реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Медицина Средневековья

реферат

народов Западной Европы, прошедших за этот период путь от племенных

отношений до развитого феодализма и создавших своеобразную культуру, во

многом противоречивую и неприемлемую для потомков, но все же достаточно

высокую для того, чтобы послужить фундаментом для последующего развития.

Кругом уже вырастали города: в Италии, Южной Франции, и в Рейне

возродились из собственного пепла староримские муниципии; в других местах,

особенно внутри Германии, создавались новые города; все они были обнесены

для обороны стенами и рвами, их крепости были гораздо более неприступными,

чем дворянские замки... За этими стенами и рвами развилось средневековое

ремесло... накоплялись первые капиталы, возникла потребность взаимного

общения городов друг с другом и остальным миром...».

Несомненный экономический и технический прогресс, достигнутый

средневековой Европой, обеспечил развитие ремесла, торговли и рост городов.

Не позднее 8 в. народы Европы создали национальную письменность,

приспособив латинский алфавит к своим диалектам. Деятели средневековой

культуры оставили крупные памятники литературы, архитектуры, философской,

юридической и экономической мысли. Появились элементы будущего преодоления

и разрушения идеологической монополии церкви.

Подобно тому, как это было на Востоке и в Западной Европе, горожане

стали классом, который воплотил в себе дальнейшее развитие производства и

обмена, просвещения, социальные и политические учреждения.

В эту эпоху в городах стал возрождаться древнеримский институт

городских врачей, которые стали называться «городскими физиками».

В связи с частыми вспышками эпидемий издаются специальные

«регламенты», в которых излагаются обязательные мероприятия против заноса и

распространения заразных болезней. Прокаженных, например, которые во

множестве появились в Европе уже после первого крестового похода, в города

не допускали. У городских ворот ставили привратников для задержания больных

проказой. В сельских местностях прокаженных обязывали предупреждать о своем

появлении звуками трещотки, рога, колокольчика 3.

В крупных городах, прежде всего портовых (Венеция, Генуя), приходят к

мысли об учреждении «карантинов» («сорок дней») в целях предупреждения

заноса заразы матросами, крестоносцами и разным бродячим людом; учреждается

должность «попечителя здоровья» в портах. Эпидемии заставили организовать

зачатки противоэпидемической службы. Вместе с тем возникает и светское

(нецерковное) медицинское образование.

Потребности городской жизни диктовали новые методы познания

действительности: опытные — вместо умозрительных, критические и

рациональные — вместо слепой веры в авторитеты.

Под личиной теологической направленности начало развиваться и опытное

знание. Петр Пилигрим (9 в.) первый проводил экспериментальное изучение

магнетизма, Р. Гроссетест (около 1168— 1253) опытным путем проверял

рефракцию линз. Оккам (W. Ockham, около 1285—1349), последовательный борец

с папизмом, стал родоначальником схоластического номинализма, который в

эпоху Средневековья «...вообще является первым выражением материализма» (К.

Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2-е изд., т. 2, с. 142); в области естествознания

ему принадлежат гипотезы, предшествовавшие открытию законов тяготения,

инерции и небесной механики. Буридан (J. Buridan, около 1300-1358) и Орезм

(1320—1382) выступили с критикой аристотелевского учения о движении и тем

самым проложили путь для преобразования Галилеем (G. Galilei) динамики;

Луллий (R. Lullius, около 1235— около 1315), первый европейский алхимик-

экспериментатор, много сделал для обоснования роли химии в медицине и

других областях знания.

