|Автобензин, млн. кл/год | | | | | |
|Производство |46,5 | |50,2 |51,4 | |
|Продажа |47,2 |48,6 |50,4 |51,6 |52,2 |
|Разница |- 0,7 |48,3 |+0,2 |+0,2 |52,2 |
| | |+0,3 | | |0 |
В течение последних лет цены на автобензин на японском рынке
снижались. Если в 1994 финансовом году они составляли 122 иены/л (около 1
долл./л), то к маю 1997г. снизились до 102 иены/л, а в перспективе
ожидается снижение цены автобензина до 90 иен/л. В целом японская
нефтеперерабатывающая промышленность уменьшила суммарную валовую прибыль с
221 млрд. иен в 1994г. до 68 млрд. иен в 1996г., а рентабельность снизилась
с 1,94 до 0,55%.
Японские нефтепромышленники энергично проводят реструктуризацию,
сокращают численность обслуживающего и административного персонала, создают
совместные предприятия, объединяют производственные, сбытовые, научно-
исследовательские подразделения, осуществляют диверсификацию производства.
Существует практика обмена продукцией. Так фирма Идемицу Косан, выпускающая
автобензин с содержанием бензола 1%, обменивается продукцией с фирмой
Ниппон Ойл, у которой содержание бензола в автобензине составляет 3% об. В
результате удается добиться содержания бензола в автобензине на уровне
новых жестких стандартов. Такова картина развития японской
нефтепереработки на современном этапе.
Основные факторы, под влиянием которых будет проходить развитие
японской нефтепереработки в перспективе:
o динамика и структура спроса на нефтепродукты, сжиженные газы,
нефтехимическое сырье; соотношения спроса и предложения, ограничения по
поставкам нефти, ее качество,
o требования по охране окружающей среды;
o общенациональная политика энергоснабжения;
o необходимость придания технологическим схемам и установок по переработке
нефти гибкости, возможности оперативно откликаться на изменения
конъюнктуры на энергетическом рынке;
o достижение безопасности, простоты управления, комфортности управления на
НПЗ, повышение прибыльности производства и сбыта.
Еще одной важной тенденцией развития нефтепереработки Японии является
качество поступаемой в страну нефти. В период до 2010 г. ожидается рост
поставок из ближневосточных стран нефти с повышенным содержанием серы.
Повышение содержания серы в нефти сопровождается увеличением плотности
нефти, а более плотная и сернистая нефть создает массу трудностей при ее
переработке и облагораживании остатков.
Истинно японский взгляд на проблему развития нефтеперерабатывающей
промышленности в свете более жестких требований по охране окружающей среды
заключается в разработке проекта НПЗ ХХI века (REF-21) – проекта,
вобравшего в себя научно-технические достижения в области технологии
нефтепереработки и охраны среды, а также воплощающего идеи интеграции
переработки нефти, производства электроэнергии, выпуска нефтехимической
продукции.
НПЗ ХХI века рассчитан на переработку 7,5 млн. т/год высокосернистой
тяжелой нефти из ближневосточного региона. Завод предполагает 4 схемы
работы:
1) гибкую, позволяющую оперативно откликаться на колебания спроса;
2) с максимальным производством автобензина;
3) с генерированием электроэнергии;
4) НПЗ с развитием ряда нефтехимических производств.
В традиционную схему НПЗ для завода ХХI века добавлена
биокаталитическая установка обессеривания сырья, позволяющая удалять свыше
30% серы в сырье, а также включен усовершенствованный процесс
каталитического крекинга флюид (ККФ) – его особенностью является
возможность получения обычного бензина.
Главным достижением нового НПЗ REF-ХХI является его эколого-
экономическое преимущество по сравнению с действующими заводами
Новая генерация японских НПЗ, основанная на технических новшествах,
синергетическом эффекте, интеграции нефтепереработки, нефтехимии и
электроэнергетики при проведении аналитической и маркетинговой работы по
ресурсам на нефть, спросу на нефтепродукты, ценам, по мнению разработчиком
проекта, должна обеспечить прибыльную работу НПЗ в будущем.
Если сравнивать развитие нефтяной промышленности у нас и за рубежом,
то можно сказать следующее. Конечно же сейчас в России кризис, и
финансовый, и нефтяной, однако нефтяная промышленность не должна стоять на
месте, она должна развиваться. В странах Ближнего и Среднего Востока на
нефтеперерабатывающих заводах внедряют новые программы модернизации,
реконструкции, и основная цель реконструкции - улучшение качества
автобензина, моторных топлив. У нас же эти программы внедряются на
единичных предприятиях.
На Западе практически все нефтеперерабатывающие предприятия переходят
на выпуск неэтилированного бензина. Почему? Потому что там заботятся о
загрязнении окружающей среды, особенно в Канаде. У нас же на окружающую
среду мало кто обращает внимание.
И еще, я хочу сказать по поводу развития нефтяной промышленности, что
нам есть чему поучиться у зарубежных стран.
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В
СИСТЕМЕ КОРПОРАТИВ-НЫХ ОТНОШЕНИЙ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ
ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ.
2.1 ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
В УСЛОВИЯХ РЫНКА.
