реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Организационные структуры управления

реферат

Организационные структуры управления

Московский Государственный Университет Экономики, Статистики и Информатики

Кафедра общего

менеджмента

и статистики фирм

Курсовая работа

“Организационные структуры управления”

Выполнил:

студент группы ДММ-101

Лобачев А. А.

Руководитель:

Новоселов Д. В.

Москва 2003

План

Введение 3

Понятие и принципы построения организационных структур 5

Типы организационных структур управления 9

Виды организационных структур управления 12

Структурная перестройка 25

Заключение 29

Список литературы 30

Введение

Время, в которое мы живем, - время стремительных перемен. Наше

общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но

исторически неизбежную и необходимую перестройку. В социально-политической

жизни это – свершившийся переход от тоталитаризма к демократии, в экономике

- от административно-командной системы к рынку. Главной целью и

одновременно главным содержанием этого процесса стала реструктуризация

предприятий, включающая широкий комплекс форм, методов и инструментов по

обеспечению устойчивого развития.

Эти изменения в обществе настолько глобальны, что на этот раз уже не

обойтись простой реорганизацией труда. Сегодня, чтобы соответствовать

времени, его нормам и веяниям, мы должны начать перестройку с самих себя. С

легкой руки американцев этому всему есть весьма емкое определение –

“challenge”. Наиболее подходящий эквивалент в русском языке – “вызов”. А

вызов – это, как известно, весьма серьезный риск потерпеть неудачу, но в то

же время и шанс на успех. Чтобы справиться с этим беспрецедентным в жизни

нынешних поколений вызовом, нам, кроме всего прочего, нужно овладевать

новым знанием, научиться пользоваться им на практике. Важная часть этого

знания, как показывает мировой опыт, - постижение науки и искусства

менеджмента.

В упрощенном понимании, менеджмент - это умение добиваться

поставленных целей, использовать труд, интеллект, мотивы поведения других

людей. Менеджмент - по-русски “управление” - функция, вид деятельности по

руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент - это

также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию.

Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров - это определенная

категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по

управлению. Значимость менеджмента была особенно ясно осознана в тридцатые

годы. Уже тогда стало очевидным, что деятельность эта превратилась в

профессию, область знаний - в самостоятельную дисциплину, а социальный слой

- в весьма влиятельную общественную силу. Растущая роль этой общественной

силы заставила заговорить о “революции менеджеров”, когда оказалось, что

существуют корпорации-гиганты, обладающие огромным экономическим,

производственным, научно-техническим потенциалом, сопоставимым по мощи с

целыми государствами. Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень

экономической и политической силы великих наций.

Но не стоит забывать, что для достижения столь внушительной мощи, эти

компании прошли через многие годы тяжелых работ, неудач и потерь в области

собственной реструктуризации. И только эти бесценные наработки, основанные

на собственном (реже – чужом) опыте привели в итоге к созданию эффективно

действующей системы для данного конкретного предприятия.

Аналогично и подавляющее большинство российских компаний для

продолжения успешного функционирования в изменившихся условиях нуждаются в

грамотном, профессиональном менеджменте. В кризисных условиях руководитель

должен уметь анализировать различные варианты развития производств, видеть

перспективу своей компании на рынке, обладать волей и способностью

вовлекать коллектив в реализацию намеченных целей. Сегодня наравне с

грамотным, серьезным подходом к самому процессу управления, необходимо

четко и ясно видеть структуру собственной фирмы, понимать, почему этой

фирме подходит именно эта структура, и знать, к каким результатам она

приведет в обозримом будущем.

Для сохранения конкурентоспособности предприятия его организационная

структура должна быть такой, чтобы вся работа была сфокусирована на

конкретной продукции и на конкретном конечном потребителе. Многие

предприятия еще до приватизации были широко диверсифицированы, то есть

выпускали различные виды продукции; другие, помимо традиционно

выпускавшийся на них военной техники, осваивают теперь новые виды

гражданской продукции. Успех на свободном рынке недостижим без целого

коллектива компетентных людей, которые знают покупателей, особенности

конкуренции и возможности производства для отдельных видов и групп

продукции. Поэтому акционерам и высшему руководству компании чрезвычайно

важно создать такую структуру предприятия, которая обеспечивала бы

подотчетность руководителей и их ответственность за результаты работы.

