Управленческие решения: виды и содержание
[pic]
THE INSTITUTE OF INTERNATIONAL LAW AND ECONOMICS named after A.S.
Griboedov
3-й курс заочного отделения экономического факультета
с сокращенной программой обучения
специальность 060400 «Финансы и кредит»
группа Фс-051с (Фс-061с)
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕНЕДЖМЕНТ»
На тему
«УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ: ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ»
Студент ПЫРХ С. В.
(ЭУ/99 – 24)
Руководитель
Доцент ПОДСЫПАНИНА Т.Д.
Москва, 2000
СОДЕРЖАНИЕ.
I. Введение ……………………………………………………………..……………..2
II. Понятия и классификация решений …………………………….………………..4
2.1. Главные отличия управленческих (организационных) решений ………………4
2.2. Методы, использующиеся в процессе принятия решений ……………….……..7
III. Менеджер – как генератор управленческих решений …………………………...9
IV. Выводы ……………………………………………………………………………12
V. Список используемой литературы …………...………………………………….14
I. ВВЕДЕНИЕ
Особое место в теории управления и социологии организации занимает
проблема руководства. Традиционно под руководством принято понимать
отношения, возникающие в организации в процессе и по поводу управления.
Основной принцип управления - единоначалие. Суть его в том, что власть,
право решения, ответственность и возможности контролировать процессы и
отношения в организации предоставляются только одному должностному лицу.
Соответственно руководитель—лицо персонифицирующее ответственность, власть
и право контроля. Отношения единоначалия во многом формируют иерархическую
пирамиду организации.
Поскольку вся власть и ответственность за функции контроля над
отношениями закреплены за одним лицом (руководителем), а он физически не в
состоянии осуществлять его в полном объёме, руководитель вынужден
делегировать часть своих полномочий подчинённым. Именно это и формирует
вертикальные (линейные) иерархические структуры. Специализация
управленческих функций и формы их координации порождают жёсткий рисунок
функциональной структуры современной организации. В созданной таким образом
управленческой иерархии каждый работник имеет собственного руководителя и
все, кроме рядовых исполнителей, имеют подчинённых. Отсюда вытекает
специфика двойственной формальной позиции любого руководителя, которая
накладывает существенный отпечаток на образ его поведения.
Говоря о проблемах организации, невозможно обойти вниманием такую
важную проблему, как принятие управленческих решений.
Она занимает одно из центральных мест в социологии организации. Считая
организацию инструментом управления, многие социологи и специалисты по
теории управления, начиная с М. Вебера, прямо связывают её деятельность в
первую очередь с подготовкой и реализацией управленческих решений.
Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений.
Интерес социологов к этой проблеме обусловлен тем, что в решениях
фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой
деятельности и управления организацией. Через них преломляются цели,
интересы, связи и нормы.
Характеризуя полный цикл управленческой деятельности, состоящий из
целепологания, планирования, организации, координации, контроля и
корректировки целей, легко заметить, что он, в конечном счете, представлен
в виде двух элементов управления: подготовки и осуществления управленческих
решений. Именно поэтому решения – центральный элемент управления и
организации.
В социологической литературе существуют разнообразные точки зрения на
то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать
управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение
о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п.
оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим
следует относить лишь те решения, которые затрагивают отношения в
организации.
Управленческие решения, таким образом, всегда связаны с изменениями в
организации, их инициатором обычно выступает должностное лицо или
соответствующий орган, несущий полную ответственность за последствия
контролируемых или реализуемых решений. Границы компетенции, в рамках
которой он принимает решение, чётко обозначены в требованиях формальной
структуры. Однако число лиц, привлекаемых к подготовке решения, значительно
больше числа лиц, облеченных властью.
Подготовка управленческих решений в современных организациях нередко
отделена от функции их принятия и предусматривает работу целого коллектива
специалистов. В «классической» теории управления она, как правило, является
функцией штабных служб.
Процесс осуществления решения связан с реализацией специального
плана, который представляет собой совокупность мероприятий, направленных на
достижение целей и сроков их реализации. Разработка такого плана –
прерогатива соответствующих служб в аппарате управления. Однако сегодня к
его разработке привлекаются те, кто будет его реализовывать, то есть
непосредственные исполнители.
В литературе классификации управленческих решений строятся по самым
разным основаниям. Одной из оправданных с социологической точки зрения
представляется классификация А. И. Пригожина: она учитывает меру вклада
субъекта решения в организационные преобразования. Согласно автору, все
управленческие решения в организации могут быть разделены на:
. жёстко обусловленные (детерминированные);
. слабо зависящие от субъекта решения.
