договора-подряда; возможности перехода в рамках ФПГ к консолидиро-
430
ванному бюджету, использовании трансфертных цен, передачи функций
налогоплательщика головному предприятию и т.д.; решении вопроса о залоговом
праве на пользование земельными и другими ликвидными активами;
предоставлении государственных полномочий на внешнеэкономическую
деятельность, не затрагивающую безопасность России.
На пути формирования ФПГ следует устранить элементы кампанейщины,
отказаться от общих, унифицированных схем их формирования. В таком важном
деле необходимы сугубо индивидуальный подход и разумная государственная
поддержка, но для этого надо отрешиться от рыночных догматов, от наивного
представления, что все в России обустроится само собой, что только с
помощью рыночных методов можно решить задачу структурной перестройки. ФПГ
должны рассматриваться, прежде всего, под углом зрения материальных
носителей целевых установок государства в области его экономической
политики. Важно поэтому, чтобы ФПГ начинались с реализации целевых
федеральных программ. Это, конечно, не исключает и другие побудительные
мотивы их формирования. Но каждый раз необходима объективная экспертиза,
оценивающая целесообразность появления на российском и международном рынках
новой отечественной ФПГ, эффективность ее функционирования в условиях
жесткой мировой конкуренции.
В плане реализации сбалансированной инвестиционной политики на уровне
ФПГ следует учитывать, что каждое приоритетное направление реализуется в
форме соответствующих программ. Помимо целевых установок каждая программа
содержит специальный раздел, в котором дается обоснование экономическому
механизму ее реализации. Он включает систему льгот и преференций -
освобождение от налогов, льготное кредитование, прямые бюджетные
ассигнования, систему временных финансовых дотаций, имущественную поддержку
инвесторов и др. Каждая государственная программа подготавливается
специальной правительственной комиссией в виде государственного заказа,
который рассматривается и утверждается Федеральным Собранием. В федеральном
бюджете выделяется специальная строка; "Финансирование важнейших
государственных программ России". Головной исполнитель госзаказа, как
правило, определяется на конкурсной основе, руководитель государственной
программы утверждается в ранге заместителя председателя Правительства
России.
Сохранению наукоемкой продукции поможет интеграция финансового и
промышленного капитала, создание финансово-промышленных групп (ФПГ). В
целом политика государства должна строиться так, чтобы не создавать преград
на пути формирования эффективных финансово-промышленных взаимосвязей. В то
же время нельзя допустить превращения ФПГ в фактор монополизации экономики,
способ получения льгот и "дешевых" государственных денег под неэффективные
проекты.
431
В принятой Правительством РФ Программе содействия финансово-промышленным
группам предусмотрены следующие цели и задачи их формирования: объединение
материальных и финансовых ресурсов ее участников для повышения
конкурентоспособности и эффективности производства; создание рациональных
технологических и кооперационных связей; увеличение экспортного потенциала;
ускорение научно-технического прогресса; конверсия военных предприятий;
привлечение инвестиций При этом под ФПГ понимается официально
зарегистрированная на федеральном уровне группа предприятий, учреждений,
организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов,
объединение капитала которых произведено в порядке и на условиях,
предусмотренных Положением о финансово-промышленных группах и порядке их
создания.
К основным принципам создания российских ФПГ относятся: индивидуальный
характер формирования каждой .ФПГ на основе единой нормативно-правовой
базы; многообразие путей формирования ФПГ, включая добровольность вхождения
в состав, разнообразие форм консолидации пакетов акций; использование
разнообразных форм интеграции финансового, промышленного и торгового
капитала; первоочередное создание ФПГ на базе технологически и
кооперационно связанных промышленных предприятий, выпускающих сложную
наукоемкую продукцию, обеспеченную платежеспособным спросом и
конкурентоспособную на внешнем и внутреннем рынках; образование ряда (как
правило, не менее трех) ФПГ на одном отраслевом товарном рынке или наличие
на нем конкурентов по соответствующим видам продукции; государственное
содействие созданию и функционированию ФПГ и их поддержка, инвестиционные
проекты и программы которых отвечают целям и приоритетам социально-
экономической политики; создание на основе финансово-промышленных групп
новых инвестиционных механизмов промышленного производства;
социально-экономическая обоснованность проектов создания ФПГ,
подтверждаемая экспертизой.
Основные варианты состоят в объединении участников ФПГ вокруг
промышленного предприятия; научно-исследовательской или конструкторской
организации; коммерческого банка; торговой фирмы. Государственная поддержка
деятельности ФПГ может предусматривать предоставление им ряда льгот:
передачу в коммерческое или доверительное управление ФПГ временно
закрепленных за государством пакетов акций предприятий-участников ФПГ:
зачет задолженности предприятия, акции которого реализуются на
инвестиционных конкурсах, в объем инвестиций, предусмотренных для ФПГ
покупателю; предоставление государственных гарантий для привлечения
различного рода инвестиционных ресурсов, в том числе с использованием
механизма залога
432
Дополнительные меры государственной поддержки финансово-промышленных
групп предполагают: выдачу гарантий по эмитируемым ценным бумагам ФПГ,
переход на налогообложение по общей конечной продукции ФПГ; предоставление
прав на ускоренную амортизацию основных фондов; предоставление льгот по
налогам на операции с ценными бумагами и предоставление таможенных льгот.
