• Проблемно-целевое управление означает, что перед банком стоит
определенная проблема, и он разрабатывает цель для её разрешения.
• Программно-целевое управление предусматривает, что банк
разрабатывает одну или несколько целей своей деятельности и создает
программы для достижения этих целей.
Таблица 3
Функциональное звено управления персоналом
|Разработка и |Оплата и |Групповое |Социально-психоло|
|проведение |стимулирование |управление |гические аспекты |
|кадровой политики|труда |взаимоотношениями|управления |
| | |в коллективе и с | |
| | |профсоюзами | |
|Принципы подбора |Формы оплаты |Использование |Мотивация труда |
|и расстановки |труда |персонала в |персонала и |
|персонала |Пути повышения |управлении на |творческая |
|Условия найма и |производительност|низовом уровне |инициатива |
|увольнения |и труда |Разграничение |Организационная |
|Обучение и |Поощрительная |персонала отделов|культура банка |
|повышение |система оплаты |и функций |Влияние |
|квалификации |труда |Взаимоотношения в|управления |
|Оценка персонала | |коллективе |персоналом на |
|и его | |Взаимоотношения с|деятельность |
|деятельности | |профсоюзами |банка и его |
| | | |организацию |
Разработка и проведение кадровой политики
• Принцип подбора и расстановки персонала предусматривает разработку
конкретных требований к персоналу банка исходя из масштабов его
деятельности,
конкурентоспособности его на рынке, традиций, а также схему
рационального размещения персонала между подразделениями, отделами и
филиалами банка.
• Условия найма и увольнения определяются конкретными правилами, по
которым банк набирает и увольняет персонал. Эти правила содержат
определенные требования к персоналу при найме: профессиональная подготовка
(включая уровень образования), возраст, рекомендации с прошлых мест работы,
размер предлагаемой заработной платы. При этом условия найма соответственно
дифференцированы для молодых кадров, уровень которых определяется в
основном по степени полученного образования, и кадров старших возрастов,
где в основном учитываются профессиональная подготовка и опыт работы в
банковской сфере. В условиях увольнения в основном учитываются такие
факторы, как нарушение банковской этики и дисциплины, безынициативность,
отсутствие стремления повышать квалификацию, выдача банковских тайн и др.
• Обучение и повышение квалификации предусматривают постоянное
обучение персонала банка на всех уровнях либо в рамках самого банка, либо в
специальных учебных центрах при высших учебных заведениях (университетах,
институтах, колледжах). Необходимость обучения в целях повышения
квалификации обусловлена в основном требованиями и конъюнктурой банковского
рынка, растущей конкуренцией и высоким уровнем научно-технического
прогресса в банковских технологиях.
• Оценка персонала и его деятельности предусматривает анализ работы
банковского персонала в течение определенного периода (1-2 года) на всех
уровнях с целью повышения эффективности деятельности персонала. После
анализа и оценки работы персонала руководством банка принимаются
определенные решения в области кадровой политики, которая может заключаться
в перемещениях част работников, увольнении, направлении на учебу, и
поощрении или санкциях
Оплата и стимулирование труда
• Формы оплаты труда предусматривают разработку руководством банка
определенных тарифов в соответствии с квалификацией и ответственностью
персонала. Оплата труда может проводится по скользящим тарифным ставкам по
усмотрению руководства банка.
• Пути повышения производительности труда представляют собой важный
элемент в управлении персоналом, так как повышение производительности в
банковском деле означает снижение издержек и повышение прибыли. Руководство
банка придает большое значение этой стороне деятельности и предусматривает
внедрение новой техники, рациональной организации труда для борьбы с
потерей рабочего времени путем создания благоприятных условий труда для
персонала (обеспечение питанием внутри банка, организация отдыха персонала,
создание в стенах банка приятного дизайна и другие меры)
• Поощрительная система оплаты труда означает постоянное или разовое
повышение оплаты труда, выплату ежемесячных, квартальных и годовых премий.
В западных странах ряд банков практикует в качестве поощрительной системы
выдачу персоналу своих акций, что считается самым высоким уровнем в оплате
труда.
Групповое управление взаимоотношениями в коллективе и с профсоюзами
• Использование персонала на низовом уровне включает в себя инициативы
младшего персонала в управлении банком и привлечение его к разработке,
подготовке и принятию решений по определенным частным вопросам в общей
банковской стратегии (обслуживание клиента, внедрение новых банковских
услуг и ряд других).
• Персонал отделов и его функции четко разграничены между различными
отделами банка для устранения дублирования в работе. Руководством банка в
целях повышения эффективности банковской деятельности конкретно определены
функции каждого отдела.
• Взаимоотношения в коллективе предусматривают создание благоприятного
психологического климата как внутри персонала банка, так и в его отношениях
с руководством банка В случае нарушения психологического баланса в
коллективе или какой-то его части руководство может осуществить
перемещение, увольнение или замену персонала.
