Цели: - измеримые; - ориентированные по времени; -
взаимоподдерживающие; - достижимые.
Внешняя среда - макроэкономическая среда (должна учитываться в любой
деятельности); конкурентная; конъюнктурная; политическая; военная;
демографическая; этническая; социально-психологическая.
SWOT анализ - сильные стороны (факторы), слабые стороны, возможности,
угрозы.
Анализ внутренних слабых сторон: маркетинг, финансы, человеческие
ресурсы, непосредственное производство, культура организации.
Выбор стратегии
Возможные типы стратегии: бурный рост; ограниченный рост (включая
нулевой); сокращение; срочная ликвидация.
|темпы | |Матрица Бостонской консультационной группы| |
|роста | | | |
| |дикая кошка |супер звезда| |
| |высокие |темпы роста | |
| |темпы роста |высокие | |
| | |прибыль | |
| | |высокая | |
| |собака на |дойная | |
| |сене прибыли|корова | |
| |нет, ресурсы|прибыль | |
| | |высокая | |
| |отвлекаются,|темпы роста | |
| |темпа роста |низкие | |
| |нет | | |
| | | |Прибыль |
- дойная корова рано или поздно становится собакой на сене
- дикие кошки тяготеют к собаке на сене
- супер звезда превращается в дойную корову
- дикая кошка может перерасти в супер звезду.
Реализация стратегии: составляет выполнение ее оперативного плана.
Контроль: по целям; по критериям и показателям; централизованный и
децентрализованный; гибкий; ориентированный на результат.
Ключевые характеристики конкурентной стратегии фирмы:
- своя ниша на рынке (монополистическая позиция. никто не делает то,
что я); - иновантивность; - забота о качестве ; - быстрота; - малый размер;
- партнерский характер; - международная деятельность; - добавленная
стоимость за счет квалификации.
Дополнительные факторы успешной стратегии фирмы в России:
- сфера действий (торговля, недвижимость, финансы, экспортное
производство); - поддержка правительственных структур; - монополизм; -
принадлежность к растущей отрасли производства.
Стратегическое планирование - определяет основные цели и направления
действия организации и обеспечивает достижение выбранных целей путем
использования имеющихся преимуществ и создание новых.
6. Организационные структуры управления.
Структура - система элементов обеспечивающая свое существование.
Стыковка различных элементов это уже организация. Организационная структура
управления - является социально-экономической категорией, характеризующей
отношения совокупности звеньев аппарата управления и существующих между
ними организационных связей, выражающих воздействие и координацию
элементов, внутреннюю форму организации системы, ее статистику, тогда как
организационные отношения обеспечивают тесноту и эффективность структурных
связей.
Старая
организационная
структура
Организационные структуры имеют три сферы применения:
государственную - три уровня: федеральный, региональный и казенных
предприятий;
коммерческие - охватывают различные уровни, малого, среднего и крупного
предпринимательства в различных организационных формах (это кооперативы,
концерны, холдинги ФПГ и т.д.);
общественные - структуры в настоящее время приобретают экстраординарный
характер. Это представительные и судебные органы, государственные
общественные фонды, органы самоуправления, политические движения и партии.
При формировании рыночной экономики характерным становится
перераспределение функций между различными органами государственного,
коммерческого и общественного управления, делегирование функций не только
сверху вниз, но и снизу вверх.
В процессе морального старения структуры управления, происходит ее
замена на более перспективные, адекватные социально-рыночной среде
экономического развития.
Субъективные факторы в условиях командно-административной системы очень
большая роль ( волевые решения, мнение и борьба политических лидеров)
происходит подмена интересов общества интересами руководителей, являющихся
представителями государственной собственности, волевым образом
декларирующим ее перераспределение.
Ведомственный синдром присвоение себе функции собственника средств
производства, парадоксально то, что в процессе перехода к рыночной
экономике отраслевые органы продолжают распоряжаться собственностью,
применяя новые организационные структуры (акционерные формы,
государственный заказ в виде целевых федеральных и региональных программ и
т.д.). Это будет происходить до тех пор, пока не будет подготовлено единое
правовое поле.
Типы организационных структур
экстенсивный (командно-административный) - централизм, бюрократизм,
негибкость, слабая стратегия, командное управление.
интенсивный (товарный, рыночный) - социально-ориентированные рыночные
отношения.
При недостаточной согласованности управления по вертикали власти
(Федерация - регион- муниципалитет) возникают большие проблемы, связанные с
формированием социально-ориентированных рыночных отношений в центре и на
местах.
7. Культура организации и ее формирование.
Организационная культура - специфическая характерная для данной
организации система связей, взаимодействий и отношений, осуществляющихся в
рамках конкретной деятельности, способа постановки и организации дела.
Корпоративная культура (КК) - то, что определяет, что хорошо и что
плохо для фирмы. Свод писанных и неписаных правил, некий образ поведения.
КК определяет все - от внешнего вида до образа мыслей.
