медицинской активности населения.
Возрастает роль сестринского персонала в санитарном просвещении
населения по таким его важнейшим направлениям, как формирование здорового
образа жизни, профилактика заболеваний.
Еще Ф.Найтингейл выделяла одну из сфер ухода – это уход за здоровыми
и важнейшей задачей медицинских сестер являлось «поддержание у человека
такого состояния, при которой болезнь не наступает», то есть впервые был
сделан акцент на необходимость участия медицинских сестер в профилактике
заболеваний и сохранении общественного здоровья.
В.Хендерсон отмечала, что «уникальная задача медицинских сестер в
процессе ухода за отдельными лицами, больными или здоровыми, заключается в
том, чтобы оценить отношение пациента к состоянию своего здоровья и помочь
ему в осуществлении тех действий по укреплению и восстановлению здоровья,
которое он мог бы выполнить сам, если бы имел для этого достаточно сил,
воли и знаний».
Следовательно, медицинская сестра должна хорошо знать и уметь
применять сестринский процесс, как научно-обоснованный метод решения
проблем пациента.
Для осуществления сестринского процесса медицинская сестра должна
обладать необходимым уровнем теоретических знаний, иметь навыки
профессионального общения и обучения пациентов, выполнять сестринские
манипуляции, используя современные технологии.
Сестринский процесс – научный метод организации и исполнения
системного ухода за пациентами, ориентированный на удовлетворение
потребностей человека, связанных со здоровьем.
Сестринский процесс включает в себя обсуждение с пациентом и (или)
его близкими всех возможных проблем (о наличии некоторых из них пациент и
не подозревает), помощь в их решении в пределах сестринской компетенции.
Цель сестринского процесса – предупредить, облегчить, уменьшить или
свети к минимуму те проблемы, которые возникли у пациента.
Сестринский процесс состоит из 5 этапов:
1. сестринское обследование (сбор информации о пациенте);
2. сестринская диагностика (определение потребностей);
3. определение целей и планирование ухода;
4. реализация плана ухода;
5. оценка и коррекция ухода в случае необходимости.
Все этапы в обязательном порядке регистрируются в документации к
осуществлению сестринского процесса.
I этап – сестринское обследование. Сестра должна ясно представлять
своеобразие каждого своего пациента для того, чтобы реализовать такое
требование к профессиональному уходу, как индивидуальность предоставляемой
сестринской помощи.
Учитывая реалии российского практического здравоохранения,
предлагается осуществлять сестринскую помощь в рамках 10 фундаментальных
потребностей человека (см. приложение 1).
Любое заболевание, в том числе язвенная болезнь, приводит к
нарушению удовлетворения одной или нескольких потребностей, что вызывает у
пациента ощущение дискомфорта.
Так как конечная цель работы медицинской сестры – это комфорт ее
пациентов, она обязана выяснить, пользуясь специальной методикой
сестринского обследования, нарушение удовлетворения каких потребностей
служит причиной дискомфорта.
Для этого она расспрашивает пациента, производит его физическое
обследование по органам и системам, изучает его образ жизни, выявляет
факторы риска по данному заболеванию, знакомится с историей болезни,
беседует с врачами и родственниками, изучает медицинскую и специальную
литературу по профилактике заболевания и уходу за пациентом.
Тщательно проанализировав всю собранную информацию, медицинская
сестра приступает ко II этапу – сестринской диагностике. Сестринская
диагностика всегда отражает дефицит самоухода, имеющийся у пациента, и
направлен на его размещение и преодоление. Сестринская диагностика может
изменяться ежедневно и даже в течение дня по мере того, как изменяются
реакции организма на болезнь. Сестринские диагнозы могут быть
физиологические, психологические, духовные, социальные, а также настоящие и
потенциальные.
В конце второго этапа медицинская сестра определяет приоритетные
проблемы, то есть те проблемы, решение которых наиболее важно в настоящий
момент.
На III этапе сестра формирует цели и составляет индивидуальный план
сестринских вмешательств. При составлении плана ухода сестра может
руководствоваться стандартами сестринской практики, в которых перечислены
мероприятия, обеспечивающие качественную сестринскую помощь по данной
сестринской проблеме.
В конце третьего этапа сестра в обязательном порядке согласовывает
свои действия с пациентом и его семьей и записывает в сестринскую историю
болезни.
Четвертый этап – реализация сестринских вмешательств. Не обязательно
сестра выполняет все сама, часть работы она поручает другим лицам –
младшему медицинскому персоналу, родственникам, самому пациенту. Однако,
ответственность за качество выполненных мероприятий она принимает на себя.
Сестринские вмешательства бываю 3 видов:
1. Зависимое вмешательство – выполнение под наблюдением врача и по
назначению врача;
2. Независимое вмешательство – действие медицинской сестры по
собственному усмотрению, то есть помощь пациенту в
самообслуживании, наблюдение за пациентом, советы по
организации досуга и т.д.
3. Взаимозависимое вмешательство – сотрудничество с врачами и
другими специалистами.
Задача V этапа – определение результативности сестринского
вмешательства и его коррекция в случае необходимости.
Оценка осуществляется сестрой непрерывно, индивидуально. Если
проблема решена, сестра должна обоснованно удостоверить в сестринской
истории болезни. Если цели не удалось достигнуть, следует выяснить причины
неудачи и внести необходимую корректировку в план сестринской помощи. В
поисках ошибки необходимо еще раз поэтапно проанализировать все действия
сестры.
