реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Организационные структуры управления

реферат

несогласованностью в их действиях и интересах, что замедляет прогресс в

организации.

В отличие от бюрократического типа организационных структур,

органический тип возник относительно недавно и своим появлением обязан

предпринимателям, которым была необходима более высокая степень гибкости и

адаптивности к быстро изменяющимся условиям окружающей среды. Этот подход

доказывает свою эффективность, несмотря на его относительную “молодость”.

Органическая система отвергает представление об эффективности организации

как "организованной" и работающей с четкостью часового механизма структуры,

наоборот, эта модель призвана проводить в жизнь радикальные изменения и тем

самым обеспечивать необходимую адаптивность. Исследователи этой проблемы

подчеркивают, что постепенно вырисовывается иной тип организации, в которой

импровизация ценится выше, чем планирование. Такая организация

руководствуется возможностями гораздо больше, чем ограничениями,

предпочитает находить новые действия, а не цепляться за старые и больше

ценит дискуссии, чем успокоенность, и поощряет сомнения и противоречия, а

не принимает на веру все решения руководства.

В исходном определении органического типа структуры подчеркивались

такие ее принципиальные отличия от традиционной бюрократической иерархии,

как более высокая гибкость, меньшая связанность правилами и нормами,

использование в качестве базы групповой организации труда. Дальнейшие

разработки позволили существенно дополнить перечень свойств,

характеризующих органический тип структуры управления. Речь идет о

следующих чертах.

. Решения принимаются на основе обсуждения, а не базируются на авторитете,

правилах или традициях.

. Обстоятельствами, которые принимаются во внимание при обсуждении проблем,

являются доверие, а не власть, убеждение, а не команда, работа на единую

цель, а не ради исполнения должностной инструкции.

. Главные интегрирующие факторы - миссия и стратегия развития организации.

. Творческий подход к работе и кооперация базируются на связи между

деятельностью каждого индивида и миссией.

. Правила работы формулируются в виде принципов, а не установок.

. Распределение работы между сотрудниками обусловливается не их

должностями, а характером решаемых проблем.

. Имеет место постоянная готовность к проведению в организации

прогрессивных изменений.

Рассматриваемый тип структуры предполагает существенные изменения

отношений внутри организации: отпадает необходимость в функциональном

разделении труда, повышается ответственность каждого работающего за общий

успех.

Реальный переход к органическому типу структуры управления требует

серьезной подготовительной работы. Прежде всего, компании принимают меры к

расширению участия работающих в решении проблем организации (путем

обучения, повышения уровня информированности, заинтересованности и т.п.),

ликвидируют функциональную обособленность, развивают информационные

технологии, радикально пересматривают характер взаимоотношений с другими

компаниями (вступая сними в союзы или образуя виртуальные компании, где

реализуются партнерские отношения).

Необходимо отметить, что органический тип структуры управления

находится лишь в начальной фазе своего развития, и в "чистом" виде его

используют пока немногие организации. Но элементы этого подхода к структуре

управления получили довольно широкое распространение, особенно в тех

компаниях, которые стремятся приспособиться к динамично меняющейся среде.

Виды организационных структур управления

Теперь перейдем к рассмотрению конкретных видов организационных

структур управления, относящихся к бюрократическому или органическому типу.

Схема организационной структуры управления отражает статическое

положение подразделений и должностей и характер связи между ними.

Различают связи:

. линейные (административное подчинение);

. функциональные (по сфере деятельности без прямого административного

подчинения);

. межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и

того же уровня).

В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов

организационных структур управления:

. линейная;

. функциональная;

. линейно-функциональная;

. дивизиональная;

. региональная;

. матричная;

. продуктовая

. ориентированная на потребителя.

Линейная организационная структура управления – это одна из простейших

организационных структур управления. Она характеризуется тем, что во главе

каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник,

наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство

подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции

управления.

При линейном управлении каждое звено и каждый подчиненный имеют одного

руководителя, через которого по одному единовременному каналу проходят все

команды управления. В этом случае управленческие звенья несут

ответственность за результаты всей деятельности управляемых объектов. Речь

идет о пообъектном выделении руководителей, каждый из которых выполняет все

виды работ, разрабатывает и принимает решения, связанные с управлением

данным объектом.

Поскольку в линейной структуре управления решения передаются по

цепочке «сверху вниз», а сам руководитель нижнего звена управления подчинен

руководителю более высокого над ним уровня, формируется своего рода

иерархия руководителей данной конкретной организации. В данном случае

действует принцип единоначалия, суть которого состоит в том, что

подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий

орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо

исполнителям, минуя их непосредственного начальника.

