реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Стратегическое планирование на предприятии

реферат

новой технологии, отличной от используемой. При данной стратегии фирма

должна ориентироваться на производство таких технологически не связанных

продуктов, которые бы использовали уже имеющиеся возможности фирмы,

например в области поставок. Так как новый продукт должен быть ориентирован

на потребителя основного продукта, то по своим качествам он должен быть

сопутствующим уже производимому продукту. Важным условием реализации данной

стратегии является предварительная оценка фирмой собственной компетентности

в производстве нового продукта;

• стратегия конгломеративной диверсификации состоит в том, что

фирма расширяется за счет производства технологически не связанных с уже

производимыми новых продуктов, которые реализуются на новых рынках. Это

одна из самых сложных для реализации стратегий развития, так как ее

успешное осуществление зависит от многих факторов, в частности от

компетентности имеющегося персонала и в особенности менеджеров, сезонности

в жизни рынка, наличия необходимых сумм денег и т.п.

1.3.4. Стратегии сокращения

Они реализуются тогда, когда фирма нуждается в перегруппировке сил

после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения

эффективности, когда наблюдаются спады и кардинальные изменения в

экономике, такие, как, например, структурная перестройка и т.п. В этих

случаях фирмы прибегают к использованию стратегий целенаправленного и

спланированного сокращения производства. Реализация данных стратегий

зачастую проходит небезболезненно для фирмы. Однако необходимо четко

осознавать, что это такие же стратегии развития фирмы, как и рассмотренные

стратегии роста, и при определенных обстоятельствах их невозможно избежать.

Более того, порой это единственно возможные стратегии обновления бизнеса,

так как в подавляющем большинстве случаев обновление и рост —

взаимоисключающие процессы развития бизнеса.

Выделяется четыре типа стратегий целенаправленного сокращения

бизнеса:

• стратегия ликвидации представляет собой предельный случай

стратегии сокращения и осуществляется тогда, когда фирма не может вести

дальнейший бизнес;

• стратегия «сбора урожая» предполагает отказ от долгосрочного

взгляда на бизнес в пользу максимального получения доходов в краткосрочной

перспективе. Эта стратегия применяется по отношению к бесперспективному

бизнесу, который не может быть прибыльно продан, но может принести доходы

во время «сбора урожая». Данная стратегия предполагает сокращение затрат на

закупки, на рабочую силу и максимальное получение дохода от распродажи

имеющегося продукта и продолжающего сокращаться производства. Стратегия

«сбора урожая» рассчитана на то, чтобы при постепенном сокращении данного

бизнеса до нуля добиться за период сокращения получения максимального

совокупного дохода;

• стратегия сокращения заключается в том, что фирма закрывает или

продает одно из своих подразделений или бизнесов, чтобы осуществить

долгосрочное изменение границ ведения бизнеса. Часто эта стратегия

реализуется диверсифицированными фирмами тогда, когда одно из производств

плохо сочетается с другими. Реализуется данная стратегия и тогда, когда

нужно получить средства для развития более перспективных либо же начала

новых, более соответствующих долгосрочным целям фирмы бизнесов. Существуют

и другие ситуации, требующие реализации стратегии сокращения;

• стратегия сокращения расходов достаточно близка к стратегии

сокращения, так как ее основной идеей является поиск возможностей

уменьшения издержек и проведение соответствующих мероприятий по сокращению

затрат. Однако данная стратегия обладает определенными отличительными

особенностями, которые состоят в том, что она больше ориентирована на

устранение достаточно небольших источников затрат, а также в том, что ее

реализация носит характер временных или краткосрочных мер. Реализация

данной стратегии связана со снижением производственных затрат, » повышением

производительности, сокращением найма и даже с увольнением персонала,

прекращением производства неприбыльных товаров и закрытием неприбыльных

мощностей. Можно считать, что стратегия сокращения затрат переходит в

стратегию сокращения тогда, когда начинают продаваться подразделения или же

в достаточно большом объеме основные фонды. В реальной практике фирма может

одновременно реализовывать несколько стратегий. Особенно это распространено

у многоотраслевых компаний. Фирма может проводить и определенную

последовательность в реализации стратегий. По поводу первого и второго

случаев говорят, что фирма осуществляет комбинированную стратегию.

2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

2.1. Этапы стратегического планирования

В послевоенные годы управление фирмами практически каждое

десятилетие претерпевало существенные изменения. Изменялись условия ведения

бизнеса, и перед фирмами вставала задача по-новому решать вопросы

достижения целей, по-новому подходить к поиску средств выживания в

конкурентной борьбе. И каждый раз понятие стратегичности управления фирмой

обретало особый смысл, часто диаметрально противоположный тому, который

вкладывался в него ранее.

Стратегичность управления 50—60-х гг. — это долгосрочное

планирование производства продукции и освоения рынков. Примерно в это время

долгосрочные планы попали в центр внимания при выработке стратегического

поведения организации.

