реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Методы отбора персонала

реферат

определена его степень , доучивание не проводится , а в итоге страдает дело

. Часто в таких случаях работник начинает оспаривать перед администрацией

своё несоответствие работе .

Не все собеседования заканчиваются положительным решением .

Проведённые социологами опросы менеджеров по персоналу показали , что

наиболее частые причины отказа в приёме на работу по итогам собеседования

были следующие :

Плохой внешний вид .

Агрессивная манера поведения , комплекс превосходства ,

властность .

Неспособность ясно выражать свои мысли , недостатки речи ,

плохая дикция , грамматические ошибки .

Отсутствие личных планов служебной карьеры и четких

целей , пассивность и индифферентность , незрелость .

Неуверенность в себе и неуравновешенность , нервозность ,

неловкость .

Нежелание начинать работу с младших должностей ,

намерение получить сразу слишком много .

Чрезмерное внимание к денежному вознаграждению ,

заинтересованность только в получении материальных благ .

Скрытость , уклончивость , увиливание от прямого ответа ,

неискренность .

Плохие отзывы об организациях , в которых кандидат

работал раньше , и о их руководителях .

Бестактность , невежливость .

Непонимание общепринятых правил .

3.4 Тесты по найму .

Тестирование с целью отбора подходящих людей для определённых целей

использовалось на протяжении многих веков . Одним из первых примеров можно

считать библейскую историю о воинах Гедеона .

«И сказал Господь Гедеону : народа с тобой слишком много ... веди

их к воде , там Я выберу их тебе ... И сказал Господь Гедеону : кто будут

лакать воду языком своим , как лакает пёс , того ставь особо , так же как и

тех всех , которые будут наклоняться на колени свои и пить ...» Таким

образом были отсеяны все лишние воины , и Гедеон получил 300 человек ,

которые пили , зачерпывая пригоршнями воду , не опускаясь на колени .

Именно с этими воинами была одержана блистательная победа .[2] Таким

образом тестирование вполне себя оправдало .

Например в США до принятия в 1964 г. Закона о гражданских правах 90

% компаний признавали , что используют тесты , к 1976 г. - только 42 % , но

в 1988 г. уже 84 % компаний сообщали , что включают тесты в свой механизм

отбора кадров .[3]

Применяемые при отборе тесты предназначены для того , чтобы

получить психологический портрет кандидата , оценить его способности , а

также профессиональные знания и навыки . Они позволяют сравнивать

кандидатов между собой или с эталонным , то есть идеальным кандидатом . Как

правило , тесты разработаны психологами , но , чтобы их использовать ,

совсем не обязательно быть психологом .

Тесты используются для измерения качеств человека, необходимых для

результативного выполнения работы . Например , для секретаря такими

способностями могут быть умение печатать на компьютере , стенографировать ,

требуются и определённые личные качества . При приёме на работу чаще всего

используют тесты направленные на изучение :

профессиональных знаний и навыков ;

уровня развития интеллекта и других способностей ;

наличия и степени проявления определённых личностных

качеств .

Специалистам по персоналу известны , как правило , тысячи различных

тестов . Из этого многообразия можно выделить основные .

Тесты выполнения отдельных работ . Например , тест на компьютерное

программирование для программистов , тест на вождение для водителей ,

прослушивание для музыкантов , тесты по машинописи и т. п. Кандидатов

просят проделать определённую работу на механизме с которым им придётся

работать в случае принятия на работу , а затем уже регистрируется

количество и качество результата . Тесты такого рода наиболее достоверны .

Другой вид тестов связан с искусственным созданием обстановки ,

приближенной к реальной . Например , вождение машина на тренажёре , тесты

на психомоторные способности (время принятия решения , поворотливость

пальцев , скорость движения конечностей и др.) , тесты на канцелярские

способности (проверяется запоминание чисел и имён) . Сюда же относится

большая группа так называемых письменных тестов , используемых для

измерения общего уровня умственного развития и способностей . Их существует

огромное множество . Например , тест на способности - шкала Векслера ,

состоящий из двух групп заданий . Первая , словесная , включает вопросы по

словарному запасу , общей информированности , арифметике . Вторая группа

состоит из заданий , основанных на завершении рисунка , собирании предметов

и т. п. Широко также используется калифорнийский тест умственной зрелости ,

а также тесты позволяющие измерить различные личностные параметры человека

. Наиболее известны тест Кэттела , выделяющий шестнадцать основных качеств

претендента , Миннесотский многопрофильный личностный тест «семантический

дифференциал» , служащий для исследования репрезентативности эмоциональных

явлений в сознании , тесты по изучению типа нервной деятельности

(темперамента) , акцентуации характера и другие .