Культура организации - мощный стратегический инструмент, позволяющий
ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать
инициативу сотрудников, обеспечивать лояльность и облегчать общение.
Организационная культура формируется в процессе совместного
преодоления людьми, работающими в данной организации, трудностей внешней
адаптации и внутренней интеграции.
К трудностям внешней адаптации относится все, что связано с выживанием
организации во внешнем окружении - определение своей рыночной ниши,
установление контактов с партнерами и потребителями, выстраивание отношений
с властями, победы в соревновании с конкурентами и т.д. Преодолевая
трудности внешней адаптации, организация учится выживать. Результатом этого
научения становятся согласованные представления о миссии (основном
предназначении) организации, о целях. о средствах достижения этих целей, о
критериях оценки результатов работы и о стратегиях корректировки
направлений развития случаях неудач.
Внутренняя интеграция - это становление отдельных людей коллектива в
эффективную команду. К проблемам внутренней интеграции можно отнести:
распределение власти, преодоление конфликтов между отдельными людьми или
группами, притирку стилей работы, поведение, общения и т.д. Преодолевая
трудности, связанные с объединением отдельных людей в единую команду,
организация приобретает знания о том, как следует работать вместе.
Формируются общие для всех: язык общения, критерии определения того, кто
"наш", а кто "не наш", критерии и правила распределения власти и статуса.
правила неформальных отношений внутри организации, критерий распределения
поощрений и наказаний, внутренняя идеология. Формируется "внутренний устав"
(часто негласный) - свод норм и правил поведения и взаимоотношения внутри
организации.
В разных фирмах появляются программы развития корпоративной культуры,
включающие различные мероприятия: от достаточно простых (типа пошива флагов
и написания гимнов) до комплексных. длительных и дорогостоящих (проведение
исследований, совещаний, тренингов и т.д.)
Элементы корпоративной культуры:
- лидерство; - дар предвидения; - отслеживание динамики изменения
отрасли; - работа со СМИ; - кредо фирмы; - установление высоких стандартов
деятельности, их соблюдение; - гласность при достижении любого
положительного результата; - обязательное вознаграждение за успехи и
наказание нерадивых; - сотрудничество, партнерство, дисциплина, лояльность,
корпоративная гордость.
Типы организационной культуры:
1. “Культура власти” - особую роль играет лидер. его мнение.
способности, качества в организациях с жесткой иерархической структурой.
Организация может быстро реагировать на изменение ситуации. быстро
принимать решения и исполнять их.
2. "Ролевая культура" - строгое распределение ролей и специализация
участков. Организация функционирует на основе системы правил. процедур и
стандартов деятельности, что гарантирует эффективность, организация
способна успешно работать в стабильной окружающей среде.
3. "Культура задачи" - ориентация на решение задач, реализацию
проектов. Эффективность определяется высоким профессионализмом сотрудников
и кооперативным групповым эффектом. Культура эффективна, когда ситуативные
требования являются определяющими в деятельности организации.
4. "Культура личности" - организация с данным типом культуры
объединяет людей не для решения каких-то задач, а для того, чтобы они могли
добиваться собственных целей.
8. Предпринимательский риск и способы защиты от него.
Предпринимательский риск - сознательно принятое решение с целью
получения прибыли. последствие реализации которого не вполне предсказуемы:
могут быть как положительные, так и отрицательные.
Факторами риска являются: политические, экономические, финансовые,
организационные, экологические. технико-технологические. кадровые,
природные.
Критерии риска:
- достижение заданной общественно-необходимой цели;
- непротиворечивость нормативным актам, адекватно отображающим истинные
потребности хозяйственной системы, в целом в экономике;
- соответствие содержания решения современному научно-техническому
уровню производства;
-приложение максимума усилий по предупреждению, а в случае
возникновения - по преодолению негативных последствий рискованных действий.
Виды рисков: (4 группы): экономические; экологические; политические;
социальные.
Источники риска:
| внутренние |внешние |
|- недостаток системы управления |- поведение контрактов |
|- недостаток организации процессов |- сдвиги в экономических факторах - |
|производства |цены и т.д. |
|- технологический риск |- ошибки в распределении спроса |
|- риск нововведений |- природно-климатические условия |
Меры защиты:
Управленческие, организационно-экономические. правовые. кадровые.
психологические. информационные, - технологические, страховые.
Риски бывают чистые и спекулятивные (финансовые); инвестиционные
Способы минимизации риска:
- уклониться от риска;
- минимизировать за счет мероприятий;
- страхование. Два вида страхования: страхование имущества, страхование
ответственности.
Риск - перспектива ущерба для экономики страны:
1. Низкая эффективность экономики (высокие затраты, низкая
производительность).
2. Дипиндустриализация.
3. Критическое инвестирование, т.е. обновление производства.
4. Сверх доллоризация.
5. Финансовая закупорка.
6. Теневой сектор, доклад Шаталина: правительство контролирует лишь 1/3
средств, остальные 2/ 3 в теневом секторе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|