ошибкам в его автоматизированном управлении.
Цели АСУП:
1. Наладить учёт и контроль для снижения общих издержек.
2. Минимизировать время на технологические, коммуникационные процессы в
организации, повысить оперативность (быстроту) управления
предприятием за счёт мониторинга процесса.
3. Обеспечить оптимальное планирование и достоверное прогнозирование.
4. Оптимальное распределение ресурсов и управления запасами.
Автоматизированные склады и ГПС.
Автоматизированный склад – это склад, в котором автоматически ведётся
учёт приход/расход, на основе постоянного мониторинга запасов производятся
новые запасы.
Системы управления запасами:
V СУЗ без резервов
V СУЗ с резервов
V СУЗ с автоматической подстройкой объёма поставки
V СУЗ с автоматической подстройкой объёма и периодичности поставки
СУЗ без резервом:
поставки расход ресурсов
Vпоставки Vпоставки
1 2 3 4 5 6 7 t 1 2 3 4 5 6 7
8 9 t
Как правило, расход планируется, поставки изначально известны.
З
+
- Д
Необходимо запланировать поставки и расход так, чтобы не было дефицита
ресурсов.
СУЗ с резервом:
поставки расход ресурсов
Резервы
В случае возникновения дефицита из резервного запаса берётся часть ресурса,
необходимая для покрытия этого дефицита.
СУЗ с резервом оправдывает себя, когда сложно достоверно
спрогнозировать будущий расход.
СУЗ с автоматической подстройкой объёма поставки:
В случае возникновения дефицита или приближения запаса к нулю объём
поставки автоматически увеличивается. Кратность увеличения объёма поставки
зависит от скорости снижения запасов.
СУЗ с автоматической подстройкой периодичности:
В случае возникновения дефицита или приближения запаса к нулю автоматически
увеличивается частота поставки. Кратность увеличения частоты поставки
зависит от скорости изменения запасов.
СУЗ с автоматической подстройкой объёма и периодичности:
СУЗ с автоматической подстройкой часто применяются в автоматизированных
системах управления производством.
Японская система управления запасами «точно вовремя»:
Ресурс поставляется точно в то время, когда он необходим для
производственно-технологического процесса.
Планировка в производстве
Планировка в производстве бывает:
o Пооперационная – планировка по технологическим операциям.
o Поточная – планировка в массовом, поточном производстве.
o Позиционная – применяется при выполнении строительных, настроечных,
ремонтных, сборочных работ (носит, как правило, временный характер).
Социотехническая система – это человеко-машинная, гибридная система,
работающая по адаптивным алгоритмам организации в зависимости от
изменяющейся внешней и внутренней обстановки (среды). Основным
противоречием в такой системе является противоречие между необходимостью
действий индивидуума, обусловленная техникой труда, и его желанием
(противоречие между «надо» и «хочу»).
Рекомендации по сглаживанию этого противоречия:
> Работа должна быть разнообразной и оптимальной по интенсивности.
> Необходимо, чтобы на работе можно было учиться и самостоятельно
принимать решения.
> Необходима мотивация к труду.
> По возможности не должно быть социальных противоречий.
> Результаты труда должны определять социальное положение работника.
> Должны бать перспективы роста работника.
Нормирование труда.
Нормирование труда – это процесс определения времени на операции
технологического процесса, определение разрядности и квалификации
исполнителя.
Нормирование труда обеспечивает:
. минимизацию потерь по времени исполнителя;
. минимизацию издержек на оплату труда;
. обеспечение управления производительностью труда.
По возможности любой труд должен быть формализован и нормирован. Необходимо
разработать планы снабжения будущего производственного процесса, т.к. объём
производства зависит от спроса на товар.
Виды спроса на продукцию:
. совершенный – это спрос на товары и услуги предметов снабжения,
производимых операционными системами.
. зависимый – это план производства, который определяет спрос на
предметы снабжения для этого же производства.
. независимый – это план производства, который не обуславливает спрос
на предметы снабжения для этого же производства.
Планирование выпуска продукции.
План влияет на издержки.
В плане указываются:
1) объёмы производства;
2) количество работающих и расход зарплаты;
3) издержки на хранение продукции и запасов;
4) издержки по задолженным заказам;
5) издержки по внеурочной работе и простоям;
6) издержки на передачу продажной продукции;
7) издержки по найму и увольнению работающих.
Существует 3 стратегии планирования численности:
. Переменные объёмы производства при переменной численности работников
. Переменные объёмы производства при постоянной численности работников
. Постоянные объёмы производства при постоянной численности работников
Планирование материальных потерь по системе MRP.
Т.к. зависимость спроса на предмет снабжения можно прогнозировать, зная
будущий объём производства, то необходимо иметь в запасе только то, что
сейчас необходимо (на данный период времени).
Учётно-плановые графики Ганта.
Учётно-плановые графики Ганта являются инструментом оперативного
управления.
t
Станок 1 1ххх 2хх 3хххх
Станок 2 4хх 5ххх 6ххх
Станок 3 7хххх
Оборудование
На графике:
Число – номер заказа; Пробел – простой оборудования; х – заказ в
процессе обработки.
