реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Выработка и принятие управленческих решений

реферат

решений.

2.1. Главные отличия управленческих решений.

Цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение

исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем

конкретной организации.

Последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной

жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно

высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для

организации в целом и её работников, и его решения могут существенно

повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна,

решения её руководителей могут серьёзно отразиться на социально –

экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть

нерентабельное предприятие компании может существенно повысить уровень

безработицы.

Разделение труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как

правило, сам его и выполняет, то в организации существует определённое

разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих

проблем и принятием решений, а другие (исполнители) – реализацией уже

принятых решений.

Профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно

принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении

организацией принятие решений – гораздо более сложный, ответственный и

формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не

каждый сотрудник организации, а только обладающий определёнными

профессиональными знаниями и навыками наделяется полномочиями

самостоятельно принимать определённые решения.

Рассмотрев эти отличительные особенности принятия решений в

организациях, можно дать следующее определение управленческого решения.

Управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществлённый

руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и

направленный на достижение целей организации.

2.2. Классификация управленческих решений

В процессе управления организациями принимается огромное количество

самых разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Тем не

менее, существуют некоторые общие признаки, позволяющие это множество

определённым образом классифицировать. Такая классификация представлена в

таблице 1:

Таблица 1.

Классификация управленческих решений

|Классификационный |Группы |

|признак |управленческих решений |

|Степень повторяемости проблемы |Традиционные - Нетипичные |

|Значимость цели и длительность |Стратегические - Тактические - |

|действия |Операционные |

|Сфера воздействия |Глобальные - Локальные |

|Длительность реализации |Долгосрочные - Краткосрочные |

|Прогнозируемые последствия |Корректируемые - |

|решения |Некорректируемые |

|Метод разработки решения |Формализованные - |

| |Неформализованные |

|Количество критериев выбора |Однокритериальные - |

| |Многокритериальные |

|Форма принятия |Единоличные - Коллегиальные |

|Способ фиксации решения |Документированные - |

| |Недокументированные |

|Характер использованной |Детерминированные - Вероятностные |

|информации | |

|Основания для принятия решения |Интуитивные – Решения на суждениях – |

| |Рациональные |

|Место и функции в процессе |Информационные – Организационные - |

|управления |Технологические |

Рассмотрим таблицу более подробно.

Степень повторяемости проблемы. В зависимости от повторяемости

проблемы, требующей решения, все управленческие решения можно подразделить

на традиционные, неоднократно встречавшиеся в практике управления, когда

необходимо лишь сделать выбор из уже имеющихся альтернатив, и нетипичные,

нестандартные решения, когда их поиск связан, прежде всего, с генерацией

новых альтернатив.

Значимость цели. Принятие решения может преследовать собственную,

самостоятельную цель или же быть средством способствовать достижению цели

более высокого порядка. В соответствии с этим решения могут быть

стратегическими, тактическими или операционными.

Стратегические решения. Такие решения обычно касаются коренных проблем.

Они принимаются в масштабе объекта управления и выше, рассчитаны на

длительный отрезок времени, на решение перспективных задач.

Стратегические цели – это цели, предусматривающие решение масштабных

проблем и относятся к компании в целом.

Стратегические решения являются наиболее важными решениями. Они

особенно значимы для конкурентоспособности и имеют высокую цену

последствий. Такие решения связаны с существенными преобразованиями

организации (смена технологии, смена целей, обновление персонала).

Тактические решения. Такие решения, как правило, обеспечивают

реализацию стратегических задач. По времени они не превышают одного года.

Тактические цели – это задачи, предусматривающие решение частных

проблем, намечаемые менеджерами среднего звена и описывающие шаги,

прохождения которых требуют стратегические сели организации.

Оперативные решения. Такие решения связаны с осуществлением текущих

целей и задач. По времени они рассчитаны на период, не превышающий месяца.

Операционные цели – это задачи, предусматривающие решения текущих

вопросов, намечаемые менеджерами нижнего звена и описывающие действия,

необходимые для достижения тактических и стратегических целей.

Сфера воздействия. Решение может приниматься с целью повлиять на работу

организации в целом, в этом случае оно будет глобальным. Результат решения

может сказаться на каком – либо одном или нескольких подразделениях

организации. В этом случае решение можно считать локальным. Эти решения не

затрагивают деятельность всей системы, однако для коллектива той

подсистемы, в отношении которой они принимаются, они могут носить характер

общих или частных решений.

Длительность реализации. Реализация решения может потребовать

нескольких часов, дней или месяцев. Если между принятием решения и

завершением его реализации пройдет сравнительно короткий срок – решение

краткосрочное. В то же время все более возрастает количество и значение

долгосрочных, перспективных решений, результаты осуществления которых могут

быть удалены на несколько лет.

