реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

История международного морского права

реферат

разрешения.

Одним из весьма характерных проявлений вотчинных притязаний на

владение морями было так называемое «право салюта», то есть право

феодального государства требовать отдачи иностранными судами почестей его

флагу в морях, находившихся под его юрисдикцией. Этот церемониал

рассматривался как знак признания иностранными судами (следовательно,

другими странами) верховенства в этих морях данного государства. Нередко

такого рода притязания на почести сопровождались насилием и жестокостями.

Особенным упорством в притязаниях на «право салюта» отличалась Англия,

которая предписывала своим военным кораблям в случае игнорирования

иностранными судами требований салютовать английскому флагу «применять

всевозможные усилия, чтобы принудить их сделать это»[8].

Наивысшего размаха притязания феодальных государств на обладание

морями достигли вскоре после великих географических открытий конца XV и

начала XVI века. Путешествие в Америку Христофора Колумба, высадка Васко да

Гама на берегах Индии, установление морского пути вокруг Африки и мыса

Доброй Надежды, проникновение португальцев в Бразилию — открыли широкие

перспективы для захвата заморских земель наиболее сильными государствами

того времени. Открытия, сделанные подданными Португалии и Испании, породили

у испанского и португальского монархов стремление овладеть вновь открытыми

землями и морями, установить монопольное господство над миром. На этой

почве у Португалии и Испании возникли ожесточенные распри, едва не

переросшие в войну. В конце концов им удалось договориться о дележе земель

и морей. В 1493 году папа Александр VI утвердил этот раздел. На основе

папской буллы и последовавших за нею испано-португальских договоров 1494 и

1529 годов Испания и Португалия разделили между собой не только многие

земли, омываемые водами Атлантического, Тихого и Индийского океанов, но и

огромную часть водных пространств этих трех океанов.

Однако осуществление испано-португальских планов противоречило

объективным потребностям исторического развития. В этот период в недрах

феодального общества укреплялся и развивался капиталистический способ

производства, который привел к широкому выпуску товаров, предназначенных

для продажи. Великие географические открытия, вскружившие головы испанского

и португальского монархов и толкнувшие их на путь дележа мира, значительно

ускорили развитие капитализма и вызвали такие последствия, которые шли

вразрез с намерениями Испании и Португалии закрепить господство над миром.

В конечном результате эти события нанесли губительный удар по феодальным

притязаниям на обладание морями. «Открытие Америки и морского пути вокруг

Африки, — писали К. Маркс и Ф. Энгельс (т.10 с.56), — создало для

подымающейся буржуазии новое поле деятельности. Ост-индский и китайский

рынки, колонизация Америки, обмен с колониями, увеличение количества

средств обмена и товаров вообще дали неслыханный до тех пор толчок

торговле, мореплаванию, промышленности и тем самым вызвали в распадавшемся

феодальном обществе быстрое развитие революционного элемента».

Несметные богатства вновь открытых стран и неслыханные прибыли,

которые давала торговля с ними, влекли туда не только испанских и

португальских колонизаторов, но и буржуазию других стран, и, прежде всего,

Англии и Франции. Феодальные же барьеры и преграды закрывали дорогу другим

конкурентам по ограблению вновь открытых земель.

В отношении мореплавания требования равенства вылились в борьбу за

признание морей открытыми для пользования всех стран, в выступления против

суверенитета отдельных государств над морями. Даже Англия, которая в то

время не думала отказываться от собственных притязаний на «английские

моря», в конце XVI и начале XVII века отвергала подобные притязания других

стран.

В XVII веке в защиту свободы морей решительно и последовательно

выступила буржуазия Голландии, превратившейся к тому времени в наиболее

развитую капиталистическую страну. Принцип свободы морей она выдвинула как

против своих испано-португальских, так и против английских конкурентов.

Обоснование требование свободы морей получило в известной книге

голландского юриста Гуго Гроция «Свободное море» («Mare liberum»),

опубликованной в 1609 году. Это прогрессивное требование настойчиво

пробивало себе дорогу и, завоевывая все большее число сторонников, получило

шаг за шагом признание в практике государств.

Окончательное утверждение принципа свободы открытого моря в качестве

общепризнанного начала международного права произошло значительно позже, во

второй половине XVIII века. К этому времени этот принцип уже не встречал

возражений в доктрине международного права. В 1756 году Ваттель, отметив,

что право на судоходство и рыболовство в открытом море является общим

правом всех людей, писал: «Нация, желающая без основания присвоить

исключительное право на море и поддерживать его силой, наносит вред всем

нациям, общее право которых она нарушает. И все имеют основание

объединиться для её обуздания»[9].

Принцип свободы открытого моря прочно укрепился и в практике

государств. Большая заслуга в этом принадлежит России. Ещё в 1588 году

русское правительство в ответ на просьбу англичан закрыть Белое море для

всех иностранных судов, кроме английских, заявило: «Божию дорогу,

океан-море, как можно перенять, унять или затворить»[10]. Особенно же

активно в защиту свободы плавания на морях Россия стала выступать в XVIII

веке, когда она завоевала выходы к Балтийскому и Черному морям и

превратилось в крупное морское государство. Начиная со времени Петра I на

протяжении около ста лет, борьба за обеспечение свободного мореплавания

становится одним из важных средств расширения внешней торговли России и

ослаблении английской гегемонии. Россия упорно стремилась добиться

ликвидации «права на салют», которое было символом неравенства государств в

отношении пользования морем.

