решений.
2.1. Главные отличия управленческих решений.
Цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение
исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем
конкретной организации.
Последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной
жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно
высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для
организации в целом и её работников, и его решения могут существенно
повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна,
решения её руководителей могут серьёзно отразиться на социально –
экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть
нерентабельное предприятие компании может существенно повысить уровень
безработицы.
Разделение труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как
правило, сам его и выполняет, то в организации существует определённое
разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих
проблем и принятием решений, а другие (исполнители) – реализацией уже
принятых решений.
Профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно
принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении
организацией принятие решений – гораздо более сложный, ответственный и
формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не
каждый сотрудник организации, а только обладающий определёнными
профессиональными знаниями и навыками наделяется полномочиями
самостоятельно принимать определённые решения.
Рассмотрев эти отличительные особенности принятия решений в
организациях, можно дать следующее определение управленческого решения.
Управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществлённый
руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и
направленный на достижение целей организации.
2.2. Классификация управленческих решений
В процессе управления организациями принимается огромное количество
самых разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Тем не
менее, существуют некоторые общие признаки, позволяющие это множество
определённым образом классифицировать. Такая классификация представлена в
таблице 1:
Таблица 1.
Классификация управленческих решений
|Классификационный |Группы |
|признак |управленческих решений |
|Степень повторяемости проблемы |Традиционные - Нетипичные |
|Значимость цели и длительность |Стратегические - Тактические - |
|действия |Операционные |
|Сфера воздействия |Глобальные - Локальные |
|Длительность реализации |Долгосрочные - Краткосрочные |
|Прогнозируемые последствия |Корректируемые - |
|решения |Некорректируемые |
|Метод разработки решения |Формализованные - |
| |Неформализованные |
|Количество критериев выбора |Однокритериальные - |
| |Многокритериальные |
|Форма принятия |Единоличные - Коллегиальные |
|Способ фиксации решения |Документированные - |
| |Недокументированные |
|Характер использованной |Детерминированные - Вероятностные |
|информации | |
|Основания для принятия решения |Интуитивные – Решения на суждениях – |
| |Рациональные |
|Место и функции в процессе |Информационные – Организационные - |
|управления |Технологические |
Рассмотрим таблицу более подробно.
Степень повторяемости проблемы. В зависимости от повторяемости
проблемы, требующей решения, все управленческие решения можно подразделить
на традиционные, неоднократно встречавшиеся в практике управления, когда
необходимо лишь сделать выбор из уже имеющихся альтернатив, и нетипичные,
нестандартные решения, когда их поиск связан, прежде всего, с генерацией
новых альтернатив.
Значимость цели. Принятие решения может преследовать собственную,
самостоятельную цель или же быть средством способствовать достижению цели
более высокого порядка. В соответствии с этим решения могут быть
стратегическими, тактическими или операционными.
Стратегические решения. Такие решения обычно касаются коренных проблем.
Они принимаются в масштабе объекта управления и выше, рассчитаны на
длительный отрезок времени, на решение перспективных задач.
Стратегические цели – это цели, предусматривающие решение масштабных
проблем и относятся к компании в целом.
Стратегические решения являются наиболее важными решениями. Они
особенно значимы для конкурентоспособности и имеют высокую цену
последствий. Такие решения связаны с существенными преобразованиями
организации (смена технологии, смена целей, обновление персонала).
Тактические решения. Такие решения, как правило, обеспечивают
реализацию стратегических задач. По времени они не превышают одного года.
Тактические цели – это задачи, предусматривающие решение частных
проблем, намечаемые менеджерами среднего звена и описывающие шаги,
прохождения которых требуют стратегические сели организации.
Оперативные решения. Такие решения связаны с осуществлением текущих
целей и задач. По времени они рассчитаны на период, не превышающий месяца.
Операционные цели – это задачи, предусматривающие решения текущих
вопросов, намечаемые менеджерами нижнего звена и описывающие действия,
необходимые для достижения тактических и стратегических целей.
Сфера воздействия. Решение может приниматься с целью повлиять на работу
организации в целом, в этом случае оно будет глобальным. Результат решения
может сказаться на каком – либо одном или нескольких подразделениях
организации. В этом случае решение можно считать локальным. Эти решения не
затрагивают деятельность всей системы, однако для коллектива той
подсистемы, в отношении которой они принимаются, они могут носить характер
общих или частных решений.
Длительность реализации. Реализация решения может потребовать
нескольких часов, дней или месяцев. Если между принятием решения и
завершением его реализации пройдет сравнительно короткий срок – решение
краткосрочное. В то же время все более возрастает количество и значение
долгосрочных, перспективных решений, результаты осуществления которых могут
быть удалены на несколько лет.