В перспективе возможно создание 100 - 150 мощных ФПГ, сопоставимых по
размерам с ведущими зарубежными корпоративными объединениями. К
положительным итогам формирования российских ФПГ можно отнести;
стабилизацию производства; усиление конкурентного характера экономической
среды, ускорение научно-технического развития;
улучшение инвестиционной обстановки; структурные сдвиги; финансовую
стабилизацию; укрепление социальной базы экономических реформ.
К середине 1995 г. официальный статус ФПГ получили 8 групп:
"Уральские заводы" (Ижевск), "Сокол" (Воронеж), "Драгоценности Урала"
(Екатеринбург), "Сибирь" (Новосибирск), РУСХИМ (банк "Российский кредит")
(Москва), Объединенный горно-металлургический комплекс (Москва),
Скоростной флот (концерн "Гермес") (Москва), Интеррос (Международная
финансовая корпорация и Онэксим-банк) (Москва). Эти финансово-промышленные
группы официально созданы на основе Указа Президента РФ.
В то же время существуют и возражения по поводу идеи создания ФПГ
вообще. По мнению заместителя директора Института проблем рынка РАН
В.Перламутрова, ФПГ - это завтрашний день российской экономики, сегодня же
необходимо использовать опыт послевоенной Японии, которая обязала банкиров
сдавать часть активов в государственный инвестиционный фонд, откуда само
государство распределяло финансовые вливания по промышленным отраслям.
Банкиры предлагают внести дополнительные налоговые льготы, которые бы
максимально стимулировали кооперацию финансовых структур с производителями.
Представители регионов не хотят, чтобы центральная компания выступала в
качестве единого налогоплательщика: перекачка средств в центр, по их
мнению, обескровит местный бюджет.
Защитники наукоемкого производства считают, что торговля сырьем и
"отверточные" технологии Россию не спасут, настаивают на четком определении
состава участников ФПГ. В целом же эффективное функционирование ФПГ
позволит восстановить деловую активность в рамках бывшего СССР, поскольку
исследования показывают, что нестабильная экономическая ситуация в России
на 30% связана с разрывом связей между предприятиями СНГ.
Правительством России предпринимаются меры, направленные на улучшение
инвестиционного климата.
28. Заказ №1542.
433
Правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности
на территории России, направленные на эффективное функционирование
народного хозяйства и обеспечение равной защиты прав, интересов и имущества
субъектов инвестиционной деятельности вне зависимости от форм
собственности, были определены в Законе РСФСР "Об инвестиционной
деятельности в РСФСР", принятом Верховным Советом РСФСР в июне 1991 г. В
июле 1991 г. был принят Закон "Об иностранных инвестициях в РСФСР",
направленный на привлечение и эффективное использование иностранных
материальных и финансовых ресурсов, передовой зарубежной техники и
технологий, управленческого опыта. Для начального этапа экономических
преобразований в провозгласившей суверенитет России эти законы имели
прогрессивный характер и сыграли свою положительную роль. В последующие
годы они были дополнены рядом нормативных документов, конкретизирующих и
развивающих условия инвестирования для отечественных и иностранных
инвесторов - Указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ.
Необходимость их разработки и принятия была обусловлена тем, что вовлечение
различных источников и схем инвестирования требует стройной законодательной
системы по организации и регулированию государственных и частных средств.
Принятые начиная с 1992 г. нормативные акты, несмотря на различия в
механизме их действия, можно объединить в три основные группы: создающие
условия для смешанного финансирования и привлечения частных инвестиций для
реализации государственной инвестиционной программы; формирующие новые
организационные структуры для обеспечения государственных гарантий частным
капиталовложениям; предоставляющие инвесторам налоговые льготы для
активизации их инвестиционной деятельности. Однако инвесторам в современных
условиях необходимы законы, обеспечивающие эффективность и безопасность
функционирования их капитала, а этот процесс, как отмечено выше,
затягивается.
Начиная с 1994 г. Правительством России был предпринят ряд мер,
направленных на улучшение инвестиционного климата для отечественных и
иностранных инвесторов (льготы налогообложения прибыли коммерческих
организаций с иностранными инвестициями; освобождение от налога на
добавленную стоимость и спецналога импортируемого технологического
оборудования и запасных частей к нему, а также кредитов в иностранной
валюте, полученных налогоплательщиками от иностранных банков и кредитных
учреждений; отмена ограничений в количестве расчетных (текущих) и бюджетных
счетов предприятий, учреждений, организаций в банках и иных кредитных
учреждениях и ряд других).
Эта работа была запланирована и на 1995-1997 гг. по комплексу
взаимоувязанных экономических, правовых, организационных и информационных
направлений, среди которых на первом плане находятся
434
обеспечение защищенности личности и собственности инвесторов,
совершенствование правовой базы для инвесторов в финансовом, валютном,
налоговом, тарифном и нетарифном регулировании, обеспечение стабильности
законодательства; создание системы гарантирования и страхования иностранных
инвестиций, механизма залоговых операций в связи с частными отечественными
и иностранными инвестициями; разграничение компетенции федеральных и
региональных органов при решении вопросов регулирования инвестиций,
устранение дублирования со стороны различных ведомств и др
Основные принципы заявленной Правительством для реализации в 1995-1997
гг. инвестиционной политики (с учетом необходимости преодоления дальнейшего
спада производства и ограниченных финансовых возможностей государства) были
следующие:
а) последовательная децентрализация инвестиционного процесса на основе
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|