Аллюминиевая отрасль России в современных условиях
Санкт-Петербургский Институт управления экономики
Факультет экономики и правления
Реферат
по курсу: «Мировая экономика»
на тему:
«Алюминиевая промышленность России в современных мирохозяйственных
процессах»
Выполнила: студентка Катыкина О.В.
гр. отделение заочное,
срок обучения
Зачётная книжка
Проверил:
Руководитель:
Санкт-Петербург, 2002г.
Содержание.
|Введение. |3 |
|Мировой рынок алюминия и его тенденции. |4 |
|Место России в мировой алюминиевой промышленности. |8 |
|Перспективы развития алюминиевой отрасли России в свете |15 |
|вступления России во Всемирную торговую организацию | |
|(ВТО). | |
|Заключение. |19 |
|Литература. |20 |
Введение.
Металлургия – одна из важнейших базовых отраслей российской и мировой
промышленности. Особое место в ней занимает металлургия легких металлов и
сплавов (алюминий, магний, титан, кремний и т.д.), без которых сегодня
немыслим научно-технический прогресс в освоении космоса, авиа-, автомобиле-
и судостроении, в различных отраслях машиностроения, химии, строительстве,
в быту.
Ключевую роль среди металлургии лёгких металлов занимает алюминиевая
отрасль.
По масштабам производства алюминия Россия занимает второе место в
мире после США, а по объемам экспорта первое место в мире. В 2000 году доля
России в мировом в производстве алюминия составила 12%, а в экспорте
алюминия - 25,8%.
Мировой рынок алюминия и его тенденции.
Сегодня алюминий занял лидирующее положение в мире среди
конструкционных материалов и данная ситуация сохранится в будущем,
подтверждением этого служат:
. уникальные свойства алюминия;
. применение в новых технологиях, упаковка пищевых продуктов;
. алюминиевый автомобиль;
. обеспеченность качественным сырьем на долговременную перспективу;
. возможность значительного снижения издержек его производства.
Преимущества алюминия перед другими конструкционными материалами
выражается в следующем:
. сравнительно низкий для металлов удельный вес;
. высокая коррозионная стойкость;
. легкость формования и обработки;
. способность к стопроцентной вторичной переработке (при этом экономия
энергии 95%);
. огнестойкость;
. высокая электропроводность;
. стойкость к низким температурам (при низких температурах он обладает даже
более высокой прочностью, пластичностью и вязкостью).
Конструкции из алюминия требуют более низких затрат в течение срока
службы и практически не требуют ремонта. Обладая хорошей гибкостью,
алюминиевые конструкции эффективно несут нагрузки и значительно снижают
затраты на сооружение фундаментов и опор. Это позволяет в сжатые сроки
производить модернизацию строительных сооружений, мостов, путепроводов и
т.п.
Во всех видах транспорта присутствие алюминия обеспечивает повышение
скорости и безопасности движения, экономию энергии. Применение алюминия в
транспорте и тараупаковке, быту и т.п. и практически полная возможность его
рециркуляции способствуют улучшению экологии окружающей среды.
Расширение потребления алюминия будет зависеть от глобальных мировых
процессов развития экономики и покупательского спроса населения, в то же
время уникальные качества делают его конструкционным материалом для высоких
технологий, отсюда - металлом для будущих поколений.
o Общие тенденции в алюминиевой отрасли мира.
В мировой экономике идет процесс глобализации, вызванный жесткой
конкуренцией на насыщенных региональных рынках, а также возможностью
расширения рынков сбыта в других регионах мира.
Глобализация способствует снятию торговых барьеров, расширению рынка
капиталов, расширению рамок ВТО.
В рамках глобализации мировой экономики идет процесс создания в алюминиевой
промышленности мира крупных интегрированных структур с полным
технологическим циклом - от боксита до изделия.
Эти процессы имеют как свои плюсы, так и минусы. К минусам можно
отнести, то что деятельность крупных транснациональных компаний (ТНК) может
отрицательно сказаться, прежде всего, на деятельности небольших алюминиевых
компаний, не имеющих полного цикла производства, а также на деятельности
чисто трейдерских компаний, не имеющих своего производства.
В то же время, учитывая специфику отрасли:
. возможность положительно влиять на стабилизацию цен на алюминий и сырье
для его производства на мировом рынке с помощью рыночных приемов;
. возможность концентрации интеллектуальных и финансовых ресурсов для
разработки и внедрения новых технологий и новых видов продукции,
сокращения сроков их реализации;
. экономия административных издержек;
. снижение стоимости конечной продукции за счет внутренних расчетов за
сырье и металл;
. возможность кооперации производителя металла с крупным потребителем на
долгосрочной основе, который уже работает в рамках глобализованных
структур (автомобилестроение);
. более правильное построение стратегических приоритетов и задач.
По оценке большинства специалистов и экспертов отрасли, образование
интегрированных структур в целом должно благоприятно сказаться на развитии
производства и потребления алюминия в мировом масштабе.
Одновременно, это должно позволить оказывать влияние на стабилизацию
цен на сырье и металл на мировом рынке. Очень важно иметь возможность
"сбивать" экстремальные "пики" цикличности цены на металл, противостоять
влиянию спекулятивной биржевой игры, которая часто не отвечает основному
правилу торговли - соответствию цены балансу предложения и спроса. Важно не
отпугивать потенциальных потребителей алюминия нестабильными и высокими
ценами на металл, не допускать необоснованно низких цен, последствия
которых губительны для производителя.