Прогнозируемые последствия решения. Большинство управленческих решений
в процессе их реализации, так или иначе, поддается корректировке с целью
устранения каких – либо отклонений или учёта новых факторов, т.е. является
корректируемым. Вместе с тем имеются и решения, последствия которых
необратимы.
Метод разработки решения (алгоритм). Некоторые решения, как правило,
типичные, повторяющиеся, могут быть с успехом формализованы, т.е.
приниматься по заранее определённому алгоритму. Другими словами,
формализованное решение – это результат выполнения заранее определённой
последовательности действий.
Например, при составлении графика ремонтного обслуживания оборудования
начальник цеха может исходить из норматива, требующего определённого
соотношения между количеством оборудования и обслуживающим персоналом. Если
в цехе имеется 50 единиц оборудования, а норматив обслуживания составляет
10 единиц на одного ремонтного рабочего, значит, в цехе необходимо иметь
пять ремонтников.
Точно так же, когда финансовый менеджер принимает решение об
инвестировании свободных средств в государственные ценные бумаги, он
выбирает между различными видами облигаций в зависимости от того, какие из
них обеспечивают в данное время наибольшую прибыль на вложенный капитал.
Выбор производится на основе простого расчета конечной доходности по
каждому варианту и установления самого выгодного.
Формализация принятия решений повышает эффективность управления в
результате снижения вероятности ошибки и экономии времени: не нужно заново
разрабатывать решение каждый раз, когда возникает соответствующая ситуация.
Поэтому руководство организаций часто формализует решения для определённых,
регулярно повторяющихся ситуаций, разрабатывая соответствующие правила,
инструкции и нормативы.
В то же время в процессе управления организациями часто встречаются
новые, нетипичные ситуации и нестандартные проблемы, которые не поддаются
формализованному решению. В таких случаях большую роль играют
интеллектуальные способности, талант и личная инициатива менеджеров.
Конечно, на практике большинство решений занимает промежуточное
положение между этими двумя крайними точками, допуская в процессе их
разработки, как проявление личной инициативы, так и применение формальной
процедуры.
Количество критериев выбора. Если выбор наилучшей альтернативы
производится только по одному критерию (что характерно для формализованных
решений), то принимаемое решение будет простым, однокритериальным. И
наоборот, когда выбранная альтернатива должна удовлетворять одновременно
нескольким критериям, решение будет сложным, многокритериальным. В практике
менеджмента подавляющее большинство решений многокритериальны, так как они
должны одновременно отвечать таким критериям, как: объем прибыли,
доходность, уровень качества, доля рынка, уровень занятости, срок
реализации и т.п.
Форма принятия решений. Лицом, осуществляющим выбор из имеющихся
альтернатив окончательного решения, может быть один человек и его решение
будет соответственно единоличным. Однако в современной практике менеджмента
всё чаще встречаются сложные ситуации и проблемы, решение которых требует
всестороннего, комплексного анализа, т.е. участия группы менеджеров и
специалистов. Такие групповые, или коллективные, решения называются
коллегиальными. Усиление профессионализации и углубление специализации
управления приводят к широкому распространению коллегиальных форм принятия
решений.
Необходимо также иметь в виду, что определённые решения и
законодательно отнесены к группе коллегиальных. Так, например, определённые
решения в акционерном обществе (о выплате дивидендов, распределении прибыли
и убытков, совершении крупных сделок, избрании руководящих органов,
реорганизации и др.) отнесены к исключительной компетенции общего собрания
акционеров. Коллегиальная форма принятия решении, разумеется, снижает
оперативность управления и «размывает» ответственность за его результаты,
однако препятствует грубым ошибкам и злоупотреблениям и повышает
обоснованность выбора.
Способ фиксации решения. Преобладающей формой являются письменные
(документированные) решения. Это форма решений позволяет внести тот элемент
стабильности, упорядоченности и фиксирования информации, без которого
немыслимо управление.
Тем не менее важное место занимают и устные (недокументированные)
решения, которые в деятельности управленческого и производственного
аппарата составляют наиболее оперативную ее часть. Подобные решения могут
касаться важных вопросов и должны подкрепляться ответственностью за
исполнение.
Еще одной формой решений являются решения, применяющиеся в
автоматизированных системах. Это кодированные решения, которые наносятся на
специальные документы, перфокарты, различные магнитные носители.
Характер использованной информации. В зависимости от степени полноты и
достоверности информации, которой располагает менеджер, управленческие
решения могут быть детерминированными (принятыми в условиях определённости)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|