тарифов на проживание в гостиницах в зависимости от сезона может достигать
50 %), развитие тех видов туризма, которые не подвержены сезонным
колебаниям – конгрессный, деловой и т.д.
3. Этапы развития и реформирования отрасли туризма
Туризм - продукт длительного исторического развития. Предпосылки его
развития берут свое начало в глубокой древности.
Как известно, процесс познания человеком окружающего мира тесно связан
с путешествиями. Уже в древние времена народы Средиземноморья располагали
географическими описаниями, которые давали общие представления о соседних
территориях. Развитие обмена и торговых связей требовало достоверных и
подробных сведений о странах, их населении и обычаях.
С целью изучения новых территорий отправлялись в далекие путешествия
древние ученые (Геродот – 5 в. до н.э.) и исследователи других стран (Пифей
– 4 в. до н.э.).
Накопившиеся к началу нашей эры географические даные о различных
странах наиболее полно были изложены древними географами Страбоном (63 г.
до н.э. – 20 г. н.э.) и Клавдием Птоломеем (90 – 168 гг. н.э.)
Огромная заслуга в открытии новых территорий в это время принадлежит
арабским путешественникам VII – XI вв. Например, купец из Басры Сулейман
посетил Китай и Индию, а Ибн-Хордабех и Ибн-Фадиан дали подробное описание
нашей страны.
В период IX – XI веков Древняя Русь в силу своего географического
положения являлась центром пересечения торговых путей между Западом и
Востоком. В это время активно развивались наши связи с Византией. С
принятием христианства на Руси из Византии потянулись служители церкви,
переводчики, переписчики книг и купцы. Нельзя также не отметить широкое
распространение крестовых походов того периода, целью которых было
завоевание новых земель.
Период Средневековья был ознаменован началом путешествий к целебным
источникам. Особо известными путешественниками этого периода можно назвать
Афанасия Никитина, Марко Поло, Васко де Гама, Христофора Колумба.
Говоря об истории развития отечественного туризма, можно отметить 5
этапов [20;11]:
1. до 1880 года - этот этап был ознаменован началом
поездок на отдельные экскурсии или на отдых. Наиболее
активными в этом плане были революционно-демократические
слои и интеллигенция России.
2. этот этап начался периодом развития капитализма в России
и прервался в связи с началом первой мировой войны и
февральской революции 1917 года. На этом этапе
отмечалось быстрое развитие туристской инфраструктуры:
ресторанов, гостиниц, транспортной сети, также в этот
период начал формироваться туристский рынок, в котором
можно было проследить два основных сегмента - элитарный
туризм состоятельных слоев и экскурсионный и
рекреационный туризм интеллигенции. В этот период
появились также первые туристические фирмы, бюро,
компании, клубы.
3. с февраля 1917 года до конца 60-х годов. На этом этапе
идеологические функции туризма доминировали над
хозяйственными. Появились первые профсоюзы. В целом, в
этот период начала формироваться самая крупная и самая
дешевая материальная база социального и самодеятельного
туризма.
4. 1969 – 1985 года – характеризуется быстрым темпом
развития социального туризма, и также быстрым
отставанием качества обслуживания от стандартов
индустрии туризма западных стран.
5. современный этап – с 1985 года - может быть назван
переходным периодом в развитии туризма. Здесь можно
также выделить 4 тенденции:
1) изменение в структуре спроса и в сегментации
туристического рынка;
2) развитие частных, средних и малых предприятий;
3) возникновение частной собственности, в частности на
землю;
4) разработка специального законодательства регулирующего
развитие отрасли туризма.
4. Нормативно-правовая база регулирования отрасли
Нормативно-правовой базой отрасли туризма служат:
1. Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности.
Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности
состоит из Федерального закона N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности
в Российской Федерации" от 24 ноября 1996 г. [2], принимаемых в
соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов
Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов
субъектов Российской Федерации.
Принципами государственной политики, направленной на установление
правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации являются:
содействие туристской деятельности и создание благоприятных условий для ее
развития; определение и поддержание приоритетных направлений туристской
деятельности; формирование представлений о Российской Федерации как
стране, благоприятной для туризма; осуществление поддержки и защиты
российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.
Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется
путем: создания нормативных правовых актов, направленных на
совершенствование отношений в сфере туристской индустрии; содействия в
продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;
лицензирования, стандартизации в туристской индустрии, сертификации
туристского продукта; установления правил въезда в Российскую Федерацию,
выезда из Российской Федерации и пребывания на территории Российской
Федерации с учетом интересов развития туризма; прямых бюджетных
ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ
развития туризма; создания благоприятных условий для инвестиций в
туристскую индустрию; налогового и таможенного регулирования;
предоставления льготных кредитов, установления налоговых и таможенных льгот
туроператорам и турагентам, занимающимся туристской деятельностью на
территории Российской Федерации и привлекающим иностранных граждан для
занятия туризмом на территории Российской Федерации; содействия кадровому
обеспечению туристской деятельности; развития научных исследований в сфере
туристской индустрии; содействия участию российских туристов,
туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристских
программах; обеспечения картографической продукцией; иными способами,
применяемыми в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
1. Концепция реорганизации и развития туризма в РФ, #G1одобренная Указом
Президента Российской Федерации от 22 декабря 1995 года N 1284.
Главная цель концепции - создание в России современного
высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса,
обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения
потребностей российских и зарубежных граждан в туристических услугах, а с
другой - значительный вклад в развитие экономики страны, в том числе за
счет увеличения количества рабочих мест, налоговых поступлений в
федеральный бюджет, притока иностранной валюты, сохранения и рационального
использования культурного и природного наследия.
Меры по реализации этой цели предполагают:
> включение туризма в перечень основных направлений структурной
перестройки российской экономики;
> выполнение федеральной целевой программы "Развитие туризма в
Российской Федерации";
> создание нормативно-правовой базы развития туризма,
соответствующей мировому опыту и правовой практике;
> формирование экономических механизмов стимулирования развития
иностранного и внутреннего туризма, привлечения инвестиций в эту
сферу и защиты внутреннего туристического рынка путем
предоставления налоговых и таможенных льгот, государственных
гарантий и иных мер государственной поддержки;
> введение жесткой системы сертификации и лицензирования
туристической деятельности;
> создание благоприятных условий для кооперации туристических,
банковских структур, транспортных, гостиничных и страховых
компаний в целях формирования высокотехнологичных комплексов
туристического обслуживания и развития материально-технической
базы отрасли.
2. Указ Президента РФ ''О реорганизации и развитии туризма в Российской
Федерации'' (с изменениями на 6 апреля 2000 года)
В целях обеспечения условий развития в Российской Федерации индустрии
туризма как основы повышения потенциала и конкурентоспособности
национального туристического комплекса постановляю:
1) Одобрить прилагаемую концепцию реорганизации и
развития туризма в Российской Федерации.
2) Признать приоритетной задачей государства оказание
всемерной поддержки отечественным туристическим
организациям в реализации федеральной целевой
программы "Развитие туризма в Российской Федерации".
3) Одобрить инициативу Государственного комитета
Российской Федерации по физической культуре и
туризму, Национального фонда спорта, Национальной
туристской ассоциации, акционерных обществ "Интурист-
Холдинг компания", "Мосинтур", "Интуртранс" и
коммерческого банка развития иностранного туризма
"Интурбанк" о создании финансово-промышленной группы
- Национальной туристической корпорации.
4) Правительству Российской Федерации после создания и
регистрации в установленном порядке Национальной
туристической корпорации рассмотреть вопрос об
осуществлении в соответствии с законодательством
Российской Федерации мер государственной поддержки
этой корпорации, включая передачу в ее управление
находящихся в федеральной собственности долей и паев
в активах организаций участников корпорации, а также
наделение коммерческого банка развития иностранного
туризма "Интурбанк" полномочиями по финансовому
обслуживанию федеральной целевой программы "Развитие
туризма в Российской Федерации".
4. Законодательство Псковской области о туристской деятельности
4.1. Закон ''О туристской деятельности в Псковской области'' № 48-ОЗ
от 14 июля 1999 г.[1] разработан на основании Федерального закона "Об
основах туристской деятельности в Российской Федерации" N 132-ФЗ от 24
ноября 1996 г. и других нормативных правовых актов Российской Федерации в
сфере туризма, а также общепризнанных принципах и нормах международного
права и договорах Российской Федерации.
Туризм - одна из приоритетных отраслей экономики. Цель закона -
создание благоприятных условий для развития туризма, для более полной
реализации прав граждан на удовлетворение духовных потребностей, на отдых и
образование, развития международных и внутригосударственных туристских
связей на основе взаимной выгоды, создание условий для использования
культурного и природного наследия.
Основными целями государственного регулирования туристской
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|