реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

История развития теории и практики менеджмента

реферат

Важнейшее место в осуществлении методики трудовых движений отводилось

инструктажу.

Недостатком концепции трудовых установок. Гастева является слабая

разработка самой методики трудовых установок, выбор слишком узкой базы

исследования, ориентация на индивидуальность рабочего.

Важная роль в развитии научной организации труда и управления в СССР

принадлежит видному экономисту О.А. Ерманскому, который внес значительный

вклад в создание теории социалистической рационализации. Концепция

Ерманского была подвергнута резкой критике, но несмотря на критику, вклад

Ерманского в развитие теории и практики организации труда значителен. Им

обобщен большой практический материал хозяйственного строительства в СССР.

Проблемы научной организации труда получили широкое освещение в трудах

П.М. Керженцева. Керженцев распространил понимание научной организации

труда на все сферы человеческой деятельности.

Особого внимания заслуживает дискуссия, развернувшаяся по проблемам

развития научной организации труда и управления в СССР в период подготовки

ко II Всесоюзной конференции по НОТ, За несколько недель до конференции

были опубликованы две платформы по НОТ. Одна — от группы «Семнадцати» во

главе с Керженцевым, другая — от ЦИТ во главе с Гастевым. Полемика между

двумя течениями закончилась созданием центральной платформы, принятой на II

Всесоюзной конференции по НОТ, в которую вошли положительные моменты обеих

дискутировавших платформ.

Крупный вклад в развитие теоретических основ социалистической

организации производственных процессов был внесен О.И. Непорентом. Все

операции он классифицировал по признаку их сочетания в производственном

процессе на три вида: последовательное, параллельное и параллельно-

последовательное, показал их влияние на длительность производственного

цикла.

В 30-е гг. была проделана большая научная и практическая работа по

созданию науки об организации производства, труда и управления, результатом

которой был выход в свет первого советского учебника по организации

производства. В эти же годы было положено начало формированию системы

подготовки кадров с высшим и средним специальным экономическим образованием

для предприятий и органов управления. Кроме того, была введена новая для

того времени специальность — инженер-экономист отраслевого профиля, которая

вскоре стала ведущей среди экономических специальностей.

В годы Великой Отечественной войны система управления промышленностью,

сложившаяся в предшествующие годы, не претерпела принципиальных изменений.

Основным принципом управления продолжал оставаться хозрасчет при усилении

административно-командных методов руководства. Научная работа велась по

проблемам внутризаводского планирования и диспетчирования.

В послевоенный период времени возобновилась научная и практическая работа

в области организации и управления производством. Вместе с тем, имело место

сокращение исследований в области управления производством. К концу 50-х

гг. тематика исследований по проблемам организации и управления

предприятиями начала постепенно расширяться.

Начиная с 1957 г. был осуществлен переход к управлению промышленностью и

строительством по территориальному принципу через Советы народного

хозяйства (совнархозы) экономических административных районов. Главным

назначением совнархозов было пресечение ведомственных тенденций в развитии

промышленности.

К этому же времени относится рождение такой важной самостоятельной ветви

экономики, как экономическая кибернетика, тесно связанной с использованием

на практике экономико-математических методов. Создание этой науки в нашей

стране осуществлялось под руководством академиков А.И. Берга и В.М.

Глушкова. Кибернетика сыграла важную роль в развитии теории управления

производством.

Дискуссия, развернувшаяся в стране в период с 1962 по 1965 гг., по

вопросам совершенствования системы и методов управления народным

хозяйством, предшествовала проведению хозяйственной реформы.

Период времени, начиная с 1965 г. по настоящее время, характеризуется

проведением в стране трех реформ, направленных на совершенствование системы

управления народным хозяйством. К ним относятся:

1. Реформа системы управления экономикой 1965 г.

2. Реформа системы управления 1979 г.

3. Ускорение социально-экономического развития (1986 г.) и переход к

рыночным отношениям (с 1991 г. и по настоящее время).

В связи с произошедшими серьезными изменениями в политической системе

управления, в стране развернулась дискуссия о механизме перехода к рынку.

Специальная комиссии, возглавляемая академиком А. Г. Аганбегяном,

предложила три альтернативных варианта перехода к рыночным отношениям:

1) внесение отдельных элементов рынка в существующую командно-

административную систему управления;

2) быстрый переход к рынку без какого-либо государственного

регулирования;

3) создание системы управления на основе регулируемой рыночной экономики.

Этот вариант совершенствования системы управления соответствовал

предложениям правительства.

Другая комиссия под руководством академика С. Шаталина подготовила

программу, получившую название «500 дней», в которой был намечен целый

комплекс мероприятий, необходимых для перехода к регулируемому рынку. Эта

программа многими учеными рассматривалась как «шоковая терапия».

По итогам дискуссии был принят компромиссный вариант перехода от плановой

системы управления к регулируемому рынку. В его основу была положена

программа «500 дней», основной целью которой было полное разрушение

административно-командной системы управления. С ноября 1991 г. начался

процесс формирования рыночных отношений в России.