Упрощенно организационная структура управления представляется как ее

организация из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые

определяются поставленными перед фирмой и ее подразделениями целями и

распределением между ними функций. Организационная структура

предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решений

между руководящими работниками фирмы, ответственными за деятельность

структурных подразделений, составляющих организацию фирмы.

Проблема совершенствования организационной структуры управления

предполагает уточнение функций подразделений, определение прав и

обязанностей руководителя и сотрудника, устранение многоступенчатости,

дублирования функций и информационных потоков. Основной задачей здесь

является повышение эффективности управления.

Организационная структура, в идеале, видит, прежде всего, установление

четких взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределение

между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к

совершенствованию систем управления, выражающиеся в тех или иных принципах.

Организационные структуры управления промышленными фирмами отличаются

большим разнообразием и определяются многими объективными факторами и

условиями. К ним могут быть отнесены, в частности, размеры производственной

деятельности фирмы (средняя, мелкая, крупная); производственный профиль

фирмы (специализация на выпуске одного вида продукции или широкой

номенклатуры изделий различных отраслей); характер монополистического

объединения (концерн, финансовая группа).

Несмотря на это, не выделяют однозначно прогрессивных, так же как и

однозначно отсталых оргструктур. Каждая из них имеет как свои достоинства,

так и недостатки. И каждая покажет себя с лучшей стороны только в

конкретном, именно ей подходящем, случае. Задача сегодняшних менеджеров –

найти и привести в жизнь именно такую оргструктуру, которая будет наиболее

полно отвечать целям и задачам организации. Конкурентоспособность такой

компании напрямую будет зависеть от успешности и уместности оргструктуры.

Найдя подходящую структуру, можно спасти, казалось бы, безнадежное

предприятие. И не только спасти, а вывести его на качественно новый

уровень. Ведь четкая и слаженная работа всех подразделений, основанная на

определенной структуре, - весьма серьезный козырь на сегодняшнем рынке.

Понятие и принципы построения организационных структур

Под организационной структурой управления понимается упорядоченная

совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих

функционирование и развитие организации как единого целого. Организационной

структурой управления определяется также как форма разделения и кооперации

управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс

управления по соответствующим функциям, направленным на решение

поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура

управления представляется в виде системы оптимального распределения

функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм

взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и

работающими в них людьми.

Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи

(отношения), уровни и полномочия. Элементами организационной структурой

управления могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты,

служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято

то или иное количество специалистов, выполняющих определенные

функциональные обязанности. Есть два направления специализации элементов

организационной структурой управления:

а) в зависимости от состава структурных подразделений организации

вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг,

менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.;

б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе

управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие

производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.

Отношения между элементами структуры управления поддерживаются

благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и

вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми.

Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при

иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных

уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.

При двухуровневой структуре создаются верхние звенья управления

(руководство организацией в целом) и низовые звенья (менеджеры,

непосредственно руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях

в организационной структуре управления формируется так называемый средний

слой, который в свою очередь может состоять из нескольких уровней.

В структуре управления организацией различаются линейные и

функциональные связи. Первые - суть отношения по поводу принятия и

реализации управленческих решений и движения информации между так

называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими

за деятельность организации или ее структурных подразделений.

Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента.

Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейного

персонала, штабного персонала и функциональные. Полномочия линейных

руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им

организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные

для выполнения другими членами организации (подразделений). Полномочия

штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать,

советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации

выполнять их распоряжения. Если тому или иному работнику управленческого

аппарата предоставляется право принимать решения и совершать действия,

обычно выполняемые линейными менеджерами, он получает так называемые

функциональные полномочия.

Между всеми названными выше составляющими организационной структуры

управления существуют сложные отношения взаимозависимости: изменения в

каждой из них (скажем, числа элементов и уровней, количества и характера

связей и полномочий работников) вызывают необходимость пересмотра всех

остальных. Так, если руководством организации принято решение о введении в

организационную структуру управления нового органа, например, отдела

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.