критиков: „Сайм рассматривает ее (т. е. операцию Пирогова как признак
слабых и шатких хирургических начал. Другой знаменитый английский хирург—
Фергюссон уверяет своих читателей, что я сам отказался от моей
остеопластики. С чего это он взял — богу известно; может быть, он судил по
моему письму к одному лондонскому врачу, осведомлявшемуся у меня о
результатах. "Я не забочусь о них" отвечал я, предоставляя решить времени,
годится ли моя операция или нет. Мальгейн, повторяя вычитанное им у
Фергюссона и не испытав, как видно, однажды моей операции, стращает
читателей омертвением лоскута, невозможностью сращения, свищам» и болью при
хождении, т. е. именно тем, что почти никогда не встречалось.
Беспристрастнее в своих суждениях была современная германская школа".
И дальше Пирогов продолжает: „Моей операций" нечего бояться
соперничества. Ее достоинство не в способе ампутации, а в остеопластике.
Важный принцип, доказанный ею несомненно, что кусок одной кости, находясь в
соединении с мягкими частями, прирастает к другой и служит и к удлинению, и
к отправлению члена.
Но между французскими и английскими хирургами; есть такие, которые не верят
даже в возможность «остеопластики или же приписывают ей недостатки, никем,
кроме их самих, не замеченные; беда, разумеется, вся в том, что моя
остеопластика изобретена 'не ими..." В другом месте Пирогов пишет: „Моя
остеопластика ноги, несмотря на то, что Штромейер сомневается в ее выгодах,
а Сейм упрекает меня ею, взяла все-таки свое и заняла почетное место в
хирургии. Не говоря уже об успешных ее исходах, которые я сам наблюдал, она
дала отличные результаты Хелиусу (в Гейдельберге), Лингарту (в Вюрцбурге),
Бушу (в Бонне), Бильроту (в Цюрихе), Нейдерферу "(в Италианскую войну) и
Земешкевичу (моему ученику, в Крымскую войну); Нейдерфер думал прежде, что
после моей остеопластики случается одно из двух: или prima intentio, или
неуспех (Handbuch 'der Kriegschirurgie, стр. 365), но в последнюю
голштинскую войну он должен был в этом разубедиться..."'.
Сейчас, спустя почти 100 лет со дня опубликования остеопластической
ампутации Пирогова, и сравнивая ее с операцией Сайма, уместно сказать
словами поэта: "Как эта лампада бледнеет пред ясным восходом зари", так
операция Сайма меркнет и блекнет перед гениальной остеопластической
операцией Пирогова. Если первое время, вследствие еще не выяснившихся
отдаленных результатов, а, может быть, и по другим побуждениям, находились
противники этой операции среди западноевропейских хирургов, но в настоящее
время таковых уже нет: операция Пирогова признана всем образованным
медицинским миром; описание ее вошло во все руководства и студенческие
учебники по оперативной хирургии, и в настоящее время можно смело сказать:
костно-пластическая ампутация по способу Пирогова — бессмертна.
Великая идея этой операции Пирогова дала толчок sk дальнейшему развитию
остеопластики как на стопе, так и на прочих местах. В 1857 г., т. е. ровно
через три года после опубликования в печати Пироговым «своей
остеопластической операции, по принципу ее «появляется операция Миланского
хирурга Рокко- Гритти (с надколенником), усовершенствованная русским
профессором Гельсингфорсского университета Ю. К. Шимановским (1859 г.) и
позже—русским ортопедом Альбрехтом (1927 г.). Далее возникают
остеопластические операции: Владимирова, Левшина и Спасокукоцкого (на
стопе), Сабанеева, Делицына, Абражанова (на коленном суставе), Зененко,
Боброва (на позвоночнике) и т.д.— это одна из многих глав хирургии,
разработанных преимущественно русскими хирургами, как дань уважения памяти
„Отца русской хирургии".
Несколько слов о замороженных распилах Пирогова, или о так называемой
„ледяной скульптуре" — „ледяной анатомии" Пирогова.