Вместе с тем все исследования средневековые ученые проводили

исключительно с теологическими целями. Даже такой смелый мыслитель, как

Бэкон (R. Bacon, около 1214— около 1292), один из первых открыто

призывавший к изучению природы опытным путем, предсказавший появление

моторных судов, автомобилей, летательных аппаратов и химической науки,

которая «учит, как открывать вещи, способные продлить человеческую жизнь»,

все же полагал, что научное знание — «лишь часть, наряду с откровением,

совокупной мудрости, которую следует созерцать, ощущать и использовать на

службу богу». Однако сама мысль о целесообразности опыта в познании

достаточно прочно укоренилась в представлениях средневековых ученых. Они

передали ее своим ученикам, которые на основе возрождения традиций

античности стали применять метод своих учителей исключительно для целей

познания окружающего мира. Отрицая Средневековье как век догматики,

уничижения личности и умозрительного теоретизирования, они усвоили все то

позитивное, что создала средневековая культура. И в этом смысле при всех

контрастах и противоречиях средневековой культуры ее преемственная связь

с культурой Возрождения и Нового времени несомненна: она подготовила тот

грандиозный качественный скачок в культурном развитии человечества, с

которого начинается летосчисление современной науки.

Однако в области медицины и медико-санитарного дела Средневековье в

целом не внесло ничего нового. Анатомо-физиологические представления

Галена, искаженные в духе догматов христианства, считались высшим

достижением человеческого разума. При этом вера в непогрешимость древних

была столь высока, что даже наглядно наблюдаемые факты, если они

противоречили текстам древних, считались «наваждением» и не принимались во

внимание.

Галилей в «Диалоге о двух главнейших системах мира» приводит

примечательный рассказ о некоем философе-схоласте, который, находясь у

анатома, препарировавшего животное, увидел, что нервы исходят из мозга, а

не из сердца, как учил Аристотель, и воскликнул: «Вы мне показали все это

так ясно и ощутимо, что если бы текст Аристотеля не говорил обратного, а

там прямо сказано, что нервы зарождаются в сердце,— то необходимо было бы

признать это истиной». В течение 10 веков анатомия практически не

изучалась. Анатомирование человеческих трупов было запрещено. Лишь в 1238

г. Фридрих II разрешил профессорам Салернской мед. школы вскрывать для

демонстрации один труп в 5 лет. В 1241 г. было разрешено вскрытие трупов с

судебно-медицинскими целями.

Первое судебно-медицинское вскрытие произвел в 125 г. в Болонье известный

хирург Саличето (G. Saliceto, Salicetti, 1201—1277); в 1302 г. судебно-

медицинское вскрытие было произведено в Польше. В 1316 г. профессор

Болонского университета Мондино Луцци (Мопdino de Luzzi, 1275—1326) издал

учебник по анатомии, пытаясь заменить им анатомический раздел «Канона

врачебной науки» (см.). Сам Мондино имел возможность вскрыть только два

трупа, и его учебник состоял в основном из текстов, почерпнутых из плохого

перевода Галена. Тем не менее книга Мондино более двух веков была

университетским пособием по анатомии, по ней учился А. Везалий. Только в

14—15 вв. отдельные университеты начали получать разрешение на

анатомические демонстрации: обычно разрешалось вскрывать не более одного

трупа в год.

Широкое распространение получили мистические представления. Звездочеты

и колдуны, гадалки и кликуши успешно конкурировали с врачами. Более того,

многие врачи пользовались их средствами и приемами.

Талисманы и гороскопы, магические заклинания и мистические поверья

использовались в лечении любых болезней. Летучая мышь, убитая ровно в

полночь и высушенная, считалась лучшим противозачаточным средством.

Безоговорочно признавалось, что корень мандрагоры кричит по ночам

человеческим голосом и помогает от падучей, что судьба человека, его

здоровье и возможность излечения в случае болезни зависят от расположения

светил на небесном своде.

Астрология и кабалистика — наследие Древнего Вавилона и Халдеи —

обрели в средневековой Европе как бы вторую родину. Во многих европейских

университетах были созданы кафедры астрологии. Средневековые правители

содержали придворных астрологов (эта должность считалась высокой и почетной

в придворных кругах). Врач, не следующий духу и букве астрологии, был так

же редок, как священник, сомневающийся в истинности символов веры и

догматов Священного писания.

