтожение и отравление живых ресурсов моря, заражение воздушного
пространства над открытым морем, смерть и заболевания многих людей. Военная
авиация США, Великобритания и других государств множество раз производила
опасные облеты иностранных судов в открытом море, а военно-морские силы —
опасные сближения с мирными иностранными судами.
Победа в войне против фашистской Германии и Японии и последовавшее за
ней создание ООН вновь привлекли внимание государств к проблемам
кодификации международного права, включая морское. Подготовительную работу
в этой области в значительной мере стала осуществлять Комиссия
международного права, специально для этой цели созданная в 1947 году в
соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 174 (II). В период с
1949 по 1956 год Комиссия уделила большое внимание международному морскому
праву. С учетом сложившихся и общепризнанных международных обычаев и новых
факторов в области как мирового политического развития, так и освоения
Мирового океана она подготовила проект «Статей, относящихся к морскому
праву» и рекомендовала Генеральной Ассамблее ООН созвать международную
конференцию полномочных представителей для его рассмотрения.
Эта рекомендация была принята, и в соответствии с резолюцией
Генеральной Ассамблеи 1105 (XI) от 21 февраля 1957 года. I Конференция ООН
по морскому праву состоялась в Женеве с 24 февраля по 29 апреля 1958 года.
В ней приняли участие делегации от 86 стран. Конференция должна была
рассмотреть все основные вопросы международного морского права, принять во
внимание не только юридическую, но и техническую, биологическую,
экономическую и политическую стороны проблемы и изложить результаты своей
работы в одной или нескольких международных конвенциях или в каких-либо
других актах, какие она признала бы подходящими.
I Конференция ООН по морскому праву в целом сумела выполнить указанное
поручение Генеральной Ассамблеи ООН и в результате своей работы на основе
статей, подготовленных Комиссией международного права, приняла четыре
конвенции: Конвенцию о территориальном море и прилежащей зоне, Конвенцию об
открытом море, Конвенцию о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого
моря и Конвенцию о континентальном шельфе. На конференции были одобрены
также резолюции об испытаниях ядерного оружия в открытом море, о
загрязнении моря радиоактивными отходами, о рыболовстве и об исторических
водах. Кроме того, принят факультативный протокол об обязательном порядке
разрешения споров, касающихся толкования и применения одобренных
конференцией конвенций по морскому праву.
Принятие указанных выше документов было важной вехой в кодификации и
создании норм международного морского права. Конвенции по морскому праву
1958 года содержат значительное число положений, которые были проверены
практикой и отвечают потребностям государств в осуществлении их мирной
деятельности на морях и в океанах. Однако в них имелись и существенные
проблемы. Так, участники I Конференции ООН по морскому праву не смогли
договориться о предельной ширине морской полосы вдоль берега, образующей
территориальные воды (территориальное море) и входящей в состав территории
морских государств. Для решения этого вопроса в 1960 году была специально
созвана II Конференция ООН по морскому праву, но и она из-за негативной
позиции некоторых стран, вновь выступивших против 12-мильного предела
ширины территориального моря, окончилась неудачей. Отсутствие договорной
международно-правовой нормы о ширине территориального моря продолжало
осложнять отношения между государствами.
В 1962 году США установили незаконную морскую блокаду Кубы, назвав её
«карантином». В период вооруженной агрессии в Индокитае корабли военно-
морского флота США производили обстрелы торговых судов третьих стран,
минирование входов во вьетнамские порты. Такого же рода акты произвола
военно-морские силы США осуществляли на подступах к морским берегам
Никарагуа и во внутренних водах этой страны. Противоправны акты
демонстрации и в ряде случаев грубого применения вооруженной силы военно-
морской авиацией и военными кораблями США у берегов Ливана, Ливии и других
стран Средиземноморья, в индийском океане, Атлантике и районах Тихого
океана, в Персидском заливе, а Великобритании — в Южной Атлантике. До сих
пор США блокируют Ирак и Югославию со стороны моря, и атакуют их с моря и с
воздуха.
Новым этапом в прогрессивном развитии и кодификации международного
морского права стала III Конференция ООН по морскому праву, которая длилась
с 1973 по 1982 год. В ней участвовало около 160 государств. Резолюция
Генеральной Ассамблеи ООН 3067 (XXVIII) от 26 ноября 1973 года определила в
качестве задачи этой конференции «принятие конвенции по всем вопросам,
касающимся морского права». Конференция разработала и представила
государствам на подписание Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года. Её
подписали 157 государств, Совет ООН по Намибии и ЕЭС.
Конвенция ООН по морскому праву включает в себя ряд действующих
международных обычаев и положений конвенций по морскому праву 1958 года,
некоторые из которых были уточнены и дополнены с учетом современных
условий. Однако наряду с такого рода положениями III Конференция ООН по
морскому праву приняла во внимание новые факторы международного развития,
включила в Конвенцию 1982 года много новых понятий, таких, например, как
«исключительная экономическая зона», «район морского дна», «проливы,
используемые для международного судоходства», «архипелажные воды», и
определила правовые режимы для районов, к которым применяются указанные
понятия.
