для производства широкой номенклатуры товара, однако далеко не все виды
изделия, произведенные в России, соответствуют международным стандартам и
это ещё одна проблема, которая решается отечественными производителями.
Потоки товаров на мировом рынке в основном регулируются не пошлинами,
а экономической целесообразностью производства в данном регионе данного
товара. В тоже время Россия заинтересована в создании на ее территории с
участием иностранного капитала таких производств, которые бы расширяли
внутренний рынок алюминия по крупному. И не важно, кто будет их
собственником - иностранные бизнесмены или российские. Важно другое,
например, если это автомобильный завод, то конструкционные материалы
(алюминий, железо и др.) должны быть российского происхождения.
Для мирового рынка, в конечном счете, расширение рынка алюминия в
такой крупной стране как Россия весьма существенная перспектива для его
развития в целом.
Также, необходимо отметить, что сегодня "…алюминий страдает от той
же болезни, что и помидоры в 18 веке. Многие не используют его из-за
суеверия и незнания его свойств. Европейцы не ели помидоры, считая их
ядовитыми, а сегодня инженеры, по всей видимости избегают применять
алюминий по таким необоснованным причинам" - пишут американцы Киссел и
Ферри в своей книге "Алюминиевые конструкции". Думаю, что это относится и к
российским инженерам-проектировщикам зданий и сооружений, мостов,
железнодорожных вагонов, автомобилей, а также их производителям.
К примеру, мосты из алюминия соединяют в себе высокую прочность,
долговечность, открывают новые конструкционные решения, не боятся вибрации,
нуждаются в небольшом текущем ремонте и могут быть эстетически
привлекательным. Особенно эффективно применение алюминия при ремонте старых
мостов.
5. Развитие и создание условий для развития фундаментальной научно-
технической базы.
В настоящее время, любая крупная компания не имеет будущего, если она
не имеет своего, соответствующего её масштабам, научно-исследовательского
центра.
Отсюда необходимость реструктуризации имеющихся отраслевых научно-
исследовательских институтов, либо необходимость создания на их основе
новых научных центров, ориентированных на фундаментальную науку, на
подготовку научно-производственных специалистов.
Перспективы развития алюминиевой отрасли России в свете вступления России
во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Перспективы развития российской алюминиевой промышленности и рынка
алюминиевых изделий в России определяются рядом факторов.
o Первый фактор - спрос со стороны основных отечественных и зарубежных
потребителей алюминия, который зависит от динамики развития основных
отраслей потребления и экономики в целом.
o Второй фактор - предложение со стороны российских и зарубежных
алюминиевых компаний. На объем предложения влияют также процессы,
происходящие в самой алюминиевой отрасли в России и в мире.
o Наконец, третий важный фактор - тарифные и нетарифные ограничения на
внутреннем и внешнем рынках алюминиевых изделий.
В этих условиях остро встает вопрос о конкурентоспособности, а
основной индикатор конкурентоспособности - экспортный потенциал и его
фактическая реализация, служащие подтверждением реальных конкурентных
преимуществ и инструментом продвижения национальных интересов России в
масштабах мирового хозяйства.
Необходимо отметить, что при вполне конкурентоспособных ценах
качество российского алюминия, алюминиевых сплавов, некоторых
полуфабрикатов и готовых изделий получило мировое признание.
В этих условиях Россия имеет все шансы сохранить свои лидирующие
позиции страны экспортера первичного алюминия на ближайшие несколько лет.
Очевидно, что ведущие промышленно развитые страны мира (ЕС, США,
Япония) заинтересованы в поставках российского первичного алюминия и
сплавов, тем не менее на рынках этих стран имеется ряд тарифных и
нетарифных препятствий для динамичного развития взаимовыгодной торговли.
Например, в ряде стран действует достаточно высокие ввозные таможенные
пошлины на первичный алюминий, алюминиевые полуфабрикаты и готовые изделия,
поставляемые, в частности, из России. При этом существенно более высокие
пошлины на готовую продукцию и продукцию высокой степени обработки ставят
целью законсервировать имеющуюся малоэффективную структуру ассортимента
продукции алюминиевой промышленности (преобладание необработанного алюминия
и продукции первичных переделов).
