поступлений на средние инвестиционные затраты по проекту.
Оценка инвестиционных проектов осуществляется системой рассмотренных
показателей с учётом инфляционных процессов и факторов неопределенности и
риска.
2.9 Проблемы совершенствования документационного обеспечения управления в
современных условиях
В современной социально-экономической обстановке в условиях поиска
оптимальных путей информатизации общества и вхождения России в мировое
информационное пространство первостепенное значение приобретает решение
многоаспектной проблемы документационного обеспечения управления (ДОУ), при
помощи которого процессы документирования, организации документов и
документооборота приобретают нормативный или упорядоченный характер.
В рассматриваемой проблеме можно найти как исторически унаследованные
характеристики, так и новые, связанные с коренными техническими и социально-
экономическими преобразованиями в сфере документации. В особом внимании
нуждается исследование организации информационного взаимодействия
государственных и негосударственных структур федерального, «субъектного» и
других уровней управления. Недостаточная научно-теоретическая
разработанность и отсутствие должного государственного внимания к созданию
концептуальной базы и выработке единых подходов к организации ДОУ влекут за
собой различные отрицательные последствия, в частности отрыв от
международных правил и технологий, неэффективность и недостаточную ценность
сохраняемых информационных ресурсов.
Исследование состояния документационного обеспечения органов
управления РФ выявило:
• несовершенство действующей системы управления документацией и
информационными ресурсами в целом, являющееся результатом неопределенности
организационно-правового статуса данной функции, ее недооценки;
• несоответствие потребностям времени научно-методического управления
документацией, базирующегося на разработках, не выходящих преимущественно
за пределы начала 90-х годов;
• отставание документоведческих разработок нормативного и
методического характера от темпов развития информационных технологий и
изменений носителей информации при отсутствии требований к техническому
оснащению органов управления и процессов документирования и продвижения
документированной информации по «вертикали» и «горизонтали»;
• несовершенство процессов формирования, обработки, текущего и
архивного хранения и использования документации органов управления;
• недостаточное внимание к кадровому обеспечению управления
документацией в органах управления.
Основополагающую роль в решении проблем ДОУ должен сыграть закон о
документации Российской Федерации. Он позволит нормативно закрепить общие
принципы и наиболее существенные положения документационного обеспечения, в
том числе обязательность документирования деятельности всех организаций,
его формы и способы, электронное документирование, обмен информацией
удовлетворения потребностей в документации субъектов права, мер
ответственности за нарушения. Закон должен стать основополагающей
нормативной базой, которая не только решит многие спорные вопросы
электронного документооборота и электронного архива, но и определит
направления и дальнейшие перспективы развития автоматизации ДОУ. Принятие
закона о документации является необходимой задачей ближайшего будущего.
Исключительно важна также разработка государственных правовых актов,
устанавливающих нормы (стандарты, правила) ведения делопроизводства,
документации и меры ответственности за их нарушение. Стандарт, предъявляя
требования к унификации элементов оформления документации, облегчает
создание типовых,
унифицированных и единых процессов как традиционного, так и
автоматизированного документирования, хранения и передачи информации.
Кроме того, важное значение имеют последующая разработка и ведение
(обновление) общероссийских классификаторов технико-экономической и
социальной информации, в том числе форм управленческой документации на
уровне ведомств, предприятий и организаций.
В настоящее время работы по многим аспектам проблемы ДОУ, в том числе
документооборота с использованием современных информационных технологий,
что на практике часто называют автоматизированным документооборотом, носят
некоординируемый характер. В связи с принятием Закона об информатизации (от
20.02.95 № 24-ФЗ), а также коренными изменениями социально-экономической
ситуации в стране необходимо обновить весь комплекс нормативного и
методического обеспечения организации работы с документированной
информацией на различных уровнях государственного, общественного и
экономического управления.
Возрастающее значение приобретают задачи организации упорядочения и
регламентации государственного и ведомственного хранения документации на
нетрадиционных носителях (электронные документы), и по-прежнему важной
остается задача сопряжения аппаратно-программной среды, редакторских
программных и других средств документирования и обработки информации.
Согласование и сопряжение этих систем и документов должны стать предметом
самого пристального государственного внимания, так как они существенно
влияют на возможности и эффективность автоматизированного ДОУ.
Нерешенность вопросов электронного юридического атрибутирования
документов препятствует организации электронного документирования,
документооборота, хранения и защиты информации от несанкционированного
доступа.
Прежде чем заниматься технико-технологическими проблемами электронных
документов, следует решить терминологические проблемы, проблемы правового
характера по отношению к машиночитаемым документам.
Следующий шаг—стандартизация и унификация новых информационных
технологий.
Автоматизация ДОУ. С проблемой электронного документа тесно связана
проблема электронного документооборота, автоматизации ДОУ.
