карьеры: руководители и сотрудники отдела персонала могут да-
вать обоснованные советы относительно того, что ожидает обра-
тившегося за консультацией сотрудника, который стремится за-
нять данный пост; консультируемый сотрудник имеет возмож-
ность вынести свое решение на основе конкретных критериев
вместо слухов и расплывчатых представлений. Сотрудники могут
более точно и четко сформулировать свои цели. У них создается
более ясное представление об аспектах, имеющих значимость на
рабочем месте и требующих особого внимания;
- критерии, используемые для оценки личных качеств сотруд-
ников в рамках системной оценки персонала, могут быть сфор-
мулированы с существенно более высокой точностью. С помо-
168 ???
щью анализа требований можно определить, какие личные ха-
рактеристики играют существенную роль при вьшолнении задач,
а какие имеют меньшее значение, хотя сами по себе могут быть и
очень положительными;
- конкретизация целей в рамках развития персонала: становится
возможным организовать обучение и тренинг с учетом индиви-
дуальных потребностей сотрудников, а также обеспечить систем-
ный режим ротации на рабочем месте, в наибольшей степени
служащий развитию персонала.
В табл. 13 и на ил. 21 и 22 обобщены некоторые результаты
анализа требований к должностям начальников отделов, прове-
денного компанией "Люфтганза" в 1991 г. при участии более 80
менеджеров разного уровня.
Должности руководителей различных отделов охарактеризо-
ваны 13 параметрами, имеющими различную степень проявле-
ния. Совокупность типичных для конкретной должности степе-
ней проявления этих параметров представляет собой профиль
требований.
Оценка потенциала используется с целью выявления объек-
тивной, надежной и актуальной информации о мотивах, внут-
ренних установках и склонностях в сфере поведения (свойствах)
конкретных лиц, а также для определения их способностей, зна-
ний и навыков.
Ниже мы рассмотрим ряд методов индивидуальной оценки
потенциала с учетом опыта их применения в компании "Люфт-
ганза".
(1) Интервью (собеседование)
Беседа с лицом, ищущим работу, и разговор, предшествую-
щий принятию решения о повышении сотрудника по службе,
являются наиболее распространенными методами оценки потен-
циала. Такая процедура необходима, поскольку она обычно явля-
ется единственным источником, дающим представление о моти-
вационных и эмоциональных характеристиках (признание, сим-
патии, климат), а также о специфике социального поведения
тактичность, манеры, доброжелательность) испытуемого лица.
Помимо этого, процедура интервью позволяет дать ищущему ра-
боту или кандидату на повышение важную информацию о пред-
приятии и его будущей позиции.
Несмотря на то что те, кто применяет метод интервью на
практике, считают его информативным, эффективным и даже об-
щепризнанным, научные исследования показали, что объектив-
ность результатов интервью и степень их надежности с точки
169
Таблица 13
Операционализированные параметры требований к руководству
отделов
|Параметр |Операционализация |
| |Черты личности руководителя |
|1. Ориентация |Умеет распознавать потребности клиента и обеспечивает |
|на клиента |соответствие товаров фирмы и их маркетинга этим потребно- |
| |стям; отодвигает личные желания на второй план, когда они |
| |не совпадают с интересами клиента |
|2. Открытость |Терпим по отношению к другим, но без чрезмерной уступчи- |
| |вости. Внимателен к чужим доводам и прислушивается к ним' |
| |даже если они расходятся с его личными взглядами. Открыт |
| |по отношению к другим, ищет контакты, приветлив, вызывает |
| |симпатию; поведение свидетельствует о хорошем воспитании |
| |и умении держаться. Может служить образцом для подража- |
| |ния. |
|3. Активность |Не теряет выдержки даже в критических ситуациях; сохраняет |
|и |деловой подход, даже когда задеты его личные интересы. |
|умение вы- |Проявляет упорство даже при выполнении сложных заданий и |
|держивать |не останавливается перед препятствиями. Не раздражается, |
|нагрузки |когда ему мешают. Проявляет энтузиазм по отношению к |
| |заданиям и людям. Ярко выраженная целеустремленность и |
| |умение увлечь за собой других. Стремление к успеху. |
|4. Автоном- |Охотно берется за сложные задания; мобильный. Не отрекает- |
|ность и го- |ся от своих ошибок и не сваливает их на других. Держится |
|товность к |уверенно; умеет высказывать критические замечания, даже |
|переменам |когда это не одобряется. |
| |Мышление и действия в ходе самостоятельной работы |
|5. Интеллекту-|Определяет общие элементы разных ситуаций; устанавливает |
| |правила на основе конкретных ситуаций и претворяет их |
|альные спо- |также в конкретные решения. Перенимает информацию и |
|собности |опыт из смежных профессиональных сфер и частной жизни и |
| |претворяет эти знания в новаторские подходы; развивает |
| |новые оригинальные стратегии принятия решений. Избегает |
| |заезженных путей. |
|6. Профессио- |Обладает широкими и глубокими знаниями своей профессии, |
|нальная ком- |приобретенными благодаря образованию и практическому |
|петентность |опыту, и развивает их. Знает иностранные языки или готов их|
| | |
| |изучить. |
|7. Предприни- |Наблюдает за событиями за пределами своей сферы ответст- |
|мательское |венности на фирме или в обществе; учитывает влияние своих |
|мышление и |решений на другие подразделения фирмы, фирму в целом и на |
|общественная |общество. Мыслит и действует экономически целесообразно; |
|ответственност|обладает способностью видеть перспективы. |
|ь | |
170 ???