• Взаимоотношение с профсоюзами представляет собой наиболее деликатный
аспект в управлении персоналом. Банковские служащие в западных странах, как
правило, объединены в профсоюз, который призван защищать социально-
экономические права. Некоторые банки не принимают на работу членов
профсоюзов. Это в основном относится к ряду очень крупных банков, которые
выплачивают очень высокую заработную плату своим служащим. Но большинство
банков вынуждено считаться с профсоюзами банковских служащих, поэтому
руководство банков стремится строить свои отношения на благоприятной
эластичной основе, чтобы при возникновении противоречий преодолевать их
достаточно гибко и сохранить психологический климат во взаимоотношениях
персонала и руководства банка.
Социально-психологические аспекты управления
• Мотивация труда персонала и творческая инициатива включают в себя
создание руководством банка, с одной стороны, таких условий труда, чтобы
персонал банка работал с полной отдачей, был заинтересован в работе, а с
другой — чтобы творческая инициатива, разработки, предложения персонала
банка поощрялись руководством банка. В результате повышается эффективность
банковской деятельности и растет прибыль.
• Организационная культура банка предусматривает два аспекта. С одной
стороны, — это культура обращения персонала банка при обслуживании клиентов
по пассивным и активным операциям, а также финансовым услугам. С другой -
организационная культура внутри самого банка, т.е. создание своеобразных
благоприятных бытовых условий для персонала банка (наличие хороших
помещений, ресторана или столовой, системы отдыха для персонала,
автостоянки и т.д.).
• Влияние управления персоналом на деятельность банка и его
организацию осуществляется через ежегодный анализ и оценку работы
банковского персонала с точки зрения расширения операций и увеличения
прибыли. Обычно такая оценка производится руководством при подготовке
ежегодного баланса и при отчете перед акционерами банка на годовом
собрании. Результаты такой оценки могут приводить и, как правило, приводят
к изменению кадровой политики, так как персонал является важной
производительной силой банка.
Банковский менеджмент - научная система управления банковским делом и
персоналом, занятым в банковской сфере. Он базируется на научных методах
управления, конкретизированных практикой ведения банковского дела.
Банковская деятельность представляет собой специфичную сферу бизнеса,
определяющую особенности мышления и поведения занятых в нем работников, что
неизбежно отражается на содержании банковского менеджмента.
Банк представляет собой прежде всего общественный институт, в котором
сосредоточены денежные вклады множество кредиторов (юридических и
физических лиц), поэтому банковский бизнес ориентируется не только на
получение прибыли, но и на обеспечение сохранности взятых взаймы денежных
средств, т. е. на надежность и доверие вкладчиков.
Менеджмент банка характеризуется эффективностью организации и
руководства банком в постоянно изменяющихся условиях. Менеджмент является
важным инструментом устойчивости банка, его неуязвимости при любых внешних
потрясениях.
Содержание банковского менеджмента составляют: планирование, анализ,
регулирование, контроль.
Общее планирование позволяет заглянуть в будущее банка, предусмотреть
цели, сферу, масштабы и результаты его деятельности в соизмерении с
источниками и затратами. Процесс планирования включает составление
перспективных и текущих планов-прогнозов.
Назначение этих документов состоит в том, чтобы обеспечить коллективу
банка понимание общих задач, стратегии и тактики их выполнения, а также
ресурсов, имеющихся в распоряжении.
Планирование определяет рамки, границы, в которых предстоит работать
сотрудникам. Планирование позволяет взаимоувязать все стороны деятельности
банка через сводные показатели, увязать их выполнение с интересами
коллектива посредством системы материального и других видов стимулирования
труда. Планы позволяют определить направления поиска новых сфер и методов
деятельности в условиях конкуренции на денежном рынке.
Планирование представляет собой многоуровневый процесс, охватывающий
все подразделения банка и определяющий локальные и общие перспективы
развития банка.
Результатом планирования является разработка бизнес-плана (сводного
плана развития банка), а также оперативных планов по отдельным направлениям
(кредитная, инвестиционная, депозитная, процентная, кадровая и др.
политика).
Анализ направлен на оценку деятельности банка в целом и по отдельным
направлениям на основе сравнения фактически достигнутых результатов с
прогнозными, с результатами истекших периодов и с результатами лучших
банков.
Материалы анализа позволяют выявить положительные и отрицательные
тенденции в развитии банка, потери, неиспользованные резервы, недостатки в
планировании и неудачи в принятии решений.
Основу сводной аналитической работы банка составляет анализ данных
баланса, проводимый в определенном ракурсе. Главными направлениями анализа
являются: оценка динамики объемных показателей деятельности банка: активов,
депозитов, собственного капитала, кредитов, прибыли. Указанная оценка
проводится в сопоставлении с аналогичными показателями других банков, что
позволяет определить место (рейтинг) данного банка в системе российских
коммерческих банков. Результаты такой аналитической работы могут быть
полезны для выработки стратегии развития конкретного банка.
Оценка ресурсной базы: объема, структуры и основных тенденций развития
её составных частей (собственного капитала, депозитов, межбанковского
кредита). Анализ осуществляется на основе классификации отдельных статей
ресурсов банка, расчета структурных показателей, сравнения их в динамике и
с другими банками. Указанный анализ используется для разработки депозитной
политики банка.
Оценка состояния активов банка: объема, структуры и основных тенденций
развития составных частей активов банка (кредитов, инвестиций, депозитов).
Анализ осуществляется на основе классификации активов банка, расчета
Страницы: 1, 2, 3
|