Прогнозируемые последствия решения. Большинство управленческих решений

в процессе их реализации, так или иначе, поддается корректировке с целью

устранения каких – либо отклонений или учёта новых факторов, т.е. является

корректируемым. Вместе с тем имеются и решения, последствия которых

необратимы.

Метод разработки решения (алгоритм). Некоторые решения, как правило,

типичные, повторяющиеся, могут быть с успехом формализованы, т.е.

приниматься по заранее определённому алгоритму. Другими словами,

формализованное решение – это результат выполнения заранее определённой

последовательности действий.

Например, при составлении графика ремонтного обслуживания оборудования

начальник цеха может исходить из норматива, требующего определённого

соотношения между количеством оборудования и обслуживающим персоналом. Если

в цехе имеется 50 единиц оборудования, а норматив обслуживания составляет

10 единиц на одного ремонтного рабочего, значит, в цехе необходимо иметь

пять ремонтников.

Точно так же, когда финансовый менеджер принимает решение об

инвестировании свободных средств в государственные ценные бумаги, он

выбирает между различными видами облигаций в зависимости от того, какие из

них обеспечивают в данное время наибольшую прибыль на вложенный капитал.

Выбор производится на основе простого расчета конечной доходности по

каждому варианту и установления самого выгодного.

Формализация принятия решений повышает эффективность управления в

результате снижения вероятности ошибки и экономии времени: не нужно заново

разрабатывать решение каждый раз, когда возникает соответствующая ситуация.

Поэтому руководство организаций часто формализует решения для определённых,

регулярно повторяющихся ситуаций, разрабатывая соответствующие правила,

инструкции и нормативы.

В то же время в процессе управления организациями часто встречаются

новые, нетипичные ситуации и нестандартные проблемы, которые не поддаются

формализованному решению. В таких случаях большую роль играют

интеллектуальные способности, талант и личная инициатива менеджеров.

Конечно, на практике большинство решений занимает промежуточное

положение между этими двумя крайними точками, допуская в процессе их

разработки, как проявление личной инициативы, так и применение формальной

процедуры.

Количество критериев выбора. Если выбор наилучшей альтернативы

производится только по одному критерию (что характерно для формализованных

решений), то принимаемое решение будет простым, однокритериальным. И

наоборот, когда выбранная альтернатива должна удовлетворять одновременно

нескольким критериям, решение будет сложным, многокритериальным. В практике

менеджмента подавляющее большинство решений многокритериальны, так как они

должны одновременно отвечать таким критериям, как: объем прибыли,

доходность, уровень качества, доля рынка, уровень занятости, срок

реализации и т.п.

Форма принятия решений. Лицом, осуществляющим выбор из имеющихся

альтернатив окончательного решения, может быть один человек и его решение

будет соответственно единоличным. Однако в современной практике менеджмента

всё чаще встречаются сложные ситуации и проблемы, решение которых требует

всестороннего, комплексного анализа, т.е. участия группы менеджеров и

специалистов. Такие групповые, или коллективные, решения называются

коллегиальными. Усиление профессионализации и углубление специализации

управления приводят к широкому распространению коллегиальных форм принятия

решений.

Необходимо также иметь в виду, что определённые решения и

законодательно отнесены к группе коллегиальных. Так, например, определённые

решения в акционерном обществе (о выплате дивидендов, распределении прибыли

и убытков, совершении крупных сделок, избрании руководящих органов,

реорганизации и др.) отнесены к исключительной компетенции общего собрания

акционеров. Коллегиальная форма принятия решении, разумеется, снижает

оперативность управления и «размывает» ответственность за его результаты,

однако препятствует грубым ошибкам и злоупотреблениям и повышает

обоснованность выбора.

Способ фиксации решения. Преобладающей формой являются письменные

(документированные) решения. Это форма решений позволяет внести тот элемент

стабильности, упорядоченности и фиксирования информации, без которого

немыслимо управление.

Тем не менее важное место занимают и устные (недокументированные)

решения, которые в деятельности управленческого и производственного

аппарата составляют наиболее оперативную ее часть. Подобные решения могут

касаться важных вопросов и должны подкрепляться ответственностью за

исполнение.

Еще одной формой решений являются решения, применяющиеся в

автоматизированных системах. Это кодированные решения, которые наносятся на

специальные документы, перфокарты, различные магнитные носители.

Характер использованной информации. В зависимости от степени полноты и

достоверности информации, которой располагает менеджер, управленческие

решения могут быть детерминированными (принятыми в условиях определённости)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.