В настоящее время различными фирмами разработано и внедрено большое
количество автоматизированных систем управления документацией (АСУД),
характеризующихся специфическими подходами и компьютерно-коммуникационными
средствами реализации. В этих разработках отсутствует унифицированная
терминология. Продукция фирм-производителей именуется как: «Система
автоматизации документооборота», «Компьютерная система автоматизации
делопроизводства и документооборота", «Система управления
делопроизводством" , "Распределённая система управления документами",
"Электронный архив" и т.п. Разнообразие в названиях систем говорит лишь о
том, что сегодня эта область информационного рынка еще не оформилась в
качестве самостоятельного сегмента и в ряде случаев продукты АСУД
появляются как сопутствующие разработки или побочный продукт при решении
других, более сложных задач.
Тем не менее число АСУД растет достаточно быстро. Но в этом секторе
информационной индустрии не отлажена система мониторинга разработок,
появляющихся на рынке, нет четко функционирующей системы их лицензирования
и сертификации.
Принципы разработки и критерии выбора АСУД. Рассмотрим основные
тенденции в разработках АСУД. Для создания полноценного продукта важен
системный подход, который позволяет после внедрения АСУД говорить о
комплексном решении задачи документационного обеспечения управления в
организации.
Необходимо определить, специализированная это система или общего
назначения. То есть разработана она специально для ДОУ или же наряду с
другими назначениями может быть приспособлена для выполнения (или попутно
выполняет) задачи ДОУ.
Кроме того, важное значение для потребителя имеют стоимость системы и
масштаб организации, в которой ее можно применить, объем документооборота.
При выборе потребителями необходимой системы прежде всего следует
учесть, для какого типа управленческой структуры подбирается АСУД. Можно
выделить следующие категории потребителей:
• сложные иерархические структуры (министерство, ведомство,
корпорация, банк и т. п.);
• территориальные органы управления (администрации городов, субъектов
Федерации, муниципалитетам т. п.);
• коммерческие и некоммерческие организации среднего и низшего
уровня.
Эта систематизация носит условный характер, но в целом поглощает
основные типы потребителей АСУД. Для каждой из названных групп потребителей
существует целый ряд предложений.
Требования к системе управления документацией
Сформулируем требования к современной системе управления
документацией в организации.
Прежде всего АСУД должна выполнять все задачи документационного
обеспечения управления в полном объеме: подготовку документов, их
регистрацию, контроль за исполнением, поиск документов, их хранение и
справочную работу по массиву документов.
Система должна быть построена на единых методологических принципах,
программно-технических и технологических решениях и в рамках действующих
организационно-правовых условий в виде отечественного законодательства,
государственных стандартов, инструкций и требований.
АСУД должна обеспечить полноценное использование (интегрирование)
накопленного информационного ресурса и реализовывать принцип однократного
ввода информации и ее многократного использования как подокументно, так и
фактически. Система также должна помогать администраторам выбирать маршруты
движения документации внутри организации, обеспечивая необходимую степень
защиты информации от несанкционированного доступа.
АСУД в современных условиях должна быть способна к расширению по
определенным компонентам (количество технических устройств и технологий,
количество документов, объем информации, количество пользователей) и уметь
адаптироваться в разумных пределах к меняющимся требованиям пользователей.
Резюме
Организационная деятельность промышленных предприятий является
необходимым процессом, обеспечивающим функционирование всего предприятия в
соответствии с его целями и задачами. Управленческий учёт организационной
деятельности в качестве своей основной задачи ставит обеспечение
информацией служб, отделов и производственных подразделений, сформированной
и обработанной в соответствии с целевыми установками. Кроме того,
управленческий учёт готовит оценочную и контрольную информацию о
хозяйственной деятельности конкретных центров возникновения затрат,
ответственности и рентабельности.
Система организации управленческого учёта определяется организационной
и производственной структурой предприятия, построением внутреннего
экономического механизма хозяйствования. Особенности каждого предприятия
влияют на построение системы организации учёта. Между тем имеют место и
общие принципы: удовлетворение потребностей управленцев разных уровней
управления (нулевой, первый, последующие) в необходимой для принятия
решений информации; обоснованность по отношению к каждому структурному
подразделению состава и величины доходов и расходов; обобщение информации
по центрам возникновения затрат, ответственности и рентабельности; контроль
за объемом производства, собственными затратами и прибылью каждого
подразделения на основе исполнения планов и смет.
Контрольная и оценочная информация, используемая в управленческом
учёте организационной деятельности, формируется в несколько этапов:
первый — подготовительный — сбор исходных данных от источников
формирования первичных аналитических данных;
второй — вычислительный — различного рода процедуры обработки
информации, завершающиеся формированием аналитической информации;
третий — потребления — процедуры оценки и контроля за производственной
деятельностью структурных подразделений.
Основными критериями в построении моделей управленческого учёта служат
цели управления, система оценки и контроля за издержками, уровень
специализации подразделений и величина их затрат. Этим критериям отвечает
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|