заводят личное дело, в котором описывается анализ, собранный врачем. Здесь
регистрируются сведения о развитии ребенка, о причинах глухоты, о
заболеваниях, которые он перенес в различные периоды жизни. Затем
производят антропометрию и исследуют состояние внутренних органов.
Особенно уделяют большое внимание слуховому анализатору. Это
обследование и лечение детей проводит врач-отоларинголог.
Также ведут контроль по охране зрения детей. Врач-окулист через
определенный промежуток времени производит осмотр глаз.
После того как школьники возвращаются с каникул в школу, врачи
совместно с учителем физкультуры проводят медицинский осмотр. После чего
дети допускаются к занятиям физической культуры и спортом.
В школе-интернате №11 всегда присутствует чистота, порядок и уют, что
благоприятно действует на психику детей. Кроме того, каждый месяц здесь
проводится санитарный день, в котором принимают участие сами ученики этой
школы.
Для укрепления здоровья и предупреждения заболеваний необходимо
составить организационный режим. При этом нужно учитывать возраст детей.
Для младших школьников это будет один режим, а для старшеклассников –
другой. Также должны сочетаться различные виды труда и отдыха. Особое
внимание в режиме дня школы уделяется деятельности во внеурочное время, где
указываются часы проведения прогулок, игр и другое. Важную роль играет не
только установить режим, но и убедить учащихся в необходимости его
выполнения.
Вместе с режимом деятельности учитывается режим питания, что очень
важно для развития детей. В питание должны входить все необходимые
элементы.
1.2.1. Урок – основная форма физического воспитания.
Урок физической культуры является основной и обязательной формой
физического воспитания в школе-интернате №11. На уроке ученики получают
необходимый минимум знаний, умений и навыков, предусмотренных программой по
физической культуре для глухих детей, повышают уровень своего физического
развития.
Структура урока физкультуры в школе включает 3 части: подготовительную,
основную и заключительную. Каждая из них имеет свое обоснование и
содействует решению задач урока.
Программа состоит из разделов: теоретические сведения, гимнастика с
элементами ритмики, легкая атлетика, лыжная подготовка, подвижные игры,
плавание. Всего 70 часов.
Теоретические сведения сообщаются учащимся в процессе изучения
физических упражнений на уроке так, как эти сведения способствуют усвоению
учебного материала. На занятиях гимнастики дети должны овладеть навыками: в
простейшем построении и перестроении; ходьбе, бега по прямой и с изменением
направления и скорости передвижения, лазания; перелезания; техники прыжка и
метания. Общеразвивающие гимнастические упражнения направлены на воспитание
координации движений и развития двигательных качеств.
Упражнения на формирование правильной осанки направлены на воспитание
и исправление дефектов опорно-двигательного аппарата. Физические
упражнения, выполненные в воде, также способствуют формированию правильной
осанки.
В разделе лыжной подготовки предусмотрено обучение детей простейшей
технике спусков, подъемов на пологие склоны и передвижению по ровной
местности. Уроки проводятся при температуре не ниже -12(С.
Подвижные игры позволяют совершенствовать технику основных движений в
более сложных условиях. Необходимо выбрать те игры, которые способствуют
развитию чувства равновесия, двигательной координации, зрительной
ориентации, внимания, скорости движения, навыков бега, метания, прыжков,
лазания, перелезания.
При организации и проведении всех видов физических упражнений, в том
числе и подвижных игр, учитель по возможности должен постоянно находиться в
поле зрения всех учащихся для того, чтобы они могли видеть сигналы,
движения и речь учителя.
Речевой материал дается во время изучения и совершенствования
упражнений и включает в себя словарь и фразеологию.
Оценка успеваемости на уроках физкультуры в начальной школе
выставляется в форме текущего учета за качество исполнения упражнений и за
выполнение требований по программе.
1.2.2. Физические упражнения в режиме дня школы.
Гимнастика до занятий.
Гимнастика до занятий в школе-интернате №11 решает задачи: организует
учащихся в начале учебного дня, повышает работоспособность учеников на
первых уроках, предупреждает искривление осанки. С этой гимнастики должен
начинаться учебный день, она является составной частью физкультурно-
оздоровительной работы школы. Ее цель – оптимизировать уровень возбудимости
и функциональной подвижности центральной нервной системы, воздействовать на
все органы и системы организма. Наряду с этим гимнастика до занятий
способствует организованному началу учебного дня.
Организация проведения включает: определение мест каждому классу и
отдельному ученику на площадке и в помещении (но не в классе). Лучше всего
проводить гимнастику не ниже +10(С или в хорошо проветренных коридорах.
Проводят гимнастику по классам (1 - 3, 4 - 6, 7 - 8) или с каждым
классом отдельно.
Основным положением методики являются составление комплекса, состоящего
из 5 – 7 упражнений динамического характера, воздействующего на все группы
мышц; правильное выполнение упражнений с особым вниманием к осанке и
дыханию, чего легче достичь, используя наглядность.
Комплексы должны постоянно обновляться, их характер и интенсивность
выполнения соответствовать времени года. Продолжительность не более 15
минут. Учитель, проводивший первый урок, должен находиться в это время
около класса, наблюдать за порядком, правильным выполнением упражнений и
при необходимости оказывать помощь.
Физкультурные минутки и физкультурные паузы.
Цель этих двух форм – вернуть уставшему ребенку работоспособность,
внимание, снять мышечное и умственное утомление, предупредить нарушение
осанки.
Организация включает подготовку помещения (открытие окон, форточек) и
учащиеся для выполнения упражнений выходят из-за парт, ослабляют пояса,
воротники.
