реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Инвестиционная политика

реферат

договора-подряда; возможности перехода в рамках ФПГ к консолидиро-

430

ванному бюджету, использовании трансфертных цен, передачи функций

налогоплательщика головному предприятию и т.д.; решении вопроса о залоговом

праве на пользование земельными и другими ликвидными активами;

предоставлении государственных полномочий на внешнеэкономическую

деятельность, не затрагивающую безопасность России.

На пути формирования ФПГ следует устранить элементы кампанейщины,

отказаться от общих, унифицированных схем их формирования. В таком важном

деле необходимы сугубо индивидуальный подход и разумная государственная

поддержка, но для этого надо отрешиться от рыночных догматов, от наивного

представления, что все в России обустроится само собой, что только с

помощью рыночных методов можно решить задачу структурной перестройки. ФПГ

должны рассматриваться, прежде всего, под углом зрения материальных

носителей целевых установок государства в области его экономической

политики. Важно поэтому, чтобы ФПГ начинались с реализации целевых

федеральных программ. Это, конечно, не исключает и другие побудительные

мотивы их формирования. Но каждый раз необходима объективная экспертиза,

оценивающая целесообразность появления на российском и международном рынках

новой отечественной ФПГ, эффективность ее функционирования в условиях

жесткой мировой конкуренции.

В плане реализации сбалансированной инвестиционной политики на уровне

ФПГ следует учитывать, что каждое приоритетное направление реализуется в

форме соответствующих программ. Помимо целевых установок каждая программа

содержит специальный раздел, в котором дается обоснование экономическому

механизму ее реализации. Он включает систему льгот и преференций -

освобождение от налогов, льготное кредитование, прямые бюджетные

ассигнования, систему временных финансовых дотаций, имущественную поддержку

инвесторов и др. Каждая государственная программа подготавливается

специальной правительственной комиссией в виде государственного заказа,

который рассматривается и утверждается Федеральным Собранием. В федеральном

бюджете выделяется специальная строка; "Финансирование важнейших

государственных программ России". Головной исполнитель госзаказа, как

правило, определяется на конкурсной основе, руководитель государственной

программы утверждается в ранге заместителя председателя Правительства

России.

Сохранению наукоемкой продукции поможет интеграция финансового и

промышленного капитала, создание финансово-промышленных групп (ФПГ). В

целом политика государства должна строиться так, чтобы не создавать преград

на пути формирования эффективных финансово-промышленных взаимосвязей. В то

же время нельзя допустить превращения ФПГ в фактор монополизации экономики,

способ получения льгот и "дешевых" государственных денег под неэффективные

проекты.

431

В принятой Правительством РФ Программе содействия финансово-промышленным

группам предусмотрены следующие цели и задачи их формирования: объединение

материальных и финансовых ресурсов ее участников для повышения

конкурентоспособности и эффективности производства; создание рациональных

технологических и кооперационных связей; увеличение экспортного потенциала;

ускорение научно-технического прогресса; конверсия военных предприятий;

привлечение инвестиций При этом под ФПГ понимается официально

зарегистрированная на федеральном уровне группа предприятий, учреждений,

организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов,

объединение капитала которых произведено в порядке и на условиях,

предусмотренных Положением о финансово-промышленных группах и порядке их

создания.

К основным принципам создания российских ФПГ относятся: индивидуальный

характер формирования каждой .ФПГ на основе единой нормативно-правовой

базы; многообразие путей формирования ФПГ, включая добровольность вхождения

в состав, разнообразие форм консолидации пакетов акций; использование

разнообразных форм интеграции финансового, промышленного и торгового

капитала; первоочередное создание ФПГ на базе технологически и

кооперационно связанных промышленных предприятий, выпускающих сложную

наукоемкую продукцию, обеспеченную платежеспособным спросом и

конкурентоспособную на внешнем и внутреннем рынках; образование ряда (как

правило, не менее трех) ФПГ на одном отраслевом товарном рынке или наличие

на нем конкурентов по соответствующим видам продукции; государственное

содействие созданию и функционированию ФПГ и их поддержка, инвестиционные

проекты и программы которых отвечают целям и приоритетам социально-

экономической политики; создание на основе финансово-промышленных групп

новых инвестиционных механизмов промышленного производства;

социально-экономическая обоснованность проектов создания ФПГ,

подтверждаемая экспертизой.

Основные варианты состоят в объединении участников ФПГ вокруг

промышленного предприятия; научно-исследовательской или конструкторской

организации; коммерческого банка; торговой фирмы. Государственная поддержка

деятельности ФПГ может предусматривать предоставление им ряда льгот:

передачу в коммерческое или доверительное управление ФПГ временно

закрепленных за государством пакетов акций предприятий-участников ФПГ:

зачет задолженности предприятия, акции которого реализуются на

инвестиционных конкурсах, в объем инвестиций, предусмотренных для ФПГ

покупателю; предоставление государственных гарантий для привлечения

различного рода инвестиционных ресурсов, в том числе с использованием

механизма залога

432

Дополнительные меры государственной поддержки финансово-промышленных

групп предполагают: выдачу гарантий по эмитируемым ценным бумагам ФПГ,

переход на налогообложение по общей конечной продукции ФПГ; предоставление

прав на ускоренную амортизацию основных фондов; предоставление льгот по

налогам на операции с ценными бумагами и предоставление таможенных льгот.