Однако, несмотря на принятые меры, не удалось приостановить развала

экономики России. Социально-экономическая ситуация в стране продолжает

ухудшаться. Было принято много ошибочных решений. Одной из причин

сложившегося положения является начатая с 1992 г. политика невмешательства

правительства в экономику регионов и импортно-экспортные операции.

Неуправляемого рынка нет ни в одной развитой стране мира. Рынок требует

управления, руководства, регулирования со стороны государства.

В настоящее время в России наблюдается разбалансированность всего

механизма управления страной. Отечественный менеджер в своей практической

деятельности сталкивается с такими проблемами, которые совсем незнакомы

западному менеджеру. Поэтому в создавшихся условиях особое значение

приобретает получение нового знания по искусству управления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с целью и задачами курсовой работы можно сделать

следующие выводы:

1.Подготовка современных менеджеров-профессионалов невозможна без знания

истории развития менеджмента. Менеджмент развивался на протяжении веков,

прежде чем превратился в самостоятельную отрасль знания, науку.

Значительное влияние на формирование менеджмента оказали: школа научного

управления, классическая (административная) школа, школа психологии и

человеческих отношений, школа науки управления (количественная школа), а

также выдающиеся представители этих школ, такие как Ф. Тейлор, А. Файоль,

Э. Мэйо и др.

2.Рыночная экономика требует адекватной ей системы управления, которая

должна претерпеть радикальные преобразования вместе со всем обществом. В

условиях перехода к рыночным отношениям важнейшим фактором успеха

становится непрерывное совершенствование теории и практики управления.

3.Большое значение приобретает изучение передового и прогрессивного

опыта управления зарубежных стран и использование его при анализе

собственных управленческих проблем. Поэтому изучение истории развития

теории и практики зарубежного менеджмента крайне актуально.

В современных условиях перестройки экономики на основе рыночных

отношений одним из приоритетных ее направлений является выработка основных

теоретических и методологических позиций по использованию менеджмента в

практической деятельности российских организаций. Основной особенностью

управленческой мысли становится поиск новых конкретных и реальных путей

совершенствования системы управления, выработка позиции по различным

проблемам управления применительно к рыночным условиям и на основе

творческого осмысления передового зарубежного опыта.

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

БЮРОКРАТИЯ (BUREAUCRACY) — тип организации, для которой характерно

специализированное распределение труда, четкая управленческая иерархия,

правила и стандарты, показатели оценки работы, принципы найма,

основывающиеся на компетенции работника.

ВТОРИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ (SECONDARY NEEDS) — потребности, имеющие

психосоциальную природу, такие как оценка, привязанность и власть.

ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ МАСЛОУ (MASLOWS HYERARCHY OF NEEDS) — подразделение

всех потребностей людей на пять групп: физиологические, безопасности,

социальные, уважения и самовыражения.

КОНТРОЛЬ (CONTROLLING) — процесс, обеспечивающий достижение организацией

поставленных целей.

КРУЖОК КАЧЕСТВА (QUALITY CIRCLE) — группа работников подразделения, которые

на добровольных началах собираются для того, чтобы обсудить проблемы

качества и выработать идеи, направленные на повышение качества. Обычно

члены группы получают специальную подготовку, позволяющую им выявлять

проблемы, связанные с качеством.

МЕХАНИСТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА (MECHANISTIC STRUCTURE) — традиционно-

бюрократическая форма организации, в противоположность органической или

адаптивной структуре.

МОТИВАЦИЯ (MOTIVATING) — процесс стимулирования самого себя и других на

деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей

организации.

ПЕРВИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ (PRIMARY NEEDS) — психологические, обычно врожденные

потребности, такие, например, как потребность самосохранения.

ПЛАНИРОВАНИЕ (PLANNING) -

процесс выбора целей и решений, необходимых для их достижения.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ(ENTREPRENEUR)- человек, который идет на риск при создании

новой организации или при внедрении новой идеи, продукта или услуги.

ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ (MANAGEMENT PROCESS) — общий объем взаимосвязанных

непрерывных действий или функций в рамках организации.

РЕОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА (WORK REDESIGN) -— в передовых организациях изменение

условий труда путем расширения объема или углубления содержательности работ

в целях повышения внутренней удовлетворенности работников.

СТРАТЕГИЯ (STRATEGY) — общий, всесторонний план достижения целей.

ТАКТИКА (ТАСПС) — краткосрочная

стратегия для достижения цели, разрабатываемая обычно на уровне

руководителей среднего звена.

УБЕЖДЕНИЕ (PERSUASION) — приемы эффективного сообщения точки зрения одного

человека другим.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф.

Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000. – 704 с.

2. Семенова И.И.

История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. –

222 с.

3. Попов А.В.

Теория и организация американского менеджмента. – М.: МГУ, 1991. – С.12.

4. Кунц Г., О’Доннел С.

Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. – М.:

Прогресс, 1981. Т. 1. – С.92.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.