Зная реальную загрузку оборудования по графику Ганта можно:
. планировать ремонтные и профилактические работы оборудования;
. оперативно направлять заказы на свободное оборудование
(диспетчеризация).
Графики Ганта позволяют минимизировать издержки производства, выявить и
сократить время простоя оборудования, повысить производительность труда.
Процесс производства должен соответствовать техническим условиям, иначе
не добиться:
а) искомого качества;
б) искомой технологичности продукции.
Качество – это совокупность свойств продукции, обуславливающих её
способность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её
назначением. Качество может быть измерено с помощью специальных
показателей. Например, с помощью времени безотказной работы оборудования
(надёжности), шероховатости поверхности, точности в пределах допуска,
экспертного балла дизайна, комплексного критерия качества (аддитивного –
[pic] и мультипликативного – [pic]).
Технологичность – это характеристика продукции быть максимально
приспособленной к условиям производства и эксплуатации оборудования на
протяжении всего планируемого жизненного цикла. Технологичность – это
составная часть качества изделия, определяемая уровнем организации труда и
производства, культурой производства, технологией изготовления.
Технологичность можно повысить за счёт:
V комплексной микроминиатюризации;
V прогрессивной элементной базы;
V внедрения автоматизации проектирования;
V ограничения числа схемотехнических, конструкторских и
технологических решений;
V применения типовых и групповых технологических процессов (Типовой
технологический процесс – изготовление типовых деталей по единому
технологическому процессу. Групповой технологический процесс –
изготовление комплексной детали, которой в природе может и не быть,
но которая включает в себя признаки деталей какой-то выделенной
группы);
V применение комплексной механизации и автоматизации производства.
Способы повышения качества продукции:
> за счёт применения контроля и мониторинга процессов производства
(выборка при контроле должна быть репрезентативной);
> применяя стандарты на комплектующие, сырьё и материалы;
> применяя стандарты при изготовлении продукции;
> применяя карты контроля технологических процессов;
> повышая технологичность продукции;
> применяя специальные программы качества;
> применяя приёмные испытания продукции;
> внедряя прогрессивные формы борьбы за качество.
Управление производительностью (комплексный подход).
Производственная система:
Положитель
ные
результаты
работы
Материальные ресурсы
Финансовые ресурсы
Капитал
Труд
Энергия
Информация
Отрицате
льные
результат
ы работы
Внешняя среда
Положительные результаты работы: качественные производимые товары и
услуги, занятость, социальные выгоды, возможность управления прибылью и
затратами.
Отрицательные результаты работы: некачественная продукция, финансовые
потери, безработица, социальные последствия.
Сложность управления производством обусловлена:
1) изменением налоговой политики государства;
2) часто не предсказуемой внешней и внутренней политикой государства;
3) экономическими циклами (спады и подъёмы объёмов производства);
4) социальными факторами (уровнем безработицы, уровнем жизни и т.д.);
5) демографическими факторами.
Управлять производительностью можно если:
o имеются надёжные рынки сбыта продукции;
o имеются резервы капитала;
o хорошо организовано стратегическое прогнозирование и планирование;
o имеется оптимальная структура управления (по уровню централизации
властных полномочий).
Гарантировать надёжные рынки сбыта могут:
. репутация, надёжность, имидж предприятия;
. репутация, надёжность, качество производимой продукции;
. ценность товара.
Ценность товара – это функция его эксплуатационных характеристик и
цены. Качество – это воспринимаемая ценность товара. Первыми это осознали в
Японии и построили процесс управления предприятия на основе качества
продукции. Увеличивая ценность товара через повышение его качества,
расширение его эксплуатационных характеристик и снижения цены из-за дешевой
рабочей силы, японцы тем самым увеличивают спрос на этот товар, расширяют
рынки сбыта, увеличивают общую выручку, расширяют объёмы производств.
Быстрая модификация моделей продукции (раз в 2-3 мес.) и гибкость
производства (за счёт САПР, ГАП, АСУП) способствует увеличению жизненного
цикла товаров и стабилизации общего объёма продаж.
Стабильный рост валового дохода дает возможность стратегически
планировать дальнейшую деятельность. Например, японские менеджеры считают,
что:
> более высокое качество продукции связано с более низкими издержками;
> высокое качество продукции предусматривает автоматизацию и механизацию
технологических процессов и, как следствие, ведёт к более высокой
производительности труда;
> сборка узлов и устройств из большего количества более мелких и простых
деталей выгоднее (снижение затрат), чем аналогичная сборка из меньшего
количества, но более сложных элементов;
> все рабочие должны думать;
> необходимо постоянно бороться с потерями (за счёт внедрения новых
систем учёта и контроля);
> необходимо где только возможно автоматизировать труд (за счёт ЭВМ,
сетей и т.д.);
> высокое качество продукции гарантирует доверие потребителей;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|