В Ништадский договор, заключенный Россией и Швецией в 1721 году, после

окончания Северной войны, было включено специальное постановление о том,

что военные корабли договаривающихся сторон будут взаимно салютовать друг

другу и соблюдать в этом полное равенство. В 1787 году Россия подписала

договор с Францией об отмене салюта в открытом море. В том же году ею была

заключена конвенция с королевством Двух Сицилий, а в 1798 году — с

Португалией о том, что салют в открытом море будет производиться только

кораблями, командиры которых имеют различные чины. В 1801 и 1809 годах

Россия заключила специальные договоры со Швецией о салютах военных кораблей

в открытом море на основе полного равенства. В 1829 году она подписала

конвенцию с Данией об отмене салюта в открытом море.

Особенно упорный характер носила борьба России против произвола Англии

на морях во время войн, которые велись английской буржуазией в XVIII веке

за торговое и колониальное господство. Эта борьба объективно сыграла

огромную роль в утверждении принципа свободы моря в международных

отношениях. В ходе указанных войн английские военные корабли, используя

своё превосходство на море, уничтожали и грабили не только корабли своих

противников, но и торговые суда нейтральных стран. По мере своих сил этим

занимались и другие воюющие державы. Такие действия причиняли весьма

ощутимый ущерб экономике нейтральных государств, выступивших ввиду этого за

обеспечение свободы судоходства на морских просторах.

Интересы нейтральных стран нашли весьма четкое выражение и обоснование

в декларации России дворам Лондонскому, Версальскому и Мадридскому,

опубликованной 28 февраля 1780 года и известной под названием Декларации о

вооруженном нейтралитете. В Декларации русское правительство изложило

основные начала свободы судоходства и торговли и провозгласило право

нейтральных стран вооруженной силой защищаться против нарушения этих начал.

Правила, сформулированные в Декларации 1780 года, вскоре получили

широкую поддержку и договорное оформление в конвенциях, заключенных между

Россией и другими нейтральными странами. Эти правила были приняты Францией

и Испанией, находившимися в то время в состоянии войны с Англией. Последняя

вынуждена была также считаться с ними, но полностью и формальным образом

признала их только в 1856 году, подписав Декларацию о морской войне.

Признание принципа свободы открытого моря было результатом потребности

государств во всемирных экономических связях, а также стремления буржуазии

к овладению новыми рынками сбыта и источниками сырья. Но понятие свободы

открытого моря не было распространено на все части моря, так как

объективные факторы иного порядка вызвали потребность в установлении особых

правовых режимов для некоторых частей моря. Так, заинтересованность

прибрежных стран в сохранении за собой исключительного права на рыболовство

в прилежащих к ним частях моря, а также в обеспечении своей безопасности со

стороны моря требовали признания суверенитета этих государств над

примыкающими к их берегам морскими зонами, названными территориальными

водами.

Это обстоятельство учитывалось еще Г. Гроцием, который в обоснование

ширины территориального моря положил дальнобойность берегового оружия. Его

точка зрения соответствовала официальной позиции голландского

правительства, которое в ходе переговоров с Англией в начале XVII века по

вопросам рыболовства выступило за ширину территориального моря,

определяемую дальностью полета пушечного снаряда.

Развитие промысловых флотов в XVII веке потребовало признать за всеми

государствами право на свободу рыболовства в открытом море, и претенденты

на монопольное обладание морями принуждены были сдавать свои позиции,

особенно под нажимом более сильных противников. Но признание свободы

рыболовства в морях происходило одновременно с установлением исключительных

прав прибрежного государства на рыболовство в морских водах, омывающих его

побережье, то есть территориальных водах. Например, в XVII веке за Данией

было признано исключительное право рыболовства в полосе, омывающей берега

Исландии, шириной в 24 морские мили, а в отношении английских судов — лишь

в полосе шириной в 16 морских миль.

Спустя немногим более столетия, в 1745 году, Дания установила 4-

мильную ширину своих территориальных вод. Вскоре такая же ширина

территориальных вод была установлена Швецией. В 1760 году Испания

определила ширину своих территориальных вод в 6 морских миль. Акты

указанных государств говорили об одновременном становлении концепции

свободы открытого моря и концепции территориальных вод.

Ваттель, который был одним из наиболее последовательных защитников

свободы моря в середине XVIII века, считал право государства на

территориальные воды бесспорным по двум основаниям: во-первых, потому что

богатства моря около побережья не являются неисчерпаемыми и, во-вторых,

потому что свободное и всеобщее пользование морем вблизи берегов могло бы

причинить ущерб безопасности прибрежного государства[11].

Оживление торговли в Западной Европе, явившееся главным образом

результатом Крестовых походов XI века, способствовало появлению ряда других

кодексов.

С развитием торговли и мореплавания росло число сборников, в которых

формировались различные правила, касавшиеся торгового мореплавания: в VII

веке и позже действовал кодекс византийского права (Базилика); в X веке —

морские обычаи, применявшиеся в городе Амальфи (Италия); на Атлантическом

побережье в XII — XIV веках применялись Олеронские правила, или Олеронские

свитки (Lex de Oleron); в Средиземноморье в XIV—XV веках действовали широко

известные в то время морские правила Консолато дель маре (Consolato del

Mare); в XVII веке получил большую по тем временам известность морской

ордонанс Людовика XIV; на Балтике в XV, XVI — XVIII веках действовали

Законы Висби, Кодекс Ганзы и Гуидон де ля мер (Guidon de la Mer).

Приблизительно в это же время имел хождение английский сборник морских

обычаев, который назывался «Черная книга Адмиралтейства».

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.