Таким образом, сестринский процесс – необычайно гибкий, живой и
динамичный процесс, обеспечивающий постоянный поиск ошибок в уходе и
систематическое своевременное внесение корректив в план сестринской помощи.
Сестринский процесс применим в любой области сестринской
деятельности, в том числе и в профилактической работе.
ГЛАВА 3
СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС КАК МЕТОД РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПРИ ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНИ.
Работа медицинских сестер на участке заключается в оказании помощи
конкретным людям, семьям и группам людей в определении и достижении ими
физического, умственного и социального здоровья в условиях окружающей
среды, в которой они живут и работают. Это требует от медицинских сестер
определенных функций, способствующих укреплению и сохранению здоровья, а
также профилактики его отклонений. Должность медицинской сестры включает в
себя планирование и осуществление ухода в период болезни и в период
реабилитации, воздействуя не только на физические, но и на психологические
и социальные аспекты жизни человека, составляющие его единое целое.
Медицинская сестра привлекает пациента, членов его семьи к
самоуходу, помогая ему сохранить самостоятельность и независимость. Участие
медицинской сестры в профилактической, лечкбно-диагностической и
реабилитационной помощи не только в условиях поликлиники, но и что
чрезвычайно важно, на дому у пациентов, позволяют обеспечивать большую
доступность медико-социальной помощи в пределах своей компетенции.
Язвенная болезнь – это хроническое заболевание, которое длится
месяцами, годами то, затихая, то, вспыхивая вновь. Чаще улучшение бывает
зимой и летом, а ухудшение – весной и осенью. Эта болезнь поражает людей в
наиболее активном, творческом возрасте, часто обусловливая временную, а
порой и стойкую нетрудоспособность. Поэтому, грамотная систематическая
работа медицинских сестер – важное звено в профилактике и лечении язвенной
болезни.
Сестре очень важно знать психологию пациента, его окружение –
родственников, семью, так как медицинская сестра является гостем в доме
пациента и при оказании помощи может возникать масса этических моментов.
Знание факторов риска язвенной болезни позволяет проводить
профилактику этого заболевания, сократить частоту обострений. У каждого
человека свое представление о здоровье и болезни, и медицинская сестра
должна быть готова взаимодействовать с любой личностью. Понимание пациентом
всех факторов, влияющих на развитие заболевания, изменение его отношения к
собственному здоровью может быть целью сестринского вмешательства в
профилактике язвенной болезни.
Для исследования были взяты пациенты, состоящие на диспансерном
учете по поводу язвенной болезни. Всем пациентам проводилось
общеклиническое обследование, которое включало сбор анамнестических данных
и данных физического исследования.
Для изучения «качества жизни» пациентов было проведено анкетирование
с помощью опросника SF-36 общего здоровья и психологического теста Шмишека.
Все тестовые вопросы анкет по «качеству жизни» разделяют на группы
соответственно категориям, формирующим понятие «общее качество жизни». В
большинстве опросников таких категорий пять:
- общее субъективное восприятие своего здоровья;
- психическое состояние;
- физическое состояние;
- социальное функционирование;
- ролевое функционирование.
Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что у
больных язвенной болезнью происходит снижение всех категорий «качества
жизни», причем, в наибольшей степени – психологического состояния, ролевого
функционирования и особенно физического состояния.
1.Из физиологических проблем у пациентов наиболее часто имеют место:
- боль (100%);
- изжога (90%);
- тошнота (50%);
- рвота (20%);
- запор (80%).
2.Из психологических проблем у пациентов наиболее часто встречаются:
- дефицит знаний об особенностях питания и образа жизни при своем
заболевании (80%);
- угнетенность, апатия пациентов, связанная с дефицитом знаний о
заболевании (65%);
- беспокойство по поводу исхода заболевания (70%);
- страх перед диагностическими исследованиями (50%).
Таким образом, становится очевидным, что показатель «качества жизни»
является объективным критерием в течение язвенного процесса, позволяющим
индивидуализировать лечение и уход.
Чаще всего пациенты не имеют реального представления о состоянии
собственного здоровья, и медицинская сестра может повлиять на пациента,
убедить его вести здоровый образ жизни, избегать факторов риска, которые
могут привести к болезни.
Медицинская сестра уже во время первой беседы с пациентом должна
очертить круг проблем, обсудить и наметить план дальнейшей работы. Задача
медицинской сестры – сделать пациента активным борцом за поддержание и
восстановление собственного здоровья. При этом действовать она должна так,
чтобы цели ее деятельности были внутренне приняты пациентом.
Медицинская сестра выступает в роли организатора условий по
поддержанию и восстановлению здоровья пациента, его консультанта и
непосредственного исполнителя всего, что нужно для достижения цели.
Результат этой совместной деятельности медицинской сестры и пациента будет
зависеть от уровня взаимопонимания во всем.
Медицинская анализирует все полученные данные о пациенте, при этом
учитывая замечания самого пациента по каждой проблеме, формирует совместно
с пациентом его проблемы по факторам риска язвенной болезни, намечает цели
и сестринские вмешательства. Целью сестринского вмешательства является
улучшение самочувствие пациента.
На I этапе сестринского процесса проводится сестринское
обследование пациента. Для организации и осуществления качественного
индивидуального ухода медицинская сестра собирает информацию о пациенте.
Страницы: 1, 2, 3
|