реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Мотивация персонала

реферат

Теория МакКлелланда дополнительно к потребностям определенным

классификацией Маслоу вводит потребности власти, успеха и принадлежности.

Теория Герцберга основывается на анализе факторов, действующих на

человека в процессе работы и влияющих на удовлетворение потребностей.

Факторы делятся на гигиенические (размер оплаты труда, межличностные

отношения, характер контроля – они лишь не дают развиться чувству

неудовлетворенности работой) и мотивирующие (ощущение успеха, продвижение

по службе, рост возможностей, признание со стороны окружающих,

ответственность). Для мотивации нужно задействовать именно второй вид

факторов.

Основными процессуальными теориями мотивации являются теория ожиданий

(основным стимулом людей к деятельности является определенное ожидание

результатов или вознаграждения, поэтому мотивацию нужно осуществлять путем

создания у людей соответствующих ожиданий), теория справедливости

(основным мотивом деятельности людей служит оценка справедливости

возложения на них данного вида деятельности и вознаграждения за него,

именно воспринимаемая людьми степень справедливости определяет усилия

затрачиваемые людьми на ту или иную деятельность), модель мотивации Портера

– Лоуера (согласно этой модели результативность труда и степень прилагаемых

усилий зависит от оценки работником ценности вознаграждения и уверенности,

в том, что оно будет получено).

На формирование потребностей влияют следующие факторы:

. пол;

. возраст;

. профессия;

. семейное положение;

. экономическая ситуация;

. политическая ситуация;

. уровень образования;

. воспитание;

. социальная принадлежность.

Применяемые в современной хозяйственной практике системы стимулов

достаточно разнообразны и зависят от множества условий как объективного

характера (экономическое положение в стране, уровень безработицы, цены,

состояние социального страхования и т.п.), так и от более частных

обстоятельств (квалификационный уровень сотрудников, их чисто человеческие

черты, возраст, психологический климат).

Между тем, жизнь не стоит на месте и "...тот фактор, который сегодня

мотивирует конкретного человека к интенсивному труду, завтра может

способствовать "отключению" того же самого человека. Никто точно не знает,

как действует механизм мотивации, какой силы должен быть мотивирующий

фактор и когда он сработает, не говоря уж о том, почему он

срабатывает"[12]. Поэтому в кадровом менеджменте происходит постоянное

исследование и развитие различных стимулов трудовой деятельности,

разработка новых методов и систем организации стимулирования.

Научные и учебные издания по менеджменту содержат довольно подробный

анализ и переработку в соответствии с современными условиями классических

теорий мотивации, а так же разработку новых.

Так, широкое применение сегодня находит партисипативный к мотивации

персонала, реализующий программы вознаграждения за труд, направленные на

усиление внутренней мотивации и заинтересованности работников в трудовом

процессе путем расширения их полномочий в деятельности фирмы[13]. Основные

формы: партисипации: участие работников в доходах и прибылях компании,

участие работников в управлении.

Особого внимания заслуживает подход к управлению подход персоналом,

принятый в стратегическом управлении, основанный на ролевом подходе к

взаимодействию человека и организации[14].

На наш взгляд, все перечисленные теории можно применять в российских

условиях, только необходимо анализировать особенности конкретных людей,

группы людей, к которым применяется мотивация, и, исходя из этого, выбирать

необходимый метод мотивации. При этом необходимо учесть, что структура

потребностей в нашем обществе, равно как и основные факторы деятельности, в

силу кризисного и переходного состояния общества имеют ряд особенностей

(неудовлетворение у большей части первичных потребностей, но в то же время

способность людей работать без оплаты труда, основываясь либо на вторичных

потребностях либо на привычке и т.п.), поэтому, применяя какие-либо методы

мотивации, основываясь как на содержательных, так и на процессуальных

теориях, необходимо подстраивать их под конкретную ситуацию и

характеристики трудового коллектива.

В публицистической литературе сегодня существует множество разработок,

детально рассматривающие предметы, процессы и методы стимулирования[15].

Так, к примеру, в статье Верхоглазенко приведен вариант трудовой

позиционности, который на взгляд авторов, является оптимальной основой

формирования мотивационно-стимулирующих условий по отношению к работнику

(табл.1) [16].

