Упрощенный механизм мотивации. Потребности. Ожидания. Мотив. Действия и
результаты. Вознаграждение. Оценка степени удовлетворенности ожиданий и
потребностей.
4
Организационные структуры управления.
Под структурой управления организацией понимается упорядоченная
совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в
устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как
единого целого. В рамках структуры протекает управленческий процесс, между
участниками которого распределены функции и задачи управления. С этой
позиции организационная структура – это форма разделения и кооперирования
управленческой деятельности, в рамках которой протекает процесс управления
направленный на достижение целей организации. Отсюда структура управления
включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи
между которыми обеспечивают координацию по их выполнению. Элементы
структуры управления. Работник управления – человек, выполняющий
определенную функцию управления. Орган управления – группа работников
связанных определенными отношениями состоящая из первичных групп. Первичная
группа – коллектив работников управления с руководителем, но без
подчиненных. Звенья управления – это структурные подразделения, а также
отдельные специалисты выполняющие соответствующие функции управления или их
часть. Уровень управления – совокупность звеньев управления занимающих
определенную ступень в системе управления организацией. Структура
управления характеризуется наличием связей между ее элементами.
Вертикальные связи – связи подчинения, при наличии нескольких уровней
управления. Линейные – по всем вопросам управления. Функциональные – по
определенной группе проблем функциональному руководителю. Горизонтальные
связи – между отделами, согласование, как правило, одноуровневые. Принципы
формирования организационных структур. Структура управления должна отражать
цели и задачи фирмы, быть подчиненной производству и меняться вместе с ним.
Она должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий
работников управления, которые определяются политикой, процедурами,
правилами и должностными инструкциями и рассматриваются как правило в
направлении более высоких уровней управления. Полномочия руководителя
ограничиваются факторами внешней среды, уровнем культуры и ценностными
ориентациями, принятыми традициями и нормами. Соответствие между функциями
и полномочиями и квалификацией и уровнем культуры. Требования к
организационной структуре. Оптимальность – рациональные связи при
наименьшем числе ступеней управления. Оперативность – без изменений от
принятия до реализации. Надежность – достоверность передачи информации, без
искажений, бесперебойность связи. Экономичность – нужный эффект при
наименьших затратах; критерий – соотношение затрат к результату. Гибкость –
способность изменятся вместе со внешней средой. Устойчивость – неизменность
ее основных свойств при внешнем воздействии, целостность функционирования.
Организационная структура должна. Обеспечивать максимальную свободу и
инициативу каждого служащего в соответствии с его опытом и профессиональной
подготовкой. Создавать творческую обстановку, стимулировать выдвижение
новых идей, технологий. Система справедливых и щедрых вознаграждений
сотрудников. Учитывать личную ответственность руководителя и характер
вертикальных коммуникаций между руководителем и трудовым коллективом.
Способствовать развитию горизонтальных коммуникаций. Ограничить рост
непроизводительных расходов и управленческого аппарата.
5
Понятие коммуникации и ее виды.
Коммуникация – процесс обмена инф-цией. Нужно довести до исполнителей
вознаграждение, которые их ждут в случае выполнения задания. Многие
руководители считают коммуникации главной причиной недостатков в работе
«П». Эффективно работающие руководители, те которые эффективны в
коммуникациях. Они представляют суть комуникац процесса, и понимают как
коммуникация влияет на обмен инфор-цией. Коммуикации:
1. внутренние – делятся на межуравневые коммуникации, и между СП (по
горизонтали). При межуравневых комуникациях инф-ция может передаваться от
низших уровней к высшим (об изменениях приоритетов, новых задачах и
процедурах). Между СП – обмен инф-цией для координации действий. Выгоды от
коммуникации между СП – идут на формирование равноправных отношений.
2. внешние - «П» используют разные коммуникации для установления контактов
с внешним миром (с имеющимися и потенциальными потребителями). С имеющимися
– коммуникации с помощью переговоров и договоров. Большое значение здесь
имеет репутация.
Особое значение – отношение между рук-лем и подчиненным. На них приходится
2/3 коммуникативной деятельности. Обмен инф-цией здесь связан с прояснением
задач, вовлечением людей в решении задач, с обсуждением проблем
эффективности работы, достижением признания, сов-ние и развитие
способностей подчиненных. Группа может также обсуждать вопросы и без
руководителя. Инф-цию он может получить и виде отчета. Неформальные
комуникации – канал цехов (80%-90%) наиболее точен в отношении не
противоречивой инфор-ции о «П». Менее точны слухи о личностях. Слухи
оказывают как положительное так и отрицательное влияние. Иногда
руководитель сам распределеяет слухи и смотрит какая будет реакция: о
сокращениях, об опозданиях, об изменениях в структуре орг-ции, грядущие
перемещения и повышения.
6
Формальные и неформальные структуры управления. Формальные ст-ры создаются
по воле руководства для организации производственного процесса. Задачей
этих ст-р явл-ся выполнение конкретных работ в соответствии с разделением
труда в данной организации. Неформальные ст-ры создаются по воле самих
работающих на основе взаимных симпатий, дружеских отношений. Сила
воздействия неформальных групп достаточно большая в организации и при
определенных условиях она фактически может стать доминирующей и свести на
нет усилия руководства. Неформальный лидер – это специалист, не являющийся
официальным руководителем, но в силу своих личностных качеств, проф навыков
пользуется авторитетом в коллективе и может оказывать существенное влияние
на его поведение.