Иногда под тестом понимают такое испытание , отличительными

чертами которого является фиксированность времени выполнения задания и

единственность правильного ответа . Такой тест предназначен для определения

уровня развития интеллекта и других способностей (например , к устному

счёту) , навыков и т. п.

Особой разновидностью тестов являются опросники . С их помощью

оценивают свойства личности или интересы . Ответ характеризует отвечающего

. Опросники используются для определения склонности к тому или иному виду

деятельности , например нравится ли данному человеку работать в коллективе

, если у него артистические склонности и т. п. Опросники эффективно

применяются в целях профориентации

Как правило , при тестировании выполнение заданий и ответы на

вопросы осуществляются письменно самими кандидатами , после чего

оцениваются и интерпретируются результаты . В последнее время всё

популярнее становится использование автоматизированных тестов , в основном

выполнение которых предлагается претендентам на компьютере . По окончании

компьютер обрабатывает полученную информацию , производит все необходимые

расчёты и выдаёт результат .

Своеобразным тестом на честность является широко используемый в США

прибор , регистрирующий изменения в дыхании , кровяном давлении , пульсе ,

реакции кожи и фиксирующий эти изменения на бумаге . Речь идёт о полиграфе

или так называемом детекторе лжи . Человеку , к которому подключён полиграф

, задают различные вопросы : нейтральные , чтобы выявить его нормальное

состояние , затем очень острые , чтобы зарегистрировать ответ , сделанный

под давлением . Использование этого устройства обходится значительно

дешевле других методов проверки . Однако для работы с полиграфом нужны

квалифицированные специалисты , кроме того , с его помощью можно проверить

не всех людей . Некоторым очень легко солгать , и они обманывают полиграф ,

другие напротив , очень эмоционально реагируют на простые вопросы и

выглядят на приборе лжецами .

Наиболее известны так называемые проективные тесты . Начало они

берут из глубины веков , от гадания на свечах , кофейной гуще и т п. Вот ,

например , уже используемый многие годы весьма эффективный тест Роршаха .

Простая клякса , раздавленная внутри сложенного пополам листка бумаги . В

зависимости от того , что увидел человек , простую кляксу или какой-нибудь

предмет , психолог расскажет кто он есть на самом деле . Тесты такого рода

рассчитаны на то , чтобы зацепить и вытащить скрытую установку подсознания

. Могут предложить дописать рассказ или дорисовать картинку .

Использование тестовых методик при отборе персонала всегда было и

остаётся весьма дискуссионным вопросом не только В России , но во всём мире

. В США , например , в 60-е годы был период , когда метод тестирования

признавался дискриминационным по расовому , половому и социальному

признакам , и его использование было не безопасным .

Сегодня тестирование - неотъемлемая часть работы по управлению

персоналом . По данным американской статистики , при опросе кадровых

менеджеров сложилась следующая ситуация . 20 % опрошенных ответили , что

постоянно пользуются различными психологическими тестами (калифорнийский

тест на личностные характеристики , тест Гордона на личностный профиль ,

тест на социальный интеллект , тест на адаптивность и уживчивость в

коллективе и др.) ; 11 % используют детектор лжи , психологический

стрессовый показатель , тесты на честность и т. д. ; 18 % опрошенных

ответили , что применяют для кандидатов на работу алкогольный и

наркотический тесты , являющиеся частью медосмотра и основанные на

различных анализах . По заявлению опрошенных , ни одна из организаций не

использует тесты на СПИД ; 55 % менеджеров по персоналу используют тесты

похожие на работу , которую кандидат должен выполнить (вычислительные тесты

, печатание на компьютере , речевая обработка и канцелярское дело , тесты

на силовой подъём и гибкость и т. п.) ; 22 % респондентов пользуются

психоанализом для выявления мастерства претендентов ; в 63 % организаций

данные тестирования держат в строгом секрете ; 21 % ответили , что

результаты тестовых испытаний были показаны лишь кандидату и инспектору

службы персонала , а 13 % заявили , что не держат тестовые данные в секрете

.[4]

В Росси на данный момент отечественных тестовых методик практически

нет , так как они долго считались идеологически чуждыми нам . Используются

в основном западные методики , однако здесь имеются определённые сложности

, связанные не только с языковыми отличиями , но главным образом , с

социокультурными несоответствиями .

3.5 Проверки рекомендаций и послужного списка .