Таблица 1

Система создания мотивационно-стимулирующих условий труда

|Функция |Позиционер |Что необходимо |

|привлеченного | |поддерживать у |

|человека | |работающего |

|Работник |Работодатель [собственник |заинтересованность в |

|[собственник |денежных средств и средств |результатах своего |

|рабочей силы] |производства] |труда, в максимальном |

| | |приложении своих рабочих|

| | |сил |

|Специалист-професси|Предприниматель [хозяин |профессиональное |

|онал |дела] |самоопределение к работе|

| | |в фирме в рамках |

| | |специальности |

|Сотрудник Фирмы |Фирма в целом |самоопределение к работе|

| | |в этой конкретной фирме,|

| | |имеющей свои традиции, |

| | |корпоративную культуру, |

| | |условия труда и пр. |

|Исполнитель |Менеджер |самоопределение к |

| | |исполнительским нормам |

|Коллега |Коллега[работник |самоопределение к |

| |вспомогательной службы и |конструктивному |

| |т.п.] |взаимодействию с |

| | |коллегами |

|Рационализатор |Заинтересованный в |заинтересованность во |

| |нормативной организации |внесении рациональных |

| |труда [НОТ] |предложений |

|Член коллектива |Коллектив |самоопределение к |

| | |культурным нормам |

| | |общения, к поддержанию |

| | |здорового |

| | |психологического климата|

|Работник-пользовате|Технолог |готовность и способность|

|ль | |к технологически |

|оргтехникой, | |правильному |

|спецоборудованием и| |использованию |

|т.д. | |оборудования, оргтехники|

| | |и т.п. |

Источник: Верхоглазенко В. Мост между интересами // Маркетолог.- 1999. -

№1

Ключевым пунктом в данной методике является обеспечение позитивного

отношения работника к кругу своих обязанностей и к предложенным “правилам

игры”, для чего необходимо культивирование и поощрение правильного

самоопределения работника. Самоопределение означает не только адекватное

понимание, но и осознанное принятие работником нормативных условий его

труда и жизни в организации.

Большое внимание в литературе сегодня уделяется так же возможным

факторам демотивации. Проводимые социологические исследования позволяют

выявить наиболее эффективные методы мотивации, и факторы оказывающие

демотивирующее воздействие[17].

Проведенное журналом "Управление персоналом" исследование "Системы и

методы мотивации" среди подписчиков деловых журналов "Управление

персоналом" и "Трудовое право"[18] показало, что наибольший вес среди форм

мотивации имеет оклад (4,25 баллов по пятибалльной шкале) и индивидуальная

надбавка 93,82), а затем уже следуют различные виды премий, на фоне других

выделяются медицинское страхование, возможность получения кредитов и

материальная помощь (табл. 2)

Таблица 2

Оценка факторов мотивации по данным социологического исследования

журнала "Управление персоналом"

|Причина |Оценка по |

| |5-балльной шкале |

|Оклад |4,25 |

|Индивидуальная надбавка |3,82 |

|Премии по итогам работы отдела, фирмы |3,53 |

|Кредиты |3,53 |

|% от продаж |3,50 |

|Медицинское страхование |3,48 |

|Квартальные |3,28 |

|Обучение |3,20 |

|Материальная помощь |3,09 |

|Оплаченные обеды |3,06 |

|Оплата временной нетрудоспособности |3,02 |

|Пособие по беременности и родам |2,90 |

|Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет |2,81 |

|Автомобиль |2,56 |

|Мобильные телефоны |2,09 |

Источник: Результаты исследования методов мотивации. // Управление

персоналом. – 2002. - № 1. – С. 30

Как достаточно важные отмечены следующие мотивационные формы:

. Хороший моральный климат в коллективе,

. Карьера,

. Хорошие условия труда,

. Оплата путевок,

. Социальные отпуска.

Определяющими причинами в ситуациях недобросовестного (криминального)

отношения персонала к имуществу и финансам фирмы названы следующие

(табл. 3)

Среди наиболее возможных факторов демотивации в литературе

называются[19]:

. Нарушение негласного контракта;

Таблица 3

Причины недобросовестного (криминального) отношения персонала к

имуществу и финансам фирмы

|Причина |Оценка по |

| |5-балльной шкале |

|Бесконтрольность |3,81 |

|Происхождение из соответствующей демографической среды |3,36 |

|Недостаток средств существования |3,10 |

|Подверженность всех людей к искушению |2,88 |

|Обида на компанию |2,39 |

Источник: Результаты исследования методов мотивации. // Управление

персоналом. – 2002. - № 1. – С. 30

. Неиспользование каких-либо навыков сотрудника, которые он сам ценит;

. Игнорирование идей и инициативы;

. Отсутствие чувства причастности к компании;

. Отсутствие ощущения достижения, не видно результатов, нет личного и

профессионального роста;

. Отсутствие признания достижений и результатов со стороны руководства и

коллег;

. Отсутствие изменений в статусе сотрудника.

Рассмотрим указанные факторы в приблизительном хронологическом порядке

их проявления на новом месте работы:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.