Успех любого предприятия зависит от умения тщательно анализировать
конкурентную внешнюю среду рынка, оценивать ситуацию относительно угроз
воздействия ее факторов на деятельность и развитие предприятия. Современная
стратегическая ориентация предприятия в среде рыночных отношений
предполагает:
o оценку уровня конкурентоспособности предприятия;
o корректировку целей деятельности и миссии, исходя из состояния
конкурентоспособности и диверсификации производства на основе жизненного
цикла выпускаемой продукции;
o совершенствование системы управления и повышение уровня профессиональной
подготовки персонала на основе развития знаний и навыков менеджмента;
o проведение инновационных преобразований и развитие потенциальных
возможностей организации на основе внедрения новейших технологий и
стратегий приоритетного развития в целях повышения конкурентного статуса
предприятия.
В современных условиях динамического развития механизм управления
предприятием можно представить с позиции логистики - как совокупность
различных видов деятельности с целью получения необходимого, исходя из
спроса, количества продукции с наименьшими затратами заданного качества,
выраженную различными по характеру потоками (материальные, финансовые,
технологические и соответствующие им информационные потоки и процессы их
взаимодействия).
Предприятие является сложной многофункциональной системой, которая в
рыночных отношениях должна рассматриваться как многокритериальная модель
динамически связанных элементов функционирующих в условиях
неопределенности.
В связи с большим множеством факторов воздействующих на формирование
и развитие конкурентоспособного потенциала предприятия представим его в
виде составляющих подсистем (см.рис.7).
Инновационный
потенциал
Стратегический потенциал
Конкурентоспособность
Совокупный конкурентоспособный
потенциал
предприятия
Качество
Производственно-технический
потенциал
Экономичность
Действенность
Организационно-
кадровый
потенциал
|Ресурсный потенциал |
|Информа- |Материально-сы|Финан-со|
|ционный |рьевой |вый |
Рис. 7 Схема формирования конкурентоспособного совокупного
потенциала предприятия.
Рынок и условия конкуренции постоянно изменяются, поскольку силы
конкуренции находятся в движении во времени, которое создает стимул или
принуждение к изменению. Наиболее важные из этих называются прогрессивными
движущими силами, поскольку они имеют наибольшее значение при определении
изменений в соотношении сил конкуренции: какая из них становится сильнее, а
какая может ослабнуть. Существуют следующие типы движущих сил:
1. Быстрый или медленный рост долгосрочного спроса. Сильный подъем
долгосрочного спроса, естественно, привлекает новые организации на рынок,
а ожидание спада подталкивает покинуть его.
2. Изменения в составе покупателей и способах использования продукта
приводит к расширению или сужению круга выпускаемой продукции и
организации рекламы.
3. Обновление товара (расширяет рынок, стимулирует рост спроса, увеличивает
степень дифференциации среди соперничающих продавцов).
4. Инновации (технологические новшества, дизайн и др.)
5. Маркетинговые инновации (расширение нового рынка, завоевание новых
потребителей).
6. Создание имиджа предприятия (приоритетная реклама, фирменный стиль,
дизайн, организационная культура).
7. Изменения в государственной политике и регулировании экономики.
8. Уменьшение неопределенности и риска (разработка стратегий конкурентной
борьбы, лидерства и роста фирмы).
9. Изменения в эффективности и издержках (рост цен на ресурсы, энергетику).
10. Рост покупательских предпочтений заменителям (новые технологии).
Покупатели оказывают влияние на состояние сил конкуренции. Сила
влияния на производителей и способность вести торговлю со стороны
покупателей сильнее, когда:
o потребители покупают товар в большом количестве;
o потребителей небольшое количество и они практически являются постоянными
покупателями для данной организации.
Конкуренция выполняет роль естественного механизма взаимной
координации и регулирования индивидуальных действий субъектов рынка без
централизованного вмешательства в их деятельность на основе конкурентных
преимуществ организации.
Конкурентные преимущества - это такие характеристики и свойства
товара, которые создают для фирмы определенное превосходство над своими
постоянными конкурентами. Эти характеристики могут быть самыми различными и
относиться как к самому товару, так и к дополнительным услугам или сервису.
Основными задачами конкурентного преимущества являются:
o оценка своих позиций и конкурентного статуса в рыночных отношениях;
o создание конкурентного потенциала предприятия исходя из конкурентных сил
рынка;
o создание объективных предпоссылок выживания и развития в условиях
неопределенности и риска;
o формирование приоритетных целей и стратегий инновационного развития
организации;
o формирование имиджа и организационного поведения.
Для анализа внутреннего рынка нефти и нефтепродуктов разработаны
методические подходы к изучению размещения нефтеперерабатывающих
предприятий вертикально-интегрированной компании “ЮКОС” по экономическим
районам России. В качестве основных используются следующие показатели:
1) объемы добычи и переработки нефти;
2) производство основных нефтепродуктов и продуктов нефтехимии;
3) объем резервуарных емкостей предприятий нефтепродуктообеспечения;
4) удельный вес объемов добычи и переработки нефти и производства
основных нефтепродуктов в России;
5) коэффициенты насыщенности регионального рынка нефтью и нефтепродуктами и
интегрированности нефтяных предприятий;
В качестве показателей конкурентоспособности нефтеперерабатывающих
предприятий следует рассматривать удельный вес предприятий в общем объеме
сбыта данного вида продукции, производственные и сбытовые издержки, цену
продукции, рентабельность производства, выручку от продаж. Факторы,
определяющие конкурентоспособность нефтяных предприятий, приведены на рис.
8.
|Доля на нефтяном рынке России |
| |
|Инновационный потенциал |
| |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|