(воспроизводимости, надежности, специфичности, чувствительности,
прогностической ценности, диагностической эффективности, вадидности и др.)
позволяет рекомендовать их для массовых психологических обследований с
целью оценки уровня ПЭН и его источников у различных групп населения.
Опросник «Ваше самочувствие''
Регистрационный номер.
Как заполнить опросник:
1. Внимательно, не торопясь, прочтите вопрос. Ознакомьтесь с предложенным
набором возможных ответов.
2. Выберите из предложенного перечня ответов тот, который соответствует
Вашему мнению.
Обведите кружком номер этого ответа.
ОПРОСНИК
1. Как бы вы оценили состояние своего здоровья?
1 — очень плохое
2 — плохое
3 — удовлетворительное
4 — хорошее
5 — очень хорошее
2. Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны с каждым из перечисленных
ниже утверждений:
|Утверждения |Скоре|Скорее |Не |
|Согласен |е |не |соглас|
| |согла|согласе|е |
| |сен |н | |
|1) Пожалуй, я человек нервный |1 |2 |3 |4 |
|2) Я очень беспокоюсь о своей |1 |2 |3 |4 |
|работе | | | | |
|3) Я часто ощущаю нервное |1 |2 |3 |4 |
|напряжение | | | | |
|4) Моя повседневная | | | | |
|деятельность | | | | |
|вызывает большое напряжение |1 |2 |3 |4 |
|5) Общаясь с людьми, я часто | | | | |
|ощущаю | | | | |
|нервное напряжение |1 |2 |3 |4 |
|6) К концу дня я совершенно | | | | |
|истощен | | | | |
|физически и психически |1 |2 |3 |4 |
|7) В моей семье часто возникают| | | | |
|напряженные отношения |1 |2 |3 |4 |
3. Как Вы чувствуете себя в последнее время?
Утверждения
| |Согл|Скоре|Скорее|Не |
| |асен|е |не |соглас|
|1) Я доволен тем, как прошел | |согла|соглас|ен |
| | |сен |ен | |
|последний год моей жизни |1 |2 |3 |4 |
|2) Мое душевное состояние, | | | | |
|настроение | | | | |
|стало хуже |1 |2 |3 |4 |
|3) В целом моя жизнь | | | | |
|складывается |1 |2 |3 |4 |
|удачно |1 |2 |3 |4 |
| |1 |2 |3 |4 |
|4) Мое благополучие | | | | |
|расстроилось |1 |2 |3 |4 |
|5) Я чувствую себя счастливым | | | | |
|человеком |1 |2 |3 |4 |
|6) В моей жизни произошли | | | | |
|перемены к худшему |1 |2 |3 |4 |
|7) В моей жизни есть источник |1 |2 |3 |4 |
|радости и поддержки |1 |2 |3 |4 |
|8) У меня есть проблемы, | | | | |
|которые | | | | |
|сильно портят мне настроение | | | | |
| | | | | |
|9) Моя жизнь стала лучше | | | | |
| | | | | |
|10) Многое не удается | | | | |
| | | | | |
4
1 2 3 123 4
1234
123 4
123 4
123 4
4. Ниже перечислены условия, которые могут влиять на Ваше самочувствие.
Оцените, пожалуйста, условия своей жизни по 5-балльной системе: 1 —очень
плохие, 2 — плохие, 3 — удовлетворительные, 4 — хорошие, 5 —'очень хорошие.
Условия жизни
Оценка в баллах
1) Ваши жилищные условия
2) Бытовые условия в районе проживани (магазины, услуги, транспорт и
т.п.)
3) Экологические условия в районе проживания (чистота воздуха, воды, почвы
и т.п.)
4) Условия Вашего труда
5) Деньги, доход
6) Возможности использования денег
7) Медицинское обслуживание
8) Возможности получения информации (радио, телевидение, печать и т.п.)
9) Досуг, спорт, развлечения
10) Возможности общения с искусством (кино, музеи, книги и т.п.)
11) Политическая ситуация в регионе проживания
12) Социальная и правовая защищенность (чувство безопасности)
13) Свобода вероисповедания, политической активности
5. Ниже перечислены сферы жизни, от которых может зависеть самочувствие
людей. Оцените, пожалуйста, насколько Вы удовлетворены различными сторонами
своей жизни. Используйте 5-балльную систему: 1 — совершенно не
удовлетворен, 2 — не удовлетворен, 3 — в какой-то мере удовлетворен, 4 —
пожалуй, удовлетворен, 5 — полностью удовлетворен.
Стороны жизни
Оценка в баллах
1) Работа (характер труда, отношение к работе, возможности и т.п.
2) Отношения в семье
3) Дети: их здоровье и благополучие
4) Питание
5) Отдых
6) Материальное благополучие, обеспеченность
7) Общение с друзьями, с людьми, близкими по интересам
8) Положение в обществе
9) Жизненные перспективы
10) Любовь, сексуальные чувства
11) Любимое занятие, возможность выразить себя в чем-либо
6. Ваш пол: 1 — М, 2 — Ж.
7. Возраст: _____лет.
8. Образование: 1 — начальное и ниже
2 —неполное среднее
3 — среднее общее
4 — среднее специальное
5 — незаконченное высшее
6 — высшее.
9. К какой общественной группе Вы относитесь?
1-рабочий 6
- домохозяйка
2 - служащий 7-
безработный
3 - пенсионер по возрасту 8 -
предприниматель
4 -пенсионер по инвалидности 9 - крестмнин
5 - учащийся, студент 10 -
другое
10. Семейное положение: 1 — женат (замужем),
2 — никогда не был женат (замужем),
3 — разведен(а), живу отдельно,
4 — вдовец (вдова).