Говоря о влиянии ТНК на процесс стабилизации цен на алюминий, имеется
в виду заключение долгосрочных соглашений с потребителями металла без
посредника на базе взаимовыгодных и стабильных условий, включая формулу
цены. Это - рыночный механизм.
Рынок алюминия, как и рынок других товаров, не застрахован от
стихийных кризисных ситуаций в мировой экономике или политике, когда
появляется дилемма, либо совместными усилиями найти механизмы, позволяющие
нейтрализовать зарождение или развитие кризиса, либо всем участникам рынка
понести губительные потери.
Например, в практике мировой алюминиевой промышленности имеется такой
прецедент - падение цены алюминия ниже отметки 1000 долл. США/т в 1998
году. И есть опыт выхода из такой экстремальной ситуации - подписание
"Меморандума о взаимопонимании..." в 1994 году.
Здесь же следует также отметить, что опыт мировой алюминиевой
промышленности показывает "не живучесть" даже крупных компаний, если они не
интегрированы по всей вертикали, не имеют своего сырья.
o Цены на мировом рынке алюминия.
Нестабильность цен в отрасли, что наблюдается за последнее время,
негативно влияет на рост потребления алюминия, особенно на расширение
рынка.
Часто возникает ситуация, когда потребители жалуются, что цена на
алюминий высока и это тормозит его потребление, но мировая статистика
показывает другое.
Так, мировые данные показывают, что цены на алюминий за последние 15
лет имели ярко выраженную тенденцию к снижению, что не наблюдается по ценам
на сталь и медь. Так же, среднегодовые величины цен на алюминий к цене 1985
года (с учетом инфляции) ниже фактических величин, и эта разница возрастает
по мере удаления от 1985 года.
Алюминий дешевеет по отношению к общей массе промышленных товаров, а
прибыль от его производства падает.
Кроме этого, по данным экспертов алюминиевой отрасли США совокупные
затраты на изделия из стали больше, чем из алюминия, а энергозатраты на
изделия из алюминия в автомобиле окупаются после пробега 60 тыс. км (расход
бензина). 100 кг алюминия в автомобиле дают экономию бензина на каждые 100
км - 0,6 литра.
В целом в новом тысячелетии мировому производству алюминия будут
присущи следующие тенденции:
. дальнейшие интернационализация и укрупнение алюминиевого бизнеса,
включение в него энергетических мощностей;
. расширение потребления алюминия в таких отраслях как автомобильное и
транспортное машиностроение, строительство, бытовая техника, товары быта;
. расширение рынка алюминия за счет кооперативных связей между
производителем и потребителем этого металла в научно-исследовательской
деятельности, разработке технологий, создании совместных производств.
. В XXI веке произойдут радикальные изменения в технологии алюминия и
глинозема, что позволит существенно снизить издержки производства.
. В XXI веке производство алюминия будет базироваться на использовании
традиционного сырья - бокситов и только в конце столетия вынуждены будут
использовать технологии переработки менее качественного сырья. Такие
технологии имеются уже сегодня в России, но к тому времени в них будут
внесены значительные усовершенствования в соответствии с новыми
достижениями науки и техники.
. Проблема взаимоотношений алюминиевой промышленности, как крупного
потребителя электроэнергии с энергетическими структурами, будет
обостряться. Возникнет необходимость создания собственных
энергоисточников в рамках крупных компаний, что повлечет за собой
укрупнение электролизных производств. Ориентир будет взят на создание
гидроэнергетических и атомных станций.
Место России в мировой алюминиевой промышленности.
В период глубокого спада промышленного производства в России только
алюминиевым предприятиям удалось сохранить высокий уровень производства и
занять лидирующее положение на мировом рынке.
Алюминиевая промышленность России оказалась хорошо подготовленной к
вхождению в мировой рынок. И на сегодняшний день она остаётся одной из
наиболее конкурентоспособных российских отраслей промышленности на мировом
рынке, играя важную роль в экономике страны в целом.
В 2000 году производство алюминия первичного увеличилось по сравнению
с 1995г. на 15,2%, среднегодовой темп прироста производства за этот же год
составил 3,5%, что значительно превосходило темпы прироста за последние
пять, начиная с 1995г.
В течение ряда лет доля продукции алюминиевой промышленности в общем
объеме промышленной продукции России стабильно составляет около трех
процентов.
В настоящее время особенностью алюминиевой промышленности России
является ее экспортная направленность (около 80% алюминиевой продукции,
производимой в России, экспортируется).
Так, в 2000г. более 80% основных цветных металлов было поставлено на
экспорт, где доля России по ним на мировом рынке составила 17,8%, в т.ч. по
российскому алюминию – 25,8%.
В 2000 году впервые за несколько последних лет объемы экспорта
первичного алюминия не увеличились, а остались примерно на уровне 1999 года
(около 2,6 млн. тонн), что объясняется увеличением внутреннего потребления
первичного алюминия, вызванного ростом отечественной экономики и
промышленности.
Основными направлениями потребления алюминия на российском рынке
являются:
. транспортное машиностроение, в том числе авиа- и автомобилестроение;
. строительство;
. машиностроение;
. упаковка (пищевая, табачная и косметическая);
. производство потребительских товаров.
Положение российской алюминиевой промышленности на мировом рынке
Страницы: 1, 2, 3
|