По поводу астрологических установок считалось пристойным даже спорить

с древними. Так, Арнальво де Вилланова оспаривал положение Галена о том,

что на здоровье человека в основном влияют планеты; он считал, что в

возникновении и течении болезней определяющее значение имеют созвездия, а

Луна «повинна» лишь в возникновении эпилепсии. Не только в астрологических

календарях, но и в мед. трудах описывалась связь функции и поражения

органов и частей тела с движением определенных планет и расположением

созвездий (от Сатурна зависело состояние правого уха, селезенки, большой

берцовой кости, плеча и мочевого пузыря; от Юпитера — состояние легких,

печени и стоп; от Марса — левого уха, кровеносных сосудов и половых органов

и т. д.). Четыре сока организма также подчинялись небесным телам. На

основании расположения созвездий определялось наиболее благоприятное время

для кровопусканий, приготовления лекарств и их приема. Например, таблетки

считались наиболее действенными, если они приготовлены во время наибольшего

сближения Юпитера и Сатурна; прием слабительных средств считался

противопоказанным, если Луна находилась в созвездии Овна, Козерога или

Тельца.

Определяющую роль в медицине и медико-санитарном деле играла церковь.

В 6 в. при западноевропейских монастырях начинают создаваться первые

больницы-богадельни: в 6 в.— в Лионе, в 529 г.— в Монте-Кассино, в 651 г.—

в Париже, в 794 г.— в Лондоне, около 1000 г.— в Сен-Бернаре.

Идея создания стационарных учреждений при монастырях для лечения больных и

призрения стариков и инвалидов была заимствована, по-видимому, из Византии.

Однако первые монастырские больницы Западной Европы по уровню лечения и

ухода за больными существенно уступали больницам Византии и араб. Востока.

Если не считать Салёрно, где ко времени открытия госпиталя имелась

корпорация врачей, лечебная помощь в этих больницах оказывали монахи,

медицинская подготовка которых была крайне недостаточной. По мнению многих

историков медицины, монахи лечили главным образом «постом и молитвой», хотя

не исключено, что в монастырских больницах использовались и рациональные

средства, почерпнутые из народной медицины и работ античных авторов. При

монастырях стали складываться медицинские школы, подготовка в которых, по

мнению В. Розанова (1936), первоначально ограничивалась обучением методам

оказания первой помощи при ранениях и ухода за ранеными и больными.

В 9—10 вв. общий уровень просвещения в Западной Европе повышается.

Учреждаются крупные соборные школы в Шартре, Реймсе, Йорке и других городах

для подготовки высшего духовенства, появляются светские школы — дворцовая

школа Карла Великого, высшая школа в Type (796), основанная известным

просветителем раннего средневековья Алкуином (Alcuin, около 735— 804), и

другие.

На базе соборных и крупных светских школ возникли университеты в

Париже (1215), Болонье (1158), Оксфорде (12 в.), Падуе (1222). Кембридже

(1209), Неаполе (1224), Саламанке (1218), Монпелье (1289), Праге (1348),

Кракове (1364) и других городах. Сама идея университета — высшей

общеобразовательной школы — не была новой. В период эллинизма прототипами

университетов были Афинская академия и Александрийский музейон, в средние

века высшие школы имелись в Константинополе и странах мусульманского мира.

Возникают университеты, светская школа, развиваются рационалистические

и пантеистические философские учения, подрывавшие официальную церковную

догму. Будучи детищами городской культуры, все эти светские школы на Западе

характеризовались оппозицией против феодализма, а оппозиция эта по тем

временам, выражалась, прежде всего в оппозиции против церкви и в тяготении

к королевской власти.

Отсюда — общность интересов всех этих школ и их стремление

объединиться в корпорацию. Короли сочувствовали этому их стремлению. В 1200

.г. последовала «хартия» короля Франции об объединении философской,

юридической и медицинской парижских школ в одну "Корпорацию, получившую,

название «Stedium geherale», что означает «общая школа». Управление этой

школой было передано в руки самих преподавателей и учащихся группировав-

шихся в землячества. Землячества назывались «universitas».

Впоследствии термин вытеснил первоначальное название «Studium

generate» и школы этого типа стали называться университетами. Так возник

Парижский университет (в 1200 г.). По образцу его стали возникать

университеты в других городах Европы: в том же XII веке — в Салёрно,

Монпелье и т. д., i в XIV веке — в Праге, Вене, Гейдельберге и т. д. Как

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.