Продолжение табл. 13
|Параметр |Операционализация |
|8. Плановость |Формулирует свои рабочие цели и следует им; действует сис- |
|работы |темно и структурирует сложные деловые аспекты, определяет |
| |приоритеты. Основывает свои решения на адекватных дан- |
| |ных, учитывает последствия и в результате принимает бы- |
| |строе решение. Соблюдает договоренности. |
| |Стиль руководства и социальная направленность |
|9. Целенаправ- |Берет на себя руководящую роль и стремится оказывать влия- |
|ленность |ние, берет на себя инициативу в межличностных ситуациях и |
| |структурирует деятельность других. Совместно с сотрудника- |
| |ми разрабатывает четкие и реалистичные цели и проверяет их |
| |осуществление. Уточняет и структурирует задания сотрудни- |
| |ков. Не теряет из виду поставленных целей даже при наличии |
| |сопротивления; не поддается социальному давлению. |
|10. Ориентация |Распознает и учитывает потребности сотрудников; восприим- |
|на сотрудни- |чив и по отношению к их личным заботам и проблемам, ока- |
|ков |зывает им необходимую помощь в трудных ситуациях. Согла- |
| |совывает полномочия сотрудников и не вмешивается в сферу |
| |их компетенции; до передачи сотрудникам полномочий |
| |проверяет степень компетенции и мотивации. Заблаговременно |
| |и адекватно информирует сотрудников в понятной для них |
| |форме. Мотивирует и увлекает сотрудников при выполнении их |
| |заданий. Консультирует сотрудников и содействует их |
| |профессиональному развитию. |
|11. Поведение в|Привлекает коллег к процессу принятия касающихся их реше- |
| |ний и воспринимает их доводы. Интегрирован в коллектив; |
|коллективе |заблаговременно распознает конфликтные интересы и конст- |
| |руктивно "обрабатывает" создавшиеся конфликты. Уравно- |
| |вешивает отношения на деловом и человеческом уровнях при |
| |возникновении межличностной напряженности. Не стремится |
| |получить выгоду за чужой счет, устанавливает четкие правила|
| | |
| |игры и действует в соответствии с ними. |
| |Умение выражать свои мысли |
|12. Компетент- |Выражается ясно и понятно; учитывает при этом уровень |
|ность в сфере |информированности собеседника. Не возбуждает противоре- |
|вербальной |чия; его идеи и предложения перенимаются другими; к нему |
|коммуника- |обращаются за советом. |
|НИИ | |
|13. Способность|Использует графические изображения, примеры и сравнения |
| |при изложении своих мыслей; умело применяет технические |
|представлять |средства. Совмещает доводы и структурирует их. В письмен- |
|свои идеи |ной форме использует ясные фразы; текст четко структуриро- |
| |ван и хорошо читается. |
171 ???
зрения возможности использования в качестве базы для прогноза
потенциала в значительной мере переоцениваются. Причины
такой переоценки кроются в том, что собеседование, как прави-
ло, проводят менеджеры, которые не имеют необходимой для
этого подготовки и опыта, недостаточно владеют техникой веде-
ния интервью и методикой обработки и интерпретации его ре-
зультатов, а в ходе самого интервью слишком много говорят сами
и не структурируют беседу.
Субъективность процесса социального восприятия и связан-
ные с ней типичные ошибки интервьюеров, такие как ложное
первое впечатление, принятие решений под влиянием обаяния
интервьюируемого, контрастов и сходства, личные предпочтения
и антипатии, создают искаженную картину и ведут к ошибочным
суждениям.
Если, однако, учесть, что собеседование в целом считается аб-
солютно незаменимым методом, неизбежно возникает вопрос о
том, как обеспечить его более высокую эффективность и добить-
ся большей точности его результатов. С этой целью можно пред-
ложить следующие рекомендации:
- создание структурированной схемы интервью, направленной
на выявление соответствия претендента конкретным требовани-
ям к работе;
- тренинг интервьюеров в целях освоения техники ведения
бесед и постановки вопросов;
- проведение собеседования несколькими интервьюерами;
- систематическое протоколирование ответов кандидатов;
- сочетание интервью с несложными упражнениями, модели-
рующими то или иное рабочее задание, а также с ролевыми игра-
ми;
- четкое разделение сферы сбора информации и оценки.
(2) Психологическое тестирование
Психологическое тестирование в первом приближении можно
подразделить на четыре основных вида:
а) тестирование личности;
б) тесты на выявление сферы интересов;
в) тесты на соответствие определенным психофизическим
критериям;
г) тесты на интеллектуальные способности.
В ходе проводимых на фирмах оценок потенциала применя-
ются главным образом тесты на интеллектуальные способности.
Это связано со следующими причинами:
- тестирование личности является юридически спорным во-
просом. Его методика разрабатывается, как правило, для исполь-
17_???
зования в клинических целях, в то время как на предприятиях
тестирование разрешается использовать для выявления только
тех характеристик личности, которые однозначно связаны с тре-
бованиями соответствующего вида трудовой деятельности. Кро-
ме того, против тестирования личности говорят недостатки мето-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|