Не способствует развитию торговых отношений и создание искусственных
барьеров для ввоза российских товаров, в том числе форме недобросовестных
«антидемпинговых» расследований. В частности, речь идет о возбуждении
антидемпингового расследования по поставкам в страны ЕС российской фольги.
При этом механизмы политической и судебной защиты интересов российских
металлургов за рубежом пока отработаны слабо и обеспечиваемый уровень
защиты совершенно недостаточен.
Как уже говорилось - значительная часть продукции российской алюминиевой
промышленности достаточно конкурентоспособна на внутреннем рынке России и
СНГ и вступление России в ВТО в целом не нанесет ущерба отрасли.
Однако, хотя алюминиевая продукция низших переделов уже вполне
конкурентоспособна на мировом рынке, этого не скажешь о многих видах
готовой продукции и полуфабрикатов высокой степени обработки.
Сегодняшняя структура производства алюминиевых полуфабрикатов и
готовых изделий в России не вполне соответствует структуре потребления
мирового рынка. Для достижения конкурентоспособности необходимо изменить
структуру ассортимента, организовать выпуск продукции, пользующейся спросом
на мировом рынке, и существенно поднять качество выпускаемой продукции.
Учитывая изношенность основных фондов, для решения указанных задач
российской алюминиевой промышленности потребуется время и значительные
капитальные затраты. Интересам модернизации отвечало бы снижение ввозных
таможенных пошлин на оборудование, не имеющее аналогов в России.
С открытием внутреннего рынка будут созданы большие препятствия для
назревших структурных преобразований промышленности, развития высоких
переделов и увеличения доли выпуска готовой продукции с большой добавленной
стоимостью. Тем самым может быть надолго законсервирована имеющаяся
отсталая структура промышленности (преобладание первичных переделов).
Данное обстоятельство делает в ближайшем будущем весьма актуальной защиту
российских производителей от экспансии на российский рынок лидеров мировой
алюминиевой промышленности.
Сейчас мы наблюдаем рост инвестиций, и есть все основания ожидать
значительного роста спроса на алюминиевые изделия со стороны капитального
строительства. Строительство современно жилья, объектов энергетики и
торговли, транспорт - вот крупнейшие потребители алюминиевых изделий,
которые российские производители могли бы выпускать в гораздо больших
объемах, если будет спрос.
Вместе с тем представляется, что без своевременного осуществления
поддерживающих мероприятий (разработка мер нетарифного регулирования и
защиты рынков, разработка и реализация политики стимулирования экспорта,
приведение федерального и регионального законодательства в соответствие с
нормами ВТО, подготовка кадров, способных защищать интересы России в рамках
ВТО и т.п.), потери и негативные последствия могут перевесить выгоды от
вступления в ВТО.
В большинстве стран созданы институциональные механизмы для
проведения консультаций с представителями промышленности по проблемам,
стоящим в повестке дня ВТО.
В России данную работу возглавляет Минпромнауки России, которое
совместно с участием представителей федеральных органов управления,
научных организации, промышленных предприятии, их ассоциаций, включая, в
том числе Российского Союза товаропроизводителей (PCT) и Российского Союза
промышленников и предпринимателей (РСПП) обсуждает вопросы и проблемы
связанные с последствиями присоединения и участия России в деятельности
ВТО.
В ходе проводимой такой работы часто делается акцент, что, учитывая
тесную взаимосвязь отраслей экономики и промышленности и различную степень
их развития, особой проблемой является межотраслевое согласование условий
присоединения к ВТО. Защитные меры в отношении продукции одних отраслей
вызывают зачастую негативные последствия в работе других. Поэтому
проработка уровней таможенных пошлин должна проводиться с учетом анализа
последствий предлагаемого изменения этих показателей на работу сопряженных
отраслей и производств, не допуская ухудшения их экономического положения.
Важным также представляется качественная подготовка аналитической
информации о состоянии внутреннего и внешнего рынка определенных видов
товаров и обеспечения ею всех заинтересованных отечественных и иностранных
структур с целью принятия адекватных решений к рыночной ситуации на основе
использования преимуществ участия в ВТО.
