реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Психолого-педагогические особенности тестовой формы контроля и методы составления тестовых заданий; их практическое применение при обучении студентов зубоврачебного отделения

реферат

Психолого-педагогические особенности тестовой формы контроля и методы составления тестовых заданий; их практическое применение при обучении студентов зубоврачебного отделения

План:

1. Введение.

2. Понятие о психологии научения, личности.

3. Психолого-педагогические особенности тестовой формы контроля.

4. Методы составления тестовых заданий и их практическое применение при

обучении студентов зубоврачебного отделения.

Введение.

В психологии научение - приобретенное поведение процесс и результат

формирования индивидуального опыта (знаний, умений). В процессе жизни

научение уступает место учению, т.е. приобретению опыта в деятельности,

направляемой собственными мотивами и целями. Согласно мнению советских

психологов. Обучение (тренировка) ведет за собой научение, опираясь на его

достижения. Особенно это касается психического развития - целостного

изменения личности, ее взглядов, чувств, способностей.

Эффективность научения проявляется в усиленной деятельности

индивидуума. Однако, некоторые виды поведения, приобретенные в особом

состоянии сознания, могут на проявляться в состоянии активного

бодрствования. Наоборот, если научение протекало при нормальном уровне

сознания, то приобретенный навык может быть нарушен при особых

эмоциональных состояниях . Так стресс экзамена может буквально парализовать

умственную деятельность некоторых студентов. Однако, в состоянии повышенной

активации некоторые действуют с максимальной эффективностью (эффект

аудитории).

Итак, научение - процесс и результат формирования индивидуального

опыта. Один из типов приобретенного поведения, т.е. поведения, в котором

наступили относительно стойкие изменения.

Психодиагностика применяется в обучении как практическая и

теоретическая дисциплина.

Психодиагностика - это средство развития и средство получения

информации. Информацию можно получить о первоначальном уровне знаний

учащихся, о происшедших переменах . На основании полученной информации

прогнозируется дальнейшее изменение уровня обучения.

Совершенно недопустимы фактические ошибки при составлении тестов

(путаница в именах, датах, названиях, формулировках, цифрах, цитатах,

описаниях, оценках, выгодах и т.п.). Так, опытный лектор рассказал однажды

такую историю: "Когда я только начинал выступать с лекциями, со мной

произошел тяжелый случай. Во время лекции я привел цитату: " Кто не ищет

дружбы с ближним, тот себе заклятый враг!" и сказал, что эти слова

принадлежат поэту Низами. Я был почему-то уверен, что это Низами, а не

другой поэт. В зале с места поднялся солидный пожилой гражданин и гром ко

сказал: "Стыдно, молодой человек, не знать таких вещей! Разве эти слова

принадлежат Низами?" Я растерялся. Что делать? А гражданин посмотрел на

меня с открытым презрением, огорченно махнул рукой и вышел из зала. С тех

пор прошло более двадцати лет, а мне до сих пор стыдно. Одно дело

перепутать Низами с Шота Руставели в беседе с приятелем, другое дело - во

время публичной лекции. Теперь перед каждой лекцией я твержу себе: "Помни о

Низами". Всегда самым тщательным образом проверяю факты и если в чем-нибудь

не уверен - обязательно разберусь по первоисточникам".

Данный пример в полной мере относится и к аккуратности при составлении

тестов.

Фразовая определенность предполагает такое построение отдельной фразы

(суждения), при котором совершенно ясно для тестируемого обозначены как

предметы мысли, так и связи между ними. Это требование наиболее часто

приходится применять по отношению к содержанию понятий, основным

аргументам, выводам, особо важным и трудным для понимания положениям,

главным тезисам теста и т.д. Для достижения такой определенности логика

рекомендует пользоваться приемами определения и деления понятий,

разъяснениями смысла слов, указаниями, описаниями, характеристиками,

сравнениями, расчленениями целого на части, обозначениями каждого элемента

суждения словом и т.д. Набор средств здесь весьма широк и разнообразен,

однако при решении вопроса о выгоде того или иного средства составитель

тесов должен опираться также и на знания психологии своих учащихся и

учитывать значимость той или иной мысли в общей структуре содержания теста.

Так, например, тесты на познавательные процессы наиболее эффективны в

их индивидуальном применении и при хорошей подготовке исследователя.

При тестировании на сравнение понятий в анализе учитывается то,

насколько испытуемый может выделять существенные признаки сходства и

различия понятий, что ему дается легче - нахождение сходств или различий.

Тот факт, что раньше созревает различие, а затем обобщения, свидетельствует

о смене психологических операций, переходе от наглядных форм мышления к

словесно-логическому обобщению.

Методика выделения существенных признаков используется для

исследования особенностей мышления, способности дифференцировать

существенные признаки предметов или явлений от несущественных,

второстепенных.

По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или

иного стиля мышления: конкретного или абстрактного.

Методика "исключения лишнего" имеет цель исследовать способности

учащегося к обобщению, абстрагированию, умению выделять существенные

признаки.

В современном психолого-педагогическом понимании тест - это

стандартизированная методика исследования, в основе которой лежит

специально подготовленный и испытанный набор заданий, позволяющих

объективно и надежно оценить исследуемые качества и свойства на основе

использования статистических методов. Испытывая большую потребность в

дидактических тестах, педагоги пытаются создать собственные, так называемые

неформальные тесты для своих конкретных целей и групп.