В школе №11 проводятся физкультминутки в 1 – 8 классах, особенно
уделяется большое внимание в начальном звене, где на каждом уроке при
появлении признаков утомления проводят также мероприятия. Время начала
физкультминутки определяется педагогом, ведущим урок.
В течение урока в младших классах учителя проводят 2 – 3 паузы.
Требования при проведении этих форм следующие:
1) упражнения не должны быть трудными для изучения;
2) упражнения должны быть комбинированными;
3) упражнения должны легко дозироваться, не вызывать утомления, не
включать упражнения, требующие сильного напряжения на силовую
выносливость.
4) В основном используют общеразвивающие упражнения;
5) При подборе упражнений учитывать эффект наслоения;
6) Правильно чередовать упражнения для различных мышечных групп; после
упражнений для рук, лучше использовать упражнения для ног, однообразные
упражнения вызывают утомление местного характера;
7) Если даются два упражнения для одной и той же группы мышц, то второе
упражнение или вторая часть сложного упражнения должна быть для мышц
антагонистом;
8) Необходимо чередовать характер физических усилий;
9) Целесообразно менять упражнения в комплексах не все сразу, а постепенно
заменяя одно – два изученных и усвоенных новыми, придерживаясь основной
схемы в течение 2 – 4 месяцев;
10) Желательно использовать метод слитного проведения.
Подбор упражнений для физкультурной паузы осуществляют исходя из
типовых рекомендаций, продолжительность 5 – 10 минут, 7 – 9 упражнений,
количество повторений 5 – 8 раз.
Физкультурная минутка: различают укороченные и полные физкультурные
минутки, динамического и локального характера. Укороченная состоит из
одного упражнения; 1 – 4 класс 3 – 4 упражнения, в 5 классе и старше до 5
упражнений. Дозировка: 3 – 4 раза в младшем звене, а в старшем 4 – 6 раз. В
течение дня проводят 2 – 3 раза.
Комплекс включает упражнения для мышц рук, ног, спины.
Физические упражнения и игры на переменах.
Физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах
проводятся в качестве активного отдыха с целью снижения утомления,
возникшего в результате учебной деятельности и повышения умственной
работоспособности. Они содействуют формированию положительного отношения к
организованной коллективной деятельности, повышению объема умений и навыков
самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Этот вид активного отдыха проводится на большой перемене. Для успешного
проведения физических упражнений и игр необходимо учитывать возрастные
особенности детей и подростков. Так, для учащихся 1 – 2 классов
используются групповые и простейшие командные подвижные игры, в 3 – 4
классах проводятся командные игры и эстафеты, эффективными являются
сюжетные игры. Важно помнить, что младшие школьники охотнее принимают
участие в играх с небольшим количеством участников. При большом количестве
занимающихся интерес к упражнениям и играм у них быстро затухает.
Интерес и физические возможности мальчиков и девочек 5 – 9 классов уже
значительно различаются. Поэтому наряду с совместными рекомендуется
проводить игры отдельно с мальчиками и девочками.
Игры и физические упражнения на переменах следует проводить на открытом
воздухе. Игры подбираются простые или ранее известные, средней и малой
интенсивности. Рекомендуется использовать командные игры, подходящие к
спортивным, такие например, как «Мяч ловцу», «Мяч среднему», «Передал –
садись», «Пионерская лапта», « В четыре стойки», а также упражнения из
спортивных игр и такие спортивные игры, как например, настольный теннис,
бадминтон, пионербол, волейбол, соревнования на точность броска мяча в
кольцо.
Этот вид активного отдыха проводится под руководством учителей или
воспитателей.
1.2.3. Самостоятельные занятия физическими упражнениями.
Утренняя гимнастика.
Утренняя гимнастика – одно из основных средств оздоровления и повышения
работоспособности. Исполнение этой формы должно быть сознательным и реально
осуществимо. Утренняя гимнастика ценное средство для повышения
работоспособности так, как после сна организм находится в пониженной
работоспособности, осуществляется в результате усиления проприорецептивной
импульсации с мышцами конечностей, другие органы одновременно нормализуется
соотношение силы возбуждения и торможения. Утренняя гимнастика создает в
организме рабочую обстановку, ликвидирует неблагоприятные последствия
гипокинезии и подготавливает нервную систему, двигательный аппарат,
внутренние органы к предстоящей деятельности.
Задачи утренней гимнастики: 1) ликвидировать застойные явления; 2)
размять суставы и мышцы; 3) активизировать деятельность сердечной и других
систем.
Действие Утренней гимнастики: ежедневное занятие улучшает физическое
развитие, совершенствует осанку, координационные способности и качества.
После сна привести организм в состояние бодрствования, улучшить обменные
процессы, подготовить мышечную систему и двигательный аппарат к предстоящей
деятельности. Утренняя гимнастика имеет значения, то есть восполнение до
утомления, время 10 минут. В ней не должно быть сложных упражнений,
учитывается принцип постепенности.
Утренняя гимнастика обеспечивает настройку организма на работу и
создание условий дня быстрого врабатывания, изменяется деятельность органов
кровообращения и дыхания.
В школе №11 утренняя гимнастика включена в режим дня школьников.
Контролирует это мероприятие учитель физкультуры.
После подъема все ученики выполняют: младшие школьники бег вокруг
школы, а старшеклассники – бегают в бору. Такая утренняя гимнастика
проводится в течение всего учебного года.
В период, когда дети не заняты уроками в, режиме дня есть время, когда
все учащиеся могут самостоятельно заниматься тем, чем им нравится.
Страницы: 1, 2, 3
|