Сегодня проблема присоединения России к ВТО не сводится к проблеме
существования алюминиевой отрасли в новых условиях, вопрос ставится гораздо
шире, он касается в целом всей экономики страны, где отдельные отрасли
оказывают самое непосредственное влияние друг на дуруга. Национальные
экономики под воздействием ускоряющегося процесса глобализации вынуждены
интегрироваться в единый мировой экономический механизм.
Основу системы регулирования внешней торговли любого государства
составляет набор допустимых экономических и административных мер
ограничения импорта и экспорта и их стимулирования. Различия между
экономическими и административными инструментами состоит в способе
воздействия на торговлю – через рыночные отношения или помимо них.
Нетарифные инструменты регулирования внешней торговли играют
исключительно важную роль в современном торгово-политическом механизме.
Сфера их применения расширяется, а число множится. В отличие от тарифного
регулирования, устанавливаемого в законодательном порядке, нетарифные
ограничения могут вводиться по решению органов исполнительной и местной
власти.
Международная практика идет по пути исключения инструментов
нетарифного регулирования. Они применяются лишь в ограниченном числе
случаев, в основном, в целях защиты национальной экономики, соблюдения
международной безопасности, охраны жизни и здоровья людей, поддержания
стабильности международной торговой системы.
Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и являющиеся
неотъемлемой его частью перечни принимаемых странами-членами ВТО
обязательства составляют правовую базу регулирования торговли услугами в
рамках ВТО Услуги охватывают широкий круг экономической деятельности от
банковского дела, страхования и телекоммуникаций до образования, отдыха и
спорта. ВТО установила 150 подсекторов сферы услуг.
В настоящее время, Генеральное Соглашение по тарифам и торговле
(ГАТТ) - является крупнейшим многосторонним межправительственным договором,
который устанавливает общие для вошедших в него стран правила международной
торговли. Всемирная торговая организация (ВТО) начала действовать с 1
января 1995 года, а ГАТТ стало одной из ее составных частей.
Учитывая это и принимая во внимание, что современные экономики
отличаются тем, что создаваемый ими валовый внутренний продукт (ВВП) все в
большей степени складывается за счет огромной и продолжающей увеличиваться
сферы услуг (на Западе более половины ВВП образуется в этой сфере), России
уже сейчас необходимо готовиться к работе в условиях ВТО: внимательно
изучать правила ВТО в торговле услугами, изучать потенциальных конкурентов
на рынке этих услуг, развивать способность к оказанию современных видов
услуг – консалтинговых, инжиниринговых, информационных, с использованием
ГАЛС-технологий и т.п. Присоединение к ВТО расширяет наши возможности
экспорта продукции и услуг научно-технического направления, но одновременно
будет обострять конкуренцию в торговле ими.
Кроме этого, уже сейчас России необходимо выработать позицию к
расширению импорта услуг на своей территории: банковских, страховых,
транспортных, строительных и др., т.е. тех услуг, которыми пользуются наши
предприятия, получая их от российских субъектов рынка.
Заключение.
По оценке ведущих специалистов России в ближайшие годы
прогнозируется, что Россия подойдет к отметке производства алюминия 3,5
млн. тонн в год, а в перспективе и 4 млн. тн. в год.
Это расширение Саянского, Иркутского и Волховского алюминиевых
заводов, строительство двух новых заводов (в Сибири и на Северо-западе
страны), интенсификация действующего производства.
Россия имеет все предпосылки к тому, чтобы оставаться крупнейшим в
мире экспортером алюминия, постепенно наращивая экспорт полуфабрикатов и
изделий из алюминия.
Предположительно через 5-7 лет, экспорт алюминия сократится до 2 млн.
тонн в год и на таком уровне установится на длительную перспективу.
Литература.
Реферат подготовлен с использованием следующих материалов:
o Программа «Стратегия развития металлургической отрасли России до 2010г.»,
o Материалы международной конференции: «Металлургия лёгких металлов на
рубеже веков. Современное состояние и стратегия развития» (3-6 сентября
2001г.).
Страницы: 1, 2, 3
|