В тех случаях , когда заявитель получает отзыв лично для передачи

по месту запроса , объективность оценки не может быть гарантирована , так

как многие люди не хотят писать своё истинное мнение о человеке , который

это может прочитать . Поэтому в последнее время чаще практикуются

специальные запросы , в которых прежнего работодателя просят оценить

кандидата по определённому перечню качеств . Ещё более распространены

телефонные звонки предыдущему начальнику для обмена мнениями и выяснения

каких либо интересующих вопросов . При такой проверке анализируется

хронологический порядок мест работы , обращается внимание на пробелы и

перемены рабочих мест . При этом учитывается также частота увольнений и то

, в какой мере смена рабочего места вела к подъёму или спуску по служебной

лестнице . Считается , что в молодые годы смена рабочего места имеет другое

значение , нежели позднее . Поэтому у молодых кандидатов частые перемены

рабочего места должны быть расценены , скорее , положительно , так как в

основе их лежат мобильность , стремление к лучшей организации , гибкость .

У кандидатов постарше смена рабочего места должна быть обсуждена в ходе

беседы . Учитывается ещё и то , что изменение профессии служит повышению

практического опыта данного кандидата .

3.6 Медицинский осмотр .

Некоторые фирмы , требуют проведение медосмотра по нескольким

причинам :

необходимостью знания физического состояния претендента в

момент найма на случай подачи возможных требований

компенсаций из-за ухудшения здоровья ;

необходимостью предотвратить приём переносчиков заразных

болезней :

необходимостью определить , может ли человек физически

выполнять предлагаемую работу .

Одной из форм медосмотра является генетический отбор ,

предусматривающий использование различных анализов с целью выявления у

кандидата особых черт , предрасполагающих (или наоборот) его к работе с

различными химикатами . Например , заявитель с повышенной чувствительностью

организма к токсинам , используемым в производстве , немедленно отсеивается

в процессе отбора . В последние годы на Западе широко обсуждается комплекс

вопросов , связанных с проверкой на предмет употребления наркотиков . Это

проблемы как этического и юридического порядка так и медико-биологического

, так как достоверных на сто процентов тестов пока ещё не существует и в

трети случаев результаты их оказываются ошибочными .

Также никогда не мешает назначить претенденту испытательный срок в

рамках , установленных трудовым законодательством . За время испытательного

срока представляется возможность способом естественного наблюдения и

специальных условий достаточно хорошо выяснить деловые качества работника и

сделать окончательное заключение о его пригодности . Поскольку срок этот

относительно небольшой , изучение деловых качеств должно протекать активно

и целенаправленно . В течение испытательного срока решаются задачи не

только изучения деловых качеств работника , но и выявляются его способности

к обучению , а также ему предоставляется возможность самому оценить

предстоящую деятельность и адаптироваться в среде персонала организации .

Перед окончанием испытательного срока непосредственный руководитель

должен дать оценку работнику для кадровых подразделений и объявить своё

заключение о дальнейшем его использовании самому работнику .

Если работник после полного испытательного срока проявил качества ,

необходимые для постоянной работы на занимаемой должности , его принимают

на постоянную работу . При этом нужно обратить внимание работника на его

слабые стороны и на необходимость постоянного совершенствования им деловых

качеств , а также главе организации необходимо встретиться с группой новых

работников . На такой встрече новичков надо ознакомить с общими целями ,

структурой , традициями , историей и достижениями организации .

4. Достоверность и обоснованность методов отбора .

Одним из способов уяснить , окажется ли претендент соответствующим

всем требованиям , и выбрать наиболее подходящего из группы кандидатов

является тестирование заявителей в условиях , максимально приближенным к

рабочим . Чтобы эти методы отбора оказались результативными , они должны

быть достаточно надёжными , достоверными . Если претендент получает оценку

в 70 очков при тестировании по найму в понедельник , 40 очков в аналогичном

тесте в четверг и 95 - в пятницу , то определить , какой из результатов

наиболее точно отражает способности этого заявителя , невозможно : данный

тест не может быть признан достоверным . Достоверность метода отбора

характеризует его неподверженность систематическим ошибкам при измерениях ,

то есть его состоятельность при различных условиях .

Если служащий , проводящий беседу с заявителем , даёт разные оценки

его способностей и возможностей в разные дни , эти оценки нельзя считать

достоверными . На практике достоверность при вынесении суждений достигается

сравнением результатов двух (или более) аналогичных тестов , проведённых в

разные дни . Другой путь повышения достоверности - сравнение результатов

нескольких альтернативных методов отбора (например , тест и беседа) . Если

результаты сходны или одинаковы , можно считать результат правильным .