Конвенция ООН по морскому праву состоит, кроме преамбулы и введения, из
следующих взаимосвязанных частей: Территориальное море и прилежащая зона
(часть II); Проливы, используемые для международного судоходства (часть
III); Государства-архипелаги (часть IV); Исключительная экономическая зона
(часть V); Континентальный шельф (часть VI); Открытое море (часть VII);
Режим островов (часть VIII); Замкнутые или полузамкнутые моря (часть IX);
Право государств, не имеющих выхода к морю, на доступ к морю и от него и на
свободу транзита (часть X); Район (часть XI); Защита и сохранение морской
среды (часть XII); Морские научные исследования (часть XIII); Разработка и
передача морской технологии (часть XIV); Урегулирование споров (часть XV);
Общие положения (часть XVI) и Заключительные положения (часть XVII).
Подготовка и одобрение этой универсальной конвенции справедливо
рассматриваются подавляющим числом государств и ООН в качестве
значительного вклада в прогрессивное развитие и кодификацию международного
права, в дело укрепления законности и правопорядка в Мировом океане,
сохранения мира и международной безопасности.
Конвенция — это крупное достижение за всю историю кодификации не только
международного морского права, но и международного права в целом.
Естественно, если все участники Конвенции ООН по морскому праву станут
относиться с должным уважением к достигнутому таким путем компромиссу, то
ее значение для укрепления и развития мирных, дружественных отношений
государств на морях и в океанах будет как позитивным, так и долговременным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Современное развитие морских отраслей мировой экономики, в частности,
морского транспорта и рыбных промыслов, обусловило проведение многими
государствами активной и целенаправленной морской политики, как части их
общей внешней и внешнеэкономической политики. Если ранее представления о
морской политике связывались в основном с военно-стратегическими интересами
крупных государств, то ныне эта политика стала в большинстве стран
определяться в большой степени непосредственно экономическими задачами,
связанными с использованием Мирового океана: для поддержания международных
торговых связей, добычи биологических и минеральных ресурсов и так далее.
Задачи осуществляемой государствами морской политики потребовали выработки
соответствующих юридических норм. В свое время это вызвало к жизни
конвенции по морскому праву.
Наличие серьезных противоречий между политическими тенденциями
различных государств и их групп обусловливает противоречивость тенденций в
развитии современного международного морского права.
В настоящее время нападкам со стороны некоторых государств подвергаются
Женевские конвенции 1958 года, как якобы устаревшие. Однако истекшие с
момента их принятия годы убедительно показали в основном их жизненность и
соответствие интересам сотрудничества государств в области мирного
использования пространств и ресурсов Мирового океана.
С развитием мирового судоходства возникла необходимость существования
значительного числа международных правил, преимущественно технического и
организационно-технического характера, связанных с обеспечением
безопасности мореплавания, предотвращением загрязнения моря нефтью,
развитием систем сигнализации (внедрение с 1998 по 2003 года новой
спутниковой системы передачи сигнала бедствия), облегчением портовых и
других формальностей и так далее. Этим правилам придается форма
административно-правовых норм с тем, чтобы обеспечить их обязательное
соблюдение всеми государствами, организациями и гражданами, участвующими в
международном судоходстве. Подобного рода правила содержатся в специальных
конвенциях, выполнение которых обеспечивается государствами — участниками
конвенций через создаваемые ими специальные административные (надзорные)
органы. Административными органами государств контролируется деятельность
своих национальных организаций и граждан в области судоходства и соблюдение
ими международно-правовых, технических и административных правил, а также
осуществляется надзор за их соблюдением заходящими в воды и порты данного
государства иностранными судами.
Осуществляемая в Мировом океане деятельность чаще всего связана с
производственными процессами и имеет целью достижение определенных
материальных результатов — доставку морским путем грузов, добычу рыбных,
животных или растительных продуктов моря, извлечение с морского дна или из
его недр полезных ископаемых и так далее. При осуществлении такого рода
деятельности между её участниками, а также между ними и другими лицами
возникают отношения имущественного характера, регулируемые в основном
гражданско-правовыми нормами. В этих имущественных отношениях часто
участвуют граждане и организации разных государств. В таких случаях
регулировать возникающие между ними отношения юридическими нормами одного
какого-либо государства оказывается затруднительными, а иногда и
невозможны, особенно, если в основе этих отношений лежат факты или события,
имевшие место в открытом море. При попытках же применять законодательство
отдельных государств часто возникают коллизии законов.
Поэтому, в рамках международного морского права регулирование
имущественных отношений осуществляется с помощью унифицированных гражданско-
правовых норм или с помощью коллизионных норм, отсылающих к подлежащему
применению национального законодательства. Унифицированные гражданско-
правовые и коллизионные нормы содержатся в соответствующих международных
договорах, заключаемых с целью достижения единообразного решения спорных
вопросов и избежания коллизий законов. Таковы, например, Брюссельские
конвенции 1910 года для объединения некоторых правил относительно
столкновения судов, оказания помощи и спасания судов или Конвенция 1924
года об унификации некоторых правил о коносаментах и других. Совокупность
гражданско-правовых, коллизионных, а в ряде случаев и гражданско-
процессуальных норм, регулирующих отношения, связанные с морской
деятельностью, составляет международное частное морское право.