В перспективе возможно создание 100 - 150 мощных ФПГ, сопоставимых по

размерам с ведущими зарубежными корпоративными объединениями. К

положительным итогам формирования российских ФПГ можно отнести;

стабилизацию производства; усиление конкурентного характера экономической

среды, ускорение научно-технического развития;

улучшение инвестиционной обстановки; структурные сдвиги; финансовую

стабилизацию; укрепление социальной базы экономических реформ.

К середине 1995 г. официальный статус ФПГ получили 8 групп:

"Уральские заводы" (Ижевск), "Сокол" (Воронеж), "Драгоценности Урала"

(Екатеринбург), "Сибирь" (Новосибирск), РУСХИМ (банк "Российский кредит")

(Москва), Объединенный горно-металлургический комплекс (Москва),

Скоростной флот (концерн "Гермес") (Москва), Интеррос (Международная

финансовая корпорация и Онэксим-банк) (Москва). Эти финансово-промышленные

группы официально созданы на основе Указа Президента РФ.

В то же время существуют и возражения по поводу идеи создания ФПГ

вообще. По мнению заместителя директора Института проблем рынка РАН

В.Перламутрова, ФПГ - это завтрашний день российской экономики, сегодня же

необходимо использовать опыт послевоенной Японии, которая обязала банкиров

сдавать часть активов в государственный инвестиционный фонд, откуда само

государство распределяло финансовые вливания по промышленным отраслям.

Банкиры предлагают внести дополнительные налоговые льготы, которые бы

максимально стимулировали кооперацию финансовых структур с производителями.

Представители регионов не хотят, чтобы центральная компания выступала в

качестве единого налогоплательщика: перекачка средств в центр, по их

мнению, обескровит местный бюджет.

Защитники наукоемкого производства считают, что торговля сырьем и

"отверточные" технологии Россию не спасут, настаивают на четком определении

состава участников ФПГ. В целом же эффективное функционирование ФПГ

позволит восстановить деловую активность в рамках бывшего СССР, поскольку

исследования показывают, что нестабильная экономическая ситуация в России

на 30% связана с разрывом связей между предприятиями СНГ.

Правительством России предпринимаются меры, направленные на улучшение

инвестиционного климата.

28. Заказ №1542.

433

Правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности

на территории России, направленные на эффективное функционирование

народного хозяйства и обеспечение равной защиты прав, интересов и имущества

субъектов инвестиционной деятельности вне зависимости от форм

собственности, были определены в Законе РСФСР "Об инвестиционной

деятельности в РСФСР", принятом Верховным Советом РСФСР в июне 1991 г. В

июле 1991 г. был принят Закон "Об иностранных инвестициях в РСФСР",

направленный на привлечение и эффективное использование иностранных

материальных и финансовых ресурсов, передовой зарубежной техники и

технологий, управленческого опыта. Для начального этапа экономических

преобразований в провозгласившей суверенитет России эти законы имели

прогрессивный характер и сыграли свою положительную роль. В последующие

годы они были дополнены рядом нормативных документов, конкретизирующих и

развивающих условия инвестирования для отечественных и иностранных

инвесторов - Указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ.

Необходимость их разработки и принятия была обусловлена тем, что вовлечение

различных источников и схем инвестирования требует стройной законодательной

системы по организации и регулированию государственных и частных средств.

Принятые начиная с 1992 г. нормативные акты, несмотря на различия в

механизме их действия, можно объединить в три основные группы: создающие

условия для смешанного финансирования и привлечения частных инвестиций для

реализации государственной инвестиционной программы; формирующие новые

организационные структуры для обеспечения государственных гарантий частным

капиталовложениям; предоставляющие инвесторам налоговые льготы для

активизации их инвестиционной деятельности. Однако инвесторам в современных

условиях необходимы законы, обеспечивающие эффективность и безопасность

функционирования их капитала, а этот процесс, как отмечено выше,

затягивается.

Начиная с 1994 г. Правительством России был предпринят ряд мер,

направленных на улучшение инвестиционного климата для отечественных и

иностранных инвесторов (льготы налогообложения прибыли коммерческих

организаций с иностранными инвестициями; освобождение от налога на

добавленную стоимость и спецналога импортируемого технологического

оборудования и запасных частей к нему, а также кредитов в иностранной

валюте, полученных налогоплательщиками от иностранных банков и кредитных

учреждений; отмена ограничений в количестве расчетных (текущих) и бюджетных

счетов предприятий, учреждений, организаций в банках и иных кредитных

учреждениях и ряд других).

Эта работа была запланирована и на 1995-1997 гг. по комплексу

взаимоувязанных экономических, правовых, организационных и информационных

направлений, среди которых на первом плане находятся

434

обеспечение защищенности личности и собственности инвесторов,

совершенствование правовой базы для инвесторов в финансовом, валютном,

налоговом, тарифном и нетарифном регулировании, обеспечение стабильности

законодательства; создание системы гарантирования и страхования иностранных

инвестиций, механизма залоговых операций в связи с частными отечественными

и иностранными инвестициями; разграничение компетенции федеральных и

региональных органов при решении вопросов регулирования инвестиций,

устранение дублирования со стороны различных ведомств и др

Основные принципы заявленной Правительством для реализации в 1995-1997

гг. инвестиционной политики (с учетом необходимости преодоления дальнейшего

спада производства и ограниченных финансовых возможностей государства) были

следующие:

а) последовательная децентрализация инвестиционного процесса на основе

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.