Нестор русской хирургии, Василий Иванович Разумовский, в 1910 г. о
замороженных распилах Пирогова писал следующее: „Его гений использовал наши
северные морозы на благо человечества. Пирогов с его энергией,
свойственной, может быть, только гениальным натурам, приступил к
колоссальному анатомическому труду... И в результате многолетних, неусыпных
трудов — бессмертный памятник, не имеющий себе равного. Этот труд
обессмертил имя Пирогова и доказал, что русская научная медицина имеет
право на уважение всего образованного мира".
Другой современник этого гениального открытия, доктор А. Л. Эберман,
рассказывая в своих воспоминаниях, как велась работа распилов на
замороженных трупах, говорит: „Проходя поздно вечером мимо анатомического
здания Академии, старого, невзрачного деревянного барака, я не раз видел
стоящую у подъезда, занесенную снегом кибитку Николая Ивановича Пирогова.
Сам Пирогов работал в своем маленьком холодном кабинете над замороженными
распилами частей человеческого тела, отмечая на снятых с них рисунках
топографию распилов. Боясь порчи препаратов, Пирогов просиживал до глубокой
ночи, до зари, не щадя себя. Мы, люди обыдённые, проходили часто безо
всякого внимания мимо того предмета, который в голове гениального человека
рождает творческую мысль. Николай Иванович Пирогов, проезжая часто по
Сенной площади, где зимой обыкновенно в морозные базарные дни расставлены
были рассеченные поперек замороженные свиные туши, обратил на них свое
внимание и стал замораживать человеческие трупы, делать распилы их в
различных направлениях и изучать топографическое отношение органов и частей
между собой".
Сам Пирогов так пишет об этих распилах в своей краткой автобиографии:
„Вышли превосходные препараты, чрезвычайно поучительные для врачей.
Положение многих органов (сердца, желудка, кишек) оказалось вовсе не таким,
как оно представляется обыкновенно при вскрытиях, когда от давления воздуха
и нарушения целости герметически закрытых полостей это положение изменяется
до крайности. И в Германии и во Франции пробовали потом подражать мне, но я
смело могу утверждать, что никто еще не представил такого полного
изображения нормального положения органов, как я".
Полное название этого замечательного труда: "Anatomia topographica
sectionibus, per corpus humanum congelatum triplice directione ductis,
illustrata" (изд. 1852—1859 гг.), 4 тома, рисунки (224 таблицы, на которых
представлено 970 распилов) и объяснительный текст на латинском языке на 768
стр.
Этот замечательный, поистине титанический труд создал Пирогову мировую
славу и является до сих пор непревзойденным классическим образцом топографо-
анатомического атласа. Он назван проф. Делицыным „Лебединой песнью"
Пирогова в области анатомии (в дальнейшем Пирогов целиком посвятил себя
хирургии).
Академия наук отметила этот гениальный вклад в науку большой Демидовской
премией. Этот труд еще долго-долго будет служить источником знании для
многих поколений анатомов и хирургов.
В связи с „ледяной анатомией" (замороженными распилами) Пирогова нельзя
не отметить следующий интересный эпизод. В 1836 г., правда, совсем с другой
целью, профессор анатомии Академии художеств {С.-Петербург) Илья Васильевич
Буяльский, по предложению президента той же академии Оленина — „снять форму
с замороженного препарированного тела"— отпрепарировал все поверхностные
мышцы трупа, применив при этом действие холода. Вот как „Художественная
газета" (№ 4, 1836 г.) в то время об этом писала: „В нынешнем году, в
январе месяце, И. В. Буяльский выбрал из числа мертвых тел, доставленных в
анатомический театр, один мужской кадавер, самый стройный, и, дав членам
красивое и вместе поучительное положение, велел заморозить, чему и погода
вполне благоприятствовала. Тело было потом внесено в препарационную залу —
поверхность его немного оттаяна, и господин Буяльский со своим адъюнктом,
прозектором и его помощником с большим тщанием в течение 5-ти дней
отпрепарировали все мускулы в настоящей их полноте, выносив, смотря по
надобности, тело на мороз. *Вслед за сим снята была
•с препарата гипсовая форма и отлита статуя, которая представляет лежащее
на спине стройное мужеское тело с поверхними мускулами (без кожи). Все
художники, видевшие ее, отдали полную похвалу как красивому и умному
расположению членов фигуры, так и искусству, с каковым сохранена пропорция
полноты частей и их форма".