В 70-е гг. существенно изменился смысл стратегического выбора. Это

уже не фиксация планов производства на долгосрочную перспективу, а выбор,

касающийся того, в каком бизнесе находиться, решение по поводу того, что

делать с тем бизнесом, который был успешен, но может потерять свою

привлекательность вследствие изменения потребительских приоритетов.

В 80-е гг. динамизм внешней среды настолько усложнил задачу

своевременной адаптации к тем изменениям, которые происходят во всех сферах

общественной жизни, что создание потенциала изменения, способности фирмы

должным образом отвечать на вызов со стороны окружения стало центром

стратегичности поведения фирмы. Сначала стратегическое выполнение, а потом

стратегическое управление окончательно свели понимание стратегического

поведения фирмы к такому управлению организацией, при котором основой

стратегических решений становится выбор относительно поведения фирмы в

текущий момент, который при этом одновременно рассматривается и как начало

будущего. Таким образом, решение определяется возникающими

обстоятельствами, но в то же время оно подразумевает, что его выполнение

должно не только дать ответ на вызов со стороны окружения, но и обеспечить

возможность дальнейшей успешной реакции на изменения, которые произойдут в

среде.

Определение

Для того чтобы дать развернутое определение стратегического

управления, сравним это управление с преимущественно оперативным (назовем

его обычным управлением), в основном практиковавшимся в бизнесе свыше 20

лет назад. Сравнение проведем по ключевым характеристикам управления

организацией.

Таблица 2.1.

Сравнение оперативного и стратегического управления

|Характеристика |Оперативное управление|Стратегическое управление |

| | | |

|Миссия, |Производство товаров и|Выживание организации в долгосрочной|

|предназначение |услуг с целью |перспективе посредством установления|

| |получения дохода от их|динамичного баланса с окружением, |

| |реализации |позволяющего решать проблемы |

| | |заинтересованных в деятельности |

| | |организации лиц |

|Объект |Взгляд внутрь |Взгляд вовне организации, поиск |

|концентрации |организации, поиск |новых возможностей в конкурентной |

|внимания |путей более |борьбе, отслеживание и адаптация к |

|менеджмента |эффективного |изменениям в окружении |

| |использования ресурсов| |

|Учет фактора |Ориентация на |Ориентация на долгосрочную |

|времени |краткосрочную и |перспективу |

| |среднесрочную | |

| |перспективу | |

|Основа |Функции и |Люди, системы информационного |

|построения |организационные |обеспечения, рынок |

|системы |структуры, процедуры, | |

|управления |техника и технология | |

|Подход к |Взгляд на работников |Взгляд на работников как на основу |

|управлению |как на ресурс |организации, ее главную ценность и |

|персоналом |организации, как на |источник ее благополучия |

| |исполнителей отдельных| |

| |работ и функций | |

|Критерий |Прибыльность и |Своевременность и точность реакции |

|эффективности |рациональность |организации на новые запросы рынка и|

|управления |использования |изменения в зависимости от изменения|

| |производственного |окружения |

| |потенциала | |

Обобщая рассмотренные особенности стратегического управления и

приведенные определения, будем понимать стратегическое управление следующим

образом.

Стратегическое управление — это такое управление организацией,

которое опирается на человеческий потенциал как основу организации,

ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко

реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие

вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных

преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в

долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

2.2. Определение стратегии фирмы

Процесс выбора стратегии включает в себя следующие основные шаги:

• уяснение текущей стратегии;

• проведение анализа портфеля бизнесов;

• выбор стратегии фирмы и оценка выбранной стратегии.

Уяснение текущей стратегии

Уяснение текущей стратегии очень важно, потому что нельзя принимать

решения по поводу будущего, не имея четкого представления по поводу того, в

каком состоянии находится организация и какие стратегии она реализует.

Могут быть использованы различные схемы уяснения текущей стратегии. Один из

возможных подходов предложен Томпсоном и Стрикландом. Они считают, что

существует по пяти внешних и внутренних факторов, которые необходимо

оценить, чтобы разобраться с реализуемой стратегией.

Внешние факторы:

• размах деятельности фирмы и степень разнообразия производимой

продукции, диверсифицированность фирмы;

• общий характер и природа недавних приобретений фирмы и продаж ею

части своей собственности;

• структура и направленность деятельности фирмы за последний

период;

• возможности, на которые была ориентирована фирма в последнее

время;

• отношение к внешним угрозам,

Внутренние факторы:

• цели фирмы;

• критерии распределения ресурсов и сложившаяся структура

капиталовложений по производимой продукции;

• отношение к финансовому риску как со стороны руководства, так и в

соответствии с реальной практикой и осуществляемой финансовой политикой;

• уровень и степень концентрации усилий в области НИОКР;

• стратегии отдельных функциональных сфер (маркетинг, производство,

кадры, финансы, научные исследования и разработки).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.