Тенденции к унификации норм международного частного (в том числе
гражданского) морского права возникли в конце прошлого века. С расширением
морской деятельности и появлением новых её видов эти тенденции получают все
большее развитие. Важная роль в области унификации международного частного
морского права принадлежит Международному морскому комитету.
«Мирное сосуществование государств — объективная необходимость развития
человеческого общества. Война не может и не должна служить способом решения
международных споров»[16]. Мирное сосуществование предполагает, в
частности, развитие сотрудничества между государствами в разрешении
международных проблем экономического, социального, культурного и
гуманитарного характерам. Осуществлением такого сотрудничествам между
государствами является одной из целей ООН, о которой говорится в статье 3
её Устава.
Международные отношения складываются из различных отношений
государств: политических, экономических, культурных, научных, правовых и
тому подобных. Их сложность определяется прежде всего существованием в мире
государств с противоположными социально-экономическими системами и
возникновением большого числа новых государств (например, распад СССР,
Югославии и Чехословакии, объединение Германии). В этих условиях процесс
образования международных организаций, призванных в той или иной степени
регулировать отношения между государствами в различных областях их
деятельности, усиливается. Этот процесс является одним из проявлений
становления и развития новых форм международных отношений. Немаловажное
влияние на возникновение международных организаций и их деятельность
оказывают последствия происходящей в мире научно-технической революции.
Среди различных международных организаций наибольшую роль играют
межправительственные международные организации мирового и регионального
масштаба. Наряду с ними существуют также различного типа
неправительственные организации: научные, профессиональные и так далее.
Международные организации ни в коей мере не являются органами, могущими
осуществлять надгосударственные функции. Они не могут вмешиваться во
внутренние дела государств-участников. Цели, задачи, структура и
компетенция международных межправительственных организаций определяются
договорами, соглашениями, учредительными актами и регламентами (правилами
процедуры) деятельности их органов, заключаемыми между суверенными
государствами или одобряемыми ими на добровольной основе. Ряд
межправительственных и неправительственных международных организаций
существует и в области морского судоходства и в других областях
деятельности, связанной с использованием Мирового океана. Эти организации
играют существенную роль, в частности, в развитии и формировании норм
морского права.
Список литературы:
1. Молодцов С.В. «Международное морское право» М.: Международные отношения,
1987 год.— Стр.272.
2. Коломбос Д. «Международное морское право» М.: Прогресс, 1975 год.— Стр.
782.
3. Жудро А.К., Джавад Ю.Х. «Морское право» М.: Транспорт, 1974 год.— Стр.
384.
4. Иванов Г.Г., Маковский А.Л. «Международное частное морское право» Л.:
Судостроение, 1984 год. — Стр. 287.
5. Нгуен Нгок Минь «Международное морское право» М.: Прогресс 1981 год. —
Стр. 183.
6. «Очерки международного морского права» Под ред. Корецкого В.М. М.:
Госюриздат, 1962 год — Стр. 391.
7. «Морское право и международное судоходство на современном этапе» Под
ред. Колодкина А.Л. М.: Транспорт, 1986год.—Стр.345.
8. Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. «История международного права» М.:
Международные отношения, 1990 год —Стр. 485.
9. Хиггинс Ф., Коломбос Д. «Международное морское право» М.: Издательство
«Иностранная литература», 1953год.—Стр.714.
10. «Международное морское право» М.: Издательство Университета Дружбы
народов, 1988 год.—Стр.287.
-----------------------
[1] Цит. по Молодцов С.В. «Международное морское право» М. Международные
отношения, 1987г. с.25.
[2] Цит. по Иванов Г.Г., Маковский А.Л. «Международное частное морское
право» Л. Судостроение С.16.
[3] Цит. по Молодцов С.В. «Международное морское право» М. Международные
отношения. С.25.
[4] Цит. по Иванов Г.Г., Маковский А.Л. «Международное частное морское
право» Л. Судостроение. С.17.
[5] Там же С.17.
[6] Цит. по Гуго Гроций «Свободное море» М. Транспорт С.43.
[7] Цит. по Молодцов С.В. «Международное морское право» М. Международные
отношения С.27.
[8] Цит. по Нгуен Нгок Минь «Международное морское право» М. Прогресс С.22.
[9] Цит. по Молодцов С.В. «Международное морское право» М. Международные
отношения С.30.
[10] Цит. по Молодцов С.В. «Международное морское право» М. Международные
отношения С.30.
[11] Цит. по Молодцов С.В. «Международное морское право» М. Международные
отношения С.32.
[12] Кодекс был опубликован под названием «Jus Martimum Hanseaticum».
[13] Коломбос Д. «Международное морское право» С.75.
[14] Там же. С.78.
[15] Цит. по Молодцов С.В. «Международное морское право» М. Международные
отношения С.34.
[16] Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., Политиздат,
1964, стр.59.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|