Неформальный дидактический тест - метод педагогической диагностики,

создается педагогом с целью максимально объективно зафиксировать результаты

планируемого им процесса обучения в своей группе и использовать его в своей

педагогической практики.

Общая структура тестового задания.

ТN = + + + +

Где: И - инструкция - указания о том, что испытуемый должен сделать, каким

образом.

З - задание на деятельность - вопрос.

ВО - варианты ответа - служат для выбора учащимся.

ЧСО - число существенных операций тестового задания - служит для

преподавателя (выявление количества правильных ответов),

учащемуся для ориентира.

Э - эталон для точного определения преподавателем усвоением учащимся.

Структуры разноуровневых тестовых заданий.

Тест I уровня. Содержит в явном виде все компоненты задачи. Учащийся

должен дать заключение об их совместимости.

= + +

Где: З - задача

Ц - цель, достижение которой возможно с помощью определенных действий

(Д), определенной ситуации (С).

Тесты I уровня усвоения состоят из заданий:

1). На опознание - вид тестового задания наиболее точно определяет

естественную ситуацию действия. Прямо ставит вопрос на узнавание. Задание

должно тестировать только один фрагмент знаний, а вопрос формулироваться

таким образом, что можно было дать недвусмысленный ответ.

Пример:

|Можно ли использовать серебряную амальгаму в качестве постоянной |

|пломбы для |1 ? |

|Ответы: |Да |

| |Нет. |

|Эталон: |2 |Р = 1 |

Где: Р - решение.

2). На различие - выполнение заданий осуществляется в условиях, когда

"помехи", создаваемые рядом стоящими вариантами ответа, с одной стороны,

затрудняют выбор правильного решения, а с другой - контрастируют с ним. Все

дистракторы содержат элемент правильного ответа. В этих заданиях из списка

возможных решений (3-6) предлагается выбрать одно или несколько.

Пример:

| Назначение стоматологического зеркала |

|Ответы: |1.Фиксация губ, языка. |

| |2.Медикаментозная обработка. |

| |3.Удаление зубного налета. |

| |4.Фиксация пальцев врача. |

|Эталон: |1 |Р = 4 |

(Выбор нескольких

правильных ответов)

|Применение 3% р-ра хлорамина: |

|Ответы: |1.Стерилизация зеркала. |

| |2.Дезинфекция плевательниц. |

| |3.Обработка рук (перчаток). |

| |4.Борьба с туберкулезной инфекцией. |

|Эталон: |1,2 |Р = 4 |

3). На классификацию - дальнейшее развитие многократного опознания и

различия.

Испытуемому предлагается восстановить соответствие между элементами

двух списков. Выявляется подробная фактическая информация. Число правильных

ответов равно числу сопоставлений и числу существенных операций тестового

задания.

Тестовое задание с классификацией с одинаковыми списками элементов.

|Установите соответствие: |

|Группы пломбировочных материалов: |Представители: |

|Для временных пломб |а). Дайкал. |

|Для лечебных прокладок. |б). Эндометазон. |

|Для заполнения корневых каналов. |в). Темпопро. |

|Эталон: 1В, 2А, 3Б. |Р = 3 |

Тестовое задание на классификацию с разными списками элементов.

|Установите соответствие: |

|Группы зубных паст: |Виды: |

|Фторосодержащие |а). "Семейная" |

|Солевые |б). "Прима" |

|3. Для заполнения корневых |в). "Бленд-а-мед" |

|каналов |г). "Поморин" |

| |д). "Ремодент" |

|Эталон: 1В, 2А, 3Б. |Р=3 |

Число входных данных одного списка не должно превышать десяти. Все

списки и вопросы должны помещаться на одной странице.

Выполнение тестовых заданий I уровня усвоения - это репродуктивная

деятельность при внешне заданном алгоритмическим описанием с "подсказкой",

условно названная ученическим уровнем деятельности.

Тесты II уровня содержат лишь цель и ситуацию, а учащимся надо

воспроизвести подходящую деятельность по памяти для достижения заданной

цели в заданной ситуации. Это - алгоритмический уровень деятельности.

= + +

Тесты II уровня усвоения включают задания:

1). На подстановку (тесты - подстановки)

В этом виде задания пропущено слово, фраза, формула и т.д. Испытуемый

должен заполнить промежуток, давая свои ответы. Число существенных операций

равно числу подстановок.

Слова должны подбираться тщательно и быть точными ("Помни о Низами!")

Пример:

|Заполните пропуски |

|При глубоком кариесе термометрия ..., реакция на электрический |

|ток ……. |

|Эталон: болезненна; 2-6 мк А. |Р = 2 |

2). Конструктивные задания - вид тестового задания, требующий

самостоятельного создания (конструирования) ответа. Испытуемый должен

воспроизвести целое высказывание, соблюдая точность формулировки.

Примеры

Тестовое конструктивное задание с одним ответом:

|Как называется бормашина со скоростью бора 300 тыс. об. мин? |

|БПК - 300 |Р = 1 |

Тестовое конструктивное задание с несколькими ответами:

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.