Как видно из схемы, в линейной структуре управления каждый подчиненный

имеет начальника, а каждый начальник имеет несколько подчиненных. Такая

структура функционирует в небольших организациях на низшем уровне

управления (секция, бригада, отдел и т.д.).

В линейной структуре система управления организацией компонуется по

производственному признаку с учетом степени концентрации производства,

технологических особенностей, ассортимента выпускаемой продукции и т.п.

Линейная структура управления является логически более стройной и

формально определенной, но вместе с тем и менее гибкой. Каждый из

руководителей обладает всей полнотой власти, но относительно небольшими

возможностями решения функциональных проблем, требующих узких, специальных

знаний.

Линейная организационная структура управления имеет свои преимущества

и недостатки.

Серьезные недостатки линейной структуры в определенной мере могут быть

устранены функциональной структурой.

Рис. 1 Линейная организационная структура управления

|Преимущества |Недостатки |

|Единство и четкость |Высокие требования к руководителю |

|распорядительства |Отсутствие звеньев по планированию и|

|Согласованность действий |подготовке решений |

|исполнителей |Затруднительные связи между |

|Простота управления |инстанциями |

|Оперативность в принятии решения |Концентрация власти у руководителя |

|Четко выраженная ответственность | |

|Личная ответственность руководителя | |

Функциональная (многолинейная) организационная структура управления

организацией. Функциональное управление осуществляется некоторой

совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных

видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного

управления.

Идея состоит в том, что выполнение отдельных функций по конкретным

вопросам возлагается на специалистов, то есть каждый орган управления (либо

исполнитель) специализирован на выполнение отдельных видов деятельности.

В организации, как правило, специалисты одного профиля объединяются в

специализированные структурные подразделения (отделы), например отдел

маркетинга, плановый отдел, бухгалтерия и т.п. Таким образом, общая задача

управления организацией делится, начиная со среднего уровня по

функциональному критерию.

Функциональное управление существует наряду с линейным, что создает

двойное подчинение для исполнителей.

Как видно из приведенной ниже схемы, вместо универсальных менеджеров,

которые должны разбираться и выполнять все функции управления, появляется

штат специалистов, имеющих высокую компетенцию в своей области и отвечающих

за определенное направление. Такая функциональная специализация аппарата

управления значительно повышает результативность деятельности организации.

Как и линейная, многолинейная структура имеет свои преимущества и

недостатки, которые мы рассмотрим позже.

Недостатки как линейной, так и многолинейной структур управления в

значительной степени устраняются линейно-штабной структурой.

Рис. 2 Функциональная организационная структура управления

|Преимущества |Недостатки |

|Высокая компетентность специалистов,|Чрезмерная заинтересованность в |

|отвечающих за осуществление |реализации целей и задач «своих» |

|конкретных функций |подразделений |

|Освобождение линейных менеджеров от |Трудности в поддержании постоянных |

|решения некоторых специальных |взаимосвязей между различными |

|вопросов |функциональными службами |

|Стандартизация, формализация и |Появление тенденций чрезмерной |

|программирование явлений и процессов|централизации |

| |Длительная процедура принятия |

|Исключение дублирования и |решения |

|параллелизма в выполнении |Относительно застывшая |

|управленческих функций |организационная форма, с трудом |

|Уменьшение потребности в |реагирующая на изменения |

|специалистах широкого профиля | |

Линейно-функциональная организационная структура управления -

ступенчатая иерархическая структура. Ее также называю линейно-штабной. При

ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь

функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней

административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней

управления.

Основу линейно-функциональной структуры составляет "шахтный" принцип

построения и специализация управленческого персонала по функциональным

подсистемам организации.

По каждой подсистеме формируются "иерархия" служб ("шахта"),

пронизывающая всю организацию сверху донизу. Результаты работы любой службы

аппарата управления оцениваются показателями, характеризующими реализацию

ими своих целей и задач.

Многолетний опыт использования линейно-функциональных структур

управления показал, что они наиболее эффективны там, где аппарату

управления приходится выполнять множество рутинных, часто повторяющихся

процедур и операций при сравнительной стабильности управленческих задач и

функций: посредством жесткой системы связей обеспечивается четкая работа

каждой подсистемы и организации в целом. В то же время выявились и

существенные недостатки, среди которых в первую очередь отмечают следующие:

невосприимчивость к изменениям, особенно под воздействием научно-

технического и технологического прогресса; закостенелость системы отношений

между звеньями и работниками аппарата управления, обязанными строго

следовать правилам и процедурам; медленную передачу и переработку

информации из-за множества согласований (как по вертикали, так и по

горизонтали); замедление прогресса управленческих решений.

Иногда такую систему называют штабной, так как функциональные

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.