Помимо достоверности оценок необходимо учитывать обоснованность

принятых критериев отбора . Под обоснованностью здесь понимается то , с

какой степенью точности данный результат , метод или критерий

«предсказывает» будущую результативность тестируемого человека .

Обоснованность методов относится к выводам , сделанным на основе той или

иной процедуры , а не к самой процедуре . То есть метод отбора может сам по

себе быть достоверным , но не соответствовать конкретной задаче : измерять

не то , что требуется в данном случае .

Существуют разные типы обоснованности методов отбора , с которыми

должен быть знаком менеджер : обоснованность по сути , по соответствию

характеру конкретной работы и по соответствию конкретным критериям .

Обоснованность - это степень , в которой тест , беседа или оценка качества

работы измеряет навыки , опыт и способность выполнять данную работу .

Соответствие метода отбора каким-то конкретным требованиям или условиям

определяет степень точности , с которой метод отбора выявляет конкретные

способности претендента , соответствующие отдельным важным элементам стиля

работы . Качество выполняемой при тестировании работы оценивается в

соответствии с требованиями к настоящей м последующей работе .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важный шаг в процессе обеспечения фирмы или организационной системы

соответствующими её профилю человеческими ресурсами является отбор

кандидатов , который представляет собой выбор из всей подобранной группы

индивидуальных работников для последующего найма . Сам процесс отбора , как

правило , состоит из целой серии ступеней выбора (различных методов) , где

каждая последующая ступень отсеивает из общей группы до тех пор , пока не

останется нужное количество претендентов . На этих стадиях работники

проходят специальные тесты и собеседования , призванные выявить , отвечают

ли они тем или иным требованиям , предъявляемым нанимающей организацией ,

подходят ли они для выполнения той работы , для которой их нанимают .

Политика найма различна в разных фирмах и зависит , как правило ,

от принятой здесь системы ценностей . При приёме на работу совершенно

нового работника весьма важную роль играет беседа с претендентом на

должность . Тестирование в качестве метода отбора персонала также

становится всё более популярным . Этот интерес вполне понятен , если

принять во внимание , что постоянно возрастает значение правильного отбора

и всё дороже становятся ошибки .

Отбор кадров осуществляется по принципу , какой из кандидатов

наилучшим образом выполнит определённую работу . Для достижения этой цели в

процессе отбора кадров должны быть предусмотрены соответствующие методы

оценки определённых специфических аспектов , характеризующих кандидата .

В большинстве случаев выбирают человека , имеющего наилучшую

квалификацию для выполнения фактической работы на занимаемой должности , а

не кандидата который , представляется наиболее подходящим для продвижения

по службе . Объективное решение о выборе , в зависимости от обстоятельств ,

может основываться на образовании кандидата , уровне его профессиональных

навыков , опыте предшествующей работы , личных качествах .

Несоблюдение принципов проведения отбора , установленных комиссией

по соблюдению равенства возможностей при трудоустройстве , может привести к

возбуждению судебного иска со стороны работника , который может обвинить

организацию в дискриминационной политике при отборе персонала .

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бляхман Л. С. Введение в менеджмент .-СПб.:Издательство С-Петербургского

университета экономики и финансов , 1994.

2. Как подбирать сотрудников и их учить. // За рубежом , 1993 , № 33

3. Мескон М. Х. , Альберт М. , Хедоури Ф. Основы менеджмента .-М.:«Дело» ,

1992.

4. Нессонов Г. Г. Управление персоналом коммерческой организации . Учебное

пособие .-М.:«Триада» , 1997.

5. Подбор кадров Во Франции . // Человек и труд , 1993 , № 4 .

6. Поляков В. А. Технология карьеры .-М.:«Дело ЛТД» , 1995 .

7. Силин А. Н. Управление персоналом . Учебник по кадровому менеджменту .-

Тюмень:ТГУ , 1994 .

8. Тарасов В. К. Персонал-технология : отбор и подготовка менеджеров .-

Л:«Машиностроение» , 1989 .

9. Травин В. В. , Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента .-М.:«Дело» ,

1995.

10. Шамхалов Ф. И. Американский менеджмент . Теория и практика .

-М.:«Наука» , 1993.

-----------------------

[1] Травин В. В. , Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента .-М.:«Дело» ,

1995. Стр. 68.

[2] Поляков В. А. Технология карьеры .-М.:«Дело ЛТД» , 1995 . стр. 97

[3] Там же стр. 98.

[4] Силин А. Н. Управление персоналом . Учебник по кадровому менеджменту .-

Тюмень:ТГУ , 1994. Стр. 54-55.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.