7
Принципы управления Фойля. Реализ-ция принцип.
Одним из пионеров школы управления был Фойль. Он разделил весь прцесс
управления на 5 осн функций: планирование, подбор и расстановка кадров,
организация и контроль. Американцы его наз отцом мен-та. Его принципы
следует признать результатом управления, »администрирования» Суть разраб-ых
принципов сводится к след-му:
1)разделение труда, единоначалие, равенство, полномочие и ответственность,
централизация и децентралтзация, вознаграждение и наказание,
справедливость, дисциплина, инициатива, корпоративный дух, подчиненность
личных интересам общественным, порядок, комбинация, координация мен-ров
одного уровня, планов, доброта и порядочность, кооперация, авторитет и
ответственность, единство руководства, стандартизация. 5.Классификация
предприятий. 1-по правовому положению: частные (единоличные) и объединение
предпринимателей, в свою очередь последние делятся на: объединение лиц
(командитное товарищество, полное тов-во), объединение капиталов
(акционерное общества, общества с огран ответ-стью, с дополнительной
ответственностью). 2)по характеру собственности: частные, государственные,
кооперативные) 3)по принадлежности капиталла (иностранные, национальные,
смешенные) 4)по характеру хозяйст-х отношений: картели, синдикаты, пу –вся
прибыль в одно) трест, концерн, промышленный холдинг 5)в зависимости от
цели: малые, средние, большие. 6)в зависимости отцелей: комерческие,
некомерческие.
8
Понятие структуры «П», произв структуры и орг стр
Структура с латин языка - строение, единство устойчивых взаимосвязей между
элементами. Каждый материальный объект обладает множеством внешних и
внутренних связей и способностью переходить из одного состоянния в другое
(каждый мат объект может менять свою струк-ру) Структура пред-я определяет
место отдельных работников и подразделений при сложившейся кооперации
труда. Это каркас, на кот строятся и взаимоотношения. Хорошая структура
пред-е способствует выполнению целей, стоящих перед пред-ем, хотя не
гарантируется их достижение. Плохая - гарантирует провалы. ОБЩАЯ ст-ра
делится на: производственную и организационную ст-ру управления. Организ-
ная струк-ра управления - это совокупность работников управления, их
соподчиненность и связь ОСУ - упорядоченная совокупность элементов,
находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их
функционирование и развитие как одного целого. Элементами ст-ры управ-я явл
отдельные работники, службы и др звенья аппарата управления. Отношения
между ними поддерж-ся благодаря связям, которые делятся на: вертикальные и
горизонтальные. Гориз-ные носят характер согласования и явл-ся
одноуровневые (между нач цехов). Вертик - это связи подчинения и
необходимость в них возникает при иерархичности. Связи в орг СУ могут
носить линейный и функциональный характео. Линейные - отражают движением
управл решений и информации между линейными руководителями. Функциональные
- имеют место по линии движения информации и управл решений по отдельным
функциям управления. Функциональные руков-ли дают указания по опред-ным
вопросам. В рамках ОСУ протекает управлен-кий процесс ,процесс принятия
решений и движение информации ОСУ можно рассматривать как форму разделени
труда и кооперации управленческой деятельности в рамках кот происходит
процесс управления. Функция управ-я - это содержание упр-я, ОСУ-его форма.
Деятельность, направленная на достижение цели - это функция, аппарат - это
ОСУ.
9
Характеристика дивизиональных структур управления.
Переход к дивизиональным структурам – позволяют организации уделять
конкретному продукту, потребителю или региону столько же внимания, сколько
и небольшая организация, выпускающая один продукт или ориентированная на 1
потребителя, что позволяет быстрее адаптироваться к меняющейся внешней
среде. Недостатки: увеличение затрат из-за дублирования функций,
недостаточное общение между специалистами разных отделов, слабые связи с
головным предприятиями.
10
Характеристика программно-целевых и матричных структур управления.
Поиски, новых методов обоснования управл решений, оценки достигнутых
результатов, более эффективного использования мат и трудовых ресурсов,
правильного соотношения централизации и децентрализации в управлении
привели к созданию так называемых программно-целевых структур. Сущность ПЦС
заключается в том, что они базируются на комплексном управлении всей
производственной системой в целом как единым объектом, ориентированным на
отдельную цель. Одной из разновидностей ПЦС является новая форма –
«внедрение нововведений». Она предназначена для тех орг-ций, где пр-во
продукции осущ в широком диапазоне выпускаемой номенклатуры. Сущность ее
заключается в том, что планирование и введение различных новшеств в
технологию разработки принципиально новых видов изделий, а также их
реализации полностью возлагаются на группу нововведений. Такая орг-ция
работы позволяет руководителям функциональных подразделений сосредоточить
внимание на выполнении обязательных текущих дел, менее сложных, но имеющих,
однако, большой удельный вес в годовой производственной программе. Это
обеспечивает определенную гибкость и оперативность в управлении. Тем не
менее, не исключена возможность дублирования функций в нескольких группах.
Внедрение нововведений требует также четкой системы связей между группами и
внешней средой, в противном случае работа организации не достигнет научного
Страницы: 1, 2, 3
|