Так появилась знаменитая и единственная в своем роде статуя ..Лежащее
тело", которая до сих пор служит прекрасным пособием к изучению
пластической анатомии.
Президент Академии распорядился об отливке нескольких таких же статуй для
Лондонской, Парижской и других Академий.
„Лежащее тело" — плод коллективного труда. Помимо Буяльского, в работе
принимали участие: художник Сапожников, снявший гипсовую форму, и виднейший
скульптор — профессор Петр Клодт, отливший статую из бронзы.
Приведенный частный факт, однако, нисколько не умаляет гениального
открытия Пирогова и ничуть не оспаривает его приоритет в вопросе о
замороженных распилах. Творцом „ледяной анатомии" бесспорно и
безапелляционно является Николай Иванович Пирогов.
В своей статье, помещенной в журнале "Отечественные записки", Пирогов
сообщает о попытке присвоения настоящего его открытия (способа создания
замороженных распилов) французским анатомом Лежандром. „Начав мою
работу,—пишет Пирогов,—еще за 20 лет, я не спешил и никогда не думал о
первенстве, хотя и твердо был уверен, что до меня никто не делал такого
приложения холода к изучению анатомии... Гораздо замечательнее было по
следующим обстоятельствам появление в свет труда, сходного с моим, под
прекрасным небом Франции". Дальше следует рассказ о том, как Пирогов еще в
1853 г. представил в Парижскую академию пять-выпусков своего атласа
„Топографической анатомии". 19 сентября того же года об этом труде русского
ученого Пирогова было сделано сообщение на заседании Академии, о чем и
напечатано в ее протоколах. А спустя три года (1856 г.) французскому
анатому Лежандру была присуждена Монтионовская премия за представленные им
в Парижскую академию таблицы, выполненные по тому же методу сечения
замороженных трупов. Об этом было напечатано в протоколах той же академии,
но имя Пирогова не упоминалось. „Мой труд как будто бы не существовал для
академии",— пишет Николай Иванович и иронически добавляет, намекая на
Крымскую войну:— „Я ничем другим не могу объяснить это забвение, как
восточным вопросом, в котором, вероятно, и Парижская академия, по чувству
патриотизма, приняла деятельное участие".
Как раз сейчас, попутно говоря о плагиате некоторыми иностранными учеными
открытий и изобретений русских ученых, следует присовокупить заявление
Пирогова о том, как немецкий профессор Гюнтер „изобрел" остеотом
(инструмент при операции на костях), совершенно сходный с остеотомом
Пирогова и значительно позже опубликования чертежа Пирогова. Вот что об
этом пишет сам Пирогов: „Не смея предположить, чтобы ученому профессору
были неизвестны труды его соотечественника, я должен принять одно из двух:
или мы, т. е. я и Гюнтер, попали в одно время на одну и ту же мысль, или
Гюнтер присвоил себе - мою мысль. Мое сочинение не могло, впрочем, не -
быть известным Гюнтеру"
Вот яркий пример, как некоторые иностранные ученые уважают и ценят
приоритет, прибегая, к самой гнусной форме — плагиату.
Из ценнейших и виднейших работ Николая Ивановича Пирогова, написанных им
еще в период его пребывания в Дерпте, имеющих мировое значение и открывших
новую эпоху, новую эру в развитии хирургии, следует отметить —
„Хирургическую анатомию артериальных стволов и фасций", — ,,Anatomia
chirurgica truncorum arterialium atque fasciarum fibrosarum". Она была
написана Пироговым в 1837 г. на латинском и в 1840 г. на немецком языках и
переведена вскоре на все европейские языки, в том числе и на русский. Этот
замечательный труд переиздавался на русском языке много раз: в 1854 г. —
Блейхманом, в 1861 г.— Шимановским и в последний раз, в 1881 г., он был
переиздан, к сожалению, неудачно, под редакцией и с примечаниями С.
Коломнина. Этот труд был увенчан Демидовской премией Академии Наук. Эта
ценнейшая книга в настоящее время является библиографической редкостью.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|