11. Место проживания ___________________________
Название населенного пункта, район, область
БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА УЧАСТИЕ В ОБСЛЕДОВАНИИ!
Регистрационный номер _____________________
обработка и интерпретация резуль- При обработке данных, получаемых
татов, получаемых с помощью с помощью шкалы Л. Ридера, подсчи-
опросника. ваше самочувствие, тывается сумма баллов по всем 7 пунк-
Пункт 1 опросника ВС измеряет само- там, которая затем делится на 7.
Далее
оценку здоровья. Низкая самооценка полученный балл вычитается из 4.
здоровья, по нашим данным [4], связана В результате получается показатель
с повышенным уровнем стресса, низки- стресса по шкале психосоциального
ми показателями удовлетворенности стресса Л. Ридера, который может
жизнью, варьировать от 0 до 3 баллов.
Пункт 2 опросника ВС представляет В зависимости от полученного балла
собой шкалу психосоциального стресса психосоциального стресса каждого ис-
Л. Ридера. пытуемого можно отнести к группе с
высоким, средним или низким уровнем психосоциального стресса (см. табл. 1).
Таблица 1
Нормы уровней психосоциального пресса у мужчин и женщин
|Уровень | |
|стресса |Средний балл |
| |Мужчины |Женщины |
|Высокий |2,00 - |2.18-3.0|
|Средний |3.00 |0 |
|Низкий |1.00-0.9|1.18-2.1|
| |9 |7 |
| |0.00 - |0.00-1.1|
| |0.99 |7 |
Испытуемые с высоким уровнем психосоциального стресса могут быть отнесены
к группе лиц, нуждающихся в получении психологической помощи.
Пункт 3 опросника ВС представляет собой шкалу удовлетворенности жизнью в
целом. Данная шкала оценивает субъективное состояние
удовлетворенности—неудовлетворенности жизнью в целом.
Для подсчета показателя по данной шкале необходимо из суммы баллов,
набранных по подпунктам 1, 3. 5. 7 и 9, вычесть сумму баллов, набранных по
подпунктам 2. 4, 6, 8 и 10. Показатели удовлетворенности жизнью в целом
могут варьировать от -15 до+15 баллов.
Результат от -15 до -5 баллов является показателем низкого уровня
удовлетворенности жизнью в целом, т.е. свидетельствует о состоянии
неудовлетворенности, стресса, пессимистическом настроении, о потребности в
получении психологической помощи.
Результат от "Л до +4 баллов свидетельствует о среднем уровне
удовлетворенности жизнью в целом.
Результат от +5 до +15 баллов свидетельствует о высоком уровне
удовлетворенности жизнью в целом, о психологическом благополучии и
оптимистическом мироощущении.
Пункт 4 опросника ВС представляет собой шкалу удовлетворенности условиями
жизни.
Для получения показателя по данной шкале необходимо подсчитать сумму
баллов по всем 13 подпунктам.
Результат ниже 32 баллов свидетельствует о низком уровне удовлетворенности
условиями жизни в целом, о низком качестве жизни и о потребности в
получении психологической помощи.
При результате от 33 до 46 баллов условия жизни в целом оцениваются
испытуемым как удовлетворительные.
Результат выше 47 баллов свидетельствует о высоком уровне
удовлетворенности условиями жизни в целом и является показателем высокого
качества жизни.
Если по какому-либо из 13 подпунктов испытуемый набирает 1—2 балла, то
представленная в данном подпункте сторона жизни может рассматриваться как
источник стресса, переживаемого испытуемым. Подпункты шкалы, по которым
испытуемый набирает 4—5 баллов, следует рассматривать как стороны жизни, в
наибольшей степени удовлетворяющие испытуемого и являющиеся источниками его
поддержки.
Пункт 5 опросника ВС представляет собой шкалу удовлетворенности основных
жизненных потребностей.
При обработке результатов подсчитывается сумма баллов по всем 11
подпунктам шкалы.
При заполнении подпунктов I» 2 и 3 у испытуемых могут возникнуть вопросы
Пояснение по подпункту 1: «Если Вы в данный момент не работаете, оцените
Ваше отношение к этому факту».
Пояснение по подпункту 2: «Если Вы живете один (одна), оцените. насколько
Вы удовлетворены своим семейным положением».
Пояснение по подпункту 3: «Если у Вас нет детей, оцените Ваше отношение к
данному факту».
Необходимо, чтобы испытуемый заполнил все пункты шкалы.
Если испытуемый набирает менее 30 баллов, это свидетельствует о низком
уровне удовлетворенности основных жизненных потребностей, о стрессе и о
потребности в получении психологической помощи. Показатель от 31 до 41
балла свидетельствует о среднем уровне удовлетворенности основных жизненных
потребностей.
Показатель выше 42 баллов свидетельствует о высоком уровне
удовлетворенности потребностей, о психологическом благополучии.
Если по какому-либо из 11 подпунктов данной шкалы испытуемый набирает 1—2
балла, то представленная в данном подпункте сторона жизни (потребность)
может рассматриваться как источник неудовлетворенности, стресса,
переживаемого испытуемым.
Подпункты шкалы, по которым испытуемый набирает 4—5 баллов, следует
рассматривать как стороны жизни, в наибольшей степени удовлетворяющие
испытуемого и являющиеся источником его поддержки.
Пункты 6—11 опросника ВС предназначены для регистрации основных социально-
демографических показателей испытуемых: пола, возраста, уровня образования,
Страницы: 1, 2, 3
|