К первым обычно относят либо так называемое стандартизированное решение
(обусловленные принятыми выше предписаниями и распоряжениями), либо
вторично обусловленные распоряжением вышестоящей организации. Этот тип
решений практически не зависит от качеств и ориентации руководителя.
Другой тип решений – так называемые инициативные решения, где качества
руководителя накладывают серьёзный отпечаток на характер принимаемых
решений. К ним относятся решения, связанные как с локальными изменениями в
организации (поощрение, наказание), так и с изменением механизмов,
структуры, целей организации. Инициативное решение обычно рассматривают как
выбор альтернативы поведения из нескольких возможных, каждая из которых
влечёт ряд позитивных и негативных последствий. В числе факторов, влияющих
на качество решений, отмечают: компетентность персонала, деловые и личные
качества руководителя, его ролевые (должностную, функциональную, групповую,
гражданскую, семейную) позиции.
Большое место среди перечисленных факторов уделяется проблеме
надёжности информации, организации коммуникации, помехам, возникающим в
ходе передачи информации. В числе последних большое место уделяется
положениям, связанным со спецификой ролевой позиции и интересов тех, кто
перерабатывает информацию в процессе её прохождения от нижних ярусов
организации до субъекта решения.
Одним из важных факторов, влияющих на качество управленческих решений,
является число ярусов в организации, увеличение которых ведёт к искажению
информации при подготовке решения, искажению распоряжений, идущих от
субъекта управления, увеличивает неповоротливость организации.
Этот же фактор способствует запаздыванию информации, которую получает
субъект решения. Это и обуславливает постоянное стремление сократить число
ярусов управления (уровней) организации.
Не меньшее значение приобрела в теории организаций проблема
рациональности принимаемых решений. Если первые теоретики социологии
управления рассматривали подготовку решения как целиком рациональный
процесс, то, начиная с середины 50-х гг. распространение получил подход,
согласно которому данный процесс считается ограниченно рациональным, ибо
обусловлен социокультурными и человеческими факторами. Всё чаще при
подготовке решений отмечается роль интуиции руководителя.
Серьёзной проблемой, связанной с эффективностью организации, является
также проблема выполнения принятых решений.
До трети всех управленческих решений не достигают своих целей по
причине невысокой исполнительской культуры. В нашей и зарубежных странах
социологи, принадлежащие к самым разным школам, пристальное внимание
уделяют совершенствованию исполнительской дисциплины, включению рядовых
сотрудников в разработку решения, мотивации такой деятельности, воспитанию
«фирменного патриотизма», стимулированию самоуправления.
II. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ РЕШЕНИЙ
Принятие решений, так же как и обмен информацией, - составная
часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решений
возникает на всех этапах процесса управления, связана со всеми
участками и аспектами управленческой деятельности и является её
квинтэссенцией. Поэтому так важно понять природу и сущность решений.
Что же такое решение? Попытаемся дать сначала самую общую
характеристику. Обычно в процессе, какой – либо деятельности возникают
ситуации, когда человек или группа людей сталкивается с необходимостью
выбора одного из нескольких возможных вариантов действия. Результат этого
выбора и будет являться решением. Таким образом, решение – это выбор
альтернативы.
Каждому из нас ежедневно приходится десятки раз что – то выбирать, на
собственном опыте развивая способности и приобретая навыки принятия
решений. Примеров можно привести множество: выбор одежды из имеющегося
гардероба, выбор блюд из предложенного меню.
Любому поступку индивида или действию коллектива предшествует
принятое решение. Решения являются универсальной формой поведения, как
отдельной личности, так и социальных групп. Эта универсальность объясняется
сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности.
Однако, несмотря на универсальность решений, их принятие в процессе
управления организацией существенно отличается от решений, принимаемых в
частной жизни.
2.1. Главные отличия управленческих (организационных) решений.
Что же отличает управленческие (организационные) решения?
Цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение
исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем
конкретной организации.
Последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной
жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно
высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для
организации в целом и её работников, и его решения могут существенно
повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна,
решения её руководителей могут серьёзно отразиться на социально –
экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть
нерентабельное предприятие компании может существенно повысить уровень
безработицы.
Разделение труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как
правило, сам его и выполняет, то в организации существует определённое
разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих
проблем и принятием решений, а другие (исполнители) – реализацией уже
принятых решений.
Профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно
принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении
организацией принятие решений – гораздо более сложный, ответственный и
формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не
каждый сотрудник организации, а только обладающий определёнными
профессиональными знаниями и навыками наделяется полномочиями
самостоятельно принимать определённые решения.
Рассмотрев эти отличительные особенности принятия решений в
Страницы: 1, 2, 3
|